Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56

Заключение ………………………………………………………………....63

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Мукусева.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

     Лопасть, лопата, перелопатить, лопатка, лопаточный, лопух, лопоухий и др.

Богатый, богатство, богатеть, обогатиться, разбогатеть, обогащение; богатырь, богатырский.

     При выполнении этого диктанта, как и при выполнении предыдущих заданий, ребёнок вынужден соотносить созвучные части слов по значению. Изучение слов с этими частями с помощью этимологического анализа на предыдущих уроках вооружает ребёнка таким умением. Поэтому подобные задания детям посильны, интересны, вызывают у них дух соревновательности и эффективно способствуют развитию их словарного запаса.

     Последний вид диктанта  можно назвать диктантом лишь  условно, поскольку учащиеся называют слова устно. Дети сознательно активизируют свой словарный запас, такая работа развивает внимание учащихся, так как учащиеся не должны повторять уже названных слов.

Задание 15.Аукцион трудных слов.

- Назови слова, имеющие в своём составе исконно русский исторический корень -чар- в значении «волшебство, колдовство».

-Назови слова, восходящие к греческому tе1е- (теле), что значит «вдаль, далеко».

Примерный перечень слов, которые должны назвать ученики:

Чаровать, очаровать, очаровывать, очарование, очаровательный, чародей, чародейка, разочаровать, разочарование и др.

     Телевизор, телевизионный, телевидение, телеграф, телеграфировать, телеграфист, телеграфистка, телеграмма, телефон, телефонный, телефонист, телефонистка, телефонировать, телефакс, телетайп, телекс, телепатия, телескоп, телескопический и др.

     Принципиальным отличием предложенных видов диктантов от тех, что используются лишь для орфографической проверки, является то, что они направлены прежде всего на формирование у ребенка навыка вникать в значение слова путём анализа его структуры, осмысливать его семантические связи с другими лексическими единицами современного русского языка. Названные виды словарных диктантов способствуют развитию лингвистического мышления учащихся.

Результаты выполнения заданий по возрастающей сложности.

 

 

Ф.И. учащихся

 

Баллы

Номера заданий/

кол-во уч-ся получивших баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Матвеева В.

36,5

0

0

1

2

3

2

2

5

3

2,5

2

4

0

6

4

2

Морелев Е.

42,5

0

3

0,5

3

3

1

2

0

3

0

2,5

0

6

10

8

3

Мукусев И.

59,5

2

3

1

4

3

2

2

5

3

6

3

4

6

7,5

8

4

Калеева К.

50

1

2

1

3

2

2

2

5

3

5

3

2

5

6

7

5

Чернова А.

24,5

0

0

1

3

2

1

2

2,5

0

0

2

0

0

6

5

6

Чубукова А.

58,5

1,5

3

0,5

4

3

1

4

5

3

5

3

4

6

7,5

8

7

Чугунова А.

53,5

2

3

0,5

4

2

2

2

2,5

3

5

3

4

5

7,5

8

 

Общее/ %

46, 42

46,4

66

24

82

51

52

57

71

42

41

44

32

33

48

42


 

     Из таблицы видно, что младшие школьники  наиболее успешно справились со следующими заданиями №2,№4 ,№5, №6, №7, №8. Младшие школьники в основном  умеют правильно строить предложения(№2), правильно называют созвучные слова(№4), узнают слово по полной этимологической справке(№5), образуют новые слова при помощи приставок(№6),подбирают однокоренные слова(№7,№8). Не достаточно овладели умениями правильно истолковывать значения слов(№1), определять слово по его значению(№3), образовывать словообразовательную цепь(№10), писать словарные диктанты с опорой на этимологию (№ 12, №13).

    На основании результатов констатируюшего эксперимента можно сделать вывод о том , что наибольшие затруднения вызывают задания связанные с этимологией слов третьей и четвертой группы. Учащиеся  имеют мало сведений о происхождении слов содержащих греко-латинские элементы и слов заимствованных из французского, английского, немецкого, итальянского и других языков, что говорит о недостаточном развитии речи учащихся. Речевые умения требуют постоянного внимания со стороны преподавателя, так как являются важной составляющей обшего развития учащихся. Таким образом необходима система уроков направленных на устранение данных трудностей.

 

2.2.Основные приемы в  системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников.

     В проведенных заданиях  учащиеся с низким уровнем знаний допускали речевые ошибки, основанные на детской этимологии слов с исконно русскими словами. В зависимости от этого, подобрала специальные упражнения, которые активизируют морфологический канал в сознании младших школьников.

     Составление этимологического гнезда слов, имеющие в своем составе исконно русский исторический корень -лоп- в значении «широкий лист».

— Как вы думаете, название какого растения с такими листьями есть в современном русском языке? — лопух

 — Как называется широкий, плоский конец чего-либо? — лопасть

— Какое ручное орудие имеет широкий, плоский, отточенный конец? — лопата.

— В теле млекопитающих есть кость, название которой связано по происхождению с корнем -лоп-? Что это за кость? лопатка.

     Дети в тетради записывают: лоп — лопух, лопасть, лопата, лопатка.

     Устно подбираем слова, родственные записанным (имеющие в своём составе исторический корень -лоп-): — маленький лопух (лопушок), — из лопуха (лопуховый), — маленькая лопата (лопатка).

     Наибольшую трудность  у учащихся вызвали задания, связанные  с русскими словами с затемненной этимологией. Разбор этих заданий я представлю в фрагменте урока.

     Учитель предлагает детям найти в орфографических словариках слово корабль, обращает внимание на вторую букву в нём.

     Слово детям знакомо, но его определение необходимо уточнить: корабль — это крупное морское судно.

     Затем слово орфографически проговаривается, хором, вполголоса.

Учитель записывает изучаемое слово на доске, ученики — в индивидуальные словарики. Букву О выделяют.

— Как вы думаете, почему морское судно назвали слово корабль? От какого слова образовано данное?

     Дети высказывают свои предположения, затем учитель объясняет: — Исконно-русское слово корабль было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. Что у них общего? И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой. Если слова корабль и нора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль?

Всеобщими усилиями найдены слова-подсказки корка, корочка.

Дети записывают в словарик проверочное слово. Получается следующая запись: кОрабль (к Орка).

 — Как можно назвать маленький  корабль?

Кораблик (записываем его под словом корабль и на доске и в тетради

 — Каким прилагательным можно  назвать мачты у корабля? корабельный

— Как называют людей, которые строят корабли? - корабел, кораблестроитель.

— Посмотрите на родственные слова, которые мы записали, и найдите у них общий корень.

     Дети сомневаются: кор-, кора-, кораб-, корабль-...

     Учитель поясняет: в древние времена слова корабль, корка, корыто, короб были родственными, поскольку имеют единый исторический корень -кор-, обозначим его пунктирной дужкой. Сейчас у этих слов разное значение и разные корни. Корабль — всё слово — корень.

— Какую часть слова нужно ещё выделить? (нулевое окончание) корабль

Второе слово разбираем аналогично: кораблик.

— А теперь послушайте, о каких чудесных корабликах пойдёт речь в тексте.

     Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду! Жёлтые, красные, оранжевые — целая флотилия!

     Все они  прилетели сюда по воздуху. Красиво  покачиваясь «на крыльях ветерка», они опускались на воду тихо  и плавно, не спеша, спокойно, как  бы задумчиво. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт с поднятыми парусами — поплывёт так важно, горделиво!

     Большой ещё  запас таких корабликов на  деревьях, разноцветной стеной окружающих  наш красивый пруд.

     Примечание: После слова «горделиво’ учитель прерывает чтение вопросом: о каких корабликах идёт речь?

 —  Чем осенние листья  похожи на кораблики? (плывут, их  подгоняет ветер, сам листочек  — как корпус корабля, а черенок  — как мачта).

— Что необычного в таких корабликах? (они летают, как сказочный летучий корабль)

— Почему автор назвал их не кораблями, а корабликами?

— Составьте предложение об осенних листьях, используя слово кораблик.

 Лучшее предложения  записывают на доске и в тетрадях.

Например, такое:

Тополиные листья падают на воду и плывут, как жёлтые кораблики.

Подведение итогов.

 — Какой раздел науки о  языке часто помогает нам проверять написание «трудных» слов?

(Проверить написание словарных  слов нам очень часто помогает  их этимология).

— Как пишется слово корабль? Почему?

— Сегодня мы говорили о листьях, похожих на кораблики. Такие кораблики могут летать.

— Только ли в сказках бывают летающие корабли? (В наше время летают космические корабли).

     Самую большую трудность  испытывали учащиеся при выполнении  заданий на этимологию слов, содержащих  греко-латинские элементы, т.е. при работе с заимствованными словами. Приведу пример некоторых видов работ, связанных с этим заданием:

1.Словарная работа.

     Астроном — человек, занимающийся астрономией. О слове астроном в этимологическом словаре написано, что оно заимствовано древнерусским языком из греческого, в котором аstron-«звезда», поmos-«закон». Следовательно, значение слова астроном — «человек, знающий законы звёзд». (Запись слова и его этимологии в словаре или в тетради.)

 — В каком ещё известном  вам слове есть часть - ном, от греческого nomos  — «закон»? (агроном) Что означает первая часть этого слова? (агрос — «земля») — Какими приборами пользуется астроном для изучения законов звёзд? (бинокль и телескоп) — В чём разница между биноклем и телескопом? (телескоп имеет одну трубу, бинокль — две). — Если мы обратимся к происхождению этих слов, к их исходному значению, то найдём подтверждение этого.

     Слово телескоп образовано от греческих слов tele — «далеко» и skopeo— «смотрю». То есть, телескоп — это прибор для дальнего видения. Слово бинокль образовано с помощью сложения части латинского слова bini — «пара, два» и латинского же слова okulus — «глаз». Поэтому биноль буквально — «прибор сразу для двух глаз».

Запись в тетрадях учащихся:

Астроном (от греч. астрон — «звезда, и номос — «закон»).

Телескоп (от греч. теле —« далеко» и скопео — «смотрю»).

Бинокль (от лат. бини — «два» и окулюс — «глаз»)

Устно: окулист (врач — специалист по глазным болезням), окуляр (часть оптического прибора, обращённая к глазу человека), устаревшее слово око (глаз) того же корня.

  2.Свободный диктант.

     Прочтите текст. Почему телескопы названы «глазами» астрономов?

Т..лескопы — «глаза» астр..номов — находятся в специально для них построенных домах-башнях с круглыми крышами- куполами. Когда наступает ночь, «зоркий глаз» — труба т..лескопа — нацеливается в небо, где в вышине мерцают неведомые далёкие миры... (Из кн. «Почемучка».)

3.Выборочный диктант.

     Послушайте фрагмент стихотворения Андрея Усачёва «Теле-сны». Назовите слова, содержащие элемент теле- в значении «далеко».

Много есть на свете теле-:

                                            Теле—визор. теле—фон,

Теле—патия, теф—тели...

                                            А Иван на той неделе

  Вдруг придумал теле—сон.

                                            Он придумал это теле—,

                                            Чтобы жители Земли,

     Лёжа в собственной постели,

                                             Видеть сон его могли.

                                             И объёмные цветные

На простор теле—волны

Выплывали бы смешные

                                             Или сказочные сны.

(А. Усачёв)

— Какое слово в этом ряду лишнее? Докажите свою точку зрения, проанализировав значение слов. Выпишите из стихотворения слова, имеющие элемент теле- в значении «далеко».

     Заимствование -  понятие  расширенное. Поэтому упражнения  с заимствованиями оказались  самыми трудными для всех учащихся. Ряд следующих упражнений подобраны с целью знакомства с этимологией слов, заимствованных из современных европейских языков:

1.Письмо по памяти.

                                                 Воробьи по проводам

                                                 скачут и хохочут.

                                                 Верно, строчки т.леграмм

Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников