Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56

Заключение ………………………………………………………………....63

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Мукусева.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

     Результаты контрольной  работы занесем  в таблицу.

 

 

Ф.И. учащихся

 

Баллы

Номера заданий/

кол-во уч-ся получивших баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Матвеева В.

61

2

2

2

3

4

2

2

5

4

5

4

4

5

8

9

2

Морелев Е.

61

2

3

1

4

4

2

3

2

4

3

2

3

3

12

8

3

Мукусев И.

83

3

3

2

4

4

3

3

5

5

7

4

6

10

14

10

4

Калеева К.

64

3

3

2

3

3

3

2

5

4

6

4

5

8

10

9

5

Чернова А.

48

1

2

2

3

2

2

2

3

3

3

3

3

4

8

7

6

Чубукова А.

77

2

3

1

4

3

2

4

5

5

7

4

5

10

12

10

7

Чугунова А.

73

3

3

1

4

3

3

3

3

4

6

5

6

9

10

10

 

Общее/ %

66,7

76

90

52

75

77

60

67

80

69

66

61

57

64

62

56


 

     Эта группа заданий оказалось равной по сложности  по сравнению с предыдущей группой заданий. Решаемость заданий составляет в среднем 66,7%. Практически все учащиеся успешно справились с заданиями. Младшие школьники начили правильно истолковывать и понимать лексическое значение слов, успешно определяют слово по его значению. Учащиеся со средним уровнем знаний стали лучше разбирать этимологию заимствованных слов. Учащиеся с низким уровнем знаний научились образовывать новые слова  используя приставки, выделять корень в словах, правильно и точно употреблять слово в речи. Но некоторые затруднения все таки остались: у учащихся недостаточно сведений о происхождении слов содержащих греко-латинские элементы. В связи с этим  необходима целенаправленная работа по этому направлению.

 

Выводы по второй главе:

 

     1. На основании результатов констатируюшего эксперимента можно сделать вывод о том , что наибольшие затруднения вызывают задания связанные с этимологией слов третьей и четвертой группы. Учащиеся  имеют мало сведений о происхождении слов содержащих греко-латинские элементы и слов заимствованных из французского, английского, немецкого, итальянского и других языков, что говорит о недостаточном развитии речи учащихся. Речевые умения требуют постоянного внимания со стороны преподавателя, так как являются важной составляющей обшего развития учащихся.

    2. На основании контрольного  эксперимента учащиеся  начали  правильно истолковывать и понимать  лексическое значение слов, успешно  определяют слово по его значению. Учащиеся со средним уровнем  знаний стали лучше разбирать этимологию заимствованных слов. Учащиеся с низким уровнем знаний научились образовывать новые слова,  используя приставки, выделять корень в словах, правильно и точно употреблять слово в речи.

    3. Таким образом, использование в практической части разнообразных специально подобранных упражнений на этимологию слов, на состав слов и на адекватность их использования на уроках русского языка, несомненно, продуктивно. При планомерном проведении этих упражнений обеспечивается практическая и теоретическая база для обогащения словарного запаса учащихся на основе этимологического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В данной выпускной  квалификационной работе был  рассмотрен подход к обогащению  словарного запаса учащихся на  уроках русского языка, который сможет помочь в преодолении трудностей детей, с которыми они сталкиваются при заучивании большого количества слов. Нами был изучен теоретический материал по теме исследования. Обогащение словарного запаса учащихся должно идти в двух направлениях: парадигматическом и синтагматическом. Основным приемом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значение и орфографии слова, является использование этимологии. Это естественная языковая способность младшего школьника, подсознательно опираясь на которую он усваивает значение новых для него слов. Применение этимологического анализа как методический прием направляет способность младших школьников к этимологизации в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.

      Была представлена  система занимательных упражнений  на этимологию слов: самодиктанты  с обоснованием, словарные работы, свободные диктанты, творческие  словарные диктанты, сочинения.

     Проведенный эксперимент  доказывает эффективность использования  на уроках русского языка этимологического  анализа. Для наглядности результат  был представлен в процентном  соотношении. Решаемость заданий  констатирующего эксперимента в  среднем составляет 46,42%.  Контрольный эксперимент был проведен после системы упражнений направленных на обогащение словарного запаса младших школьников. Решаемость этого эксперимента в среднем составляет 66,7%. Таким образом, этимологический анализ слов может существенно улучшить словарный запас детей. Так как в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащихся. Использование этимологического анализа на уроке делает  его более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка.

Итак, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

      1. Аникин  А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории  русских  слов:  Словарь  –

пособие. – М.: Школа Пресс – 1993.

      2. Волина  В.В.  Откуда  пришли  слова:  занимательный  этимологический

словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

      3. Выготский  Л.С.Мышление и речь.-М.,1956.

      4.   Ефремова   Т.Ф.   Новый   словарь   русского   языка.    Толково-

словообразовательный. – М.: Рус. яз., 2000.

      5.Жинкин  Н.И. Язык – речь - творчество. - М., Просвещение , 1998.

      6. Закожурникова В.А. Работа над предложением и связной речью в начальной школе.

      7. Земская С.А.  Современный  русский  язык.  Словообразование. М., Просвещение, 1973.

      8. Канакина В.П. Работа над трудными словами в  начальных  классах.  –

М.: Просвещение, 1991.

      9.  Краткий  этимологический  словарь  русского   языка.   /Под   ред.

Бархударова  С.Г.  –  М.:  Гос-е   учебно-педагогическое   издат-во   мин-ва

просвещения РСФСР, 1961.

      10. Курочкина И.В. Учусь правильно образовывать слова. - М., 2005.

      11. Ладыженская Т.А. Живое слово - М., Просвещение ,1986.

      12.Левушкина О.Н.Словарная работа в начальных классах. – М., 2003.

      13.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. -М., Просвещения, 1985.

      14.Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в  начальных  классах:  Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2000.

     15. Максимов Л.Ю. Грамматика и правописание. – М., 1960. -  с. 58.

      16. Немченко В.Н. Современный русский  язык.  Словообразование: – М.:  1984.

      17. Новиков Л.А. Искусство слова – М.: Просвещение, 1991.

      18. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред.  Н.Ю.

Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986.

      19. Онещук В.А. Урок в современной школе. Пособие для учителей  –  М.: Просвещение 1981.

      20.Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М., Просвещение, 1984.

      21. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников.  /Под ред. М., Педагогика, 1978.

      22.  Потиха  З.А.  Современное   русское   словообразование.   –   М.:

Просвещение – 1970.

      23. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3кл. (1-4). 4-е изд. – М.:

Дрофа, 1999.

      24. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 кл. (1-4). – 4-е изд.  –

М.: Дрофа, 1999.

      25.Рождественский Н.Л. Речевое развитие младших школьников. - М., Просвещение, 1980.

      26.Русский язык. Справочник школьника /Сост. О.В. Галаева;  Под  ред.

В.В. Славкина. – М.: Филолог. об-во Слово, компания Ключ . АСТ  Центр

гуманитарных наук при фак-те журналистики МГУ  им.  М.В.  Ломоносова,  1996.

      27. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.  заведений  /  Л.Л.

Касткин  и  др.,  Под  ред.  Л.Л.  Касаткина.  –  М.:   Издательский   центр

Академия, 2001.

      28.Рыбникова М.Н. Изучение родного языка. – Минск., 1921.

      29. Сдобнова А.П. Словообразовательный словарь для начальной школы.. - Саратов,1998.

      30.Синицин В.А. Путь к слову. – М., АО Столетие, 1996.

      31.Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов /Под  ред.

В.А. Белошапковой – М.: Высш. шк. 1989.

      32. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением: роман /2-е изд. М.: Дет. лит.

1979.

      33.Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте., - М.: Просвещение,1986.

      34. Ушакова Н.Н. Вопросы методики развития речи на уроках русского языка в начальной школе. – М., Просвещение,1980.

     35. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка: Руководство к преподаванию по «Родному слову». – Т.5. – М.; Л., 1949.

      36. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 3. – М.:  Изд-

во Прогресс, 1987.

      37. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 2. – М.:  Изд-

во Прогресс, 1967.

      38. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Том 1. – М.:  Изд-

во Прогресс, 1964.

      39. Щерба Л.В. Избранные работы  по  русскому  языку.  Государственное

учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения РСФСР. – М.: 1957.

     40. Щерба Л.В. Теория  русского  письма.  –  Ленинград:  Ленинградское

отделение Наука, 1983.

      41. Андрейченко Л.Н. К вопросу о разграничении морфемного словообразовательного и этимологического анализа. – Начальная школа.- 1996- №12. – С. 18 – 24.

      42. Добромыслов В.А. Обогащение активного словарного запаса учащихся. – Русский язык в школе. – 1958. - №3, с.80.

      43. Дмитриева О.И. Словарик русского языка.- Начальная школа.-2007- №5. – С. 60-62.

      44. Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах.- Начальная школа.- 2003 - №10. – С.45-48.

      45. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка.- Начальная школа.- 1996- №6. – С.42-44.

      46. Подшибнякова Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку.- Русский язык в школе.- 1984- №2.- С.74-78.

      47.Прямова О.С. Этимологический словарик слов с непроверяемыми написаниями.- Начальная школа.- 1992- №2.- С.29-30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников