Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

13. Считаете ли Вы, что беременность  и рождение ребенка необходимо  планировать?

14. Считаете ли Вы, что ребенок  может быть рожден только после  заключения брака?

15. Что, по-вашему, необходимо семье для рождения здорового ребенка?

- материальное благополучие;

- отказ от вредных привычек;

- полное психологическое и физическое  благополучие;

- хорошая наследственность;

- рациональное питание и здоровый  образ жизни;

- психологическая и биологическая  совместимость супругов;

- другое.

16. Из предложенного Вам перечня   обведите те, понятия  по которым  бы Вы хотели получить информацию:

- половое воспитание;

- наследственные болезни;

- контрацепция;

- вредные привычки;

- переходный возраст;

- анатомия половых органов;

- заболевания половых органов;

- планирование семьи;

- безопасный секс.

По результатам анкетирования  мы видим, что 35 % учащихся относятся  к раннему началу половой жизни  положительно или равнодушно (считают, что это не их дело), 64 % опрошенных относятся к  раннему началу половой жизни отрицательно.

Большинство учащихся, как у девушек, так и у юношей, считают, что  оптимальный возраст для начала половых отношений 18 – 20 лет (70,6 % опрошенных). Но 32,4 % из опрошенных полагают, что  можно вступать в половые отношения и раньше: с 15 – 17 лет. Еще 14 % учащихся считают оптимальным возрастом для начала половой жизни - 20 лет и старше.

На вопрос «Какие способы предохранения от беременности Вы знаете?» были получены следующие ответы:

  • презервативы – 44 %;
  • таблетки – 38% ;
  • гормональные средства – 17,6 % ;
  • спираль – 11,7 %;
  • барьерные средства – 8,8 %;
  • стерилизация – 3 %;
  • воздержались от ответа на поставленный вопрос – 29 % .

На вопрос «Какие болезни, передающиеся половым путем, Вы знаете?»  отвечали следующим образом:

  • СПИД – 64,7 %;
  • сифилис – 38 %;
  • ВИЧ – 17,6 %;
  • гонорея – 11,7 %;
  • гепатит – 8,8 %;
  • не знаю – 8,8 %;
  • хламидиоз – 5,8%;
  • триппер –  3 %;
  • трихомониаз – 3 %;
  • воздержались от ответа – 26 %.

На вопрос о последствиях ЗППП были получены следующие ответы:

  • смерть – 35 %;
  • бесплодие – 17,6 % ;
  • не знаю – 8,8 %;
  • воспаление половых органов – 3 %;
  • инвалидность – 3 %;
  • воздержались от ответа на поставленный вопрос – 38 %.

На вопрос «Как Вы относитесь к  абортам?» получены следующие результаты: 91 % опрошенных относятся к абортам отрицательно, 3 % учащихся считают, что все зависит от обстоятельств и единого мнения по этому поводу быть не может, 6 %  десятиклассников никак не ответили на поставленный вопрос.

65 % учащихся, по результатам исследования, никогда не общались со своими родителями по поводу сексуальных отношений. 12 % опрошенных ответили, что общаются с родителями на эти темы очень редко. 23 %  воздержались от ответа на поставленный вопрос.

На вопрос «Откровенны ли Вы со своими родителями в вопросах половой  жизни?» мы получили следующие ответы: 58, 8 % опрошенных не откровенны со своими родителями, 17,6 %  доверяют своим родителям и свободно могут им довериться, 26 % учащихся не ответили на этот вопрос.

73,5 % учащихся хотели бы получать  компетентную информацию о половой жизни, 20,5 опрошенных считают, что не нуждаются в компетентной информации о половой жизни, 6 % опрошенных десятиклассников воздержались от ответа на поставленный вопрос.

На вопрос «Из каких источников вы черпаете информацию о половой жизни?» отвечали следующим образом:

  • СМИ (телевидение, газеты) – 53 %;
  • от друзей – 26 % ;
  • из Интернета – 14 %;
  • из книг – 6 %;
  • от старших – 3 %;
  • воздержались от ответа на поставленный вопрос – 26 %.

82,3 % опрошенных десятиклассников  считают, что необходима специальная подготовка молодых людей средствами полового воспитания и полового образования, 11,7 % учащихся считают, что такая подготовка не нужна, 6 % воздержались от ответа на поставленный вопрос.

На вопрос «Какие Вы видите возможные причины  отсрочки половой близости?» мы получили следующие ответы:

  • возраст – 20,6 %;
  • никаких – 8,8 %;
  • разные – 8,8 %;
  • качество отношений – 5,8 %;
  • моральная неготовность – 3 %;
  • физическая неготовность – 3 %;
  • возможность заразиться ЗППП – 3 %;
  • воздержались от ответа – 44 %.

94 % опрошенных считают, что рождение ребенка необходимо планировать, 6 % учащихся не считают, что планирование необходимо.

На вопрос «Считаете ли Вы, что  ребенок может быть рожден только после заключения брака?» 47 % опрошенных ответили что, «да – это необходимое  условие», а 53 % учащихся считают, что ребенок может быть рожден без заключения брака.

На вопрос «Что, по-вашему, необходимо семье для рождения здорового ребенка?» получены следующие ответы:

- полное психологическое и физическое  благополучие – 79,4 % ;

- материальное благополучие – 67,7 %;

- отказ от вредных привычек  – 64,7 %;

- хорошая наследственность –  44 %;

- рациональное питание и здоровый  образ жизни – 44 %;

- психологическая и биологическая  совместимость супругов – 32,4 %.

Также были вписаны такие варианты, как: «верность супругов», «оптимальный возраст».

Из предложенного перечня учащимся нужно было выбрать те понятия, по которым бы они  хотели получить информацию, и мы получили следующие  результаты:

- половое воспитание – 67,6 %;

- наследственные болезни – 38 %;

- контрацепция – 58,8 %;

- вредные привычки – 11,7 %;

- переходный возраст – 20,6 %;

- анатомия половых органов –  14,7 %;

- заболевания половых органов  – 30 %;

- планирование семьи – 47 %;

- безопасный секс – 38 %.

Знания подавляющего большинства учащихся  в области половых отношений носят весьма поверхностный и приблизительный характер. И в то же время их собственная оценка своих знаний сильно завышена. Так, треть мальчиков и каждая пятая девочка считают, что они обладают достаточными знаниями в этой сфере. Оценка значимости основных источников информации о сексе у девушек и у юношей имеет как сходство, так и  определенное различие. Так, например, практически одинаково ими оценивается значимость печатных изданий и общение с друзьями, в то же время фильмы и телепередачи как источники информации о сексе оцениваются юношами гораздо выше, чем  девушками.

Наряду с анализом особенностей обращения школьников к СМИ, особый интерес представляет общение школьников со своими родителями.

Оценивая откровенность своих отношений с родителями, только 17,6 % школьников считает их достаточно откровенными. Хотя значительная часть опрошенных считает возможность обсуждения вопросов о сексе с родителями вполне приемлемой. Но это только возможность. Если же обратиться к реальной доступности общения по поводу сексуального поведения, то следует отметить, что большинство школьников не общались со своими родителями в течение последнего года по поводу сексуальных отношений.

Возможные причины отсрочки половой  близости, по мнению подростков, не так уж разнообразны. Многие считают, что причиной отсрочки может выступить возраст, качество отношений, неготовность к половой жизни, возможность заразиться ЗППП. Почти 9 % опрошенных не видят никаких причин для отсрочки. 44 %  учащихся  не смогли ответить на этот вопрос. Значит, почти половина современных старшеклассников не задумывается над этим вопросом и возможность вступления для них в половые отношения в подростковом возрасте вполне приемлема.

Абсолютное большинство опрошенных считают, что рождение ребенка необходимо планировать, но  половина из них полагает, что семья для этого не обязательна и ребенок может быть рожден без брака или одинокой женщиной.

Для рождения здорового ребенка,  по мнению большинства, необходимо психологическое и физическое благополучие, материальное благополучие, отказ от вредных привычек.  Намного меньше были оценены психологическая и биологическая совместимость родителей, рациональное питание, хорошая наследственность, хотя эти факторы и являются определяющими.

Большинство учащихся считают, что  им необходима специальная подготовка  средствами полового образования и  полового воспитания, и хотели бы получить информацию по контрацепции (58,8 %), половому воспитанию (67,6 %), заболеваниям половых  органов (50 %), планированию семьи (47 %). Меньше их интересуют наследственные болезни, вредные привычки, переходный возраст, анатомия половой сферы,  безопасный секс.

По результатам анкетирования  и беседы, проведенной с десятиклассниками  МОУ 2-Гавриловской СОШ, можно отметить, что из всех предложенных вопросов в анкете затруднения не вызвали те, которые не предполагают специальных знаний.

У учащихся не только отсутствуют  реальные знания, но и растёт процент  обладающих неверными, искажёнными  представлениями о болезнях, передающихся половым путем: о последствиях этих болезней, о том, какой вред могут нанести эти последствия не только подростковому, но и взрослому организму.

Важно отметить, что хотя интерес  подростков в этом возрасте к взаимоотношениям между полами растет, реальные их знания в этой области остаются на сравнительно низком уровне. Конечно, нельзя говорить о полном отсутствии верных представлений, но представления эти носят характер скорее общих знаний. В то же время, стоит отметить наличие значительного числа учащихся, имеющих искаженное представление о сексуальных отношениях в целом.

 

2.2. Содержанине и формы деятельности Центра планирования семьи и репродукции города Тамбова

 

           В настоящее время в России развивается система помощи юным мамам. Одним из учреждений, где осуществляется программа по поддержке молодых беременных, является Городской Центр планирования семьи и репродукции города Тамбова. На него возлагается решение задач, связанных с проблемами планирования семьи, вопросами контрацепции, подготовки к браку, психологической и медицинской помощи подросткам и взрослым, лечения бесплодия, сексуального образования и воспитания.

Современные специалисты по планированию семьи работают не только для того, чтобы девочки и мальчики были воспитанными и послушными, — они работают над созданием нового поколения взрослых, цельных, уверенных в себе людей, могущих осознанно сделать свой выбор. В этой связи работа с подростками и молодежью — одно из основных направлений деятельности специалистов. Эта работа включает в себя реализацию различных проектов и программ, направленных на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание подростков и молодежи.

Программы полового воспитания должны быть интегрированы в комплексные  программы здорового образа жизни, подготовки к семейной жизни и ответственного родительства. Названные программы направлены на  
формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному; повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период; обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений; формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству; формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни.

Задачами программы по предупреждению подростковой беременности в Городском  Центре планирования семьи и репродукции  являются:

• формирование у подростков установки на заботу о сохранении своего репродуктивного здоровья, ответственного отношения к выбору сексуального партнера и сохранению его здоровья;

• формирование стремления к гармоничным, стабильным, психологически и физиологически здоровым взаимоотношениям в паре;

• повышение информированности  подростков в вопросах анатомии и  физиологии человеческого организма, изменений, которые происходят с  ними в подростковый период;

• повышение медико-социальной компетентности, формирование ориентаций на здоровый образ жизни;

• формирование у подростков позитивного  отношения к планированию семьи  и ответственному родительству.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности