Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;
Программа реализуется как лекционный
курс для учеников 8-11-х классов.
Опрос специалистов
разного профиля (подростковые психологи,
гинекологи) показывает, что данный возраст
(начиная с 15 лет) является критическим
для коррекции "рискового поведения"
подростков.
В частности, средний возраст сексуального дебюта называется 16,5 лет (а наркотических веществ - 13 лет). Исходя из этого, становится очевидным, что существует острая необходимость в своевременном формировании установок на сохранение собственного здоровья.
Программа состоит из пяти основных разделов:
Первый раздел. «Формирование
тела в период полового созревания»
рассматривает основные этапы формирования
мужского и женского организма.
Кроме того, происходит
тренировка противодействия к давлению
со стороны СМИ и общественного мнения
и развитие критического отношения к поступающей
информации по ряду важных, для сохранения
здоровья, вопросов.
Второй раздел.
«Анатомия и физиология» - является логическим
продолжением первого раздела и знакомит
учащихся с анатомией и физиологией мужского
и женского организмов. Дополнительный
акцент сделан на рассмотрении возможных
негативных воздействий на организм и
их последствий.
Третий раздел. «Цель:
рождение здорового ребенка»
знакомит аудиторию с рядом ключевых моментов
и понятий, связанных с возможностью иметь
здоровых детей: фертильность, физическая
подготовка к беременности, физиология
беременности; негативные факторы воздействия
на зародыш ребенка, включая употребление
наркотиков, курение и пр.
Отдельное занятие отведено для столь
сложной темы, как аборт и его последствия.
Четвертый раздел - «Контрацепция».
Здесь рассматриваются такие темы, как
традиционные и современные методы контрацепции.
Рассматриваются как положительные, так
и отрицательные стороны применения различных
методов контрацепции.
Пятый раздел.
«Инфекции, передаваемые половым путем
и профилактика».
В этом разделе учащиеся
знакомятся с понятиями об ИППП, вирусных
и других видах инфекций, путях их передачи
и профилактики.
Отдельное занятие
посвящено проблеме СПИД – чуме XX века.
Этот вопрос занимает в этом блоке одно
из основных мест за счет того, что подростковая
аудитория входит в группу риска по СПИДу.
Кроме того в Городском Центре планирования семьи и репродукции проводятся лекции: «Как сказать «НЕТ», «Как избежать сексуального насилия», «Проблемы ранних половых связей», «Подростковое материнство», «Репродуктивное здоровье» и показывают видеоматериалы о контрацептивах.
В целом, программа по предупреждению подростковой беременности предлагает подросткам большой материал о том, как избежать сексуального насилия, какие проблемы возникают у девушки вследствие ранней беременности, как отказать молодому человеку не вызвав неадекватной реакции с его стороны, о методах контрацепции для подростков.
Но к работе по предупреждению ранней беременности в Городском Центре планирования семьи и репродукции не привлекаются родители, что является серьезным упущением в работе службы.
Чрезвычайно важно осознать, что половое воспитание подростков не может быть успешным, если оно концентрирует внимание, лишь на биологических аспектах и отрицательных последствиях подростковой беременности.
Программы по половому воспитанию будут неполными и, следовательно, неэффективными, если в них не затрагиваются такие важнейшие вопросы, как содержание интимных взаимоотношений между людьми, существование разной половой ориентации и принудительных половых связей.
Хотелось бы подчеркнуть, что в программу должны входить не только основы медицинских и гигиенических знаний, но и сведения по некоторым историческим, психологическим, религиозным, юридическим аспектам семейно-брачных и полоролевых взаимоотношений, а также информация по вопросам здоровья и здорового образа жизни. Важно также отметить, что программы полового образования и воспитания не должны быть изолированными, их следует интегрировать в программы здорового образа жизни и подготовки к созданию здоровой семьи.
В Городском Центре планирования семьи и репродукции также реализуется программа помощи несовершеннолетним девушкам, в рамках которой специалисты осуществляют:
- анонимное консультирование
- раннюю диагностику и
прерывание нежелательной
- раннее выявление юных
- социальный анализ семейной и общественной ситуации юных беременных;
- временный вывод юных беременных из неблагоприятной социально–психологической, а также вредной производственной и экологической среды;
- создание условий для
- выявление групп риска по
возможному отказу от
- выявление и необходимая
коррекция психических
- подготовка семьи к принятию юной мамы;
- обучение будущей мамы основам
ухода и гигиенического
Также в Городском Центре планирования
семьи и репродукции занимаются
созданием условий для
- оказание социальной, семейной, педагогической,
юридической, психологической
- мониторинг молодых семей и их оздоровление;
- раннюю диагностику и
- социальную реабилитацию юных семей в кризисных ситуациях, включая временное выведение юной матери с ребенком из социально и психологически травмирующей ситуации;
- материальную, продовольственную поддержку юных семей;
- создание условий для
- духовную и нравственную поддержку юных семей.
На пути к сексуальной зрелости
подростки встречают два
Во-первых, они считают, что знают все о половых вопросах только потому, что им исполнилось 14 лет. Кино, журналы, телевидение представляет образы подростков, подобных заводным сексуальным машинам. Когда подростки понимают, что они чего-то не знают, то боятся задать вопрос, чтобы не выглядеть недостаточно осведомленными. Они боятся, что их друзья узнают об их неинформированности, и им кажется, что задать вопрос и обсуждать его с родителями означает проявить излишнюю сговорчивость. Замкнутое молчание часто является у подростков формой бунта и проявлением боязни обнаружить перед всеми своё невежество.
Вторая проблема, которая встает перед подростками, – это то, что из-за неготовности нашего общества разговаривать на откровенные темы никто не информирует их в вопросах сексуального здоровья, и им очень не хватает опыта.
Все это вызывает рост числа заболеваний, передающихся половым путем, и увеличение случаев подростковой беременности. Беременность несовершеннолетних становится все более распространенным социальным явлением в последнее время.
Созданию специальных программ для помощи молодым беременным предшествовало осознание того факта, что беременность юной девушки открывает собой порочный цикл прерванное образование и низкий материальный достаток влекут за собой зависимость юной матери от систем социальной помощи государства, снижает мотивацию для создания собственной стабильной семьи, тем самым начинается новый цикл производства внебрачного потомства.
В результате «попавшая» в этот цикл девушка становится депрессивной, зависимой, потерявшей перспективы многодетной матерью. Цель программ по поддержки молодых беременных – оказать психологическую и моральную помощь юным беременным.
2.3 Из опыта проведения бесед со школьницами-подростками.
В качестве рекомендаций педагогам посоветуем диалоговые формы работы с подростками.
Диалоговые формы – это беседа и диспут, при их использовании важную роль играют сами подростки. Беседа предпологает вопросно-ответный способ взаимодействия участников.. Искусство специалиста проявляется в том, какие вопросы он предлагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ сами подростки. При использовании беседы специалист должен уметь так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он, но и подростки. Беседа выявляет разные точки зрения подростков на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения.
При ведении беседы необходимо соблюдать некоторые правила. Эффект беседы определяется ее содержанием, искусством и убежденностью ведущего. Способ изложения, формы общения ведущего с аудиторией должны быть достаточно корректными, чтобы, если эта беседа проводится в рамках полового воспитания подростков:
а) не возбуждать полового влечения и не вызывать смущения у слушателей;
б) не вызывать таких неадекватных
чувств, как страх, стыд и отвращение.
При юношеской
Методы ведения беседы изменяются в зависимости от аудитории. Занятия с родителями - одно, занятия с подростками – совсем другое. В первом случае акцент делается на том, как воспитывать детей, во втором – на их отношении к затрагиваемым проблемам.
Нужно быть осторожными, показывая слайды. В любом случае лучше показывать схемы, а не рисунки или фотографии.
Во время практики мы проводили беседу с группой школьниц (учениц 9 класса) в Городском Центре планирования семьи и репродукции.
В начале нашего занятия мы дали подросткам вводную информацию о подростковой беременности. О том, что современные медицинские и социологические исследования свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в период полового созревания. Особую опасность в последние годы приобретают прогрессивный рост у подрастающего поколения венерических и гинекологических заболеваний, нарушений в сексуальном развитии, частота случаев асоциального полового поведении (половой распущенности, проституции, сексуальной агрессивности).
После вводной беседы учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Считаете ли Вы проблему подростковой беременности реальной?
2.Проводят ли с Вами занятия, касающиеся этой проблемы?
3.Что может подталкивать
4.Что может послужить
5.Какие могут быть осложнения при подростковой беременности?
6.Какие проблемы встают перед молодой беременной девушкой?
7.Какие способы предохранения от беременности Вам известны?
8.Как Вы относитесь к абортам среди девушек-подростков?
В результате анализа беседы мы получили следующие результаты.
Современные подростки признают существование проблемы подростковой беременности, но не считают ее серьезной. Было высказано мнение, что девушка должна сама решать рожать ей ребенка или не рожать и общество не должно вмешиваться в ее личную жизнь. В то же время школьники назвали большое количество негативных последствий подростковой беременности, и они касались не только самой девушки, но и общества в целом:
С подростками не проводились занятия по половому воспитанию и половому образованию. Информацию о половых отношениях они получают в основном от сверстников и из средств массовой информации. Следовательно, эта информация не является исчерпывающей. Подростки не способны оценить всю сложность ситуации, так как их знания зачастую являются неверными или искаженными.
На вопрос «Что может подталкивать девушек к раннему началу половой жизни?» учащиеся не дали конкретного ответа. Говорили, что у каждого свои причины вступления в ранние половые отношения и невозможно ответить на этот вопрос. Так же подростки не смогли сказать, что может послужить причиной отсрочки половой близости. Они считают, что если хочется, то можно вступать в сексуальные отношения, а если такого желания не возникает, то можно воздержаться.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности