Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа
В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста...............................................6
Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста………………………….……….....6
Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе………………………………………………………..…….11
Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении…………………………………...………………………..24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………………..…...36
2.1. Анализ деятельности МБОУ – СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………....36
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………........39
Заключение…………………………………………………………………...…...45
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения………………………………………………………………………50
Углубленные исследования
последующих лет привели к
тому, что уже признанные виды одаренности
стали рассматриваться дифферен
Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта: есть, по крайней мере, семь видов. Каждый из них независим от других и функционирует как отдельная система по своим собственным правилам. Каждый обладает особым статусом в силу своего происхождения. Например, в эволюционном развитии человечества музыкальный интеллект является более древним, чем остальные [19].
К выделенным семи видам одарённости относятся:
Лингвистическая одарённость – способность использовать язык для того, чтобы создавать, стимулировать поиск или передавать информацию (поэт, писатель, редактор, журналист).
Музыкальная одарённость – способности исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие (музыкальный исполнитель, композитор).
Логико-математическая одарённость – способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами или символами, знаками и экспериментировать упорядоченным образом (математик, ученый).
Пространственная одарённость – способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).
Телесно-кинестезическая одарённость – способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).
Личностная одарённость имеет две стороны, которые могут рассматриваться отдельно, – это интраличностная и интерличностная одарённость.
Интраличностная одарённость представляет собой способность управлять своими чувствами, различать, анализировать их и использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель).
Интерличностная одарённость есть способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт) [16].
Каждый вид одарённости X. Гарднер проанализировал с учетом используемых умственных операций, случаев проявления высоко одаренных, проявлений в других культурах, возможного пути эволюционного развития. В силу наследственных факторов или же под влиянием особенностей обучения у некоторых людей развиваются определенные виды интеллекта сильнее других, тогда как все они необходимы для более полной реализации личности.
Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников. Художественно-изобразительная, художественно-литературная и музыкальная одаренности подробно описаны в соответствующих главах этой книги [35].
Общая интеллектуальная одаренность была рассмотрена ранее. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер
имеет академическая
Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования [6].
Как пример академической
одаренности можно назвать
Особо был выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое, продуктивное мышление). Творческая одаренность, ее диагностика и развитие частично охарактеризованы в этой книге. Здесь есть необходимость остановиться лишь на некоторых моментах.
Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента [19].
Так, А.М.Матюшкин считает, что всякая одаренность – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано [19].
Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.
Словосочетанием «одарённые
дети» обознается некая исключительность.
Эти дети качественно отличаются
от сверстников: они опережают их
в развитии. И хотя такой подход
к пониманию одарённости
Все одарённые дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:
Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Оно проявляется в поиске новой информации, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведения людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, – важная характеристика творчески мыслящего человека.
Склонность к задачам дивергентного типа. Под задачами дивергентного типа в данном контексте следует понимать разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество правильных ответов.
Также, все одарённые дети имеют сходные особенности психосоциального развития [14]:
Самоактуализация. У одарённых
детей ярко выражено стремление реализовать
свои личностные возможности и раскрыть
свой внутренний потенциал. Стремление
к самоактуализации считается главным
побудительным мотивом
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Одарённые дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Перфекционизм проявляется в упорном стремлении делать и переделывать работу до тех пор, пока она не будет соответствовать самым высоким личным стандартам.
Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений. В одарённом ребёнке, несмотря на свойственную детям подражательность, социальная автономность характеризует степень детской самостоятельности и независимости. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.
Познавательный эгоцентризм. Характерен для одарённых детей как дошкольного, так и школьного младшего возрастов. Одарённые дети практически не способны понять, почему то, что просто понятно для них самих, не могут постичь окружающие. Познавательный эгоцентризм отличается устойчивостью и в значительной мере сохраняется в дальнейшем.
Лидерство. Одарённый ребёнок довольно часто берёт на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.
Основная причина склонности одарённого ребёнка к командованию сверстниками – его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и быстрота его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и, как бы предупреждая их, берёт на себя роль лидера. Это проявляется довольно отчётливо в старшем дошкольном возрасте [14].
В педагогической психологии выделяют четыре категории одарённых детей:
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Разные специальные способности проявляются по-разному и в разном возрасте.
К академически одарённым детям относят детей, имеющих отличные отметки по всем учебным предметам (что не всегда характерно для интеллектуалов). Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда. Они обладают исключительной способностью к глубокому проникновению во все учебные дисциплины и к равно успешному и углублённому изучению всех школьных предметов. Академически одарённые дети имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности. В характере такого ребёнка, как правило, присутствует собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собственным научным достижениям.
Дети с потенциальными признаками одарённости. Эта категория детей самая интересная, так как если первые три категории учителями легко замечаются и выделяются, то потенциально одарённые дети «остаются в тени» и их способности в школе могут так и не развиться.
Такие дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает высокое разнообразие умственной работы, которое указывает на высокую креативность.
Это своеобразие проявляется в:
Таким образом, проанализировав
понятия «одарённость», «одаренные
дети» в научной литературе можно
сделать вывод о том, что каждый
вид одарённости
Одарённые дети обладают
любознательностью (познавательной потребностью),
сверхчувствительностью к проблемам,
склонностью к задачам
Одарённые дети имеют особенности психосоциального развития: самоактуализации, требовательности к результатам собственной деятельности, социальной автономности, готовности отстаивать собственную точку зрения, познавательного эгоцентризма, лидерства. Выделяют четыре категории одаренных детей [34].
1.3. Направления социально-педагогической деятельности
с одарёнными детьми младшего школьного возраста
в образовательном учреждении