Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа
Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Кролик очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик не знал, что там его поджидала другая грозная опасность - в пещере жила Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
«Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С Пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: - Здравствуйте, добрая Пещера! Пожалуйста, разрешите мне войти!
До чего же обрадовалась Змея, услышав Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
Входите, входите, - ласково ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик понял, с кем имеет дело, - он узнал голос Змеи.
Простите, что побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! - и бросился бежать со всех ног.
Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики!
Приложение 6
Беседа о вежливости «Уроки вежливости»
Цель- выявить уровень сформированности нравственного качества вежливость, структурировать уже имеющиеся знания, обогатить словарный запас детей.
Приемы-вопросы, объяснение, худ. слово, рассказ.
Спасибо - вежливое слово, которое
говорят, чтобы выразить благодарность
<http://ru.wikipedia.org/wiki/
Здравствуйте - Приветствие
- жест <http://ru.wikipedia.org/wiki/
Извините - простое русское слово, значит простите мою вину. Если сильно провинился лучше сказать простите.
Пожалуйста - в этом слове и уважительная просьба, и ответное внимание, благодарность и почтение.
Благодарю - состоит из двух частей - Благо и дарю, благо - означает «хорошо», «добро». Добром желали одарить, отблагодарить человека за его доброе отношение.
До свидания - расставаясь друг с другом и надеясь еще встретиться, свидеться, люди не прощаются, а говорят до свидания или до скорого свидания
Приятного аппетита - приятно перед едой услышать эти вежливые слова, от этого еда становится еще вкуснее.
Будьте здоровы - эти слова означают пожелание здоровья, но иногда говорят на прощание.
Приветствие - один из самых важных моментов в общении. С его помощью устанавливается контакт между людьми, поэтому не владеть формулами приветствия - это значит не уметь общаться. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена считалось верхом невоспитанности.
Здравствуйте - это значит «будьте здоровы». Лучше сделать это лишний раз, чем не сделать вовсе. Никому не во вред поприветствовать даже незнакомого человека. «Здравствуйте, друзья!» - легко и привычно приняли сказала я первую фразу.
Автор: Осеева. «На катке»
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейки. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал различные фокусы - то ехал на одной ноге, то крутился волчком. - Молодец! - крикнул ему один из мальчиков. Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. - Я нечаянно .... - сказал Витя, оттряхнул с её шубки снег. - Ушиблась? Девочка улыбнулась: - Коленку.... Сзади раздался смех.“На до мной смеются” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки. - Эка невидаль - Коленка! Вот плакса - крикнул он проезжая мимо школьников.- Иди к нам! - позвали они. Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Как поступил Витя? Почему? Он же сначала помог ей, почему потом обидел? Всегда ли надо слушать других?
Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям, умение вести себя в зависимости от требования и сложившейся конкретной обстановки. Умение встретить гостей в доме, уважительно относиться к старшим и к ровесникам.
Игра- Однажды Вова поехал с мамой в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. На остановке вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал «Садитесь…» Женщина обрадовалась и вежливо поблагодарила Вову «…» Вдруг трамвай неожиданно остановился Вова чуть не упал и нечаянно толкнул мужчину, который хотел уже рассердиться, но Вова сразу же сказал «… …»
Правила вежливости:
будь вежлив, Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой
Будь всегда приветлив: при встречи здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя прощайся.
Старым, больным и усталым уступай место в общественном транспорте, на уличной скамейке. Делай это не на показ, не жди когда тебя попросят уступить место.
Помогай маме, папе и делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
Не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, береги время других. А если опоздал, то попроси прощения.
Не заставляй волноваться о себе, слушайся взрослых.
Не капризничай, твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Приложение 7
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Цель - Воспитание культуры поведения в общественных местах. Формирование навыка вежливого общения. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно - ролевые игры.
Приемы - Поддержание ролевого диалога. Введение сюрпризных моментов в игру, различных атрибутов, подсказка тех или иных вежливых слов и действий.
Предварительная работа:
Беседа «Почта»
Аппликация: конверты
Чтение стихотворения «Почта»
«Наши мамы, наши папы»
Знакомство со стихотворением: Почтовый ящик на стене, на видном месте, Собирает вести вместе а потом его жильцы полетят во все концы.
Приложение 8
Беседа «Почта»
Цель - уточнить знание детей о почте (в почтовом отделении можно купить конверты, марки, отослать и получить письмо, бандероль, посылку), проследить путь письма от почтового ящика до адресата, помочь осознать, как важна и нужна людям профессия почтальона.
Кто приносит нам письма? Кто работает на почте? Кто такой почтальон? Что он делает? Что такое посылка? Как ее отправить? Куда надо идти? Вы получаете письма, пишите сами, с родителями? Ходили ли вы на почту?
Приложение 9
Стихотворение «Почта» С. Я. Маршак
Про кого это стихотворение? Как выглядит почтальон? Какая работа у почтальона? Что именно он делает? А если письмо где-то потерялось? Как письмо добирается до других городов, стран? Только в России есть почтальоны?
Приложение 10
Стихотворение «Почтовый ящик на стене, на видном месте, Собирает вести вместе а потом его жильцы полетят во все концы»
О ком это стихотворение? Для кого, чего синие ящики? Кто оттуда вылетает? Кто их собирает? Куда потом отдает?
Приложение 11
Рассказ «Наши мамы, наши папы»
Кто пишет письма, кому? Вы получаете письма? Сами пишите? Родители просят вас, чтобы вы помогли написать, отправить, заклеить письмо?
Приложение 12
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет 24 часа»
Цель - Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании центра; формирование навыков культурного поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми.
Приемы - Введение в игру новых атрибутов. Поддержание ролевого диалога. Введение воспитателем проблемных игровых ситуаций. Самостоятельное распределение ролей, подсказка тех или иных вежливых слов
Предварительная работа:
Беседа «История профессии Продавец»,
Чтение «Веселый магазин»
Рассматривание иллюстраций в книге «Русский язык» - Индивидуальная беседа.
«Чудо-дерево» К.Чуковский
загадывание загадок,
изготовление атрибутов (картонные продукты, деньги, чеки, кошельки),
рассматривание иллюстраций по теме,
сооружение прилавок и касс..
Предложить детям сходить с родителями в магазин (обратить внимание на разнообразие отделов, как общаются покупатель-продавец).
Занятие «Обучение рассказу: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
Показ игры «Магазин»:
показ игровых действий воспитателем,
участие воспитателя в игре,
проследить, как продавец и покупатель (дети) вежливо обращаются друг с другом,
обратить внимание, как дети правильно пользуются атрибутами, где оставляют халат, когда выходят из магазина.
Игры с созданием ситуаций:
ты забыл деньги дома,
твой друг разбил бутылку с соком,
Приложение 13
Беседа -Профессия " история профессии продавец"
Цель - познакомить с новыми понятиями и терминами, с людьми, которые там работают - с продавцом, кассиром, товароведом, грузчиком, водителем, уборщицей, а также с директором магазина.
Ход:
Сегодня мы с тобой отправимся в большой магазин. Большие магазины сейчас принято называть торговыми центрами. Торговый центр - это магазин, в котором много разных отделов. Это и продовольственный (продуктовый) отдел, и книжный, и одежный, и обувной, и отдел игрушек, мебельный, и компьютерный. Очень удобно посещать подобные торговые центры, всё можно купить в одном месте.
В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, - продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, продаваемых в его отделе, о цене товара.
Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы продовольственных товаров - то есть продуктов (овощей и фруктов, кондитерских изделий, колбасных изделий и т.д.), и есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, техники).
Продавец
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Удочку для дяди Пети,
А для тети Веры - брошь.
Так всегда любезно встретит -
Без покупки не уйдешь,
Математику он знает
Ну, конечно же, на пять -
Деньги быстро сосчитает,
Чтобы сдачу верно дать.
Покупатели толпою
Целый день к нему идут
Очень нужен нам с тобою
Продавца нелегкий труд!
(Н.Кнушевицкая)
Ты когда-нибудь был в магазине? Как называются люди, которые продают товар? А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками? А во что одеты продавцы? В обычную одежду или в специальную? Правильно, некоторые продавцы должны ходить в специальной одежде. Это, например, продавец молочного отдела или продавец в аптеке. А ещё в каждом большом продовольственном отделе или магазине придумывают одинаковую спецодежду для всех работников магазина. А какие отделы/магазины ты можешь назвать? Правильно, а ещё бывают…
Итак, мы с тобой отправимся в магазин. Но не за покупками, а чтобы понаблюдать за работой продавца.
Вместе с продавцом мы придём в магазин ещё до его открытия. Зачем же продавцу нужно приходить на работу пораньше? А затем, чтобы успеть расставить товар на свои места.
Ну, вот магазин открылся, пришли покупатели. Продавец встречает покупателей приветливой улыбкой, он рад помочь! Именно у приветливого продавца хочется что-то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причёсан.
Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память.
Как только покупатель выбирал товар, продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кассир (закрепляем слово).
Кто же такой кассир? Кассир это тоже продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой (закрепляем слово), он «пробивает» чек и берёт с покупателей деньги за товар.
Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине?
В магазине работают водители, их задача привезти новый товар в магазин.
Ещё в магазине работают грузчики (или рабочие) - они принимают и помогают разгрузить новый товар.
В магазине работает товаровед (новое слово), это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого. Старается договориться с лучшими фабриками и заводами, что бы закупить нужный товар. Он ответственный за весь товар в магазине. Это очень важная и ответственная работа.
Конечно же, в магазине работают уборщицы(ки) (закрепляем слово), которые следят за чистотой магазина. И если кто-нибудь из покупателей нечаянно что-то разобьёт или прольет, они тут же уберут. В магазине нужно стараться не мусорить, нужно беречь труд уборщиц (ков).
И, наконец, самый главный человек в магазине - директор магазина. Директор магазина следит, что бы все остальные работники правильно и хорошо выполняли свою работу.
Ну, вот и закончилась наша прогулка по магазину.
В следующий раз, когда пойдёшь в магазин, посмотри внимательно - может быть, ты заметишь ещё что-нибудь интересное.
В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти.
Шоколадный торт "Причуда"
Очень любит тётя Люда.
Три эклера, пять колец
Завернул им … (продавец)
Носит он тяжёлые грузы,
Будь-то мебель иль арбузы.
Утром ведь он рано встал,
За день очень он устал.
«Дайте кто-нибудь мне стульчик» -
Скажет вам уставший… (грузчик)
Моет окна и полы,
Пыль не спрячется в углы.
Как увидит грязь - поморщится,