Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;
13. Считаете ли Вы, что беременность и рождение ребенка необходимо планировать?
14. Считаете ли Вы, что ребенок
может быть рожден только
15. Что, по-вашему, необходимо семье для рождения здорового ребенка?
- материальное благополучие;
- отказ от вредных привычек;
- полное психологическое и
- хорошая наследственность;
- рациональное питание и
- психологическая и
- другое.
16. Из предложенного Вам перечня
обведите те, понятия по которым
бы Вы хотели получить
- половое воспитание;
- наследственные болезни;
- контрацепция;
- вредные привычки;
- переходный возраст;
- анатомия половых органов;
- заболевания половых органов;
- планирование семьи;
- безопасный секс.
По результатам анкетирования мы видим, что 35 % учащихся относятся к раннему началу половой жизни положительно или равнодушно (считают, что это не их дело), 64 % опрошенных относятся к раннему началу половой жизни отрицательно.
Большинство учащихся, как у девушек, так и у юношей, считают, что оптимальный возраст для начала половых отношений 18 – 20 лет (70,6 % опрошенных). Но 32,4 % из опрошенных полагают, что можно вступать в половые отношения и раньше: с 15 – 17 лет. Еще 14 % учащихся считают оптимальным возрастом для начала половой жизни - 20 лет и старше.
На вопрос «Какие способы предохранения от беременности Вы знаете?» были получены следующие ответы:
На вопрос «Какие болезни, передающиеся половым путем, Вы знаете?» отвечали следующим образом:
На вопрос о последствиях ЗППП были получены следующие ответы:
На вопрос «Как Вы относитесь к абортам?» получены следующие результаты: 91 % опрошенных относятся к абортам отрицательно, 3 % учащихся считают, что все зависит от обстоятельств и единого мнения по этому поводу быть не может, 6 % десятиклассников никак не ответили на поставленный вопрос.
65 % учащихся, по результатам исследования, никогда не общались со своими родителями по поводу сексуальных отношений. 12 % опрошенных ответили, что общаются с родителями на эти темы очень редко. 23 % воздержались от ответа на поставленный вопрос.
На вопрос «Откровенны ли Вы со своими родителями в вопросах половой жизни?» мы получили следующие ответы: 58, 8 % опрошенных не откровенны со своими родителями, 17,6 % доверяют своим родителям и свободно могут им довериться, 26 % учащихся не ответили на этот вопрос.
73,5 % учащихся хотели бы получать компетентную информацию о половой жизни, 20,5 опрошенных считают, что не нуждаются в компетентной информации о половой жизни, 6 % опрошенных десятиклассников воздержались от ответа на поставленный вопрос.
На вопрос «Из каких источников вы черпаете информацию о половой жизни?» отвечали следующим образом:
82,3 % опрошенных десятиклассников
считают, что необходима
На вопрос «Какие Вы видите возможные причины отсрочки половой близости?» мы получили следующие ответы:
94 % опрошенных считают, что рождение ребенка необходимо планировать, 6 % учащихся не считают, что планирование необходимо.
На вопрос «Считаете ли Вы, что ребенок может быть рожден только после заключения брака?» 47 % опрошенных ответили что, «да – это необходимое условие», а 53 % учащихся считают, что ребенок может быть рожден без заключения брака.
На вопрос «Что, по-вашему, необходимо семье для рождения здорового ребенка?» получены следующие ответы:
- полное психологическое и
- материальное благополучие – 67,7 %;
- отказ от вредных привычек – 64,7 %;
- хорошая наследственность – 44 %;
- рациональное питание и
- психологическая и
Также были вписаны такие варианты, как: «верность супругов», «оптимальный возраст».
Из предложенного перечня
- половое воспитание – 67,6 %;
- наследственные болезни – 38 %;
- контрацепция – 58,8 %;
- вредные привычки – 11,7 %;
- переходный возраст – 20,6 %;
- анатомия половых органов – 14,7 %;
- заболевания половых органов – 30 %;
- планирование семьи – 47 %;
- безопасный секс – 38 %.
Знания подавляющего большинства учащихся в области половых отношений носят весьма поверхностный и приблизительный характер. И в то же время их собственная оценка своих знаний сильно завышена. Так, треть мальчиков и каждая пятая девочка считают, что они обладают достаточными знаниями в этой сфере. Оценка значимости основных источников информации о сексе у девушек и у юношей имеет как сходство, так и определенное различие. Так, например, практически одинаково ими оценивается значимость печатных изданий и общение с друзьями, в то же время фильмы и телепередачи как источники информации о сексе оцениваются юношами гораздо выше, чем девушками.
Наряду с анализом особенностей обращения школьников к СМИ, особый интерес представляет общение школьников со своими родителями.
Оценивая откровенность своих отношений с родителями, только 17,6 % школьников считает их достаточно откровенными. Хотя значительная часть опрошенных считает возможность обсуждения вопросов о сексе с родителями вполне приемлемой. Но это только возможность. Если же обратиться к реальной доступности общения по поводу сексуального поведения, то следует отметить, что большинство школьников не общались со своими родителями в течение последнего года по поводу сексуальных отношений.
Возможные причины отсрочки половой близости, по мнению подростков, не так уж разнообразны. Многие считают, что причиной отсрочки может выступить возраст, качество отношений, неготовность к половой жизни, возможность заразиться ЗППП. Почти 9 % опрошенных не видят никаких причин для отсрочки. 44 % учащихся не смогли ответить на этот вопрос. Значит, почти половина современных старшеклассников не задумывается над этим вопросом и возможность вступления для них в половые отношения в подростковом возрасте вполне приемлема.
Абсолютное большинство
Для рождения здорового ребенка, по мнению большинства, необходимо психологическое и физическое благополучие, материальное благополучие, отказ от вредных привычек. Намного меньше были оценены психологическая и биологическая совместимость родителей, рациональное питание, хорошая наследственность, хотя эти факторы и являются определяющими.
Большинство учащихся считают, что им необходима специальная подготовка средствами полового образования и полового воспитания, и хотели бы получить информацию по контрацепции (58,8 %), половому воспитанию (67,6 %), заболеваниям половых органов (50 %), планированию семьи (47 %). Меньше их интересуют наследственные болезни, вредные привычки, переходный возраст, анатомия половой сферы, безопасный секс.
По результатам анкетирования
и беседы, проведенной с
У учащихся не только отсутствуют реальные знания, но и растёт процент обладающих неверными, искажёнными представлениями о болезнях, передающихся половым путем: о последствиях этих болезней, о том, какой вред могут нанести эти последствия не только подростковому, но и взрослому организму.
Важно отметить, что хотя интерес подростков в этом возрасте к взаимоотношениям между полами растет, реальные их знания в этой области остаются на сравнительно низком уровне. Конечно, нельзя говорить о полном отсутствии верных представлений, но представления эти носят характер скорее общих знаний. В то же время, стоит отметить наличие значительного числа учащихся, имеющих искаженное представление о сексуальных отношениях в целом.
2.2. Содержанине и формы деятельности Центра планирования семьи и репродукции города Тамбова
В настоящее время в России развивается система помощи юным мамам. Одним из учреждений, где осуществляется программа по поддержке молодых беременных, является Городской Центр планирования семьи и репродукции города Тамбова. На него возлагается решение задач, связанных с проблемами планирования семьи, вопросами контрацепции, подготовки к браку, психологической и медицинской помощи подросткам и взрослым, лечения бесплодия, сексуального образования и воспитания.
Современные специалисты по планированию семьи работают не только для того, чтобы девочки и мальчики были воспитанными и послушными, — они работают над созданием нового поколения взрослых, цельных, уверенных в себе людей, могущих осознанно сделать свой выбор. В этой связи работа с подростками и молодежью — одно из основных направлений деятельности специалистов. Эта работа включает в себя реализацию различных проектов и программ, направленных на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание подростков и молодежи.
Программы полового воспитания должны
быть интегрированы в комплексные
программы здорового образа жизни,
подготовки к семейной жизни и ответственного
родительства. Названные программы направлены
на
формирование у подростков ответственного
отношения к своему здоровью, в том числе
репродуктивному; повышение информированности
подростков по вопросам пола и тех изменений,
которые происходят с ними в подростковый
период; обучение навыкам общения, взаимопонимания
и принятия осознанных решений; формирование
у подростков позитивного отношения к
здоровому образу жизни, планированию
семьи и ответственному родительству;
формирование ответственного сексуального
поведения, отрицательного отношения
к раннему началу половой жизни.
Задачами программы по предупреждению подростковой беременности в Городском Центре планирования семьи и репродукции являются:
• формирование у подростков установки на заботу о сохранении своего репродуктивного здоровья, ответственного отношения к выбору сексуального партнера и сохранению его здоровья;
• формирование стремления к гармоничным, стабильным, психологически и физиологически здоровым взаимоотношениям в паре;
• повышение информированности подростков в вопросах анатомии и физиологии человеческого организма, изменений, которые происходят с ними в подростковый период;
• повышение медико-социальной компетентности, формирование ориентаций на здоровый образ жизни;
• формирование у подростков позитивного отношения к планированию семьи и ответственному родительству.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности