Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в педагогике усилился интерес к изучению проблем одарённости, что отражает потребность общества в выявлении и развитии творческого потенциала людей. В связи с этим весьма актуальными становятся исследования динамики развития творческого потенциала, интеллекта и специальных способностей одарённых обучающихся.
Цель исследования: разработать комплексные мероприятия по социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста...............................................6
Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей младшего школьного возраста………………………….……….....6
Анализ понятий «одаренность», «одаренные дети» в научной литературе………………………………………………………..…….11
Направления социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении…………………………………...………………………..24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………………..…...36
2.1. Анализ деятельности МБОУ – СОШ №168 по социально- педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста…………………………………………………....36
2.2. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………........39
Заключение…………………………………………………………………...…...45
Список использованной литературы………………………………………….47
Приложения………………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

моя курсовая №2-2.doc

— 649.00 Кб (Скачать файл)

Лёгкость ассоциирования. Проявляется в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными событиями, далёкими по содержанию. Одарённый ребёнок способен значительно продуктивнее, чем обычные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, и эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны.

Высокая степень концентрации внимания. Проявляется в склонности  к сложным и сравнительно долговременным занятиям [17].

Ребёнок часто бывает, поглощён заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически  невозможно отвлечь, причём заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Отличная память. Способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одарённости. Одарённые дети часто удивляют окружающих своим умением запоминать. Но следует иметь в виду, что преимущества одарённого ребёнка обеспечиваются не столько большим объёмом хранящейся в памяти информации, сколько способностью быстро извлекать из памяти нужную информацию.

Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия до его осуществления. Эта способность в значительной степени зависит от наличия и степени развития таких характеристик одарённого ребёнка, как гибкость мышления, лёгкость генерирования идей, склонность к задачам, имеющим множество решений. Интегральный характер данного свойства позволяет считать его одним из основных при определении одарённости. Способность к прогнозированию обнаруживается не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления  реальной жизни: от прогнозирования последствий элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Способность к оценке обеспечивает самодостаточность ребёнка, уверенность в своих силах, определяя этим его самостоятельность, независимость и другие качества [19].

Таким образом, можно  сделать вывод. Одарённые дети заметно  отличаются повышенным интересом к  дивергентным задачам, явно предпочитая  их заданиям конвергентного типа. Эти  задачи стимулируют активность ребёнка, требуют поиска разных подходов: оригинальность мышления, гибкость мышления, лёгкость генерирования идей, или беглость мышления, лёгкость ассоциирования, высокая степень концентрации внимания, отличная память, способность к прогнозированию, способность к оценке.

 

1.2. Понятие «одарённость», «одарённые дети»

в научной литературе

 

Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки  найти истоки одаренности  не в  божественной предопределенности, а  во врожденных особенностях. На смену  умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент.

Одним из пионеров экспериментального подхода к изучению проблемы одаренности  был выдающийся английский антрополог сэр Френсис Гальтон. Он, безусловно, заслужил почетное право на особое место в истории психологии одаренности детей [35].

Ф. Гальтон первым попытался  доказать, что одаренность — результат  действия наследственных факторов.

Для решения этих задач  им была создана специальная отрасль  знаний — евгеника (от греческого —  рождение более лучших). Основная задача медицинской генетики — изучение механизмов наследования, в то время как евгеника разрабатывает, в первую очередь, проблемы искусственной селекции применительно к человеку.

До сих пор всем нам часто приходится слышать  о тестировании на интеллект. Как  соотносится идея этого тестирования с современными представлениями об одаренности? Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к истории психологии [20].

Период интенсивной  разработки идеи интеллектуальной одаренности  охватывает время от начала до второй половины XX века. И в науке и в быту существует множество трактовок понятия интеллект, но, несмотря на это, термин интеллектуальная одаренность в психологии приобрел относительно ясный смысл и тесно связан с пониманием, сформировавшимся в результате развития специальной области психологии — психометрии. Особое место в разработке этой отрасли психологии принадлежат: французскому ученому Альфреду Бине.

В 1904 году во Франции по заданию министра общественного  права была сформирована комиссия для  разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка. Эти тесты должны были стать основанием для оценки степени задержки в умственном развитии и принятия решения о дальнейшем обучении этого ребенка, что позволило бы детям с умственными расстройствами получать адекватное образование. Французский ученый Альфред Бине совместно со своим коллегой Теофилом Симоном разработал тесты, удовлетворявшие требованиям комиссии.

Получалось так, что  значительная часть предлагаемых заданий  выявляла не столько способность  мыслить, сколько информированность ребенка, уровень его обученности. И второе – практически все задачи были направлены на выявление степени развития логического мышления, в то время как для творческой деятельности требуется не столько развитое логическое мышление, сколько способность мыслить альтернативно, творчески. При этом показатель, который рассчитывался в итоге, рассматривался как универсальная характеристика общих умственных способностей и именовался коэффициентом интеллекта – IQ [20].

Нельзя не отметить, что А. Бине, как и некоторые его современники и последователи, прекрасно понимал, что об умственной одаренности, об интеллекте человека (ребенка) следует судить не только по тому, что он может сделать на основе следования алгоритму, жесткой формальной логике. Настоящий интеллект проявляется более всего в ситуациях самостоятельного выбора, приобретения, открытия новых знаний, в способности к переносу этих знаний в новые ситуации, при решении оригинальных, новых проблем. Но разработанные им методики еще не позволяли выявлять данные качества [4].

Основные составляющие детской одаренности

Некоторые ученые и в  наше время, как когда-то Ф. Гальтон, под одаренностью понимают генетически  обусловленный компонент способностей.

Генетический дар в  его чистом виде существует лишь теоретически, в реальной жизни перед нами всегда сложный сплав генетического дара с многочисленными влияниями среды. С момента рождения они сливаются, и четко отделить одно от другого уже практически невозможно. Этот сплав природного дара и влияния внешних факторов обычно и попадает в поле зрения специалистов, измеряющих и оценивающих одаренность [24].

Некоторое время тому назад многие ученые, а вслед за ними и простые люди считали, что  если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет. И даже более того, этот дар обязательно где-то проявится. Но исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Реальная одаренность – не просто какой-то застывший божественный или генетический дар, она постоянно эволюционирует. Дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, а потому непрерывно меняется.

Следующий важный момент, который нам надо отметить, это  то, что одаренность – всего лишь потенциал, что может привести к успеху, а может и не реализоваться. Потому-то и в обществе ценится не сама одаренность, не то, у кого какой умственный потенциал, а то, что достиг тот или иной человек [25].

К числу наиболее популярных в современной психологии моделей  одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Согласно этой концепции одаренность есть не просто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Суть ее хорошо иллюстрирует предложенная автором схема [19].

Рассмотрим основные составляющие его модели.

Мотивация. Мотив (от французского motif – побудительная причина) – психическое явление становящееся побуждением к деятельности [16].

По мнению Дж. Рензулли, одаренного ребенка от других в плане  мотивации отличает преданность  задаче. Иначе говоря, в его мотивационно-потребностной  сфере доминируют (преобладают) мотивы, связанные с содержанием самой  деятельности.

Многие психологи склонны считать, что ключевой характеристикой потенциала личности следует считать именно мотивацию, а не интеллект и не креативность.

Креативность (творчесткостъ). Некоторые отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования креативности как некой универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. По их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее  время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих. Но чаще всего при  оценке креативности учитывают четыре.

Продуктивность, или «беглость», – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто мало продуктивен.

Гибкость – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, час далеким по содержанию.

Оригинальность – один из основных показателей творчесткости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Интеллект (способности выше среднего уровня). Большая часть видов деятельности требует того, что называют интеллектом и обычно определяют по системе IQ.

Но в ряде работ Дж. Рензулли вместо слова интеллект обозначены способности выше среднего уровня. Для успешного выполнения любой  деятельности необходим комплекс особенных  специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Необходимо то, что называют обычно способностями выше среднего уровня [19].

Представленная концепция одаренности  дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать ее развитие, на что ориентироваться в обучении и воспитании.

Но все же при ее рассмотрении возникает ряд проблем. Например: кого можно считать одаренным. Того, кто по всем трем параметрам превосходит норму, или достаточно учесть лишь один или два? Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, а даже того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

 

Рис. 1. Модель одаренности Дж. Рензулли

 

Можно выделить следующие  виды детской одарённости.

Понимание термина «одаренный»  претерпело значительные изменения  на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его определения стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В одаренные попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют не очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков [16].

Уже в 20-е гг. психологи  выделяли так называемые специальные  таланты. К ним относили: технический, коммерческий, научно-академический, художественный, социальный.

Со временем и накоплением  опыта определение одаренности становится все более широким. Так, одаренность стали определять как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности [34].

Следует отметить, что  в 1972 г. в официальном докладе  государственного отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение, которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.

Одаренными и талантливыми детьми являются те, кто профессионально подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать себя и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

  • общие интеллектуальные способности;
  • конкретные академические способности;
  • творческое, или продуктивное, мышление;
  • лидерские способности;
  • художественные и исполнительские искусства;
  • психомоторные способности [31].

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении