Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста...............................................6
Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста………………………….……….....6
Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе………………………………………………………..…….11
Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении…………………………………...………………………..24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………………..…...36
2.1. Анализ деятельности МБОУ – СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………....36
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………........39
Заключение…………………………………………………………………...…...45
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения………………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

моя курсовая №2-2.doc

— 649.00 Кб (Скачать файл)

28. Смирнов, С. А. Педагогика: теории, системы, технологии [Текст] / С. А. Смирнов. – М. : Академия, 2007. – 512 с.

29. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности: теория и практика психологической диагностики [Текст] / Л. Н. Собчик. – СПб. : речь, 2003. – 622 с.

30. Соснин, В. А. Социальная психология [Текст] : Учебник / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. – М. : Инфра – М, 2004. – 336 с.

31. Тушканова, О. И. Развитие одаренности [Текст] : Пособие для детей / О. И. Тушканова. – Волгоград. : Центр психологии и педагогики, 1995. – 87 с.

32. Холодная, М. А. Психология интеллекта [Текст] / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 133 с.

33. Шмаков, С. А. Уроки детского досуга [Текст] / С. А. Шмаков. – М. : Академия, 2003. – 197 с.

34. Штерн, В. А. Умственная одаренность [Текст] / В. А. Штерн ; Пер. с нем. А. П. Болтунова. - СПб. : Союз, 1997. - 301 с.

35. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст] / Н. Б. Шумакова. – М. : МОДЭК, 2004. – 232 с.

 

Приложения

Опросник креативности Рензулли

Опросник разработан Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом  на основе обзора работ различных  авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности. Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов требующие больших затрат времени и сил.

 Опросник креативности  — это объективный, состоящий  из десяти пунктов, список характеристик  творческого мышления и поведения,  созданный специально для идентификации  проявлений креативности, доступных  внешнему наблюдению. Заполнение  опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.).

Данный опросник позволяет  провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и  самооценку (учащимися 8–11-х классов).

Каждый пункт опросника  оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко. 
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).

Творческие  характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо  всем. 
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы. 
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый. 
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен. 
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов. 
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными  другим. 
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность. 
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и  явлений. 
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому  беспорядку. 
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Лист ответов (Шкала креативности)

Дата________________Школа___________Класс___________Возраст______________

Респондент (Ф.И.О.) _________________________________ (заполняющий анкету)

Пожалуйста, оцените, используя  четырехбалльную систему, в какой  степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. 
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

Нормативные данные

Уровень креативности

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–21

Низкий

20–16

Очень низкий

15–10


 

Опросник  для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка

 

Инструкция. Способ проведения

Шкала Вильямса — опросник для родителей и  учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка — проводится индивидуально, время не ограничено.

Раздается учителями  в школе на дом для родителей  тех детей, которых тестировали  по одной или двум предыдущим методикам. Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки мы считаем целесообразным, чтобы шкалу заполняли два-три педагога (если это возможно). В этом случае затем берется средняя оценка нескольких педагогов.

Эта шкала  состоит из восьми подразделов —  показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами «часто», «иногда» и «редко», следует пометить знаком X ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце Шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить, для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения Шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов.

 

Лист  ответов

Опросник для  родителей и учителей

по  оценке креативности (творческого начала) ребенка

ФИО ребенка _________________________________________

Дата опроса: « » года

Класс _________ школа____________ возраст___________________

ФИО заполняющего опросник______________________________

Кем является заполняющий опросник по отношению  к ребенку________________

Как давно заполняющий  знает ребенка________________________

Инструкция  по заполнению опросника:

Обведите  одну из букв на листе ответов справа от номера соответствующего утверждения. Значение выбранной буквы должно лучше всего описывать поведение ребенка. При этом буквы имеют следующие значения:

Ч — часто       И — иногда       Р — редко

Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте  свои ответы только на данном листе ответов.

Опросник  для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка.

Раздел I. БЕГЛОСТЬ

  1. Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.
  2. Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.
  3. У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.
  4. Ребенок задает много вопросов.
  5. Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.
  6. Ребенок работает быстро и продуктивно.

Раздел II. ГИБКОСТЬ

  1. Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.
  2. Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.
  3. Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.
  4. Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.
  5. Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.
  6. Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

Раздел III. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

  1. Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.
  2. Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.
  3. Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).
  4. Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.
  5. После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.
  6. Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

 

Раздел IV. РАЗРАБОТАННОСТЬ

  1. Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.
  2. Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений и предлагает наиболее глубокое значение.
  3. Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом.
  4. Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей.
  5. Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.
  6. Ребенок изменяет правила игры.

Раздел V. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

  1. Ребенок спрашивает всех и обо всем.
  2. Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.
  3. Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.
  4. Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.
  5. Ребенок ищет разные возможности решения задачи.
  6. Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Раздел VI. ВООБРАЖЕНИЕ

  1. Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни когда не видел.
  2. Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам.
  3. Ребенок мечтает о различных местах и вещах.
  4. Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался.
  5. Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие.
  6. Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Раздел VII. СЛОЖНОСТЬ

  1. Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.
  2. Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.
  3. Ребенок любит изучать что-то без посторонней помощи.
  4. Ребенку нравятся сложные задания.
  5. Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.
  6. Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

Раздел VIII. СКЛОННОСТЬ К РИСКУ

  1. Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.
  2. Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.
  3. Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.
  4. Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.
  5. Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему свое неодобрение.
  6. Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Следующие четыре вопроса дадут Вам возможность  выразить свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко.

1. Вы считаете, что  ребенок одаренный или сможет  им стать?

ДА     НЕТ

Объясните почему___________________________________________________________

2. Вам кажется,  что ребенок творческий или  он сможет стать творческим?

ДА     НЕТ

Если «Да» - сообщите кратко,  в чем проявляется  его творческость,  если «Нет» - почему?

_______________________________________________________________________________

3. Что Вы  ожидаете от школьной программы  для творческих детей?_____________________

_______________________________________________________________________________

4. Какие изменения  вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в программе для творческих детей?_________________________________________________________________

Обработка данных

Все восемь факторов — дивергентного мышления (4) и  личностных творческих характеристик (4) модели Вильямса включены в эту шкалу для оценки родителями и учителями. Для каждого фактора представлены 6 утверждений, для каждого утверждения дается выбор из 3 возможных типов поведения: «часто», «иногда» и «редко».

  1. После шкалы из 48 пунктов следует дополнительная страница с открытыми вопросами, которая заполняется родителями и / 
    или учителями. Подсчет оценки состоит из следующих процедур: Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «часто», и умножьте это число на два (2). Это ответы с двойным весом, которые получают по два (2) балла каждый.
  2. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в коло<span class="dash041e

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении