Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

1. Сожаление.

2. Разбитое сердце.

3. Чувство вины и стыда.

4. Замедленное развитие личности.

5. Потеря самоуважения.

6. Страх перед длительными отношениями.

7. Беспокойство по поводу возможных  заболеваний и беременности.

8. Разрушенные отношения и испорченный  характер.

9. Депрессия и самоубийство.

  Для того, чтобы не подвергать  сомнению необходимость предоставления  высококачественных услуг по  половому просвещению для молодежи, необходимо, прежде всего, изучать их нужды и через улучшение законодательства и систем здравоохранения и образования предоставлять информацию и помощь. Кроме того, родители также нуждаются в консультировании по данным вопросам для того, чтобы стать главным и самым значительным для подростка партнером по приобретению жизненных навыков [34, с. 162].

Хороших результатов, в плане работы по предупреждению подростковой беременности, можно достичь с помощью сексуального просвещения, которое является одним  из компонентов работы по предупреждению подростковой беременности.

Большая ответственность в плане  сексуального просвещения подростков ложится на школу и центры планирования семьи.

Противники школьного  сексуального просвещения считают, что это – дело родительской семьи. На самом деле, так никогда и нигде не было. В первобытных обществах, где функции легко распределены, подготовкой подростков к половой жизни занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, специально облеченный этими обязанностями. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко себя чувствуют и родители, и дети. Поскольку подростки чувствуют себя неуютно при разговорах на половые темы, они предпочитают получать эту информацию каким-то иным путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и шокирует.

В современном  обществе семейный разговор на «сексуальные»  темы стал культурно и психологически более приемлемым, чем раньше. Однако сравнительные исследования показывают, что независимо от степени терпимости и просвещенности родителей современные подростки больше ориентируются на нормы собственного поколения [1, с. 54].

Однако качество школьного, как и семейного, сексуального просвещения оставляет желать лучшего, хотя 75% девочек и 80% мальчиков считают, что располагают достаточной сексуальной информацией. Сексуальное просвещение, как и всякое образование, создает определенные нормативные ограничения и самоограничения. Существующие школьные курсы сексуального просвещения не ослабляют подростковых сексуальных желаний, но они несколько отсрочивают сексуальный дебют и, самое главное, делают его безопасным. В частности, эти курсы значительно повышают вероятность использования контрацепции уже при первом сексуальном контакте. Наибольшей популярностью у подростков пользуется презерватив. В дальнейшем, по мере накопления сексуального опыта, подростки начинают пользоваться презервативами регулярно, хотя и не всегда [22, с. 106].

Школьное сексуальное  просвещение является одним из главных  факторов социального благополучия в этой сфере жизни, но для этого оно должно начинаться задолго до того, как подростки вступают в сексуальные отношения. С этим мнением согласны практически все специалисты: «Сексуальное образование должно начинаться рано, до того, как ученики начнут свои сексуальные карьеры, чтобы дать им шанс подготовиться к этому ключевому жизненному переходу. Поэтому необходимо нацелить его на младшие возрастные группы, 12-ти и 13-летних, а не 15-ти и 16-летних» [16, с. 34].

Когда сексуальное  просвещение на Западе только начиналось, оно всюду вызывало жаркие споры, на его счет существовало множество необоснованных страхов и столь же беспочвенных упований. Консерваторы были непоколебимо уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, повышает их сексуальную активность, увеличивает количество добрачных связей, беременностей и прочих ужасов. Радикалы столь же категорически утверждали, что стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой, да и взрослой сексуальности исчезнут, никто никого не будет насиловать, девушки будут строго следовать принципу «умри, но не давай поцелуй без любви», а в браках воцарится небывалая сексуальная гармония [4, с. 34].

В настоящее время  существует много программ нацеленных на предупреждение подростковой беременности.

Успех или поражение  любой программы полового воспитания во многом зависит от того, как данная программа подходит к решению  проблемы. С самого начала западные программы полового воспитания фокусировали свое внимание на последствиях проблемы, а не на ее причине. Другими словами, первостепенной задачей было снизить или хотя бы замедлить рост подростковых беременностей, прежде чем заниматься вопросом самой подростковой сексуальной активности. И если и существовала главная проблема, которую надо было решать, так это, как считалось, было, невежество подростков в вопросах секса. Итак, такие виды программ делали упор на передачу знаний и приемов как средство для решения проблем [9, с. 45].

Остановка или  замедление роста подростковых беременностей и болезней половых органов как вопроса здоровья, стала первостепенной заботой. Первым тактическим приемом было вооружить молодых людей знаниями о том, как контролировать рождаемость и болезни. Считалось, что получив достаточно знаний, молодежь будет принимать мудрые решения. А если какие-то знания не давали результата, то необходимо было предоставить еще больше знаний в более раннем возрасте.

Так родилось то, что стало известным в Америке  как "всеобщее половое образование". Оно было названо всеобщим из-за расширения возрастных рамок и объема поданной информации. Этот подход был нацелен как на подростков, так и на детей в начальной школе. Открыто и бесстыдно обсуждалась анатомия и функции половых органов, чтобы не осталось ни тени невежества, ведущего к нездоровому поведению. Например, гомосексуализм часто преподносился как врожденная черта, чтобы успокоить тех, у кого такая склонность проявлялась [24, с. 100].

Дискуссии на подобные темы в таких программах часто  начинались с раннего возраста и проводились для обоих полов вместе. Это делалось для того, чтобы уничтожить стеснение, которое может помешать задавать вопросы и получать ответы. “Безопасный” или “более безопасный” секс рекламировался на основе использования презервативов и других противозачаточных средств или профилактических приемов.

На основе обширных исследований, проводимых в течение  тридцати лет, стало ясно, что знания о беременности и методах ее предотвращения сами по себе не удерживают от половой  активности. Одно исследование показало, что знание о предохранении не привело ни к каким изменениям рискованного поведения. Так же было доказано, что программы полового воспитания, основанные на мерах предохранения, привели к незначительному изменению в поведении молодежи. Такой подход реально способен привести к росту подросткового секса. То есть этот тип полового воспитания не только не эффективен, но делает ситуацию хуже, чем если бы никакой курс не преподавался вообще.

Рассмотрев факты  подобного отказа от нравственности, можно сказать, что возражение по поводу проконтрацептивного полового воспитания, берущего в расчет только вопрос об общественном здоровье, напрашивается сам собой. Если оно на самом деле ведет к росту сексуальной активности среди молодежи, то это усугубляет, а не снижает кризис подростковой беременности со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями.

Еще один подход к решению проблемы подростковой беременности – распространение  презервативов, которое стало неотъемлемой частью пакета программ полового воспитания, разработанного на Западе. Распространение презервативов продолжается полным ходом, несмотря на отсутствие конкретных подтверждений их эффективности.

Презервативы  давно считаются одним из наименее эффективных средств контроля рождаемости. Исследование за исследованием показывали неэффективность презервативов, колеблющуюся в пределах от 13% до 27%. Под неэффективностью понимается, что, несмотря на постоянное использование презервативов в течение года, данный процент женщин все равно беременеют.

Общая политика в пользу пропаганды презервативов в Америке побудила некоторые общества начать широко распространять их через школьную систему. Это не привело к снижению беременностей в школах, где распространялись презервативы. Не наблюдалось также существенного увеличения использования презервативов.

Пропаганда презервативов  имела разрушительные последствия, т.к. уничтожала естественное подросткам чувство самозащиты. Опросы американских подростков выявили три основные причины, которые удерживают подростков от вступления в половые отношения. Первая - это страх заразиться СПИДом и другими ЗППП. Вторая - боязнь беременности. Третья - боязнь неодобрения родителей.

Но когда учителя  и другие авторитетные взрослые убеждают подростков, что презервативы снизят или совсем устранят опасность беременности и болезней, это устраняет две из трех существующих причин, удерживающих подростков от вступления в сексуальные отношения. Третья причина - неодобрение родителей - также меркнет при виде авторитетных старших, побуждающих использовать презервативы. Недвусмысленная информация, которую получают в этом случае подростки, это то, что взрослые не только ожидают, что подростки будут вступать в сексуальные отношения, но и разрешают им это [24, с. 102].

Следующий подход – половое воспитание, основанное на становлении характера.

До настоящего времени половое воспитание базировалось на предоставлении подросткам информации технического и биологического характера, пропаганде контрацептивов и тем  самым уклонялось от решения главной  проблемы. Оно стремится уменьшить опасное для здоровья влияние сексуальной революции, сохраняя и отстаивая ценности сексуальной революции, т.е. отсутствие нравственных абсолютов, сексуальную свободу без ответственности и отделение понятий секса и брака, моногамии и обязательств.

Половое воспитание, основанное на становлении характера, является подходом, учитывающим многомерность  секса, и представляет секс обрамленным  нравственностью. Незрелое сексуальное  поведение молодых людей, являющееся корнем проблемы, отражается в их незрелом характере. Половое воспитание, основанное на становлении характера, направлено на действительную причину проблемы. Его целью является помочь молодым людям выработать ответственное отношение к сексу. Оно направлено на решение вопросов надлежащей роли сексуальности в жизни человека.

Данный подход предлагает воздержание как единственное нравственное, ответственное и здоровое поведение для не состоящих в  браке молодых людей. Оно предлагает воздержание от сексуальных отношений (даже можно предложить другое слово - целомудрие) как единственное нормальное поведение, к которому должны стремиться молодые люди ради самих же себя, ради своего личного и общественного счастья, несмотря на то, что многие считают его устаревшим.

Цели полового воспитания, основанного на становлении характера:

1. Поощрять силу  характера для ответственного  отношения к сексу.

2. Дать учащимся  понять ценность воздержания  до брака.

3. Устранить,  а не просто сократить угрозу  беременности и болезней.

Половое воспитание, основанное на становлении характера, высказывает большое уважение и поддерживает тех, кто сохранил девственность, и в то же самое время с большой любовью и заботой обращается к тем, кто уже поэкспериментировал в этой области, говоря о преимуществах воздержания, таких как отсутствие боязни нежелательной беременности и болезней, отсутствие психологического и эмоционального вреда, нанесенного сексом без обязательств, о возможности расти, развивая таланты и способности, не будучи связанными сексуальными пристрастиями, что и является лучшей подготовкой к собственному браку и семье.

Там, где применялись программы  воспитания характера, существуют доказательства их эффективности по снижению подростковой сексуальной активности и связанной  с ней проблемы беременностей  и болезней [10, с. 133-134].

Проблемы сексуального просвещения (знакомства подростков с устройством  их половой системы и с основами контрацепции) и полового воспитания (введения подростков в мир гендерной  культуры) относятся к  самым спорным  вопросам школьного воспитания. Традиции просветительской и воспитательной работы с подростками по вопросам пола у нас так и не сложились, относительную популярность приобретает мнение о том, что оптимальный способ профилактики подростковой беременности и ЗППП – это пропаганда воздержания от половой жизни до брака.            Программы, основанные только на воздержании преподносят воздержание как единственный приемлемый для подростков способ вообще. Из них обычно исключается информация о контрацепции как форме предотвращения ЗППП и случайной беременности. Программы, основанные на воздержании до брака, говорят о том же применительно к молодым людям, не состоящим в браке. Всестороннее половое воспитание признает, что воздержание – действительно оптимальный метод профилактики ЗППП и беременности, но также знакомит с использованием контрацепции (особенно барьерной). В программы всестороннего полового воспитания также входят тренинги коммуникативных навыков (например, умений отказаться от интимного контакта, не обидев партнера), проблематика, связанная с осознанием  подростками своих жизненных целей и ценностей.         

Программа, основанная на воздержании (образовательная или мотивирующая программы):

-имеет исключительной целью  обучение тому, что социальное, психологическое  и физическое здоровье подростков достигается путем воздержания от половой жизни;

-признает воздержание от внебрачной  половой активности единственным  социально ожидаемым стандартом  поведения для всех старшеклассников;

-считает воздержание единственным  способом предотвращения нежелательной беременности и ЗППП;

-считает моногамный гетеросексуальный  брак единственной нормальной  ситуацией для вступления в  половые отношения; 

  -учит, что внебрачные сексуальные  контакты с большой вероятностью  имеют негативные физиологические и психологические последствия;

-учит, что рождение ребенка  вне официального брака негативно  влияет на самого ребенка, его  родителей и общество;

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности