Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа
Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Как ведет себя мальчик? Что в его поведении считается не приличным? Как можно назвать его поведение? Как одним словом можно назвать поведение ребенка, который умеет подождать, не смотря на то что он хочет что-то именно сейчас, не перебивать разговор взрослых? Тактичность
Мишка злым сегодня был.
Оттолкнул братишку
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.
Как можно назвать мишку? - Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян. Что нужно делать, чтобы избежать этого, а если произошло то как извинится?
Я все могу - могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до Луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу.., но не хочу!
Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? Какой он?Как называют людей, которые хвастаются? Скромные люди не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!»
Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?
Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?
Приложение 4
Занятие «Урок вежливости в Школе игрушек.»
Цель:
формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
развивать способность оценивать свое отношение к позитивным с негативным поступкам сверстников, развивать связную, интонационную выразительную речь.
Материал. Игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанная в коробке (за ширмой); шапочка петушка и птички (для инсценировки).
Ход занятия
Воспитатель. Подводит детей к закрытым дверям зала.
Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.
Проводит детей в зал; подходя к каждой игрушке, берет ее в руки и от ее имени приветствует детей: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Проходите, пожалуйста», «Располагайтесь поудобнее!», «Чувствуйте себя как дома!»
Утро в Школе начинается с необычной зарядки: ученики вспоминают вежливые слова
Предлагает детям выбрать понравившуюся игрушку, встать около нее и, представив себя в роли этого персонажа, ответить на вопросы.
Зайчик, что нужно сказать, если обращаться к кому-нибудь с просьбой?
Белочка, какие слова благодарности ты знаешь?
Педагог обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает детям присесть на стульчики.
Сейчас я познакомлю вас с медведем, которому учение в Школе игрушек дается не легко.
Приносит из-за ширмы коробку и достает из нее игрушечного медведя, говорит за него.
Медведь.
Я все могу - могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до Луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу.., но не хочу!
Воспитатель. Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? (Ответы детей.)Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!»
Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:
Мишка злым сегодня был.
Оттолкнул братишку
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.
Мишка «отворачивается», «закрывает» морду книгой.
Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян.
Мишка. Ребята! Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!
Воспитатель. Давайте поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребенок и каждый медвежонок, чтобы быть вежливым.
Рассуждения детей.
Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, просит прощения.
Воспитатель. Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду, а ты, мишка, подумаешь и ответишь, как называют людей, которые поступают, как девочка Маша, и как бы ты поступил на ее месте.
Принесла сегодня Маша
Длинношеего жирафа.
Целый день с жирафом этим
Поиграть хотели дети:
Он бы был подъемным краном,
Угостился бы бананом.
Чтоб жирафчик мог поспать,
Приготовили кровать.
Но взяла в охапку Маша
Длинношеего жирафа,
Утащила в уголок,
Чтоб никто отнять не мог.
Медведь. Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. Я бы на ее месте предложил детям поиграть всем вместе, даже поделился бы своими игрушками. А как бы вы поступили, ребята? (Ответы детей.)
Воспитатель. Теперь проверим, нет ли в нашей группе жадных детей.
Читает стихотворение Э.Мошковской «Жадных нет».
Жадные!
Поднимите руки,
Жадные,
Жадины
И жадюги.
Нету рук…
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну, хоть бы мало!
Две-три штуки!..
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики…
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных? Смотри тщательно.
Жадных нет?!
Замечательно!
Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек. Дети желают ему быть вежливым, добрым , скромным.
Воспитатель предлагает отдохнуть и посмотреть инсценировку по сказке «Петушок и птичка».
Воспитатель. Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга.(Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй».
Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель. А что же ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»
Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться!
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!
Воспитатель. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.
По окончании инсценировки, педагог предлагает детям решить проблемные ситуации.
Воспитатель попросил Катю отнести в соседнюю группу книгу. Катя вошла в комнату и сказала…
Дима принес в детский сад новую настольную игру и положил на стол, чтобы показать детям. Все окружили Диму. Оля, девочка маленького роста, встала на цыпочки, чтобы посмотреть на игру? Но ничего не увидела. Огорчившись, хотела отойти, но Олег попросил ребят…
Папа попросил Вову сходить к соседу за кассетой. Сосед отдыхал - лежал на диване с журналом в руках. Прежде чем обратиться к нему с просьбой, Вова сказал…
Миша строит из кубиков мост. К нему подходит Дима и говорит, что он тоже хочет строить: ломает мост и забирает себе кубики. Как бы вы поступили?
Однажды только Наташа пришла в детский сад с санками. На прогулке дети окружили девочку, всем очень понравились санки с удобной спинкой и захотелось на них покататься. Как, вы считаете, должна поступить Наташа?
После дневного сна воспитатель сказал детям:»Застилайте побыстрее постели, мы сейчас пойдем смотреть спектакль в музыкальном зале». Настя аккуратно застилала свою постель и уже хотела бежать в зал, но тут увидела, что Кирилл не может справиться с одеялом. Как вы думаете, что сделает Настя?
Приложение 5
Занятие 2. «Вежливое путешествие»
Цель: продолжать формировать положительные моральные качества.
развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, закрепить умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Оформление группы. Комната поделена на игровые зоны: «Автовокзал», «Магазин игрушек», «Парикмахерская», «Больница», «Лес».
Материал. Атрибуты для роли водителя, продавца, парикмахера, врача; Петрушка- кукла из кукольного театра или игрушка.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? На каком транспорте? (Ответы детей.) сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Как называется место, откуда автобусы отправляются в путь? Правильно, это место называется автовокзал. Давайте построим автобус.
Дети под руководством воспитателя «строят» автобус из стульев и элементов большого конструктора. Затем выбирают «водителя», который садиться в «кабинку автобуса».
Водитель должен внимательно следить за дорогой, движением других машин и сигналами светофора, громко объявлять остановки, продавать талоны.
Петрушка. Эй, ребята! Мне стало скучно, и я решил съездить к своему другу гномику Лелику. Когда я вошел в автобус, то пролез в серединку, расталкивая пассажиров. Увидел свободное место и сел. Какая-то бабушка стояла рядом и всю дорогу вздыхала. Через две остановки я пробрался к выходу и выскочил из автобуса. Вдруг я увидел Лелика на другой стороне дороги и закричал: «Эй, ты, Лелька - Пилелька!..»
Воспитатель. Подождите, Петрушка! Мне кажется, что ребятам в твоем рассказе что-то не нравится.
Дети называют ошибочные действия Петрушки.
Давайте вспомним правила поведения при посадке в автобус и в его салоне. (Ответы детей.)
Проблемная ситуация.
Саша и его родители зашли в автобус. Все места были заняты. Только на переднем сидении одно место оказалось свободным. Как вы думаете, кому следует сесть на свободное место? (Ответы детей.)
Водитель. Остановка «Магазин игрушек». Следующая остановка «Парикмахерская».
Дети и воспитатель выбирают «продавца», который приглашает всех в «магазин игрушек» и встает за «прилавок».
Воспитатель. Вспомним правила поведения в магазине. (Ответы детей.)
Надо спокойно ждать своей очереди, не толкаться, здороваться с продавцом, вежливо попросить показать понравившуюся вещь, поблагодарить продавца.
Игра «Покупаю игрушку».
Чтобы купить игрушку, надо вспомнить пословицу или поговорку о добрых отношениях между людьми.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Ссора до добра не доводит.
Поделитесь, да не подеритесь.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Делу время - потехе час.
Легко сломать, да трудно сделать.
Не будет скуки, если заняты руки.
К большому терпению идет умение.
Мала пчела, да и та работает.
Дети «покупают» игрушки и направляются к «автобусу». Педагог продолжает путешествие по другим игровым зонам, используя приведенные выше методические приемы.
Воспитатель. Давайте отдохнем и послушаем сказку «Вежливый кролик".
Мексиканская сказка «Вежливый кролик».
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была голодна и сердита.