Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Сюжетно-ролевая игра.docx

— 212.66 Кб (Скачать файл)

Рис.4. Уровень сформированности вежливости у старших дошкольников

 

Рассматривая уровень сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста можно говорить о том, что у большинства детей (у 60% от общего количества детей, участвующих в исследовании) данный показатель сформирован на низком уровне. Дошкольников с высоким уровнем сформированности вежливости не выявлено. Кроме того, у 40% детей выявлен средний уровень сформированности вежливости.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у данной категории детей дошкольного возраста зафиксирован недостаточный уровень развития вежливости. Следовательно, возникает необходимость в дальнейшем развитии данного качества у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить тот факт, что наиболее оптимальным вариантом воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте можно считать игровую деятельность, которая является ведущим видом деятельности в данном возрасте.

 

 

2.2 Формирование вежливости  у детей старшего дошкольного  возраста посредством сюжетно-ролевой  игры

 

Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали формированию вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости проведения с данной группой дошкольников сюжетно-ролевых игр, в которых основной упор будет строиться на формировании вежливости. Нами были подобраны тематики сюжетно-ролевых игр, в которых представляется возможным наиболее полно отразить проблему культуры поведения, усвоения детьми нравственных норм поведения, а значит и развитие вежливости. Таким образом, можно говорить о том, что наиболее подходящими можно считать следующие сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Супермаркет», «Поход в театр». Разработки вышеперечисленных сюжетно-ролевых игр представлены в приложении 4. Подобранные нами сюжетно-ролевые игры были включены в перспективный план, представленный в таблице 6.

 

 

Таблица 6

Перспективный план работы по формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Тематика сюжетно-ролевой игры

Задачи и содержание игры

Приемы руководства

Предварительная работа

декабрь

почта

Воспитание культуры поведения в общественных местах. Формирование навыка вежливого общения. Формирование ролевого взаимодействия: Почтальон-клиент Почтальон-директор  Почтальон- шофер почтальон-жильцы дома воспитание уважения к профессии почтальона. Формирование доброжелательности, вежливости, уважения к окружающим; развития способности высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.

Поддержание ролевого диалога. Введение сюрпризных моментов в игру, различных атрибутов, подсказка тех или иных вежливых слов и действий.

1.Беседа «Почта» 2.Аппликация: конверты 3.Чтение стихотворения  «Почта»  4.«Наши мамы, наши папы»  5.Знакомство со стихотворением: Почтовый ящик на стене, на  видном месте, Собирает вести  вместе а потом его жильцы  полетят во все концы. 

январь

супермаркет

Формирование навыков культурного поведения в общественных местах и навыков вежливого общения. Формирование ролевого диалога: заведующий - продавец, заведующий - покупатели, заведующий - кассир, покупатели - продавец, покупатели - кассир, продавец - шоферы, шоферы - рабочие.

 Введение в игру  новых атрибутов. Поддержание ролевого  диалога. Введение воспитателем  проблемных игровых ситуаций. Самостоятельное  распределение ролей, подсказка  тех или иных вежливых слов.

Чтение рассказа «История профессии Продавец», загадывание загадок, изготовление атрибутов (картонные продукты, деньги, чеки, кошельки), рассматривание иллюстраций по теме, сооружение прилавок и касс.. Предложить детям сходить с родителями в магазин (обратить внимание на разнообразие отделов, как общаются покупатель-продавец). Занятие «Обучение рассказу: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек . Занятие «Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка» .. Показ игры «Магазин»: - показ игровых действий воспитателем, - участие воспитателя в игре, - проследить, как продавец и покупатель (дети) вежливо обращаются друг с другом, - обратить внимание, как дети правильно пользуются атрибутами, где оставляют халат, когда выходят из магазина. Игры с созданием ситуаций: - ты забыл деньги дома, - твой друг разбил бутылку с соком, - у подруги нет денег на мороженое, что делать. Беседа с детьми о том, какие есть отделы в магазине (молоко, хлеб, обувь, одежды). Художественная литература 1. Чтение «Веселый магазин» 2. Рассматривание иллюстраций в книге «Русский язык в картинках» стр. 50-55. Индивидуальная беседа. 3. «Чудо-дерево» К.Чуковский

февраль

Поход в театр

Систематизация знаний детей о правилах поведения в общественном месте; обучение несложным правилам проезда и поведения в театре: правила поведения в театре, умение вежливо уступать место старшим, младшим, больным людям; использование в речи этикетных слов и выражений: «будьте добры», «будьте любезны», «садитесь, пожалуйста» и т.д.

Введение в игру новых атрибутов и сюрпризных моментов. Поддержание ролевого диалога. Введение воспитателем проблемных игровых ситуаций. Самостоятельное распределение ролей.

Беседа о театре (об артистах, о правилах поведения в театре). Игра «Я режиссер» (показ настольного театра детьми и воспитателями): - Красная Шапочка, - Репка 3. Аппликация: «Твой пригласительный билет». Предложить родителям сводить детей в театр, с объяснением и пояснением всех правил поведения в театре 5.Постановка сказок: - Теремок, - Колобок,


 

Организуя сюжетно-ролевые игры, мы обращали внимание на предварительную работу. С этой целью с детьми проводились беседы о культуре поведения, проводилось чтение художественных произведений нравственной тематики, а так же художественный фольклор, которые представлены в приложении 4, 5 и 6 .

В процессе проведения сюжетно-ролевых игр дети постепенно обучались применять полученные знания об этике поведения, нравственных нормах поведения в практической деятельности. Так, например, в процессе проведения сюжетно-ролевой игры «почта», дошкольники закрепляли правила вежливого приветствия и прощания, культуры общения в общественных местах.

Хочется отметить тот факт, что первоначально далеко не всегда и не у всех детей получалось выполнить правило вежливости в играх. На протяжении первых сюжетно-ролевых игр дети проявляли смущение при необходимости проявления вежливости по отношению друг к другу. Для этого нами активно применялись различные виды поощрений детей, положительные примеры и так далее.

Однако постепенно дети более активно и осознано стали следовать правилам вежливости. Полученные в игровой деятельности практические навыки вежливого поведения стали прослеживаться и в свободной деятельности детей. Среди дошкольников стало меньше конфликтных ситуаций, меньше стало проявляться и грубости в общении.

Помимо этого родители детей стали также отмечать изменения в поведении дошкольников, участвующих в исследовании. Многие родители говорили, что дети стали более открытыми в общении, меньше стало проявлений негативизма, каприз, в общении стали активно применяться слова-приветствия и так далее. Помимо этого в общественных местах дети стали отмечать то, вежлив ли человек или нет, и рассказывали родителям о том, как необходимо было бы себя вести, если считать себя вежливым человеком.

С родителями велась отдельная работа: беседы, консультации, семинары по обмену опытом. Беседа с родителями «Игра - дело серьезное», в которой говорилось о всех видах игр дошкольника, прошла очень активно. Из беседы мы выяснили, что о таком виде игр родители и не знали, хотя иногда замечали своих детей “говорящих с игрушками”. Родители очень заинтересовались и задавали много вопросов в ходе беседы.

Почти с первых дней проведения эксперимента родители стали испытывать трудности в организации и руководстве сюжетно-ролевой игрой детей. Поэтому мы предложили родителям познакомиться с методическими рекомендациями по организации и руководству режиссерскими играми детей в условиях семьи.

Разработали несколько вариантов игровых уголков в домашних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, предложили их для просмотра родителям.

Составили примерный перечень литературы для родителей по воспитанию детей в игре, ознакомлению с особенностями режиссерской игры старшего дошкольника.

Также для родителей организовывались уголки, в которых ежедневно отражается жизнь группы (“Что мы делали?”, “Чем занимались?”, “Домашнее задание” и т.д.).

Многие родители испытывали затруднения в том, как начать игру с ребенком. Мы предлагали родителям следующие варианты: чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказать детям о том, как сами родители играли в детстве; можно придумать рассказ про героя, который интересен ребенку; предложить задание: “Придумай новую сказку”, “Покажи, что вы делали в детском саду”.

Проблемные ситуации в ходе игры, беседы с детьми о поступках героев, совместные игры помогают детям разнообразить сюжеты, осознать свои поступки, расширить общение с близкими.

Предварительной работой, помогающей накопить у детей понятия и слова культурного этикета до сюжетно - ролевой игры было чтение стихотворения С. Маршака «Урок вежливости», А. Барто «Шла вчера я по Садовой», чтение сказки П. Дудочкина «Без одного слова», рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», обыгрывание сценки «Знакомство» и «Я - интересный человечек», заучивание пословиц и поговорок о вежливости, отгадывание загадок Олеси Емельяновой « Вежливые загадки».

Так же предварительно велась работа с родителями. В своей работе мы использовали папки - передвижки, способствующие формированию вежливости не только в образовательном учреждении, но и дома, также просьбы и поручения.

При организации сюжетно - ролевых игр нами создавались специальные условия, которые стимулировали проявления вежливости со стороны ребенка. Для этого продуманы были дополнительные линии игры, где от ребенка требовалось проявить навыки нравственного поведения в обществе.

Можно выделить следующие условия формирования вежливости в сюжетно-ролевой игре:

Создание воспитателем такой формы взаимодействия, которая предполагают двухсторонние эмоциональные контакты взрослого с ребенком, ребенка с ребенком. При этом обязательный момент подобных взаимоотношений - умение почувствовать заинтересованность в общении с ребенком, готовность разделить его настроение, переживание. Ребенок же в свою очередь должен испытать радость от общения в целом и от проявления вежливости в частности. Эмоциональные переживания при этом приобретают силу и служат движущим мотивом в формировании вежливости дошкольников.

Постоянный контроль со стороны педагога, проявление вежливости со стороны детей в процессе игровой деятельности.

Создание педагогом условий для проявления навыков вежливости в сюжетно-ролевой игре.

При условии, если сюжетно-ролевая игра станет неотъемлемой часть всего воспитательного процессе дошкольника.

При условии методически грамотно простроенной предварительной работы, которая позволит познать дошкольниками правила этикета, освоить нормы нравственного поведения в различных жизненных ситуациях с последующим применением знаний в игровой деятельности в рамках сюжетно-ролевой игры.

Положительным моментом, проводимой нами работы, является тот факт, что благодаря использованию в качестве ведущего средства формирования вежливости сюжетно-ролевой игре мы смогли в специально смоделированных условиях отработать навыки вежливого поведения у старших дошкольников. Выбранная нами для этого тематика сюжетно-ролевых игр, позволила погрузить ребенка в различные жизненные ситуации, и увидеть его поведенческие реакции в данной ситуации, а направляющая позиция педагога позволила провести индивидуальную педагогическую коррекцию выявленных проблем, касающихся формирования вежливости.

Отрицательным же можно назвать только недостаточно большой временной интервал, который в полной мере закрепить полученный ранее результат.

 

.3 Динамика уровня сформированности  вежливости детей старшего дошкольного  возраста

 

В результате, проведенной работы, была создана необходимость в проверке эффективности работы, проведенной нами, направленной на формирование вежливости детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики в уровнях сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого мы использовали те же методики, что и в ходе осуществления проведения Ι констатирующего эксперимента. Ими были:

беседа с детьми (10 вопросов для дошкольников);

анкетирование родителей;

анализ педагогических ситуаций;

Их использование показало, что произошли существенные качественные изменения в представлении детей о вежливости, так, по результатам беседы, направленной на выявление объема их знаний о вежливости, вежливых проявлениях имеющегося по завершению эксперимента, можно отметить, что 70 % детей дошкольного возраста имеют конкретные знания, соответствующие программным требованиям. И только у 30 % отмечается недостаточное количество знаний, что на наш взгляд, обусловлено рассеянным вниманием.

У большинства же детей знания характеризуются прочностью, осмысленностью, так, например на вопрос «Что значит быть вежливым», они отвечали «Вежливый тот человек, который в магазине вежливо просит что то подать, не грубит маме, бабушке место уступает в автобусе», «Вежливый человек это тот человек, который помогает пожилым людям, слушается родителей, не обижает других людей, дарит подарки, говорит вежливые слова, хорошо себя ведет».

При повторном выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 60% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, чтобы не огорчать взрослых, быть настоящим человеком, иметь много настоящих друзей. 20% считают, что человеку нужно быть вежливым, чтобы близким людям не было стыдно за него, 10% считают, отсутствие вежливости сейчас не в моде. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.

% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова  и говорит и применяет их  на практике, можно назвать вежливым; и только 20% ответили, что вежливый  человек, это тот человек, который  их просто знает.

На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Лиля. ответил: «Люди не будут верить больше, и обращаться не будут». А Юра и еще один ответили: «Потому что можно потерять настоящих друзей». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: быть доброжелательным ко всем, помогать всем людям, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым, дарить подарки.

Таким образом, хоть результаты беседы и не высоки, но подтверждают, что у большинства детей увеличился объем знаний о вежливости, понятие вежливости стало осознанным (60%). По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 7, рис.5).

Из них мы видим, что 40 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости 20 % детей - на высоком уровне.

Таблица №7

Беседа с дошкольниками

Фамилия, имя

Методика «Беседа с дошкольниками»

 

Высокий  уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Виктория Б.

   

+

Самир Г.

   

+

Ирина Г.

 

+

 

Родион Г.

+

   

Юрий Д.

 

+

 

Диана Д.

   

+

Олеся Е.

 

+

 

Лиля К.

   

+

Данил П.

+

   

Антон А.

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте