Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56

Заключение ………………………………………………………………....63

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Мукусева.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

     При систематическом обращении к этимологии к уже описанным прибавляются задания второго уровня: 1) угадать слово по значению (в задание включаются слова, изученные с опорой на этимологию); 2) выбрать из списка созвучных слова, имеющие определённый заимствованный элемент.

     В первый тип заданий этого уровня включаются такие лексические единицы, которые звучали на уроке в ряду родственных при изучении слов, содержащих определённые заимствованные элементы. Например, когда изучаются слова с элементом аquа- (аква-) -“вода”, учащиеся близко знакомятся с такими словами, как аквариум, акварель, среди родственных просто называются слова акваланг, аквалангист, акванавт, акватория. Те слова, на значении и написании которых подробно не останавливались, могут быть включены в задания описанного типа.

Задание 3.

Ответь одним словом, как называется:

     …тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)

    …форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование)

     …комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион)

     …соревнование спортивных команд — бег, движение на дистанции, при котором на определённом этапе один спортсмен, сменяясь, передаёт другому условленный предмет? (Эстафета)

        Во второй тип заданий включаются слова, похожие по звучанию, некоторые из них содержат один и тот же заимствованный элемент (например, tеlе- (теле-) и др.) Учащимся предлагается или выписать слова, содержащие данный заимствованный элемент, или распределить слова по группам. Само собой разумеется, что учащиеся к этому времени знакомы со значением данного международного элемента и умеют подбирать слова, его содержащие.

      Задание 4.

Выпиши из данного ряда созвучных слова, восходящие к историческому корню —теле- в значении «далеко». Дополни, если сможешь, список слов с историческим корнем теле-.

Телевизор, телескоп, телега, телеграф, телефон, телёнок, телеграмма, телесный.                                                                                                           

В списке из 8 слов 5 восходят к историческому корню теле(телевизор, телескоп, телеграф, телефон, телеграмма) и 3 созвучных с ними слова (телега, телёнок, телесный).

     Приводим слова, которые могут быть правильно названы в данном списке:

Телевизор, телевизионный, телевидение, телевещание, телефильм, телезритель, телекамера, телестудия, телеведущий, телескоп, телескопический, телеграф, телефакс, телетайп.

     Задания второго уровня  помогают оценить степень количественного  и качественного обогащения словарного  запаса у младших школьников. Свидетельство количественного обогащения- умение угадать слово по значению в первом задании (это задание позволяет определить, есть ли в словарном запасе учащегося данное слово);количество слов, правильно подобранных учащимися самостоятельно в задании второго типа.

     Показатель качественного обогашения словаря - умение учащихся точно определить слово по значению(в задании первого типа); сознательно отобрать из группы созвучных слова, содержащие данный заимствованный элемент(в задании второго типа).  

    При систематическом использовании в словарной работе этимологического анализа ребёнок самостоятельно отбирает из созвучных слов только те, что имеют семантические связи с названным словом. Это такой вид диктанта, где учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня. Например: это слово произошло от...

 

Задание 5.

     Узнай слово по полной этимологической справке.

          …общеславянского ДОР, что значит “расчищенное место”.

     …общеславянского КОР — и “рог”.

     …восточнославянского КОРЗАТЬ — “рубить ветки, счищать кору”.

     …исконно русского ХОРС — “чистый, убранный”

     ... лат. саnиs (канус) — “собака”.

     …латинского festa (феста) — “праздник “.

    …латинского тilis (милис) — «воин».

     …греческого рlапе (плане) — «блуждание».                                                                                           

(Запись в тетрадях учеников: дорога, корова, корзина, хороший, каникулы, фестиваль, милиция, планета.)

     В процессе выполнения заданий такого рода звуковые ассоциации в сознании ребёнка возникают не хаотично, а лишь на основе соотнесения созвучных слов по значению.

     После выполнения  заданий на определение этимологии  слов целесообразно включить  в эксперимент  задания на усвоение  состава слова и элементов словообразования. Цель этих заданий: определить место каждого производного слова в системе родственных слов, отношения между словами. Обучающиеся должны уметь: находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова; обращать внимание на употребления слов. В связи с этим предложила учащимся следующее задание на образование новых слов.

Задание 6. Образуйте новые глаголы от слова варить при помощи приставок.

    Это задание сформировало  понятие словообразовательная пара, способствует осознанию словообразовательной  функции приставки. Немаловажную  роль играет в слове корень  слова. Эта общая часть родственных  слов. Он выделяется при сопоставлении слов одного гнезда, то есть однокоренных слов. В следующих трех заданиях учащиеся должны выделить корень слова, чтобы осознать значение словообразовательной функции.                                                                                                                               Задание 7.Укажите, слова, в которых по является частью корня:

                           Поезд                Покой

                           Погон                Подумать 

Задание 9. К слову море подберите однокоренные слова.

Задание 10. Укажите слова, где корень выделен не верно.


         Желток                Мышонок


         Свалил                 Ослепил


         Болтовня

     В процессе работы  со словообразовательным гнездом  раскрывается механизм образования одного слова на базе другого, устанавливаются мотивационные отношения  между словами. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности. На материале словообразовательного гнезда в начальной школе можно анализировать словообразовательные модели, строить словообразовательные цепочки, проводить лексико-семантическую работу.

     Анализ словообразовательного  гнезда в следующем задании  позволит определить место каждого производного слова в системе родственных слов, лучше понять отношения производности между словами. 

                                                                

     Задание 10.Образование  слова аппетитно можно записать  в виде словообразовательной цепи:

Аппетит – аппетит-н-ый – аппетит-но

Назовите еще две словообразовательные цепи в этом гнезде.

     После того как  учащиеся познакомились с этимологией  различных слов, провели словообразовательный  анализ необходимо закрепить  полученные детьми знания, умения и навыки. Для этого в эксперименте я применила творческое  списывание.

Задание 11.Творческое списывание.

     Творческое списывание хорошо известно в методике русского языка. Здесь оно используется с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов. Творческое списывание применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка, истории. Заметим, что для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию.

Задание: Напишите на месте точек подходящие по смыслу

слова.

 

Русский язык

1) Букву или часть слова, где  возникает опасность ошибки называют ... .

2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют  ... .

3) ... — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению. 4) ... — это слова, противоположные по значению. 5) ... — это слова, совпадающие или близкие по значению.

(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.)

Математика.

1) Размер, объём, протяжённость предмета  называется  … .

2) ... — равносторонний прямоугольник. З) ... это единица длины, сотая часть метра. 4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, — ... . 5) Мера длины, равная тысяче метров — ... . б) Инструмент для вычерчивания окружностей называется  … .

(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль.)

Природоведение ( Естествознание)

1) ... — это коллекция засушенных  растений.

2) Видимая граница неба и земной  или водной поверхности называется … .

З) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться ... . 4) Солнце всходит на ... и заходит на … .

(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: гербарий, горизонт, компас, запад, восток) 

        Также как  и творческое списывание словарные  диктанты с опорой на этимологию позволяют активно обогащать словарный запас учащихся.  В такие диктанты включаются только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились. Первый вид диктанта по степени сложности их выполнения  содержится в задании 12.                                                                                                                    

Задание 12.Объяснительный диктант с лексическим заданием.

     Для этого вида диктанта обычно подбираются слова на изучаемое орфографическое правило. Например, изучается правило о написании -ы- или -и- после Ц. Диктант проводится следующим образом.

    - Как называется точная выдержка из произведения?

    - Как называется род деревьев и кустарников семейства мимозовых, ветки которого покрыты острыми шипами?

    - Как называется почин, первый шаг в каком-то деле?

     -Как называется инструмент для вычерчивания окружностей, дуг?

                                                                                                                      

(Запись в тетради ученика: цитата (цито), акация (аке), инициатива (инициум), циркуль (циркус)).

     Этимология используется учащимися при объяснении написания слов.

     Диктант с лексическим заданием традиционен и проводится большинством учителей. Он носит элементы занимательности, помогает учащимся закрепить в памяти не только изучаемое орфографическое правило, но и лексическое значение “трудного” слова. Если же учитель в словарной работе систематически использовал этимологию, в сознании ребёнка при выполнении такого диктанта актуализируются сведения о происхождении данного слова, позволяющие верно его написать. Эти сведения и должен записать младший школьник в качестве проверки к “трудным” словам.

     Следующий вид диктанта  – диктант с обоснованием.

Задание 13.

Этот вид диктанта хорошо известен в методике русского языка и широко используется учителями при закреплении написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Если же учитель постоянно использует в словарной работе этимологический анализ, этот вид диктанта можно использовать и при работе со словами с непроверяемыми гласными.

     Задание: запиши трудные слова под диктовку, предварительно обосновав их написание.

     Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.

     Ветеран, солдат, литература, орбита.

Ученики записывают в тетрадях: (нет ус) ветеран, (сольдо) солдат, (литера) литература, (орбис) орбита.

Словарные диктанты с такого рода заданием способствуют закреплению в сознании детей сведений о происхождении «трудных» слов, развитию навыка писать слова, вызывающие затруднения, предварительно подобрав проверочное слово.

     Следующий вид диктанта  не требует много времени, он  вписывается в любой урок на любом этапе.

Задание 14.Самодиктант.

Задание: вспомни и запиши как можно больше слов...

…имеющих в своём составе исторический корень -кор- (от кора).

… имеющих в своём составе исторический корень -лоп- в значении «лист».

Примерные записи в тетрадях учеников:

     Корабль, кораблик, корабельщик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый и др.

Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников