Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа
Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста при системном и косвенном взаимодействии педагога.
Заключение
Сюжетно-ролевая игра играет важное значение в развитии и воспитании ребенка старшего дошкольного возраста. Особенное место занимает сюжетно-ролевая игра в формировании вежливости ребенка. В нашем исследовании проанализированы особенности формирования вежливости старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру. Изучена научная литература по проблеме формирования вежливости, рассмотрены понятия вежливость, её цели и задачи; выявлены особенности формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема обогащения сюжетно-ролевых игр как средство формирования вежливости актуальна для современного дошкольного образовательного учреждения.
Овладение правилами поведения, а так же эмоциональное усвоение нравственных ном поведения способствует образованию у ребенка первых нравственных привычек быть вежливым, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми, воспитанию организованного поведения. В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культуры поведения активно продолжается и в этом как нельзя лучше помогает сюжетно-ролевая игра. Важно помнить, что от достигнутого уровня воспитанности зависит и процесс обучения в школе. В целом, можно отметить тот факт, что процесс формирования вежливости очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов.
Проведенная нами диагностика, уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста позволила выявить трудности в усвоении детьми нравственных норм поведения, низкой мотивации к применению вежливых форм поведения в повседневной жизни. С целью преодоления выявленных недостатков нами были внедрены сюжетно-ролевые игры, в которых особое место отводилось воспитанию у дошкольников через игровую деятельность вежливости и эмоционального принятия нравственных норм поведения.
По результатам контрольного эксперимента можно с уверенностью сказать о том, что проведенная нами развивающая работа действительно эффективная при формировании у дошкольников навыков вежливости.
Сюжетно-ролевая игра для развития старших дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, и именно через неё будет эффективно проходит процесс формирования вежливости. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования сюжетно - ролевых игр в целях формирования вежливости ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества. Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась и гипотеза исследования.
Список литературы
Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева. - М., 2003. - 128с.
Анисимова, И.М. Хорошие манеры для детей [Текст] / И.М. Анисимова. - Спб., 1996. - 349с.
Байдурин, А.К. У истоков этикета [Текст] / А.К. Байдурин. - Л.: «Наука», 1990. - 168с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 1968. - 464с.
Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребенка [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: «Просвещение», 1991. - 210с.
Бушелева, Б.В. О культуре поведения [Текст] / Б.В. Бушелева. - М.: «Знание», 1974. - 96с.
Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитанности [Текст] / Б.В. Бушелева. - М.: «Просвещение», 1988. - 144с.
Виноградова, Д.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Д.А. Виноградова. - М.: «Просвещение», 1989. - 210с.
Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 26-36.
Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 3-10.
Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]: Учебное пособие / О.М.Казарцева. - М.: «Сфера», 1998. - 496с.
Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст] / О. Клименкова. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. - С. 7-14.
Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова. // Дошкольное воспитание. - № 9. - 2001. - С. 98-104.
Купина, Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст] / Н.А. Купина, Богуславская Н.Е. - М., 1992. - 176с.
Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.Н. Курочкина. - М.: «Владос», 2001. - 224с.
Матвеев, В.М., Панов А.Н. В мире вежливости [Текст] / В.М. Матвеев, А.Н. Панов. - М.: «Просвещение», 1976. - 144с.
Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст]: Пособие для практических работников дошкольных учреждений / В.М. Минаева. - М.: «АРКТИ», 2001. - 48с.
Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: «Просвещение», 1985. - 272с.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000. - 456с.
Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / С.В. Петерина. - М.: «Просвещение», 1986. - 212с.
Петрова, И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста [Текст] / И.А. Петрова. - М., 1990. - 95 с.
Рукавчук, Л.Н. Энциклопедия этикета [Текст] / Л.Н. Рукавчук. - Спб.: «МиМ-Экспресс», 1996. - 350с.
Смирнова, Е.О, Холмогорова, В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е. Смиронова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание, 2003. - № 8. - С. 73-77.
Смирнова, Е.О, Холмогорова, В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е. Смиронова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
Смирнова, Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. Смиронова, В. Холмогорова. - М.: «Владос», 2003. -160с.
Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст] / Г. Степанова. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.
Трофименко, В., Волгин, А. Поговорим об этикете [Текст] / В. Трофименко, А. Волгин. - М.: «Московская правда», 1991. - 98с.
Эльконин, Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] / Д.Б. Эльконин. // Дошкольное воспитание. - 1976. - №5. - С. 23-30.
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: «Владос». - 1999. - 340с.
Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. Линка-Пресс, 2009. - 127с.
Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Михайленко Н.Я. // Дошкольное воспитание. 1989. №4. С. 23.
Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. [Текст] / И. Ф. Мулько. - М.: Академия 2004. - 200с.
Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 239с.
Островская, Л.Ф. Поведение - результат воспитания [Текст] / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1977. - 120с.
Портянкина, А.Е. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения [Текст] / А.Е. Портянкина. - М.: Просвещение, 1989. - 95с.
Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений [Текст] / Под ред. Т. А. Куликовой. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004 - 144с.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н.И. Формановская - М.: Высшая школа, 2002. - 160с.
Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М: Просвещение, 1999. - 300с.
Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек [Текст] / Юркевич В.С. - М.: Просвещение, 1986. - 165с.
Приложение 1
Беседа «Что такое вежливость?»
Цель - выявить уровень сформированности нравственного качества вежливость
Вопросы
Что такое вежливость?
Почему не выполнять свои обещания это плохо?
Что значит быть вежливым?
Что нужно делать чтобы быть вежливым?
Как должен вести себя вежливый человек в общественном месте?
Какие вежливые слова ты знаешь?
Как часто ты говоришь волшебные слова?
Почему надо говорить вежливые слова?
Какие вежливые поступки ты совершаешь?
Считаешь ли ты себе вежливым человеком?
Протокол №1
Беседа «Что такое вежливость?»
Цель - выявить уровень сформированности вежливости как нравственного качества
Дата - 18.10.11
И.Ф. - Виктория Б.
Время - 07.40
Вопросы |
Ответы |
1.Что такое вежливость? |
1. Это так надо |
2.Почему не выполнять свои обещания это плохо? |
2. Потому что больше тебе не поверят |
3.Что значит быть вежливым? |
3. Правильно поступать |
4.Что нужно делать чтобы быть вежливым? |
4. Слушать маму |
5.Как должен вести себя
вежливый человек в |
5. Уступать старшим место |
6.Какие вежливые слова ты знаешь? |
6. Здравствуйте, до свидания, любовь, красота |
7.Как часто ты говоришь волшебные слова? |
7. Редко |
8.Почему надо говорить вежливые слова? |
8. Чтобы тебя любили |
9.Какие вежливые поступки ты совершаешь? |
9. Помогаю маме |
10.Считаешь ли ты себе вежливым человеком? |
10. Не всегда |
Приложение 2
Анкета для родителей «Вежливый ли ваш ребенок?!»
Уважаемые родители! Примите участие в анкетировании, для выявления уровня сформированности вежливости ваших детей, чтоб проводить целенаправленную работу по формированию знаний норм этикета. Заранее спасибо!
Как часто Вы слышите от детей вежливые слова?
Часто
Редко
Никогда
Добиваетесь ли вы, чтоб ребенок говорил спасибо, пожалуйста.
Да
Нет
Заведены ли в вашем доме «правила вежливости»?
Объясняете ли вы ребенку, как вести себя в общественном месте?
Да
Нет
Как часто ребенок перебивает разговор взрослых?
Часто
Редко
Никогда
Замечали ли вы, что ребенок здоровается с соседями, родственниками?
Да
Нет
Общаясь со взрослыми ребенок обращается с ними на Вы?
Да
Нет
Какие вежливые слова в разговоре с ребенком используете вы?
Уступает ли ребенок место в транспорте пожилым людям по своей инициативе?
Да
Нет
Акцентируете ли вы на этом внимание, оцениваете поступок ребенка?
Да
Нет
Как вы объясняете ребенку не вежливые поступки?
Потому что так нельзя
Так нельзя поступать, так как (объясняете нормы поведения, этикет)
Ваше ФИО ______________________________
Место работы________________________
Место жительства____________________
Дата рождения ребенка ______________________________
Благодарим за внимание!!!
Приложение 3
Педагогические ситуации
Цель - дать экспертную оценку, индивидуальную и групповую самооценку. Обогатить речь детей словами и понятиями о вежливости.
Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком доставляют большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. Как вы думаете правильно ли поступил Сережа? Какие правильные поступки он совершил? Кто помог мальчику доставить радость близким, нужно ли это делать? А вы часто доставляете радость близким?
Шестилетний Виталик, увидев вечером маму, не забывает спросить у нее: - ну как, сегодня нога не болит?» Предлагает ей присесть, пока он одевается, а затем берет из ее рук сверток. - Помогу нести, а то тебе тяжело» Мать одобряет его. - «Ты внимательный, заботливый сын, я горжусь тобой.»
Как поступил мальчик? Права ли мама поощряя его за поступок? А вы часто помогаете маме и следите за ее самочувствием?
Миша с нескрываемым любопытством рассматривает кого-либо из взрослых, вслух высказывает мнение о присутствующих, показывает пальцем на прохожего. Кто бы не пришел в дом, бросается к двери и выжидательно смотрит, что ему принесли, тянет гостя в комнату, старается чтоб только на него обратили внимание.