Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа
В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста...............................................6
Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста………………………….……….....6
Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе………………………………………………………..…….11
Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении…………………………………...………………………..24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………………..…...36
2.1. Анализ деятельности МБОУ – СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………....36
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………........39
Заключение…………………………………………………………………...…...45
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения………………………………………………………………………50
младшего школьного возраста;
педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста.
В диагностике принимали участие родители и учащиеся четвертого класса МБОУ-СОШ №168 в количестве двадцати человек.
Рис. 1. Тест дивергентного (творческого) мышления Дж. Рензулли
Получили следующие результаты:
От 80 до 100 баллов набрали 30% учащихся –
выше среднего уровня дивергентного мышления.
От 60 до 79 баллов набрали 35% учащихся – оптимальный уровень дивергентного мышления.
Ниже 60 баллов 35% – ниже среднего уровня дивергентного мышления.
Рис. 2. Методика Родительского исследования. Богоявленская
По методике родительского исследования:
От 80 до 100 баллов набрали 45% родителей – считают, что уровень одаренности ребенка выше среднего.
От 60 до 79 баллов 30% родителей – считают, что уровень одаренности ребенка – оптимален.
Ниже 60 баллов – 25% родителей – считают уровень одаренности ребенка ниже среднего.
В социально педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста можно использовать следующие направления и методы работы:
1) развивающие игры во внеурочной деятельности;
2) развитие творческого восприятия;
3) конструирование задач [26].
На каждом направлении остановимся более подробно
Первое направление:
Все занятия, рассчитанные на развитие одаренности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг задавать необычные вопросы, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
Задание: Возьмите наугад 2 существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой.
Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.
Например: «Что общего между глазом и водопроводным краном»? Оба слова – из четырех букв;
В обоих случаях буква «а» – третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
И то и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
Для этого упражнения понадобится листок бумаги и карандаш. Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: Нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное – «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе [23].
Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых десять слов (можно из словаря, можно назвать наугад). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условия: в эскизе должны быть представлены…(далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «кастрюля» – отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат». Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезные растения. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности [11].
Возьмите любое
Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например, «вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д [10].
Второе направление предполагает комплекс мероприятий на развитие творческого мышления.
Цель: развивать творческое мышление детей через упражнения направленные на развитие психических процессов: память, внимание, воображение.
Для успешной реализации цели можно использовать следующие методы:
– метод вживания;
– метод эвристических вопросов;
– метод сравнения;
– метод конструирования понятий;
– метод путешествия в будущее;
– метод ошибок;
– метод придумывания;
– метод «если бы…»;
– «мозговой штурм» [7].
Третье направление направлено
на конструирование задач
Цель: раскрывать творческие способности, находить личный путь творческого развития у детей младшего школьного возраста.
Это направление можно реализовать через конструктивное решение различных задач, которые можно использовать на уроках математики, литературы, иностранного языка, окружающего мира, истории.
Таким образом, мы можем предположить, что данный комплекс будет способствовать развитию одарённости у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Заключение
Изучив психолого-
Можно сделать следующие выводы:
Одарённые дети имеют ряд особенностей от обычных детей, заметно отличаются повышенным интересом к дивергентным задачам, которые стимулируют активность ребёнка и требуют поиска разных подходов.
Под одарённостью понимают
генетически обусловленный
В обществе ценится не сама одарённость, а то чего достиг тот или иной человек. Три основных характеристики одарённости: интеллектуальные способности, креативность и настойчивость.
Одарённые дети – дети с ярким проявлением специальных способностей, интеллектуально одарённые, академически одарённые, с высокой креативностью. Такие дети имеют особенности психосоциального развития.
Целевая программа школы по данной проблеме должна включать в себя диагностическую, статистическую, развивающую коррекционную составляющие, а так же систему контроля, анализа и прогноза. Проблема работы с одарёнными детьми актуальна для современного общества. К школе предъявляются высокие требования. Каждый ребёнок владеет огромным множеством возможностей, которые необходимо развивать через различные направления социально-педагогической деятельности [23].
Целью образовательного учреждения является подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальные решения. Следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей.
На основании первичного диагностирования одарённости детей младшего школьного возраста и их родителей составлен комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности, который будет способствовать развитию одарённости:
1) развивающие игры во внеурочной деятельности
2) развитие творческого восприятия
3) конструирование задач
На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что содержание комплекса мероприятий по социально-педагогической деятельности влияет на одарённость детей младшего школьного возраста.
Цели достигнуты, задачи выполнены.
Список используемой литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : Учебник для вузов / Г. С.
Абрамова. – М. : Юрайт, 2010. – 811 с.
2. Азаров, Ю. П. Искусство воспитывать [Текст] : книга для учителя / Ю. П. Азаров. – М. : Просвещение, 1985. – 448 с.
3. Арнольдов, А. И. Социальная педагогика [Текст] : Вопросы теории и практики / А. И. Арнольдов., В. Г. Бочарова., Б. З. Вульфов. – М. : Просвещение, 2004. – 358 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] Учеб. пособ. для студентов / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
5. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2006. – 288 с.
6. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст] : Курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М. : Академия, 2002. – 440 с.
7. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [Текст] / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М. : Флинта, 1998. – 397 с.
8. Воловик, А. Ф. Концепция досуговой деятельности в педагогической теории коллектива [Текст] / А. Ф. Воловик. – Харьков. : ХГУ, 1998. – 135 с.
9. Десяева, Н. Д. Культура речи педагога [Текст] / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева. – М. : Академия, 2006. – 192 с.
10. Лебедев, О. Е. Дополнительное образование детей [Текст] : Учеб. пособ. для студ. / О. Е. Лебедева. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
11. Евладова, Е. Б. Организация дополнительного образования детей [Текст] : Практикум / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
12. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2007. – 176 с.
13. Иванова, Е. А. Программа семейного клуба [Текст] / Е. А. Иванова, О. П. Деревянко, Е. Л. Басок. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 19 с.
14. Илюшин, Л. С. Возможности дополнительного образования в процессе социализации школьников [Текст] / Л. С. Илюшин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 42 с.
15. Коваль, М. Б. Педагогика внешкольного учреждения [Текст] / М. Б. Коваль. – Оренбург. : , 2003. – 128 с.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров – М. : Академия, 2000. – 214 с.
17. Крысько, В. Г. Социальная психология [Текст] : Учеб. для студентов / В. Г. Крысько. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 448 с.
18. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [Текст] : Учебник / Л. В. Мардахаев. – М. : Гардарики, 2003. – 269 с.
19. Матюшкин, А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей [Текст] : Учебное пособие / А. М. Матюшкин. – М. : Академия, 2004. – 191 с.
20. Марцинковская, Т. Д. Психология развития [Текст] / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2001. – 350 с.
21. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : Учеб. для студентов / А. В. Мудрик, В. А. Сластенина – М. : Академия, 1999. – 184 с.
22. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : Практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. – М. : Академия, 2004. – 251 с.
23. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст] / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2007. – 368 с.
24. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / А. И. Савенков. – М. : Сентябрь, 2001. – 156 с.
25. Савенков, А. И. У колыбели гения [Текст] / А. И. Савенков. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 205 с.
26. Семенов, Г. С. Методика работы социального педагога [Текст] / Г. С. Семенов, Л. В. Кузнецова. – М. : Школьная пресса, 2003. – 96 с.
27. Сластенин, В. А. Воспитательная деятельность педагога [Текст] / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2007. – 336 с.