Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Сюжетно-ролевая игра.docx

— 212.66 Кб (Скачать файл)

.

.1 Диагностика уровней  сформированности вежливости детей  старшего дошкольного возраста 

 

В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г

На первом этапе был проведен I констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

Подбор методик для диагностики.

Разработка уровней сформированности вежливости у дошкольников.

Проведение качественных и количественных результатов обследования.

Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д.А.Виноградовой были выделены критерии вежливости:

наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);

поведение по правилам вежливости;

осознанное применение норм вежливости;

способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости;

На основе разработанных критериях можно выделить следующие уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень - у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.

Средний уровень - есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.

Высокий уровень - есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении - с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.

Для подтверждения педагогических условий, при которых формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование.

В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми (Приложение № 1), при которой детям предлагалось дать ответ на 10 вопросов. Она была направлена на выявление полноты и понимания знаний о вежливых проявлениях. При подготовке к беседе мы четко сформулировали все вопросы, также уточнялись знания детей о вежливых словах.

Беседа с детьми проходила в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей. По ходу заполнялся протокол, в котором отмечались ответы детей. В ходе беседы выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста имеют четкие знания вежливости. Большинство детей затрудняются оценить свое поведение и поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 10 %.

Анализ проведенных бесед показал, что у 20% дошкольников имеются знания о вежливости, как об отсутствии грубых слов . 20% детей относят к этому понятию любовь к другим людям, общительность. У некоторых детей знания о вежливости не сформированы совсем. ( 60%)

При выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 50% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, что бы тебя любили, хвалили . 30% считают, что человеку нужно быть вежливым, что бы быть хорошим человеком, 10% считают, вежливость, это проявление гуманности к другим людям. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.

% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова  можно назвать вежливым; и только 30 % ответили, что вежливый человек  не только должен знать вежливые  слова, но и говорить их другим  людям. При этом все дети считают  себя вежливыми.

На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Вика и еще 2-е (33,3) ответили: «Потому что маме будет обидно». А Ира и еще один ответили: «Потому что другие больше тебе не поверят ». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: значит говорить спасибо, здороваться, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым. А Юра ответил: «Не нужно оскорблять других людей» (10%).

На вопрос «Что нужно делать, чтобы быть вежливым», большинство детей отвечали: нужно читать книжки, знать все вежливые слова, вести себя прилично, слушать маму.

Результаты беседы показали, что у большинства детей (до 80%)размытые представления о понятии вежливость, о вежливых словах, так, например, на вопрос: «Что же такое вежливость?» - «Это так как надо» (60%).

Таким образом, результаты беседы подтверждают необходимость организации работы над увеличением объема знаний о вежливости, над осмыслением, осознанием понятий о вежливости. По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 2, рис.1). 70 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 30% детей находиться на среднем уровне вежливости. Детей на высоком уровне сформированности вежливости не наблюдалось.

 

Таблица №2

Беседа с дошкольниками

Фамилия, имя

Методика «Беседа с дошкольниками»

 

Высокий  уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Виктория Б.

   

+

Самир Г.

     

Ирина Г.

 

+

 

Родион Г.

   

+

Юрий Д.

 

+

 

Диана Д.

 

+

 

Олеся Е.

   

+

Лиля К.

 

+

+

Данил П.

   

+

Антон А.

   

+


 

 

 

 

Рис.1. Осознание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм и вежливости

 

Для выявления причины отсутствия необходимого объема знаний у детей о вежливости и интереса к их приобретению, мы провели анкетирование родителей открытого вида (Приложение №2), где они отвечали на 15 вопросов. Суть этих вопросов заключалась в том, что родители, отвечая на эти вопросы, тем самым давали понять, какую работу они ведут в семье по формированию вежливости. Анализ результатов анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 20% детей - на среднем уровне сформированности вежливости, 60% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 3, рис.2).

 

Таблица №3

Анкетирование родителей

Родители

Методика «Анкетирование родителей»

 

Высокий  уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Виктория Б.

   

+

Самир Г.

   

+

Ирина Г.

   

+

Родион Г.

+

   

Юрий Д.

 

+

 

Диана Д.

   

+

Олеся Е.

+

   

Лиля К.

   

+

Данил П.

 

+

 

Антон А.

   

+


 

 

 

 

 

 

Рис.2. Осознание родителями нравственных норм и вежливости своих детей

 

Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что многие из них уделяют недостаточное внимание формированию вежливости у своих детей (60%), поверхностно относятся к этому нравственному качеству. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Правил нет, но иногда следим за этим», « Не слышала о таких», «Правил нет, но мы стараемся» (50%).

На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие используют традиционные слова вежливости: спасибо, здравствуйте, пожалуйста (70%), и лишь 30 % родителей помимо традиционных слов используют в разговоре такие слова, как: добрый день, будь любезен, будь добр, прошу прощения, благодарю.

Так же, в ходе Ι констатирующего эксперимента мы использовали анализ педагогических ситуаций (Приложение № 3), при котором детям предлагалось проанализировать 7 проблемных ситуаций. Анализ был направлен на выявление способности к оценке поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости. При подготовке к анализу педагогических ситуаций мы четко сформулировали педагогическую ситуацию и подобрали соответствующие иллюстрации.

Анализ педагогических ситуаций с детьми проходил в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей.

В ходе анализа выяснилось, что не все дети могут оценить поведение других в ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать лишь 60% детей.

По результатам данной диагностической методики всех детей можно условно распределить на 3 группы:

Высокий уровень - ребенок обосновывает поведение, поступки других людей (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции. При общении сдержан и вежлив.

Средний уровень - ребенок обосновывает не все действия других людей, оценивает выборочные поступки.

Низкий уровень - Ребенок затрудняется оценить поступки других людей.

При выявлении у детей способности анализировать поступки других людей и высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, мы получили следующие результаты: 50 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости и 10% детей находиться на высоком уровне вежливости.

Так, проанализировав ситуацию «Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?» Лиля ответила «Уступлю, если скажет мама», Антон ответил - « Пересяду на другое место», а Данил сказал « Дедушка сядет рядом». Такой ответ можно услышать от 70 % детей. Остальные 30 % уступили бы место пожилому человеку.

Прослушав ситуацию «Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?», большинство детей отвечали (90%) : пойти мыть руки, сказать Здрасте, ничего что я опоздал?, лишь 10 % детей предложили поздороваться и сказать всем приятного аппетита.

Результаты показали, что у большинства детей (до 70%)есть трудности в определении своего отношения к тем или иным поступкам.

Таким образом, результаты этого метода подтверждают необходимость организации работы над увеличением объема знаний о вежливости, над осмыслением, осознанием понятий о вежливости. По результатам анализа педагогических ситуаций с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 4, рис.3).

 

Таблица 4

Анализ педагогических ситуаций

Родители

Методика «Анализ пед.ситуаций»

 

Высокий  уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Виктория Б.

 

+

 

Самир Г.

 

+

 

Ирина Г.

   

+

Родион Г.

   

+

Юрий Д.

 

+

 

Диана Д.

   

+

Олеся Е.

   

+

Лиля К.

 

+

 

Данил П.

+

   

Антон А.

   

+


 

Рис.3. Отношение детей старшего дошкольного возраста к нравственным нормам, поступкам, действиям других людей

 

Систематизация материала, полученного в результате проведении беседы с детьми, анализа педагогических ситуаций и анкетирования их родителей позволило определить уровни, которые зафиксированы в таблице № 5. 

 

Таблица №5

Уровни сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Уровни сформированности вежливости по методикам

 

Беседа

Анкетирование родителей

Анализ пед.ситуаций

Итог

Виктория Б.

низкий

низкий

средний

низкий

Самир Г.

низкий

низкий

средний

низкий

Ирина Г.

средний

низкий

низкий

низкий

Родион Г.

низкий

высокий

низкий

средний

Юрий Д.

средний

средний

низкий

средний

Диана Д.

средний

низкий

низкий

низкий

Олеся Е.

низкий

высокий

низкий

средний

Лиля К.

низкий

низкий

средний

низкий

Данил П.

низкий

средний

высокий

средний

Антон А.

низкий

низкий

средний

низкий

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте