Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа
Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
.
.1 Диагностика уровней
сформированности вежливости
В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г
На первом этапе был проведен I констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
Подбор методик для диагностики.
Разработка уровней сформированности вежливости у дошкольников.
Проведение качественных и количественных результатов обследования.
Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д.А.Виноградовой были выделены критерии вежливости:
наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);
поведение по правилам вежливости;
осознанное применение норм вежливости;
способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости;
На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень - у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.
Средний уровень - есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.
Высокий уровень - есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении - с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.
Для подтверждения педагогических условий, при которых формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование.
В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми (Приложение № 1), при которой детям предлагалось дать ответ на 10 вопросов. Она была направлена на выявление полноты и понимания знаний о вежливых проявлениях. При подготовке к беседе мы четко сформулировали все вопросы, также уточнялись знания детей о вежливых словах.
Беседа с детьми проходила в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей. По ходу заполнялся протокол, в котором отмечались ответы детей. В ходе беседы выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста имеют четкие знания вежливости. Большинство детей затрудняются оценить свое поведение и поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 10 %.
Анализ проведенных бесед показал, что у 20% дошкольников имеются знания о вежливости, как об отсутствии грубых слов . 20% детей относят к этому понятию любовь к другим людям, общительность. У некоторых детей знания о вежливости не сформированы совсем. ( 60%)
При выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 50% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, что бы тебя любили, хвалили . 30% считают, что человеку нужно быть вежливым, что бы быть хорошим человеком, 10% считают, вежливость, это проявление гуманности к другим людям. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.
% детей отвечают, что человека,
который знает вежливые слова
можно назвать вежливым; и только
30 % ответили, что вежливый человек
не только должен знать
На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Вика и еще 2-е (33,3) ответили: «Потому что маме будет обидно». А Ира и еще один ответили: «Потому что другие больше тебе не поверят ». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: значит говорить спасибо, здороваться, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым. А Юра ответил: «Не нужно оскорблять других людей» (10%).
На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть вежливым», большинство детей отвечали: нужно читать книжки, знать все вежливые слова, вести себя прилично, слушать маму.
Результаты беседы показали, что у большинства детей (до 80%)размытые представления о понятии вежливость, о вежливых словах, так, например, на вопрос: «Что же такое вежливость?» - «Это так как надо» (60%).
Таким образом, результаты беседы подтверждают необходимость организации работы над увеличением объема знаний о вежливости, над осмыслением, осознанием понятий о вежливости. По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 2, рис.1). 70 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 30% детей находиться на среднем уровне вежливости. Детей на высоком уровне сформированности вежливости не наблюдалось.
Таблица №2
Беседа с дошкольниками
Фамилия, имя |
Методика «Беседа с дошкольниками» | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Виктория Б. |
+ | ||
Самир Г. |
|||
Ирина Г. |
+ |
||
Родион Г. |
+ | ||
Юрий Д. |
+ |
||
Диана Д. |
+ |
||
Олеся Е. |
+ | ||
Лиля К. |
+ |
+ | |
Данил П. |
+ | ||
Антон А. |
+ |
Рис.1. Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и вежливости
Для выявления причины отсутствия необходимого объема знаний у детей о вежливости и интереса к их приобретению, мы провели анкетирование родителей открытого вида (Приложение №2), где они отвечали на 15 вопросов. Суть этих вопросов заключалась в том, что родители, отвечая на эти вопросы, тем самым давали понять, какую работу они ведут в семье по формированию вежливости. Анализ результатов анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 20% детей - на среднем уровне сформированности вежливости, 60% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 3, рис.2).
Таблица №3
Анкетирование родителей
Родители |
Методика «Анкетирование родителей» | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Виктория Б. |
+ | ||
Самир Г. |
+ | ||
Ирина Г. |
+ | ||
Родион Г. |
+ |
||
Юрий Д. |
+ |
||
Диана Д. |
+ | ||
Олеся Е. |
+ |
||
Лиля К. |
+ | ||
Данил П. |
+ |
||
Антон А. |
+ |
Рис.2. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих детей
Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что многие из них уделяют недостаточное внимание формированию вежливости у своих детей (60%), поверхностно относятся к этому нравственному качеству. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Правил нет, но иногда следим за этим», « Не слышала о таких», «Правил нет, но мы стараемся» (50%).
На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие используют традиционные слова вежливости: спасибо, здравствуйте, пожалуйста (70%), и лишь 30 % родителей помимо традиционных слов используют в разговоре такие слова, как: добрый день, будь любезен, будь добр, прошу прощения, благодарю.
Так же, в ходе Ι констатирующего эксперимента мы использовали анализ педагогических ситуаций (Приложение № 3), при котором детям предлагалось проанализировать 7 проблемных ситуаций. Анализ был направлен на выявление способности к оценке поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости. При подготовке к анализу педагогических ситуаций мы четко сформулировали педагогическую ситуацию и подобрали соответствующие иллюстрации.
Анализ педагогических ситуаций с детьми проходил в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей.
В ходе анализа выяснилось, что не все дети могут оценить поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 60% детей.
По результатам данной диагностической методики всех детей можно условно распределить на 3 группы:
Высокий уровень - ребенок обосновывает поведение, поступки других людей (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции. При общении сдержан и вежлив.
Средний уровень - ребенок обосновывает не все действия других людей, оценивает выборочные поступки.
Низкий уровень - Ребенок затрудняется оценить поступки других людей.
При выявлении у детей способности анализировать поступки других людей и высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, мы получили следующие результаты: 50 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости и 10% детей находиться на высоком уровне вежливости.
Так, проанализировав ситуацию «Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?» Лиля ответила «Уступлю, если скажет мама», Антон ответил - « Пересяду на другое место», а Данил сказал « Дедушка сядет рядом». Такой ответ можно услышать от 70 % детей. Остальные 30 % уступили бы место пожилому человеку.
Прослушав ситуацию «Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?», большинство детей отвечали (90%) : пойти мыть руки, сказать Здрасте, ничего что я опоздал?, лишь 10 % детей предложили поздороваться и сказать всем приятного аппетита.
Результаты показали, что у большинства детей (до 70%)есть трудности в определении своего отношения к тем или иным поступкам.
Таким образом, результаты этого метода подтверждают необходимость организации работы над увеличением объема знаний о вежливости, над осмыслением, осознанием понятий о вежливости. По результатам анализа педагогических ситуаций с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 4, рис.3).
Таблица 4
Анализ педагогических ситуаций
Родители |
Методика «Анализ пед.ситуаций» | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Виктория Б. |
+ |
||
Самир Г. |
+ |
||
Ирина Г. |
+ | ||
Родион Г. |
+ | ||
Юрий Д. |
+ |
||
Диана Д. |
+ | ||
Олеся Е. |
+ | ||
Лиля К. |
+ |
||
Данил П. |
+ |
||
Антон А. |
+ |
Рис.3. Отношение детей старшего дошкольного возраста к нравственным нормам, поступкам, действиям других людей
Систематизация материала, полученного в результате проведении беседы с детьми, анализа педагогических ситуаций и анкетирования их родителей позволило определить уровни, которые зафиксированы в таблице № 5.
Таблица №5
Уровни сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста
Имя ребенка |
Уровни сформированности вежливости по методикам | |||
Беседа |
Анкетирование родителей |
Анализ пед.ситуаций |
Итог | |
Виктория Б. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Самир Г. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Ирина Г. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
Родион Г. |
низкий |
высокий |
низкий |
средний |
Юрий Д. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
Диана Д. |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
Олеся Е. |
низкий |
высокий |
низкий |
средний |
Лиля К. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Данил П. |
низкий |
средний |
высокий |
средний |
Антон А. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |