Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – процесс формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы этимологического анализа , направленные на формирование грамотного письма у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников ………………………………………………………………....5
1.1. Лингвистический аспект этимологической работы на уроках русского языка ……………………………………………………………………...…5
1.2. Словарная работа на уроках русского языка в младших классах ….14
1.3. Методика применения этимологического анализа на уроках русского языка в младших классах ………………………………………………….23

Глава II. Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников ……………………………………………………...36
2.1. Констатирующий эксперимент …………………………………….....36
2.2. Основные приемы в системе уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников …………………………………48
2.3.Контрольный эксперимент ……………………………………….….…56

Заключение ………………………………………………………………....63

Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Мукусева.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

     Когда ребёнок приходит  в начальную школу, на него  обрушивается поток новой информации, за короткий промежуток времени  он должен усвоить много новых  слов. Поэтому морфемный канал  младшего школьника подсознательно  открывается вновь. Осознание морфемного состава родного языка должно способствовать более эффективному росту словаря учащихся, развитию их индивидуальной языковой системы, поэтому очень важно, чтобы младшие школьники знакомились с морфемикой языка на словообразовательной основе.

     При проведении словообразовательного  анализа можно учитывать как  конструктивную, так и смысловую  сторону слов, проводить целенаправленные  наблюдения над семантикой морфем  и слов. Элементы словообразования  позволяют показать, как значение одного слова зависит от значения другого. Это приучает детей к выделению в слове приставок или суффиксов только в том случае, если значение анализируемого слова можно объяснить через значение родственного слова, лишённого этого суффикса или приставки. Младшие школьники в процессе такой работы должны осознать то, что каждый аффикс в нашем языке — это значимая часть слова, что лексическое значение слова, имеющего приставки и суффиксы, складывается не только из значения корня, но и из значения входящих в него приставок и суффиксов. Надо отказаться от практики механического выделения корня только по тому признаку, что похожие звуки слышатся и в других случаях (награда и град).

     Если морфемный анализ  слова уже в начальной школе  проводится на словообразовательной основе, то повышается правильность и осознанность проведения морфемного анализа слов.

     Учёт элементов словообразования  сказывается и на порядке морфемного  членения слова. Если учитывать  процесс словообразования во  время деления слова на морфемы, то прежде всего нужно выделить окончание, а не корень, как это делают многие учителя, затем поочерёдно другие аффиксы, подбирая поэтапно родственные слова, их не содержащие.

     Когда и каким образом  младшие школьники знакомятся  с морфемным строем языка, во многом зависит от программы, по которой они занимаются и от учебника, которым они пользуются.

     Морфемный анализ  слова — это выявление живых  языковых связей, этимологический  — языковых связей, которые когда-то  были живыми. Знание современного  морфемного строя языка даёт младшим школьникам возможность сознательно разграничивать современный и исторический состав слова. Их смешение называют основным недостатком при использовании элементов этимологии в словарной работе. Усвоив способ проверки слова с безударным гласным в корне родственным словом, в котором на этот гласный падает ударение, ученики смогут без труда перенести этот способ действия из синхронического в диахронический план, приобретая возможность проверки непроверяемых в современном языке слов. Эта возможность удовлетворяет потребность ребёнка в соотнесении нового для него слова с созвучным. Но этимологизирование в таком случае становится не произвольным, а научным. Учащиеся, осознав морфемный состав слов современного языка на основе словообразования, ознакомившись с основами морфемного принципа русской орфографии (проверка безударного гласного корня родственным словом), становятся практически подготовленными к осознанию сведений из истории развития слов.

     Для более наглядной  демонстрации морфемного состава слова и процессов словообразования на уроках русского языка хорошо использовать морфемный конструктор, представляющий собой морфемы, написанные на двойных карточках и надевающиеся на длинную линейку в нужной последовательности. Такое устройство морфемного конструктора позволяет наглядно показать детям последовательность анализа состава  слова, соответствующего законам словообразования (корень слова можно выделить — «снять с линейки» — только после того, как выделишь — снимешь окончание, приставки и суффиксы).

     Например, цель уроков, посвящённых знакомству с корнем  слова, состоит в том, чтобы позволить  детям убедиться на собственном  опыте, что корень — основная  значимая часть слова. На уроках, посвящённых изучению корня слова, дети должны уяснить, что найти в слове корень — это значит найти внутренний смысл слова, то же, что зажечь внутри фонаря огонёк. [Рыбникова М. Н. Изучение родного языка (заметки и задачи) // Вып 1. —Минск.; 1921. —№28, с. 5]

     С этой целью сопоставляются  слова, разные по значению, но имеющие сходное звучащие элементы.

     Приведём фрагмент  одного из уроков во втором  классе.

     На доске записаны  слова гора и горе. Учитель предлагает детям подумать, однокоренные ли это слова, и доказать свою точку зрения. Ребята сразу начинают сравнивать данные слова по значению и приходят к выводу, что гора и горе, хотя и имеют одинаково звучащий корень, обозначают разные понятия (значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью’ и скорбь, глубокая печаль, несчастье’). В доказательство к каждому слову в столбик записываются однокоренные слова. Их подбор ведётся в форме игры «Угадай слово по значению». Подобранное слово произносится вслух, обсуждается и записывается в «свою» колонку. Детям задаются следующие вопросы, составленные с помощью толкового словаря:

     — Каким словом  можно назвать предмет, имеющий  отношение к горам? Например, лыжи  для катания с гор (горный)?

     — Каким словом  выражается значение переживать горе’ (горевать)?

     — Как можно назвать небольшую гору (горка)?

    — Как называется небольшой холм, бугорок (пригорок)?

     — Какое слово  используют в поэтической речи  для выражения значения  стать грустным, унылым, загрустить’? (пригорюниться).

На доске и в тетрадях у учеников следующая запись:

                          гора               горе

                          горный         горюшко

                          горка             горевать

                         пригорок      пригорюниться

(Самопроверка проводится по  записи на доске или на плакате.)

     Затем учитель предлагает  внимательно посмотреть на записанные  на доске и в тетрадях слова  и ответить на вопросы:

— Есть ли среди записанных слова без приставок? Назовите их.

Назовите слова без суффиксов ( гора, горе).

— Есть ли среди записанных нами слов такие, которые не имеют корня? Бывают ли такие слова? Почему каждое слово обязательно имеет корень?

Дети делают вывод: КАЖДОЕ СЛОВО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧТО-ТО ОБОЗНАЧАЕТ, И ЭТО ЗНАЧЕНИЕ СКРЫТО В КОРНЕ, ПОЭТОМУ КАЖДОЕ СЛОВО ОБЯЗАТЕЛЬНО ИМЕЕТ КОРЕНЬ.

     Учитель читает или пересказывает фрагмент детского сочинения о корне слова: «Отдели от дерева ствол, а корень оставь — через некоторое время вырастет новое дерево. Оторви от дерева корни — и дерево погибнет, потому что корень — самая главная часть дерева: через корень проходят из земли все питательные вещества. Так и в языке. Отними у слова все морфемы, а корень оставь, значит, слово живо, оно «обрастает» новыми приставками и суффиксами. Отними у него корень — и слова вообще не станет...».

     При ознакомлении  школьников с приставками и  суффиксами учитель постоянно  подчёркивает, что приставки и  суффиксы — это части слова, которые тоже имеют своё значение, дополнительное по отношению  к корню. Благодаря этим частям слова образуются новые слова.

     Изучение раздела  «Состав слова» с опорой на  словообразование позволяет создать  мощную лингвистическую базу  для осознания детьми семантических  связей языка, вызывает у детей  неподдельный интерес к языку, позволяющий эффективнее воздействовать на речевое развитие детей.

     В силу неразвитости  словаря младших школьников многие  слова, встречающиеся на страницах  учебников для начальных классов  по любому предмету, мало им  знакомы, непонятны. Понимание таких слов необходимо учащимся для осознания учебного материала в полной мере. Однако если учитель не приучает детей замечать каждое незнакомое слово, интересоваться значением новых, незнакомых слов, не поощряет детское стремление узнавать значение непонятных им слов, школьники, как правило, пропускают мимо сознания такие слова, теряя с ними те крупицы смысла, из которых складывается семантическая ткань текста. Учёные говорят, что именно в младшем школьном возрасте складывается пагубная привычка не останавливать внимание на непонятных словах, скользить по тексту, не вникая в глубину его смысла путём понимания каждого слова. Однако младшие школьники ещё не потеряли той природной любознательности, которая была свойственна им в дошкольном детстве. Учитель начальных классов, основываясь на этом свойстве детской психики, может активно формировать у ребят стремление узнавать значение новых для них слов.

     Именно такими словами, понимание и знание которых  требуется от учащихся младших  классов по равным учебным дисциплинам, и следует обогащать их словарный запас в первую очередь. Чтобы дети усвоили значение этих слов и начали активно использовать их в своей устной и письменной речи, необходима организованная и целенаправленная работа над ними. Если это возможно, словарную работу необходимо вести с опорой на этимологию.

     Например, на уроках  русского языка после того, как  дети познакомились с понятием  корень слова в современном  русском языке, мы ввели понятие  исторический корень слова и  показали разницу между этими понятиями. С этого момента словарная работа проводилась следующим образом.

     1. Дети находят слово в орфографических словарях, например, великий. Знакомятся с его написанием. Учитель обращает внимание учащихся на вторую букву в слове. Запоминается зрительный образ слова.

     2. Если есть необходимость, объясняется значение слова. В  данном случае учитель сообщает, что слово великий многозначно: 1) выдающийся (например, великий писатель); 2) очень большой (например, великое  счастье); З) большего размера, чем нужно (например, шапка велика).

     3. Затем слово проговаривается по слогам хором, дружно, вполголоса. Получается как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Запоминается звуковой образ слова.

     4. Учитель записывает изучаемое слово на доске, а дети — в рукописные словарики, мысленно себе его диктуя. Ставится ударение, подчёркивается безударная гласная Е. Усваивается графический, «рукодвигательный» образ слова.

     5. Очень важно, чтобы  дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому используем, если это возможно, сведения о происхождении изучаемого слова. Слово великий образовано от общеславянского велий, что значит «большой». При этом ребенок осознанно запоминает значение и написание слова.

     6. Для того чтобы ребенок осознал семантические связи изучаемого слова, подбираются слова, которые имеют тот же исторический корень. Например, подбор слов с историческим корнем -вель- идет следующим образом:

— Каким существительным с историческим корнем -вель- мы назовём гиганта? (великан)

— Как мы назовём размер, объём, протяжённость предмета? (величина)

— Как называют маленькую птичку? (невеличка)

— Каким существительным, имеющим исторические корни -вель- (от велий «большой») и -леп- (от лепота «красота»), называют пышную красоту, роскошь? (великолепие)

— Каким называют человека большой души, готового бескорыстно жертвовать своими интересами для других? (великодушным).

      Наиболее употребительные  слова с историческим корнем -вель- дети записывают в словарик (великан, величина), остальные (как можно больше) только называются устно.

     Такая работа способствует  осознанию детьми семантических  связей слов, активному обогащению  словарного запаса учащихся.

     7. Очень важно развести  в сознании детей исторический и современный состав слова. Для этого сравниваем и анализируем записанные слова по составу. Учитель подчёркивает, что -вель — это исторический корень, с современным корнем записанных и подобранных слов (-велик-) он не совпадает. С целью разграничения исторического и современного корней вводим условное обозначение исторического пунктирной дужкой.

     Словарную работу  необходимо вести по всем программным  предметам, тем более, что в начальных  классах все основные дисциплины ведёт один учитель. Это может быть работа и над словами литературного языка, мало используемыми младшими школьниками, и над научными терминами.

     Словарная работа  должна быть строго продуманной  и системной. Мы проанализировали  учебники для начальных классов по всем предметам (по традиционной программе и по программе Л.В. Занкова) и отобрали слова, во-первых, наиболее часто употребляющиеся, во-вторых, трудные для младших школьников прежде всего в отношении значения и, может быть, написания, в-третьих, слова, значение и написание которых можно изучать с опорой на этимологию. В результате получился список из 700 разнообразных слов, которые разделили на 4 группы (исконно русские звукоподражательные слова, внутриславянские заимствования, греко-латинские заимствования, более поздние заимствования из европейских языков) и расположили в последовательности, обусловленной порядком ознакомления младших школьников с этимологией слов (см. следующие параграфы).

     Нужно знакомить детей  прежде всего с этимологией русских слов, так как заимствованные слова для младших школьников достаточно сложны в отношении и значения, и правописания.

     Первая группа отобранных нами слов — исконно русские звукоподражательные слова. Это небольшая часть нашей лексики. Этимология таких слов наиболее доступна младшим школьникам, что объясняется особенностями речевого развития ребёнка. Младенцы часто называют предметы окружающей действительности словами, состоящими из звуков, которые издают данные предметы. Звукоподражание свойственно детям на более ранней стадии развития речи, нежели морфологизация. Поэтому и знакомить детей с этимологией звукоподражательных слов целесообразно в первую очередь.

Информация о работе Система уроков, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников