Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56

Заключение ………………………………………………………………....63

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Мукусева.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

     Вторая группа— исконно русские слова, имеющие общеславянские и индоевропейские корни. Сначала для работы берутся слова с прозрачной этимологией (например, подорожник, шиповник, подсолнух, подберёзовик, опёнок, мухомор, поползень, снегирь). Анализ значения и исторической структуры таких слов позволяет активизировать морфемный канал в сознании младших школьников. При работе со словами данной группы легче всего показать детям, как внешний облик слова может зависеть от его значения. Благодаря работе с этой группой слов становится возможным обращение к русским словам с более сложной, затемнённой этимологией (например, корабль, столица, товарищ, счастье, человек). Дети достаточно легко понимают и объясняют значение русских слов, исходя из их структуры потому, что они уже владеют морфемным строем русского языка. Такая работа позволяет дополнительно напомнить ученикам, что приставки и суффиксы, входящие в состав слова, вносят в него крупицу своего значения.

     Только после глубокого анализа исконно русских слов (в меру доступности для младших школьников) можно переходить к этимологии заимствованных слов. При этом в сознании учащихся начальных классов происходит перенос уже усвоенного способа действия на новый для них языковой материал. Заимствованные слова не содержат уже известных им русских морфем. Поэтому в подборе языкового материала также нужно идти от более простого, известного, доступного младшим школьникам к более сложному. Этим и обусловлена дальнейшая последовательность знакомства младших школьников с этимологией.

     Третья группа — слова современного русского языка, содержащие греко-латинские элементы. Это достаточно многочисленная группа слов русской лексики. Многие слова, заимствованные из современных европейских языков, имеют в своём составе элементы греко-латинского происхождения, ставшие международными. Обращение в первую очередь к этимологии таких заимствованных слов обусловлено развитием языка. Сначала школьников знакомили с наиболее часто встречающимися греко-латинскими элементами, входящими в состав современных русских слов. Например, аquа (аква) —« вода», biо (био) — «жизнь», biblion (библион) — «книга», gео (гео) — «земля», grapho (графо) — «пишу», Iоиоз (логос) — «слово» и др., с часто используемой греко-латинской приставкой соm- (ком-) и её вариантами соl- (кол-), соn- (кон-), соr- (кор-), со- (ко-). Затем — с этимологией слов, хорошо известных, но содержащих не столь распространённые греко-латинские элементы, например, аlbus (альбус) — “белый”, сарsа (капса) — “ящик, футляр”, gymnos (гимнос) — “обнажённый, раздетый”, horos (хорос) — “пре дел”,. Многие слова этой группы хорошо знакомы детям, так как называют предметы и явления школьной жизни (каникулы, портфель, директор, гербарий, орфография).

     Четвертая группа— слова, заимствованные из французского, английского, немецкого, итальянского и других языков. Эти слова тоже могут содержать часто встречающиеся элементы, такие как аеrо (аэро) — фр. ‚”самолёт”, ball(бол) — англ. “мяч” и др.

     Данная последовательность ознакомления детей с этимологией обоснована с одной стороны, особенностями речевого развития ребёнка, с другой особенностями развития нашего языка в целом.

     В соответствии с изложенной здесь характеристикой групп мы составили краткий этимологический словарик для начальных классов, состоящий из соответствующих разделов. Каждый из разделов словаря построен по этимологическому гнездовому принципу, то есть в качестве заглавного слова каждой словарной статьи вынесено этимологически исходное слово.

Такое расположение слов в словарике соответствует основной цели словарной работы — обогащению словарного запаса учащихся. Более глубоко анализируя структуру и значение нескольких частотных и актуальных для младших школьников слов из данного этимологического гнезда, в качестве попутных примеров учитель приводит лексические единицы, восходящие к данному историческому корню, но мало известные детям. Этот момент словарной работы с опорой на этимологию особенно важен для обогащения словаря учащихся. Учитель, знакомя детей с исторической структурой слова и его исходным значением, формирует способность ребёнка в незнакомых словах видеть уже известные элементы с тем же значением, что и в изученных, и на основе этого определять их значение.

     Работе над каждой новой группой слов должен предшествовать специальный урок развития речи, служащий своеобразной установкой на обращение к этимологии этих слов. На каждом уроке необходимо проводить классные сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, свободные и творческие диктанты, тематика которых обусловлена материалом урока.

     Таким образом, этимологический анализ в школе, наблюдения за процессом образования слов русского языка, особенностями употребления производных слов в речи с учетом их значения и стилистической окраски обостряют внимание учащихся к слову, позволяют глубже разобраться в его лексическом значении, обогащают словарь школьников, способствуют более осознанному усвоению норм орфографии, развитие языкового чутья.

 

 

Выводы по первой главе:

 

     Анализ лингвистической, психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволили нам сделать следующие выводы:

   1. Основой целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря.

     2. Обогащение словарного  запаса учащихся должно идти  в двух направлениях: парадигматическом  и синтагматическом.

     3. Парадигматическое обогащение происходит на количественном и качественном уровне.

     Количественное обогащение  идёт путём узнавания учащимися  новых лексем и новых сем  у известных им слов, путём  перемещения слов из пассивного  в активный словарный запас.

     Качественное совершенствование  словаря младшего школьника происходит посредством уточнения значения уже известных им слов, путём замены в словарном запасе школьников нелитературных слов эквивалентными литературными.

     4. Синтагматическое  обогащение словаря младших школьников  предполагает их обучение сочетаемости слов, умению правильно и точно употребить слово в речи.

     5. Основным приёмом  словарной работы, рассчитанным  на осознанное понимание значения  и орфографии слова, является  использование этимологии.

     6. Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребёнка, пришедшего в начальную школу, образно.

     7. Этимологизирование  — естественная языковая способность  младшего школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов.

     8. Применение этимологического  анализа как методический приём  направляет способность младших  школьников к этимологизации  в научное русло, способствует  формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.

     9. Работа с терминами, обозначающими научные понятия, будет для младших школьников  значительно облегчена, если строить  её с опорой на этимологию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII. Система уроков направленных на обогащение словарного запаса  младших школьников.

 

2.1. Констатирующий эксперимент.

     Для определения уровня словарного запаса нами была продиагностирована группа детей1.В данную экспериментальную группу входит 7 учащихся. Возраст – 10-11 лет. Уровень знаний учащися средний. Все учащиеся обладают достаточным словарным запасом, что позволяет построить логически последовательную речь. Но, следует сказать, что уровень знаний не у всех детей одинаков. Из 7 учащихся 3 человека имеют средний уровень. Они владеют приемами словарной работы, могут разобрать слово в его лексическом значении, тем самым обогащая свой словарь, умеют работать со справочным материалом. Остальные 4 ученика имеют низкий уровень, т.е. у них развито языковое чутье, и они также владеют умением работать со справочным материалом. Исходя из этого, я использовала в данном эксперименте задания разного уровня. Перед тем как приступить к описанию эксперимента считаю нужным паказать всю диаграмму констатирующего эксперимента.

Баллы за каждое задание

Общее количество баллов

1.

3

                                                             

                                                 

                                         

                                          

                                         

                                             

               100

2.

3

3.

3

4.

4

5.

5

6.

3

7.

4

8.

5

9.

6

10

8

11.

6

12.

8

13.

12

14.

15

15.

16


 

 

     На проведение эксперимента отводится 45 минут(1 урок). Эксперимент имеет один вариант, задания расположены по возрастающей сложности. В варианте 15 заданий. За верный ответ в любом задании выставляется соответствующий балл ( смотри в  таблице). За неверный ответ в задании вычитается 1 балл из суммы набранных баллов именно из этого задания. Если количество неверных ответов превышает количество верных ответов, то за это задание ставится 0 баллов.

     Максимальное количество  баллов за все верные ответы – 100баллов.

     Оценка “5” – 70-100 баллов.

      “4” – 40-69 баллов.

      “3” – 28-39 баллов.

        “2” – меннее 28 баллов.

     Предлагается ученикам  выполнять то задание первым, которое они знают, как делать. После выполнения всех заданий, доступных школьнику, можно вернуться к тем, которые оказались трудными.

     По мере знакомства с этимологией слов задания для определения степени количественного и качественного обогащения словарного запаса учащихся усложняются. Условно мы разделили их на задания первого и второго уровней.

     В процессе создания лингвистической базы детям даются устные и письменные задания первого уровня. Они могут быть двух типов: 1) истолкуй значение слова; 2) объясни, почему так называется... (сочинение-миниатюра «Секрет названия». Для первого типа заданий подбираются мало знакомые детям слова, с которыми они сталкиваются в процессе обучения и значение которых учителем специально не объясняется. Это позволяет учителю выяснить степень понимания учащимися данных слов и поработать над уточнением их значения в сознании учащихся. В целом задания первого уровня приучают школьников задумываться над значением новых для них слов.

    Задание 1.Истолкуй значение  слова. Почему, эта ягода так называется?

Костяника

Облепиха

Малина

   Для второго типа заданий подбираются слова с очень прозрачной и доступной младшим школьникам этимологией. Они помогают научить их правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме и не требуют много времени.

     Задание 2.Сочинение  –миниатюра «Секрет названия». Выберите любое слово и напишите сочинение миниатюру на тему «Почему... так называется?»

Незабудка, подорожник, масленок, мухомор, черника.

    В процессе систематического применения элементов этимологии описанные задания усложняются. В них включаются и те слова, которые целенаправленно изучались на уроках с опорой на этимологию, и те, которые только назывались в ряду родственных. Например, после изучения слов, восходящих к историческому корню -коло- (в значении «круг»), можно включить в задания первого или второго типа не только слова колесо, колобок, кольцо, но и кольчуга, колея, околица, околыш.

     Кроме того, в задание первого типа объяснить значение слова можно включать слова, заведомо детям неизвестные, но содержащие знакомые им элементы. Например, слово аквапед большинству младших школьников неизвестно, но оно содержит уже знакомые им по словарной работе элементы аquа- (аква-) — “вода” и реd- (пед-) -“нога. Дети, которым известно значение данных элементов, легко догадаются, что аквапед — это водный велосипед. Такие упражнения способствуют развитию языковой догадки школьников.

Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников