Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа
В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста...............................................6
Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста………………………….……….....6
Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе………………………………………………………..…….11
Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении…………………………………...………………………..24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………………..…...36
2.1. Анализ деятельности МБОУ – СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………....36
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………........39
Заключение…………………………………………………………………...…...45
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения………………………………………………………………………50
28. Смирнов, С. А. Педагогика: теории, системы, технологии [Текст] / С. А. Смирнов. – М. : Академия, 2007. – 512 с.
29. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности: теория и практика психологической диагностики [Текст] / Л. Н. Собчик. – СПб. : речь, 2003. – 622 с.
30. Соснин, В. А. Социальная психология [Текст] : Учебник / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. – М. : Инфра – М, 2004. – 336 с.
31. Тушканова, О. И. Развитие одаренности [Текст] : Пособие для детей / О. И. Тушканова. – Волгоград. : Центр психологии и педагогики, 1995. – 87 с.
32. Холодная, М. А. Психология интеллекта [Текст] / М. А. Холодная. – СПб. : Питер, 2002. – 133 с.
33. Шмаков, С. А. Уроки детского досуга [Текст] / С. А. Шмаков. – М. : Академия, 2003. – 197 с.
34. Штерн, В. А. Умственная одаренность [Текст] / В. А. Штерн ; Пер. с нем. А. П. Болтунова. - СПб. : Союз, 1997. - 301 с.
35. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей [Текст] / Н. Б. Шумакова. – М. : МОДЭК, 2004. – 232 с.
Приложения
Опросник разработан Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности. Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов требующие больших затрат времени и сил.
Опросник креативности
— это объективный, состоящий
из десяти пунктов, список
Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника
оценивается по шкале, содержащей четыре градации:
4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 —
редко.
Общая оценка креативности является суммой
баллов по десяти пунктам (минимальная
возможная оценка — 10, максимальная —
40 баллов).
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных
областях: постоянно задает вопросы о
чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных
идей или решений проблем; часто предлагает
необычные, нестандартные, оригинальные
ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего
мнения, иногда горяч в споре; упорный
и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и
решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой
ума»; фантазирует, обладает воображением
(«интересно, что произойдет, если...»);
манипулирует идеями (изменяет, тщательно
разрабатывает их); любит заниматься применением,
улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит
смешное в ситуациях, которые не кажутся
смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает
это в себе, более открыт восприятию необычного
в себе (свободное проявление «типично
женских» интересов для мальчиков; девочки
более независимы и настойчивы, чем их
сверстницы); проявляет эмоциональную
чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет
внимание эстетическим характеристикам
вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен
его отстаивать; не боится быть непохожим
на других; индивидуалист, не интересуется
деталями; спокойно относится к творческому
беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен
полагаться на авторитетные мнения без
их критической оценки.
Дата________________Школа_____
Респондент (Ф.И.О.) ______________________________
Пожалуйста, оцените, используя
четырехбалльную систему, в какой
степени каждый ученик обладает вышеописанными
творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно,
3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Уровень креативности |
Сумма баллов |
Очень высокий |
40–34 |
Высокий |
33–27 |
Нормальный, средний |
26–21 |
Низкий |
20–16 |
Очень низкий |
15–10 |
Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка
Инструкция. Способ проведения
Шкала Вильямса — опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка — проводится индивидуально, время не ограничено.
Раздается учителями в школе на дом для родителей тех детей, которых тестировали по одной или двум предыдущим методикам. Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки мы считаем целесообразным, чтобы шкалу заполняли два-три педагога (если это возможно). В этом случае затем берется средняя оценка нескольких педагогов.
Эта шкала состоит из восьми подразделов — показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами «часто», «иногда» и «редко», следует пометить знаком X ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце Шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить, для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения Шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов.
Лист ответов
Опросник для родителей и учителей
по оценке креативности (творческого начала) ребенка
ФИО ребенка
______________________________
Дата опроса: « » года
Класс _________ школа____________ возраст___________________
ФИО заполняющего
опросник______________________
Кем является заполняющий опросник по отношению к ребенку________________
Как давно заполняющий
знает ребенка_________________
Инструкция по заполнению опросника:
Обведите одну из букв на листе ответов справа от номера соответствующего утверждения. Значение выбранной буквы должно лучше всего описывать поведение ребенка. При этом буквы имеют следующие значения:
Ч — часто И — иногда Р — редко
Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на данном листе ответов.
Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка.
Раздел I. БЕГЛОСТЬ
Раздел II. ГИБКОСТЬ
Раздел III. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
Раздел IV. РАЗРАБОТАННОСТЬ
Раздел V. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Раздел VI. ВООБРАЖЕНИЕ
Раздел VII. СЛОЖНОСТЬ
Раздел VIII. СКЛОННОСТЬ К РИСКУ
Следующие четыре вопроса дадут Вам возможность выразить свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко.
1. Вы считаете, что ребенок одаренный или сможет им стать?
ДА НЕТ
Объясните почему________________________
2. Вам кажется, что ребенок творческий или он сможет стать творческим?
ДА НЕТ
Если «Да» - сообщите кратко, в чем проявляется его творческость, если «Нет» - почему?
______________________________
3. Что Вы
ожидаете от школьной
______________________________
4. Какие изменения
вы хотели бы увидеть у ребенка в результате
участия в программе для творческих детей?________________________
Обработка данных
Все восемь факторов — дивергентного мышления (4) и личностных творческих характеристик (4) модели Вильямса включены в эту шкалу для оценки родителями и учителями. Для каждого фактора представлены 6 утверждений, для каждого утверждения дается выбор из 3 возможных типов поведения: «часто», «иногда» и «редко».