Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа
В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста...............................................6
Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста………………………….……….....6
Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе………………………………………………………..…….11
Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении…………………………………...………………………..24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………………..…...36
2.1. Анализ деятельности МБОУ – СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………....36
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………........39
Заключение…………………………………………………………………...…...45
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения………………………………………………………………………50
5. Создание специальных
факультативов для
На таких факультативах могут предлагаться разного рода творческие задачи высокой сложности, рассматриваться проблемы, требующие творческого подхода к их решению. Эти факультативы могут посещать и дети с потенциальной одаренностью.
6. Использование специальных
приемов по развитию
Упражнения, простейшие изобретательские и формально-логические задачи, которые способны решать одаренные дети в начальной школе, органично «вплетаются» в уроки [8].
Если в обычной школе имеются ярко выраженные математики, биологи, лингвисты, литераторы, художники и другие узкоодаренные дети, то можно предложить такие варианты работы с ними:
1.Организация системы факультативов по предметам.
Это широко известная форма работы. Именно факультатив дает возможность плодотворного информационного сотрудничества одаренного ребенка с взрослым.
2. Дифференциация обучения в старших классах.
Дифференциация предполагает
организацию профильного
3.Создание в школе
сети кружков (краеведения,
4.Самостоятельное исследование по проблеме.
Способные дети могут
провести небольшое самостоятельное
исследование по вопросу, который их
особенно интересует, и выступить
по результатам работы с докладом
перед учителями или
5. Участие в различных секциях Малой академии наук.
6. Проведение старшеклассниками уроков в младших классах [33].
В школьных условиях может быть эффективна и такая форма работы, как проведение практикумов в младших классах, которыми руководит старшеклассник. Или подготовка и проведение старшеклассником урока в начальной школе. Это дает возможность подростку побыть в роли учителя и с этой новой для него позиции отнестись к интересующему его предмету.
7. Создание индивидуальных учебных планов для узкоодаренных детей.
Это достаточно спорный вариант работы. В отдельных случаях можно допустить обучение узкоодаренного ребенка по дифференцированному индивидуальному плану. Это означает, что по некоторым другим учебным предметам ребенку будет позволено не только изучать программу в меньшем объеме, но даже и с меньшей результативностью.
8. Краткий поурочный тренинг.
Такой тренинг можно практиковать на любом уроке, приспосабливаясь к его специфике. Он не будет нарушать ни привычное течение урока, ни освоение программного материала.
9. Предоставление
По возможности узкоодаренным ученикам надо оставлять больше свободного времени, которым они могли бы распорядиться по своему усмотрению для самостоятельных занятий в соответствии со своими склонностями. Одаренный ребенок, по-настоящему увлеченный каким-то делом, способен относиться к такой льготе ответственно и использовать ее по прямому назначению.
Для таких детей много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, то у детей могут возникнуть черты тревожности, нейротизма.
Отношение к таким ученикам бывает не всегда благожелательным. Дети часто не принимаются учителем. Можно услышать о них такие высказывания: «Всегда неизвестно, чего от них ожидать», «они непредсказуемы».
Кроме того, нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности – с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому творческие дети часто оказываются в положении нежелательных и неодобряемых учеников.
Для того, чтобы продуктивно общаться с потенциально одаренными детьми, учителю нужно, прежде всего, изменить свою внутреннюю установку по отношению к таким детям, постараться принять их и создать для них теплую атмосферу [35].
Чтобы стимулировать развитие потенциально одаренных детей, нужно:
– во-первых, позволять им высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка;
– во-вторых, на уроках чаще давать задания творческого характера.
Но не следует готовить такие задания персонально для нестандартных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые даются классу, поскольку в этом случае ученики ставятся в неравные условия. Задания творческие нужно давать всем, как дополнительные, после выполнения основного задания, и оценивать только успех [27].
Для потенциально одаренных детей подойдут также многие формы обучения из тех, которые предлагаются другим категориям одаренных детей. Ведь потенциальная одаренность может проявиться в самых разных и неожиданных ситуациях, поэтому, чем богаче и многообразнее условия, созданные детям, тем больше вероятность проявления их необычайных способностей.
Таким образом, для раскрытия внутреннего потенциала креативных учеников необходимо использовать направления социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста. Привлекать к посещению факультативов для интеллектуалов и предметных факультативов, к участию в секциях Малой академии наук, студиях, кружках, к самостоятельному исследованию проблем; использовать на уроках специальные приемы по развитию мышления и воображения, краткие поурочные тренинги; постоянно применять проблемное обучение.
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста
в образовательном учреждении
2.1. Анализ деятельности МБОУ – СОШ №168
по социально- педагогической деятельности
с одаренными детьми младшего школьного возраста
Общие сведения об образовательном учреждении: МБОУ – СОШ №168.
Дата регистрации 1988 год.
Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. С. – Дерябиной 27 А.
Тип учреждения: образовательный.
Уровень реализуемых образовательных программ:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 168 осуществляет свою деятельность на основании Лицензии.
Цели и задачи деятельности МБОУ – СОШ № 168: подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальные решения.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
1) Обеспечить овладение
2) Повысить качество
обучения школьников за счет
освоения всеми учителями
педагогических технологий, обеспечивающих
успешность самостоятельной
3) Обеспечить общее культурное развитие школьников, максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности.
4) Формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни.
5) Усилить влияние
школы на социализацию
6) Проводить профилактику
правонарушений детей и
7) Улучшить работу
цикловых МО, повышать педагогическое
мастерство каждого учителя;
8) Сформировать у учащихся
школы устойчивые
9) Совершенствовать систему
стимулирования творчески
10) Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию одарённости детей в образовательном процессе.
В рамках последнего направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учёта индивидуальных достижений обучающихся (ученическое портфолио). Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей.
Комплекс мероприятий поддержки одарённых детей реализуется в двух направлениях.
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности).
2. создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Система работы учителей нашей школы с одарёнными учащимися проводится по следующим направлениям:
1. Учебная деятельность.
2. внеурочная деятельность [28].
В своей работе используем следующие технологии и методы работы:
Цель социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий.
Система деятельности организации работы с одарёнными детьми в МБОУ – СОШ №168 имеет следующее содержание:
– выявление одарённых и талантливых детей;
– анализ особых успехов и достижений ученика;
– создание банка данных по одарённым детям
– диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
– преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе школы;
– помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;
– создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
– включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
– формирование и развитие сети дополнительного образования;
– организация научно-
– организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:
– тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
– контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
– поощрение одаренных детей;
– выявление одаренных детей.
Педагоги нашей школы используют для прослеживания творческой траектории талантливого ребёнка инновационную педагогическую технологию «Портфолио» – это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика [14].
Таким образом, социально-педагогическая деятельность с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения предполагает решение ряда задач для успешной реализации поставленной цели. Разработана система работы учителей, различные технологии и методы.
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста
Цель: разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Задачи и направления: