Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

                                                     Введение

  

  Современные медицинские и социологические исследования свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в период полового созревания. Особую опасность в последние годы приобретают прогрессивный рост у подрастающего поколения венерических и гинекологических заболеваний, нарушений в сексуальном развитии, частота случаев асоциального полового поведении (половой распущенности, проституции, сексуальной агрессивности).

К сожалению, анализ педагогической практики показывает, что половым воспитанием подрастающего поколения сегодня ни родители, ни учителя в школе должным образом не занимаются. Половое воспитание осуществляется в лучшем случае эпизодически в форме «сексуального информирования» (этим чаще всего занимаются медицинские работники в центрах репродуктивного здоровья, гинекологических отделениях детских больниц, иногда в школах). Однако «информационный» подход недостаточен, так как он не способствует формированию у подростков ценностного отношения к своему здоровью.

  В структуре мотивационной сферы сексуальности современных подростков существует противоречивость побуждений, что, естественно, не может не препятствовать становлению у них правильного (с точки зрения отношения к своему здоровью) полового поведения. Она состоит, прежде всего, в том, что эротические и сексуальные потребности подростков (как этого следовало бы ожидать) не являются составной частью общей мотивации здорового образа жизни, а напротив — находятся с ней в противоречии. В их понимании сущности половой жизни находит отражение преимущественно негативная тенденция «разделения секса и любви» [26, с. 287].

   В социальном плане ранней беременностью принято называть факт ожидания ребёнка несовершеннолетней девочкой. Но острота ситуации вовсе не в том, что будущая мама не достигла официального совершеннолетия. Беда в другом: такая беременность в большинстве случаев вызвана теми или иными проблемами самой девочки или той среды, в которой она живёт, и, значит, никаким образом не направлена на счастье будущего ребёнка.                       Принято считать, что трагедия подростковой беременности в том, что весь мир (и в первую очередь родители и общество) отворачиваются от юной беременной, Но на самом деле этот «мир» отворачивается от девочки гораздо раньше, и беременность часто бывает именно следствием этого, а не причиной.

  «Нагуляла», «принесла в подоле»  - эти выражения сейчас уже  не в ходу; но если в целом  отношение общества к внебрачным  детям в  ХХ веке кардинально изменилось, то в том случае, когда молодая мама и впрямь оказывается вызывающе молодой, она чаще всего навлечет на себя лишь осуждение. Однако и здесь общественное мнение не остается неизменным: современное общество квалифицирует как аномалию то, что на протяжении столетий считалось нормой – ранние браки и раннее материнство.              Общественный стереотип, наверное, можно выразить так: взрослая, зрелая женщина, пусть даже незамужняя, «родившая для себя», взвесила свои силы и возможности и приняла на себя ответственность за воспитание ребёнка;    13 – 16-летняя девчонка «залетела» в силу своей испорченности, порочности и ребёнка теперь норовит посадить на шею родителям. Даже если она вступает в брак, готовность юного отца разделить с матерью заботы о ребёнке мало что может изменить: разве подросток способен содержать семью!

   Эти несколько лет разрыва между достижением различных степеней зрелости – физической, с одной стороны, и социальной и интеллектуальной, с другой, имеют для подростковой сексуальности (и как частного его проявления – ранней беременности) едва ли не большее значение, чем пресловутое «падение нравов», и долг современного общества,  прежде всего, осмыслить сам этот феномен как серьёзную социальную проблему, требующую всестороннего изучения и комплексных решений [29;с. 107].

    Раннее начало сексуальной жизни среди подростков в России происходит в достаточно специфических условиях. В числе таковых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, особенно за пределами крупных городов, недостаток соответствующих знаний у взрослых, общающихся с подростками в связи с профессиональными обязанностями, распространение пьянства и наркомании, рост насилия. В результате, в частности, возникают незапланированные беременности среди несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка.

Хотелось бы подчеркнуть, что помимо вопросов репродуктивного и сексуального здоровья, существует множество проблем взаимоотношений юношей и девушек, в том числе сексуальных, в период ухаживания, в браке, после рождения ребенка. В число факторов снижения числа подростковых беременностей включают не только более активное использование контрацепции, но и "широкое осознание проблемы власти, молодые девушки чаще говорят "нет", а молодые люди чаще относятся к их желанию с уважением".

Прежнюю, возможно, уже не воспринимающуюся молодежью мораль о "женской чести" и "мужском достоинстве" необходимо "модернизировать" в новых понятиях, на языке прав, восприятия личностных качеств вне зависимости от пола, ненасилия, что могло бы способствовать повышению толерантности во взаимоотношениях между полами в будущем.

 

 Объект исследования: сексуальное поведение современных подростков.

Предмет исследования: социально – педагогическая деятельность по предупреждению подростковой беременности.

Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.

Задачи исследования:

-  выявить особенности сексуального  развития и поведения современных                             подростков;

- определить негативные последствия  подростковой беременности в  аспекте социально – педагогической  виктимологии;

- наметить пути и формы социально-педагогической  деятельности по  предупреждению  подростковой беременности;

- обобщить опыт деятельности  Центра планирования семьи и  репродукции города Тамбова по  предупреждению подростковой беременности.

 Методы исследования:

1.  Анализ научной литературы  по проблеме исследования.

2.  Беседа.

3.  Анкетирование.

4.  Обобщение практического опыта.

5.  Опытная работа.

База исследования:

- МОУ 2-Гавриловская СОШ Тамбовской области;

- Городской Центр планирования  семьи и репродукции города  Тамбова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности

 

               1.1. Особенности сексуального развития и поведения

современных подростков

 

Из множества проблем, которые  эксперты выделяют в отношении девочек-подростков, для России стали актуальными  принуждение к сексуальным отношениям, вынужденная проституция, психологическое насилие в период ухаживания, аборты, сложности выживания для несовершеннолетних матерей, насилие в браке.

За более чем десятилетний период поменялись многие прежде унифицированные  нормы и практики. Социальное конструирование возраста явно просматривается в изменении понятий "ребенок" и "подросток" в постсоветский период. В сегодняшней России можно наблюдать снижение возраста "взросления", что исторически достаточно закономерно - в сложные периоды социально-экономического развития ожидается, что дети "взрослеют" раньше. С одной стороны, это положительное явление. С другой стороны, из общественных рассуждений часто выпадает то обстоятельство, что раннему социальному взрослению должно сопутствовать просвещение подростков по многим вопросам, включая развитие их правового сознания, а также создание системы служб помощи для их адаптации к взрослой жизни.

        Реальные представления  о начале половой жизни среди  школьников получить довольно  сложно. Здесь можно опираться либо на данные социологических исследований, либо на косвенные данные официальной статистики. Такие, как анализ динамики рождений среди несовершеннолетних, динамика абортов и другие.

Так, например, среди девочек до 15-ти лет в 1995 году аборты совершили  2800 человек. В более старшей возрастной когорте (15-19 лет) -301300 человек (или 5,7% от девушек данной возрастной когорты) [6, с. 57].

Следует отметить, что результаты социологических опросов, проводимых различными социологическими службами, весьма противоречивы и неоднозначны. Так, по данным материалов исследования Durex Global Sex Survey, средний возраст вступления в первые сексуальные контакты в России в 2002 году приходился на 18,2 года. В таблице представлены данные о среднем возрасте вступления в первые половые связи по различным странам на 2001 и 2002 годы.

 

 

Страна

2001 год

2002 год

США

Канада

Германия

Франция

Британия

Австралия

Южная Африка

Италия

Испания

Таиланд

Россия

Польша

Мексика

Гонконг

16,2

17,3

17,3

17,0

16,7

17,2

17,1

17,8

18,25

17,3

18,3

18,7

18,1

18,9

15,8

16,20

16,20

16,80

17,0

17,0

17,0

17,3

17,6

17,9

18,2

18,3

18,3

19

В среднем

17,6

17,4


 

По данным этого  международного исследования Россия находится  на 11 месте среди тех стран, где  проводилось исследование. Более  того, средний возраст начала половой жизни среди россиян по данным этого исследования оказывается заметно выше общего среднего возраста вступления в первые половые связи. Стоит обратить внимание на то, что в этот период в России практически не произошло сколько-нибудь заметных возрастных сдвигов, в то время как в других странах наблюдается заметное омоложение первых половых контактов.

Однако, несмотря на то, что сравнительные исследования подобного рода представляют безусловный  интерес, доверять им в полной мере нельзя, поскольку они противоречат данным целого ряда исследований, проводимых другими социологическими группами. Так, по данным сравнительных социологических исследований института социологии РАН, весьма значительный процент школьников и учащихся ПТУ приобрели сексуальный опыт в возрасте до 16 лет. Причем, сравнительные данные показывают существенное омоложение вступления в первые половые связи среди школьников. Доля юношей, начинающих половую жизнь до 16 лет, заметно выше, чем доля девушек. Следует обратить внимание на весьма стремительное омоложение вступления в первые половые связи среди девушек. Практически, доля вступивших в половые связи школьниц увеличилась вдвое (с 16,4% до 30%). Важно отметить весьма существенные социально-стратификационные различия. Так, среди учащихся ПТУ доля начавших половую жизнь до 16 лет значительно выше, чем среди учащихся общеобразовательных школ. Поскольку социальный состав учащихся ПТУ существенно отличается от состава учащихся школ (в ПТУ значительно выше доля учащихся из семей с низким образовательным и материальным уровнем), то можно сделать вывод о том, что у детей из более низких социальных групп заметно раньше начинается этап вступления в первые половые контакты.

Другие социологические опросы фиксируют несколько иную картину. Так, по данным социологического опроса, выполненного по программе «Половое воспитание Российских школьников», среди учащихся 7-9 классов в 1997 году 82,0% мальчиков на 92,2% девочек отметили, что у них еще не было сексуальной близости. Из тех же, кто имел половую близость, каждый 10-й (10,3% среди мальчиков и 9,7% среди девочек) отметил, что эта близость произошла с совершенно незнакомым человеком. На длительное предварительное знакомство (около года и больше) указывают 29,8% юношей и 41,7% девушек. Стоит отметить, что среди тех, кто уже вступал в половые связи, 5,6% мальчиков указало, что они испытывали на себе принуждение к половому сношению физической силой или угрозами; среди девочек, вступавших в половые контакты, на это указала почти каждая вторая (46,1%) [26, с. 104].

Таким образом, данные этого исследования позволяют обратить внимание на два  весьма важных аспекта. Первый фиксирует  достаточно низкую степень сформированности моральных норм среди значительной части подростков, - у каждого 10-го, кто имел половую связь, она произошла с незнакомым человеком. Второй показывает, что практически половина первых половых связей у девушек в раннем возрасте происходит в связи с принуждением их к этому либо физической силой, либо угрозами.

 Известно, что половое созревание девочек начинается в среднем на два года раньше в сравнении с мальчиками, хотя внутриполовые вариации очень широки. Это позволяет выделить рано и поздно созревающих мальчиков и девочек. Исследования, проведенные за рубежом, показали, что "степень созревания" и соответствующий уровень гормонов влияют на мотивацию первого сексуального опыт у мальчиков, у девочек же главными являются социальные причины: социальный контроль, поведение подруг, отношение к партнеру. Хотя, возможно, преодоление гендерных стереотипов влияет на такую закономерность. Российских данных по этому вопросу крайне мало. С.И. Голод отмечает, что произошли изменения в отношении объекта первой сексуальной близости у женщин: "во главе по-прежнему "друг" (44%), далее новая фигура - "мужчина значительно старше по возрасту и с иными интересами" (33%), "жених" же разделил судьбу "мужа" - он оказался вытесненным на задворки".

   Существует, по крайней мере,  четыре типа сценариев вступления  в первый сексуальный контакт  несовершеннолетних девушек по основанию добровольности и инициативы.

   Первый включает насилие или принуждение к сексу со стороны партнера. Специалисты различают эти термины, но в данной типологии они употребляются как взаимозаменяемые. К сожалению, для многих мальчиков-подростков и даже взрослых мужчин формирование мужской идентичности связано с унижением и подавлением девушек. По данным зарубежных исследований, чем ниже возраст девушки при первом контакте, тем вероятнее, что он был нежелательным.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности