Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 07:23, дипломная работа
Цель работы: изучение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости детей старшего дошкольного возраста.
выдвинуты следующие задачи:
. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности процесса формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры;
. Выявить уровни сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте;
. Экспериментально проверить возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
.1 Диагностика уровня сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
.2 Формирование вежливости в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры
.3 Динамика уровней сформированности вежливости в старшем дошкольном возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра, которая в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми: «Игра социальна по своему содержания именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе». [28, с.35-36]
С.Л.Рубинштейн так характеризует значение ролевой игры в жизни ребенка: «…в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются, через нее формируются все стороны психической жизни личности: в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению». [19, с.67]
На социальный характер игры указывает В.В.Зеньковский, который замечает, что в игре ребенок завоевывает социальное пространство: «… в играх дитя хочет быть таким, каким оно видит взрослых, невольно подражает им, невольно видит в них пример и образец… С другой стороны, игры, в которых дитя играет какую-либо роль, расширяют круг переживаний ребенка». [5, с.15]
В.С.Мухина указывает на то, что «нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка». [18, с.72]
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры - это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Д.Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. [29, с.25]
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. [29, с.87-89]
К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения или управления - вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.
Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.[17, с.3]
Именно использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания вежливости, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.
Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях: при встрече со знакомым; при общении в садике; при посещении поликлиники; при походе в магазин, кино; при посещении театра; в транспорте; в гостях или при приеме гостей у себя; в ежедневном общении и т.д.
При организации сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия [23, с.73-77]:
эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;
обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;
четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.
В сюжетно-ролевой игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить.
Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Успех воспитания различных нравственных качеств - в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.
Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.
Таким образом, использование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у детей старшего дошкольного возраста влияют на формирующуюся личность ребенка с целью развития и формирования положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника, а самое главное развитие нравственных качеств, а именно вежливости.
Выводы по главе I
Изучив и проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по вопросам и проблемам сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми длительный и сложный процесс.
Категория вежливости - это непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Как феномен человеческой культуры и как один из обязательных элементов общения, вежливость исследовалась в культурологии, социолингвистике, дидактике, философии, лингвистики, психологии, этнографии и др.
Вежливость - универсальная коммуникативная категория, представляющая собой сложную систему, направленную на гармоничное, бесконфликтное общение и соответствие ожиданиям партнера.
Формирование вежливого поведения детей находится в зависимости от понимания сущности вежливости. Если вежливость определить как внешнее выражение уважения и доброжелательного отношения к людям, то такое понимание вежливости помогает осуществить ее воспитание у детей на основе единства моральных знаний чувств и поведения.
В старшем дошкольном возрасте воспитание нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Процесс воспитания вежливости играет важную роль в жизни детей старшего дошкольного возраста: помогает воспринимать действительность и реагировать на нее.
Среди основных особенностей формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие: осознанное применение норм вежливости, необходимость учитывания эмоциональной сферы ребенка, а также элемента подражания, на основе которого закладываются навыки культурного поведения.
Формирование у детей вежливого отношения к людям проходит по трем этапам формирования нравственной привычки. Первый этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное. На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается. На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях
Игра является той формой организации жизнедеятельности старшего дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка старшего дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Использование возможностей сюжетно-ролевой игры влияют на формирующуюся личность ребенка с целью развития и воспитания положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника, а самое главное развитие нравственных качеств, а именно вежливости.
Сюжетно-ролевые игры представляют возможность максимально полного воспитания основных принципов и положений вежливости, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить, или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.
Глава II Экспериментальное исследование возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
С целью подтверждения нашей гипотезы, при которой формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ № 165 г.Новокузнецка.
Сроки проведения экспериментального исследования с октября по май 2012 года. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (см. Таблицу №1), поскольку на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что у детей 6-7 лет вежливость проявляется не во всех видах деятельности, не всегда.
Таблица №1
Дошкольники, участвующие в эксперименте
№п.п. |
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
1 |
Виктория Б. |
07.02.2005 |
2 |
Самир Г. |
21.12.2004 |
3 |
Ирина Г. |
01.06.2005 |
4 |
Родион Г. |
26.07.2005 |
5 |
Юрий Д. |
03.03.2004 |
6 |
Диана Д. |
23.03.2004 |
7 |
Олеся Е. |
06.08.2005 |
8 |
Лиля К. |
17.11.2004 |
9 |
Данил П. |
29.04.2006 |
10 |
Антон А. |
20.06.2004 |
Исследование проходило в 3 этапа:
) констатирующий эксперимент;
) формирующий эксперимент;
) контрольный эксперимент
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Целью второго этапа эксперимента было формирование вежливости у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры. На третьем этапе проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы.