Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

-учит молодых людей способам  сказать «нет»; 

-делает акцент на важности  достижения автономии до начала половой жизни.

       Между сторонниками  всестороннего и основанного  на воздержании полового воспитания  идет бурная полемика. Программы,  основанные на воздержании, находят  поддержку в религиозно-ориентированных  сообществах, поэтому есть масса  примеров положительных оценок таких программ. Однако среди академической общественности и специалистов-психологов такие программы вызывают значительное число нареканий. Парадоксально, но молодые женщины, которые жестко следуют традиционным взглядам на положение женщины в обществе, в сексуальной жизни неожиданно часто оказываются в ситуации незапланированной беременности.  Дело в том, что использование контрацепции в этом случае равносильно признанию своей «греховности», поэтому оно неоправданно откладывается. Для снятия когнитивного диссонанса между собственным желанием близости и / или давлением партнера с одной стороны и запретом на дефлорацию – с другой, девушки-подростки прибегают к формам половых контактов «не по-настоящему» (например, к незавершенному половому акту), которые с точки зрения возникновения ЗППП или беременности не менее опасны.   Во-вторых, производя пересмотр ценностей мира взрослых, подросток не может не заметить, что многие люди из его окружения, литературные и киногерои, «звезды» вовсе не следуют этике воздержания.                     Программы, основанные на воздержании, не предлагают никаких инструментов и безопасных моделей поведения подростку, разочаровавшемуся в их идеологической составляющей, не знакомят его с разными гранями ответственности перед собой и партнером. В то же время обсуждение проблем подростковой сексуальности в форме групповой дискуссии помогает обогатить представления подростков об удовольствии и ответственности, причем выводы делаются ими самостоятельно, без давления со стороны взрослого.

  Программы, основанные на воздержании, своей категоричностью задевают чувство собственной неуязвимости подростка. Они способствуют возникновению чувства вины у тех подростков, которые не соответствуют вышеуказанным критериям, например, у детей матерей-одиночек. В то же время, программы всестороннего полового воспитания, обучают подростка навыкам действия в разных ситуациях, давая ему «кредит доверия», которым, как показали исследования, он не спешит воспользоваться [22, с. 102].

  В 2007 году в США по федеральному заказу была произведена работа по сравнительной оценке эффективности программ, основанных на воздержании, которая показала, что число подростков, уже имеющих опыт сексуальных отношений, количество партнеров и возраст сексуального дебюта не отличаются от результатов контрольной группы. Однако сложно сделать однозначные выводы, т.к. сама возможность оценки подобных программ представляется проблематичной из-за большого количества социально-желательных ответов подростков; различий в работе по программе каждого ведущего, имеющего свои личные ценности и убеждения и т.д. [21, с. 276].

Для эффективной работы по половому просвещению подростков нужна особая целостность программы, которая  предполагает:

  • привлечение родителей;
  • учет общественного мнения;
  • чувствительность к социокультурным, религиозным и этническим различиям;
  • способности учесть и обсудить возможные аргументы против программы;
  • включенность сведений, относящихся к половому воспитанию и подготовке к будущему родительству в программу по традиционным школьным предметам (эволюция семьи на уроках истории, сведения о социальной помощи семьям и детям – обществознания и т.д.);
  • уважение прав подростков на получение информации и на принятие решений и вера в то, что они сами способны принимать ответственные решения на основе предоставленной им правдивой информации.

 Еще одна оригинальная программа  для восьмых классов была разработана  и внедряется в школах Атланты.  Она состоит в том, чтобы  научить подростков противостоять  влиянию сверстников и среды, направленному на вовлечение их в сексуальную активность. С помощью практических занятий под руководством психологов они приобретают навык давать отпор сексуальным домогательствам, щадя при этом чувства партнера. Участники программы, не имевшие опыта половых контактов до восьмого класса, продолжали воздерживаться от сексуальной активности вплоть до окончания девятого класса, в отличие от школьников, не вовлеченных в эти занятия.

  Данные примеры высвечивают  главные проблемы на пути реализации  программ полового воспитания. Сообщение информации само по себе вряд ли может изменить половое поведение подростков. Это, несомненно, объясняет, почему половое воспитание в школе столь неэффективно. Ведь большинство программ представляют собой столь откровенный призыв к сексуальному воздержанию, что подростки попросту игнорируют их.                       Пропаганда воздержания может быть успешной среди подростков младшего возраста, не имеющих сексуального опыта, но в большинстве других ситуаций применять этот подход нецелесообразно, принимая во внимание нравы современного общества. Кроме того, такой подход несет в себе элемент подавления: в конечном счете, он представляет собой не что иное, как попытку запугиванием принудить подростков к воздержанию, а это может вызвать обратную реакцию. И поскольку нельзя ожидать, что большинство имеющих сексуальный опыт подростков вдруг прекратят половые контакты, нужно, по крайней мере, дать им положительные модели полового поведения, акцентируя внимание на необходимости применения противозачаточных средств [23, с. 97].

       По нашему мнению, более эффективным может оказаться  компромиссный подход, подчеркивающий  важность воздержания, но оставляющий  подростку альтернативные варианты  поведения. Для практической реализации  такого подхода необходимо следующее:

-поощрять принятие подростками  самостоятельных здравых решений;       

-предоставлять им наглядную  информацию, иллюстрирующую неблагоприятные  последствия для здоровья ранней  беременности и заболеваний, передаваемых  половым путем;

-оказывать моральную поддержку  подросткам, решившимся воздерживаться  от половых контактов; 

-способствовать укреплению взаимопонимания  между подростками и родителями;

-сотрудничать в работе по  половому воспитанию подростков  с их родителями, а также другими членами семьи;

-предоставлять высококвалифицированные  консультации и медицинскую помощь  всем нуждающимся.  

 Общепризнано, что ключевым  фактором в борьбе за снижение  числа незапланированных беременностей  среди подростков и распространения  болезней, передаваемых половым путем, является повышение чувства ответственности молодых мужчин в вопросе применения противозачаточных средств. Степень информированности юношей относительно путей предотвращения беременности определяет правильность практического использования противозачаточных средств, однако половое воспитание в этом направлении не должно замыкаться в стенах школы. Важную роль в этой работе могут сыграть муниципальные программы, пропаганда с помощью средств массовой информации. Важно только, чтобы получаемые подростками сведения имели практическую направленность, помогая узнать, где и как можно приобрести противозачаточные средства (и как преодолеть чувство неловкости при покупке), почему важно согласовать их применение с партнером, зачем нужно регулярно использовать эти средства.                                Чрезвычайно важно осознать, что половое воспитание подростков не может быть успешным, если оно концентрирует внимание, лишь на биологических аспектах и отрицательных последствиях. Школьные программы будут неполными и, следовательно, неэффективными, если в них не затрагиваются такие важнейшие вопросы, как содержание интимных взаимоотношений между людьми, существование разной половой ориентации и принудительных половых связей. Кроме того, если программа полового воспитания провозглашает сексуальные отношения между подростками изначально греховными, порочными и вредными, если ее авторы и исполнители недостаточно честны, чтобы признать, что секс дает подросткам, так же как и взрослым, наслаждение и радость, - такая программа не принесет ничего кроме вреда тем, для кого она предназначена.

     В г. Снкт-Петербурге, в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» действует программа профилактики подростковой беременности «Твое будущее в твоих руках».

      Заявленная специалистами цель данной программы: сформировать у подростков осознанное отношение к себе и своей жизни. Данная программа направлена на распространение в молодежной среде культуры осознанного материнства и формирование позиции ответственного родительства, на осознанное полоролевое поведение.

      Заданной цели специалисты добиваются методом групповой и индивидуальной работы с подростками. Индивидуальную работу проводят с подростками, имеющими опыт половой жизни. Девушек обучают методам контрацепции, консультируют по наиболее важным вопросам, связанным с сексуальной жизнью.

       Второе направление работы по профилактике подросткового материнства – групповая работа со старшеклассниками. Программа рассчитана на подростков 14–16 лет. Руководство школ подает заявку на программу «Твое будущее – в твоих руках». Специалисты центра работают с классом в течение одной четверти. В процессе работы в группе дети с помощью ролевых игр, специальных занятий, бесед, небольших мини-семинаров пытаются получить необходимую информацию. Вопросы контрацепции, сексуальной жизни не входят в данную программу. Задача этих программ: формирование осознанного отношения к себе и к интимной жизни. Основные темы, которые затрагиваются на занятиях: построение отношений с противоположным полом, что включает в себя такие понятия, как «любовь», «влюбленность».

        В настоящее время в школах не практикуются такие предметы, как «Этика семейной жизни», «Сексуальное образование». Половым воспитанием занимаются непосредственно в семьях. Программы полового просвещения есть не во всех центрах. На наш взгляд, существует острая необходимость работы с несовершеннолетними девушками из детских домов и семей группы риска по вопросам полового просвещения на базе региональных и муниципальных центров помощи семье и детям.

        Центры помощи семье и детям имеют широкую базу данных о неблагополучных семьях, которую можно использовать в качестве выборки для проведения курсов по половому просвещению. Также необходимо наладить сотрудничество с детскими домами.

     Проблемы, возникающие  в процессе работы с несовершеннолетними  мамами. По словам специалистов, существуют определенные сложности при работе с несовершеннолетними девушками.

Несмотря на то что проводится работа в направлении укрепления детско-родительских отношений посредством индивидуальных и групповых занятий с девушками, после выхода из отделения «Маленькая мама» 20% несовершеннолетних девушек отказываются от своих детей либо по решению медико-психолого-педагогического консилиума принимается решение определить новорожденных в Дом ребенка. В центре «Журавушка» сегодня фиксируется высокий процент отказа юных мам от ребенка.

Поэтому существует необходимость  разработки технологий по профилактике социального сиротства в работе с несовершеннолетними мамами.

       Вторая проблема состоит в том, что существует опасность формирования у несовершеннолетних мам иждивенческого настроя. Специалисты «Журавушки», разрабатывая программу «Маленькая мама» для беременных девушек, не достигших совершеннолетия, столкнулись с рядом проблем: несовершеннолетние девушки не мотивированы на психологическую помощь, в основном стремятся получить материальную помощь (продукты питания, деньги). Кроме того, психологи считают, что девушки должны ориентироваться и на самопомощь, на актуализацию собственных ресурсов.

Государство материально обеспечивает юных мам из детских домов до их совершеннолетия. Не стоит забывать, что актуализация только материальных факторов может привести к негативным результатам, поэтому специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи ведут работу и по воспитанию у несовершеннолетних девушек самостоятельности, ориентации на собственные силы.

        Третья, не менее важная задача для специалистов – научить воспитанницу за столь короткий срок социально-бытовым навыкам ведения домашнего хозяйства. По словам специалистов, у воспитанниц нет понимания того, что теперь нужно самой зарабатывать, кормить и одевать ребенка, нет навыков выстраивать отношения в семье, распределять бюджет, вести домашнее хозяйство. На базе центра воспитатели учат и хозяйственно-бытовым навыкам и умениям (уход за ребенком, уборка, приготовление пищи и т.д.).

Как показывает практика, каждый случай требует индивидуального подхода, чтобы помочь юной маме разрешить трудную жизненную ситуацию за счет реализации ее внутренних ресурсов. Основная задача специалистов – создать условия для получения молодой мамой специальности и дальнейшего ее трудоустройства, а также для продолжения обучения в школе.

       Реабилитацией несовершеннолетних мам и адаптацией их к новым условиям в настоящее время занимаются в специализированных центров: оказывают социальную, педагогическую, юридическую и медицинскую помощь юной матери и ее ребенку. Для социальной реабилитации юных мам с ребенком, попавших в кризисную ситуацию, функционируют приюты на базе государственных центров.

        Сегодня не во всех городах России существуют подобные проекты, в связи с чем не все социально незащищенные несовершеннолетние мамы могут получить квалифицированную помощь специалистов и материальную поддержку. Остра необходимость создания подобных проектов в каждом областном центре. Приоритетным направлением также должны стать раз-работка и внедрение программ полового просвещения подростков.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности