Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа
Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Рис.5. Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и вежливости
Нас так же интересовало, изменилось ли отношение родителей к этой нравственной проблеме. В связи с этим мы повторно проводили анкетирование, направленное на выяснение знаний о путях решения проблемы нравственности.
Анализ результатов повторного анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 60% детей - на среднем уровне сформированности вежливости, 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 8, рис.6).
Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что теперь большинство детей стараются использовать правила вежливого общения и поведения в повседневной жизни (70%). Родители же в свою очередь, изучив представленный нами материал, так же стараются пользоваться нашими предложениями. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Недавно заведены», «Заведены по вашему совету», «Теперь они есть» (70%).
На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие родители обогатили свой словарный запас такими словами, как: спасибо, пожалуйста, добрый день, будь так любезна, приятного аппетита, угощайся, прошу прощения и другие (80%), и лишь 20% родителей продолжают использовать в разговоре традиционные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуй. А ведь в мире помимо этих слов существуют и другие (Поздравляем, тебе помочь, благодарю, только после вас и т.д.)
Таблица 8
Анкетирование родителей
Фамилия, имя |
Методика «Анкетирование родителей» | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Виктория Б. |
+ |
||
Самир Г. |
+ | ||
Ирина Г. |
+ |
||
Родион Г. |
+ |
||
Юрий Д. |
+ |
||
Диана Д. |
+ |
||
Олеся Е. |
+ |
||
Лиля К. |
+ | ||
Данил П. |
+ |
||
Антон А. |
+ |
Рис.6. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих детей
По результатам анализа педагогических ситуаций установлено, что большинство детей могут оценить поведение других лишь в отдельных ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать 70% детей.
При повторном выявлении у детей способности анализировать поступки других людей и высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, мы получили следующие результаты: 20 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне вежливости, 70% детей находиться на среднем уровне вежливости и 10% детей находиться на высоком уровне вежливости. Результаты можно обосновать тем, что за такой короткий срок формирующего эксперимента повысить знания детей до высокого уровня не возможно.
Так, вновь проанализировав ситуацию «Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?» 80% детей уступили бы свое место пожилому человеку, и лишь 20% опрошенных детей предложили ему сесть рядом.
Прослушав ситуацию «Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?», большинство детей отвечали (70%): Нужно поздороваться, сказать всем Доброе утро и пожелать всем приятного аппетита, лишь 30% детей предложили сесть за стол и позавтракать, идти вымыть руки.
Результаты анализа показали, что у большинства детей (до 80%) трудностей в определении своего отношения к тем или иным поступкам почти или совсем нет.
Таким образом, результаты анализа педагогических ситуаций подтверждают, что сюжетно - ролевая игра является эффективным средством формирования такого нравственного качества, как вежливость. По результатам повторного анализа педагогических ситуаций с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 9, рис.7).
Таблица №9
Анализ педагогических ситуаций
Фамилия, имя |
Методика «Анализ пед.ситуаций» | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Виктория Б. |
+ |
||
Самир Г. |
+ |
||
Ирина Г. |
+ |
||
Родион Г. |
+ |
||
Юрий Д. |
+ |
||
Диана Д. |
+ | ||
Олеся Е. |
+ | ||
Лиля К. |
+ |
||
Данил П. |
+ |
||
Антон А. |
+ |
Рис.7. Отношение детей старшего дошкольного возраста к нравственным нормам, поступкам, действиям других людей
Систематизация материала, полученного в результате проведении контрольного эксперимента, включающего в себя беседу с детьми, анализ педагогических ситуаций и анкетирование их родителей позволило определить уровни, которые зафиксированы в таблице № 10.
Таблица №10
Уровни сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста
Имя ребенка |
Уровни сформированности вежливости по методикам | |||
Беседа |
Анкетирование родителей |
Анализ пед.ситуаций |
Итог | |
Виктория Б. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
Самир Г. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Ирина Г. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Родион Г. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Юрий Д. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Диана Д. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Олеся Е. |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
Лиля К. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Данил П. |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
Антон А. |
средний |
средний |
средний |
средний |
Рис.4. Уровень сформированности вежливости у старших дошкольников
Рассматривая уровень сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста при контрольном эксперименте можно говорить о том, 20 % детей находятся на высоком уровне, у большинства детей (у 50% от общего количества детей, участвующих в исследовании), данный показатель сформирован на среднем уровне. Кроме того, у 30% детей выявлен низкий уровень сформированности вежливости.
Для того чтобы определить динамику развития вежливости после проведения развивающей работы необходимо сравнить результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнения представлены в таблицах 11, 12 и на рисунке 8.
Таблица 11
Сравнительный анализ уровней сформированности вежливости старших дошкольников по каждому методу исследования
Показатели уровня вежливости / методы |
Наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов); поведение по правилам вежливости; осознанное применение норм вежливости/ беседа |
Наличие знаний о проявлениях вежливости в своих детях \ анкетирование родителей |
Способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости / анализ пед.ситуаций | |||
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный эксперимент | |
Высокий уровень |
0% |
20% |
20% |
20% |
10% |
10% |
Средний уровень |
30% |
40% |
20% |
60% |
40% |
70% |
Низкий уровень |
70% |
40% |
60% |
20% |
50% |
20% |
Таблица 12
Уровни |
Ι констатирующий эксперимент |
ΙΙ констатирующий эксперимент |
Высокий уровень |
0% |
20% |
Средний уровень |
40% |
50% |
Низкий уровень |
60% |
30% |
Сравнительный анализ Ι констатирующего и контрольного экспериментов
Рис.8. Сравнительный анализ уровня сформированности вежливости старших дошкольников
Количественные характеристики, наблюдаемые в рис.8. свидетельствуют о том, что в результате создания определенных педагогических условий и применения разнообразных форм, методов, средств формирования представлений о вежливости произошли заметные изменения в формируемых знаниях. Из рисунка видно, что впервые проводя экспериментальное исследование детей старшего дошкольного возраста, мы увидели что такое нравственное качество, как вежливость, у большинства недостаточно развито. На низком уровне развития вежливости было 60 % детей, что связано на наш взгляд со многими причинами. Это и недостаточная работа по формированию вежливости в детском саду, и невнимательность, леность самих детей, а так же недостаточная осведомленность родителей в решении этой проблемы. Так же мы видим, что 40% детей находились на среднем уровне развития вежливости. Детей на высоком уровне наблюдать не приходилось.
За три месяца, при которых велся формирующий эксперимент, дети получали знания и практически применяли их в сюжетно - ролевой игре. И уже при проведении контрольного эксперимента мы можем видеть не слишком большие, но существенные изменения. Так, на высоком уровне вежливости стало 20% детей старшего дошкольного возраста, 50% детей теперь находятся на среднем уровне развития вежливости, количество детей, находившихся на низком уровне, уменьшилось вдвое (30% детей).
Так же было установлено по завершению контрольного эксперимента, что у некоторых детей знания стали углубленными, они значительно были расширены, систематизированы. Кроме того дети ими владели и легко использовали в игровой, бытовой деятельности.
Таким образом, полученные результаты подтвердили правильность нашей гипотезы.
Выводы по II главе
ролевая игра вежливость дошкольный
Анализ результата проведения экспериментальной работы позволил прийти к следующим выводам. В ходе Ι констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности вежливости (60%), которые характеризуются неконкретностью, неточностью, что подтвердило актуальность темы исследования и необходимость проведения формирующего эксперимента.
В результате экспериментальной работы по апробации и внедрению комплекса сюжетно - ролевых игр по формированию вежливости, способствующих выработке устойчивого интереса к их приобретению, нами было доказано, что они эффективны.
Установлено, что в ходе проведения ΙΙ констатирующего эксперимента произошли небольшие изменения в уровнях сформированности вежливости. На начальном этапе 60 % детей старшего дошкольного возраста имели представление о вежливости в форме внешнего впечатления, в основе которого лежали смутные знания о нормах вежливости. По завершении эксперимента 50% детей обладали общими представлениями, но в то же время степень сформированности осознанного применения норм вежливости осталась низкой. Это связано, на наш взгляд, с отсутствием системы работы по решению этой проблемы в условиях семьи, в результате чего знания о нормах вежливости чаще не становились руководством в действиях детей по решению возникающих нравственных проблем.
Сравнительный анализ полученных данных на различных этапах показал периоды подъёма, пика и спада на этих этапах эксперимент показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимовежливых отношений дошкольников и педагогов.
В ходе нашего наблюдения можно отметить почти у каждого ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми.