Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Сюжетно-ролевая игра.docx

— 212.66 Кб (Скачать файл)

Департамент образования и науки

Кемеровской области

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Выполнила: студентка IV курса

группы 1-08

Смагина Анна Сергеевна

Научный руководитель:

преподаватель педагогики

Стефаненко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

1.1 Понятие  вежливости в психолого-педагогической  литературе

1.2 Особенности  формирования вежливости в старшем  дошкольном возрасте

1.3 Возможности  сюжетно-ролевой игры в формировании  вежливости детей старшего дошкольного  возраста

Выводы по главе I

Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

.1 Диагностика уровня  сформированности вежливости в  старшем дошкольном возрасте

.2 Формирование вежливости  в старшем дошкольном возрасте  посредством сюжетно-ролевой игры

.3 Динамика уровней сформированности  вежливости в старшем дошкольном  возрасте

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Приоритетным направлением в дошкольном образовании является нравственное развитие личности ребенка, воспитание ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Ребенок учится осуществлять моральный выбор посредством освоения этических эталонов, направленности и соподчинения мотивов, их устойчивости. Если у личности не воспитаны нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то воспитание нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения.

Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Стремление вести себя прилично уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что, как феномен человеческой культуры, оно существовало и до появления письменности. Это стремление естественно вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна общественная формация не обходилась без правил и норм общественного поведения. На современном этапе развития гуманитарных наук ученые единодушно сходятся во мнении о том, что вежливость является одним из тех социальных феноменов, посредством, которого межличностное взаимодействие регулируется таким образом, чтобы оно протекало ровно, успешно и бесконфликтно.

Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми - очень длительный тонкий и сложный процесс. Необходимо отметить, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы овладения вежливостью.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре воспитываются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью.

Использование сюжетно-ролевых игр способствует оптимальной возможности воспитания основ вежливости.

Вопросы овладения категориями вежливости у детей старшего дошкольного возраста нашла разработку в трудах отечественных педагогов и психологов - А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Л.И. Божовича, Н.Д. Левитова, А.А. Люблинской, Е.И. Радиной, В.А. Горбачевой, Я.3. Неверович, Л.П. Васильевой - Гангус, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, И. Н. Курочкиной, О.Ю. Безгиной, Р.С. Буре др.

Некоторые аспекты особенностей содержания и организации процесса игры как средства воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах Д.Б. Эльконина, Д.А. Виноградовой, С.Н. Карповой, Л.Г. Лысюк, З.М. Богуславской, О.Е. Смирновой и др.

Однако необходимо отметить, что анализ теоретических исследований, программно-методических материалов позволили установить, что в дошкольном образовательном учреждении недостаточно используются возможности сюжетно-ролевой игры в процессе формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте.

С учетом существующего недостатка можно выделить следующее

противоречие между задачей формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте и недостаточным использованием возможностей сюжетно-ролевой игры, обеспечивающих успешность её решения.

В качестве проблемы исследования выступает следующий вопрос - каковы возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

Тема исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте»

Учитывая тему и ее актуальность, в качестве цели дипломной работы выступает изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Объектом данного исследования является формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте.

Предметом исследования выступает сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста, если:

. будет проведена предварительная  работа по накоплению понятий  и слов культурного этикета;

. дети будут не только  знать, но и понимать нравственную  основу вежливости;

. формирование вежливости  дошкольников будет происходить  в сотрудничестве с семьей.

В соответствии с целью исследования, определения его объекта, предмета, проблемы, а также гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

. Провести теоретический  анализ психологической и педагогической  литературы с целью выявления  сущности процесса формирования  вежливости у детей старшего  дошкольного возраста в процессе  сюжетно-ролевой игры;

. Выявить уровни сформированности  вежливости в старшем дошкольном  возрасте;

. Экспериментально проверить  возможности сюжетно-ролевой игры  в формировании вежливости в  старшем дошкольном возрасте.

Для решения указанной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы,

эксперимент;

изучение и анализ педагогической документации;

беседа, опрос, анкетирование.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлены сущностные характеристики понятия «вежливость», особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте, а также возможности использования сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе ДОУ и родителей при решении проблем вежливого общения в старшем дошкольном возрасте.

 

Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте

 

.1 Понятие вежливости  в психолого-педагогической литературе

 

В данном параграфе будут рассмотрены содержательные и сущностные характеристики понятия «вежливость». Изучение психолого-педагогической литературы позволит раскрыть вопросы о вежливости, как морального качества человека и как культуры общения.

Категория вежливости - это непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Как феномен человеческой культуры и как один из обязательных элементов общения, вежливость исследовалась в культурологии, социолингвистике, дидактике, философии, лингвистики, психологии, этнографии и др.

Понятие вежливости, возникшее на основе синтеза религиозных и светских норм, видоизменялось под воздействием социальных и исторических факторов. Нормы вежливости формировались в процессе взаимного общения людей и приобрели форму императивного требования, которому человек должен следовать при достижении различных целей. При этом в качестве одного из путей реализации требований этики вежливость находила различные обоснования. [3, с.33]

В восточных и античных представлениях вежливость, как и другие нормы морали, происходила из природы самого человека, его естественных потребностей. Человек являясь частью, продолжением вселенной, чтобы не страдать и быть счастливым, должен избегать дурных поступков и воплощать добродетели: быть великодушным, кротким, правдивым, общительным, любезным.

Теснейшим образом с нормами межличностного общения связана христианская этика, дающая иное основание категориям морали.

Необходимость принятых христианством моральных норм обосновывается через понятие греха, воздаяния за грех. В христианской этике каждый человек - «образ и подобие» Бога, «венец» деяний, обладатель великого сокровища, святыни-души. Отсюда вытекает требование уважения и жертвенной любви к «иному», к ближнему. Христианство выдвигает и другие моральные принципы: смирение, прощение обид, непротивление злу, повиновение, укрощение гордости, кротость, заботу о чести. Христианская этика становится верховным законом, проникающим во все сферы человеческой деятельности; отступление от него является грехом.

Таким образом, необходимо отметить, что если в дохристианской (восточной и античной) этике жизнедеятельность человека подчинялась внешним регуляторам поведения, то христианство «включает» регуляторы внутренние (страх, вину, заботу о чести и др.).

Содержание понятия «вежливость» в европейской культуре формировалось на основе христианских заповедей в сочетании со специально созданными правилами поведения - этикетом. [21, с.34-36]

Б.В. Бушелева отмечает, что культурологические корни этикета уходят в систему условных ритуалов, в соблюдении которых главную роль играет форма поведения. В связи с тем, что этикет обслуживает внешнюю сторону общения, несет в себе элемент игры и может выступать как самостоятельное социальное явление (например, во времена абсолютных монархий - придворный этикет, дипломатический этикет), а христианская этика подразумевает совпадение содержания и формы поведения, явление вежливости получает в этике двойственную оценку. [6, с.10]

По мнению В. Трофименко и А. Волгина, начиная с эпохи Просвещения понятие «вежливости» перестает соотноситься только с жизнью двора и аристократии, формы вежливости становятся менее сложными, начинают выступать как часть общечеловеческой культуры. Различные социальные слои вырабатывают свои правила общения. Вежливым считается тот, кто ведет себя в соответствии со своим положением в обществе. Это послужило толчком к тому, что уже в XIX веке вежливость начинает рассматриваться в качестве средства регуляции человеческих отношений. [27, с.15]

С возникновением и развитием прагматизма, заменившего основные этические категории «добра» и «зла» категориями «успех» и «неуспех», нормы морали стали рассматриваться не только в качестве средства поддержания интересов и устранения конфликтов в обществе, но и в качестве средства достижения индивидом какой-либо цели.

Понятие вежливость неоднозначно, о чем свидетельствует тот факт, что в каждой культуре существует свой концепт вежливости и сама эта категория имеет разные толкования. Так, например, как отмечают В.М. Матвеев и А.Н. Панов, в русском языке «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском языке вежливость - это проявление скромности, уважения и почитания в речи и поступках, выражение степени почтения. [16, с.45]

Л.Н. Рукавчук пишет о том, что в основных толковых словарях современного русского языка лексема «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»; «соблюдающий правила приличия; учтивый»; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»; «соблюдающий правила приличия, учтивый».[22, с.23-27]

В данных дефинициях прослеживается четкая смысловая связь понятия «вежливости» с категориями приличного и неприличного, со знанием и соблюдением правил поведения, принятых в той или иной общественной среде. Основными компонентами смыслового понятия «являются» являются следующие:

соблюдение приличий;

положительное отношение к личности другого человека;

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте