Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56

Заключение ………………………………………………………………....63

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Мукусева.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

                                                ножки им щекочут

                                                                                        (С. Маршак).

 

2.Словарная работа.

Кроссворд (кросс — англ. «пересечение», норд — «слово»)

Кроссвордный

     Затем ученики подбирают слова с английским элементом кросс- (кросс — «спортивный бег, некоторые виды гонок по пересечённой местности (неровной, с холмами и оврагами)»; кроссовки — род спортивной обуви для бега).

3.Далее учащиеся пишут сочинение-миниатюру.

    Учащиеся объясняют значения  одного из слов: футбол, баскетбол, волейбол.

    4. В качестве закрепления  знаний учащихся об этимологии  заимствованных слов провожу  игру «Ромашка».

     Середина ромашки — английский элемент -бол, что значит «мяч». Условия игры: вспомнить слово с этим элементом и объяснить значение и правописание первой части слова, тогда можно присоединить лепесток с первой частью к сердцевине ромашки.

     Последовательное (от наиболее простого к наиболее сложному) ознакомление младших школьников с этимологией слов современного русского языка позволяет младшим школьникам естественным образом познать семантические связи слов, тайны словообразования, ушедшие в историю.

     Следует также отметить, что при проведении констатирующего эксперимента были допущены ошибки и на задания на состав слов. Для работы подобрала упражнения, направленные на овладение детьми приемам словообразовательного толкования производного слова, на организацию наблюдений за смысловой и структурной  соотносимостью  родственных слов.

Упражнения:

  1. Найди лишнее слово. Ответ обоснуй.

     Вода, водяной, проводить, водный, водянистый, приводниться.

     Что означает  выделенное  слово? Сравни его значение со  значением слова «приземлиться».

     2.К данному слову подбери родственные с указанным значением.

     3.Прочитай. О чем говориться  в тексте?

     Приглядись хорошенько  – как хороша, как красива осина! Особенно хорош осиновый лес  в осенние дни. В пурпурно-красный  и желтый цвет окрашена листва. Цветистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шапки поздних грибов-подосиновиков

                                     (И. Соколов-Микитов).

     Далее подобрала упражнения на ознакомление со словообразовательным гнездом, на формирование умений ориентироваться в нем, а уже затем самостоятельно его составлять. Приведем  примеры таких упражнений:

     1.В какую словообразовательную  семью входят данные пары слов? Все ли указанные пары являются  близкородственными, т.е. в каждой ли паре одно слово образовано от другого? Ответ обоснуй?

     Дождь - дождевой, дождь  – дождливый, дождь – дождик, дождинка – дождичек, дождь –  дождевик.

     2.Что означают следующие  слова: синеть, синька, синенький, синеватый, посинеть, синий, синева. Входят ли они в одну семью однокоренных слов? Докажи. Какое слово в этой семье однокоренных слов является вершиной (главой семьи)?

    3. Рассмотри следующую  семью однокоренных слов. Заполните  пропуски. Выделите суффиксы, с помощью  которых были образованы данные слова.

Аптека

     Аптека – аптекарь (тот кто работает в аптеке);

     … …  - аптекарский (прилагательное к аптекарь, принадлежащий  аптекарю);

     аптека - … … (прилагательное  к аптека, относящийся к аптеке);

     … … - аптечка ( … … … … … …).

4. Определи место однокоренных  слов в словообразовательной  семье. Какое слово будет являться  вершиной?

     Заполни пропуски: Заморский, морской, море, моряк, приморский.

     ….. (море - …..) Принадлежащий  морю, относящийся к морю:

     ..... (море - …..). Тот, кто ходит в море.

     …..(море - …..). Расположенный  около моря.

     5. Составь словообразовательную  семью с вершиной берег. Объясни  значение слов, входящих в эту  семью однокоренных слов, и установи, как образованы данные слова.

     6.Составь две семьи однокоренных слов с вершинами коса1 ( сплетенные вместе пряди волос) и коса2 ( сельскохозяйственное орудие для срезания травы. злаков) и сравни их. Одинаковы ли они? Почему?

      7.Восстанови цепочку  однокоренных слов. Ответ обоснуй.

     Учить - … - учительница 

         … - … - учительский

     Таким образом, введение  содержательного анализа фактов  словопроизводства содействует  развитию у школьников способности  проникать в глубь слова. Изучение  состава слова  и элементов  словообразования оказывает благоприятное воздействие на речевое развитие учащихся, на их умение точно и осознанно использовать производные слова в своих высказываниях

   После проведенных упражнений  проводится контрольная работа.

 

2.3. Контрольный эксперимент.

     В данном эксперименте предлагаем учащимся задания, аналогичные первой диагностике.Соответственно цели контрольного эксперимента такие же: задумываться над значением данных слов; правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме за короткое время; угадывать слово по значению, выбирать из списка созвучных слов, имеющие определенный заимствованный элемент; отбирать из созвучных слов только те, что имеют семантические связи с названным словом; определять место каждого производного слова в системе родственных слов; выделять корень слова, чтобы осознать значение словообразовательной функции; определять место каждого производного слова в системе родственных слов; лучше понимать отношения производности между словами; для закрепления полученных знаний, умений и навыков проводить словообразовательный анализ с целью знакомства с этимологией различных слов.

Задание 1. Истолкуй значение слова.

                              снегирь

                              зарянка               

                              поползень

  Задание 2.Сочинение миниатюра.

             Почему свиристель так называется?

             Почему синица так называется?

             Почему перепел так называется?

             Почему канюк так называется?

Задание 3. Ответь одним словом, как называется:

— исследователь моря (акваланг);

— произведение, написанное на основе воспоминаний (мемуары);

— наука о формировании и укреплении здоровья (валеология).

 —стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (санаторий)

 —краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (антракт)                                                                                         

Задание 4.Запишите как можно больше слов...

... имеющих в своем составе корень -кол- (от коло) со значением “круг”.

                                                                                            

Задание 5. Узнайте слово только по началу этимологической

справки к нему.

В диктанте этого вида задание усложняется. Этимологическая справка даётся уже не в полном виде. Для того чтобы дети отгадали нужное слово, учитель называет только то, к которому оно восходит по происхождению, не указывая его значения.  Это слово произошло от...

     …лат. salto (сальфо).

     … лат. vermis (вермис).

     … лат. filius (филиус).

     … лат. herba (герба).

     …лат. раtгiа (патриот).   

     … лат. vita (вита).

     …лат. granum (гранум).

(Запись в тетрадях учеников: салфетка, вермишель, филиал, гербарий, патриот, витамин, гранит.)                                                                                            

Задание 6.

Образуйте новые глагоы от слова смотреть при помощи приставок.                                                                                                

Задание 7.

Найдите “лишнее” слово в каждой группе и укажите его.

                   Шиповник                        мышь

                   Шипит                              мышка

                   Шиповки                          мышонок

                   Шипы                               смышленный

                                                                                                    

Задание 8.

К слову звон подберите однокоренные слова.

                                                                                                      

Задание 9

Образование  слова паук можно записать в виде словообразовательной цепи:

               Паук – пауч-ищ-е – паут-ин-а 

Назовите еще две словообразовательные цепи в этом гнезде.

                                                                                                         

 Задание 10.

     Найдите слова у  которых корень совпадает с  основой.

              углов                                  подарок

              орел                                    ромашка

                                   страна

                                                                                                           

Задание 11.Творческое списывание.

Изобразительное искусство

1) ... — прозрачные краски, разводимые  на воде, и картины, написанные  такими красками. 2) Общий вид какой-то  местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание  природы в литературном произведении  — это

З) ... — это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 4) ... — это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи, рыбы, утвари.

(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: акварель, пейзаж, портрет, натюрморт.)

 

Музыка

1) ... — благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев. 2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется ... . З) ... — это театральное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. 4) ... — музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: мелодия, симфония, балет, опера.)

История

1) ... называют человека, совершающего подвиги, необычного по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2) Главный город государства называют ... . З) Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец называют ... . 4) ... — это собрание горожан для решения общественных дел на Руси в Х—ХУ веке. 5) ... называют приём пищи, еду в монастыре.

(Учащиеся списывают предложения, последовательно вставлял слова: герой, столица, кольчуга, вече, трапеза.)

Задание 12.Словарный диктант с опорой на этимологию.

 - Как называется почин, первый шаг в каком-то деле?

-Как называется инструмент для вычерчивания окружностей, дуг?                                                                                                                   

(Запись в тетради ученика: инициатива (инициум), циркуль (циркус)).

     Задание13. Запиши трудные слова под диктовку, предварительно обосновав их написание.

     Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово.

     Гимнастика, шоколад, капюшон, микроб.

Ученики записывают в тетрадях: (гимнос) гимнастика, (шок) шоколад, (капо) капюшон, (микро) микроб.

Задание 14.Самодиктант.

Задание: вспомни и запиши как можно больше слов...

…имеющих в своём составе исторический корень -бог- в значении «достояние, счастье, доля, участь».

…имеющих в своём составе исторический корень -багр-, обозначавший красный цвет.

     Задание 15.Аукцион трудных слов.

-Назови слова, имеющие в своём составе исконно русскую приставку со- со значением совместности.

-Назови слова, образованные с  помощью латинской приставки ге- (ре-) в значении « вновь, назад, в ответ на».

Примерный перечень слов, которые должны назвать ученики:

    Соратник, союз, союзник, союзнический, сосед, соседский, соседствовать, соревноваться, соревнование, соревновательный, сотрудничать, сотрудник, сотруднический, сотоварищ, соученик, соавтор, согражданин, спутник и др.

Реагировать, реакция, реакционный, рекламировать, реклама, рекламный, религия, религиозный, ремонтировать, ремонт, ремонтный, ре формировать, реформа, реформенный, реставрировать, реставрация, реставрационный и др.

Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников