Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа
В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста...............................................6
Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста………………………….……….....6
Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе………………………………………………………..…….11
Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении…………………………………...………………………..24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………………..…...36
2.1. Анализ деятельности МБОУ – СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………....36
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………........39
Заключение…………………………………………………………………...…...45
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения………………………………………………………………………50
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального
Кафедра социальной педагогики
Курсовая работа
Исполнитель:
Перминова Ольга Владимировна,
студентка 533 группы
заочного отделения
__________ _______________________
дата подпись
Научный руководитель:
Иваненко М. А. канд. пед. наук,
доцент кафедры социальной педагогики
оценка______________
___________ ______________________
дата подпись
Екатеринбург 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической
деятельности с одаренными детьми младшего
школьного возраста......................
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической
деятельности с одаренными детьми младшего
школьного возраста в образовательном
учреждении………………………………………………..
2.1. Анализ
деятельности МБОУ – СОШ №168 по социально-
педагогической деятельности с одаренными
детьми младшего школьного возраста…………………………………………………...
2.2. Комплекс
мероприятий по социально-педагогической
деятельности с одаренными детьми младшего
школьного возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одарённости, особенностями её развития являются положения о том, что:
–одарённость проявляется и развивается в творческом обучении;
–одарённость является сложным многоуровневым психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личности.
Для исследования структуры высокой одарённости принципиальное значение имеют фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, психологии и психофизиологии индивидуальных различий и способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий [19].
Большое значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в начальной школе.
В настоящее время можно выделить ряд направлений в изучении одарённости: 1) разработка многофакторных моделей одарённости; 2) изучение возрастных особенностей развития одарённости, познавательной активности [32].
Результаты этих исследований уже внедряются в школьное образование. Разработаны программы междисциплинарного дифференцированного обучения детей: «Одарённый ребёнок», «Лидерство».
Одним из основных направлений в этой области является исследование творческой одарённости. Разработана концепция творческой одарённости, в которой творчество понимается как универсальный механизм психолого-педагогического развития, определяющий темпы и направление развития целостной личности. В русле концепции творческой одарённости проводятся исследования по изучению развития способностей и одарённости в младшем школьном возрасте.
Большое внимание уделяется расширению средств диагностики творческих и интеллектуальных способностей. Наряду с известными методиками диагностики интеллекта создаются новые методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей. Всё это даёт реальную возможность достаточно надёжно выявлять уровень развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
При этом целый ряд проблем до сих пор остаётся недостаточно изученным. Это касается влияния содержания обучения на развитие способностей, динамики развития общих и специальных способностей, дифференциации детей младшего школьного возраста по типу одарённости и т.д.
Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одарённости, полнее раскрыть механизмы его развития в условиях специального обучения, разработать методы и приёмы обучения, учитывающие индивидуальные особенности развития каждого одарённого ребёнка[31].
Тема исследования: «Социально-педагогическая деятельность с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении»
Объект исследования: одарённость у детей как социальное явление
Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-
2) раскрыть понятия «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе
3) определить социально-
4) проанализировать деятельность
МБОУ – СОШ по социально-
5) апробировать комплекс
мероприятий по социально-
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – анкетирование, опрос, тестирование.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №168 города Екатеринбурга.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности
с одаренными детьми младшего школьного возраста
детей младшего школьного возраста
Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека – никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые – родители и учителя – часто не замечают, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских и учительских забот, общаясь с детьми младшего школьного возраста. Что же происходит в этот тихий период человеческой жизни?
В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего школьного возраста. Так или иначе, школа является важнейшим социальным пространством, где разворачиваются жизненные события ребёнка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития [1].
Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного «Я». Границы собственного психологического пространства ребёнок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребёнка с другими людьми.
Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Мера правильности, требование соблюдать её – основа развития морального сознания ребёнка, направленного на сохранение и развитие границ психологического пространства за счёт укрепления его непрозрачности для других [1].
Ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу делает детей этого возраста сензитивными к освоению технологии осуществления правильной, нормальной жизни – они легко и охотно учатся тому, что имеет воплощённый в «хорошем» (правильном) предмете результат, соответствующего их представлениям о реальных вещах, которые могут заполнить их психологическое пространство.
Умелость ребёнка, разворачивающаяся в предметной деятельности, не обязательно проявляется в социальных отношениях или в школе, она становится той школой в школе, которую приходится осваивать по специфическим законам [3].
Школьное детство – новая ступень в формировании индивидуальности ребёнка. Содержание её кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научиться организовывать своё поведение в соответствии с этими свойствами.
С поступлением ребёнка в школу происходят изменения и в его отношениях с окружающими людьми, причём довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей младшего школьного возраста отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребёнка, у большинства детей к III-IV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности [1].
Младший школьный возраст – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребёнка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учебной деятельности происходит перестройка познавательных процессов, формирование произвольности, продуктивности и устойчивости, развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного восприятия, наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти.
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлечённое словесно-логическое и рассуждающее мышление на уровне конкретных понятий.
Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать развитие саморегуляции, произвольности поведения, что становится важным качеством личности ребёнка [3].
У младшего школьника происходит развитие рефлексии, формируется внутренний план действий, формируются отношения в учебном коллективе.
Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа. Младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге с взрослыми.
Всё новые требования, новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть [1].
Необходимо отметить, что одарённые дети имеют ряд особенностей от обычных детей, которые рассмотрим несколько подробнее.
Одарённые дети заметно отличаются повышенным интересом к дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с высокой степенью неопределённости не подавляют, а, напротив, стимулируют активность ребёнка. Решение проблем такого рода требует поиска разных подходов, часто необходима интуиция, озарение и другие специфические характеристики продуктивного мышления [17].
Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности).
Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые альтернативные стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности, характерной для одарённых детей.
Лёгкость генерирования идей, или беглость мышления. Большое количество идей характерно для одарённого ребёнка как реакция на проблемную ситуацию. Возникающие идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов. Беглость мышления может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).