Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;
-учит молодых людей способам сказать «нет»;
-делает акцент на важности достижения автономии до начала половой жизни.
Между сторонниками
всестороннего и основанного
на воздержании полового
Программы, основанные на воздержании, своей категоричностью задевают чувство собственной неуязвимости подростка. Они способствуют возникновению чувства вины у тех подростков, которые не соответствуют вышеуказанным критериям, например, у детей матерей-одиночек. В то же время, программы всестороннего полового воспитания, обучают подростка навыкам действия в разных ситуациях, давая ему «кредит доверия», которым, как показали исследования, он не спешит воспользоваться [22, с. 102].
В 2007 году в США по федеральному заказу была произведена работа по сравнительной оценке эффективности программ, основанных на воздержании, которая показала, что число подростков, уже имеющих опыт сексуальных отношений, количество партнеров и возраст сексуального дебюта не отличаются от результатов контрольной группы. Однако сложно сделать однозначные выводы, т.к. сама возможность оценки подобных программ представляется проблематичной из-за большого количества социально-желательных ответов подростков; различий в работе по программе каждого ведущего, имеющего свои личные ценности и убеждения и т.д. [21, с. 276].
Для эффективной работы по половому просвещению подростков нужна особая целостность программы, которая предполагает:
Еще одна оригинальная
Данные примеры высвечивают
главные проблемы на пути
По нашему мнению,
более эффективным может
-поощрять принятие
-предоставлять им наглядную
информацию, иллюстрирующую
-оказывать моральную
-способствовать укреплению
-сотрудничать в работе по
половому воспитанию
-предоставлять
Общепризнано, что ключевым
фактором в борьбе за снижение
числа незапланированных
В г. Снкт-Петербурге, в областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» действует программа профилактики подростковой беременности «Твое будущее в твоих руках».
Заявленная специалистами цель данной программы: сформировать у подростков осознанное отношение к себе и своей жизни. Данная программа направлена на распространение в молодежной среде культуры осознанного материнства и формирование позиции ответственного родительства, на осознанное полоролевое поведение.
Заданной цели специалисты добиваются методом групповой и индивидуальной работы с подростками. Индивидуальную работу проводят с подростками, имеющими опыт половой жизни. Девушек обучают методам контрацепции, консультируют по наиболее важным вопросам, связанным с сексуальной жизнью.
Второе направление работы по профилактике подросткового материнства – групповая работа со старшеклассниками. Программа рассчитана на подростков 14–16 лет. Руководство школ подает заявку на программу «Твое будущее – в твоих руках». Специалисты центра работают с классом в течение одной четверти. В процессе работы в группе дети с помощью ролевых игр, специальных занятий, бесед, небольших мини-семинаров пытаются получить необходимую информацию. Вопросы контрацепции, сексуальной жизни не входят в данную программу. Задача этих программ: формирование осознанного отношения к себе и к интимной жизни. Основные темы, которые затрагиваются на занятиях: построение отношений с противоположным полом, что включает в себя такие понятия, как «любовь», «влюбленность».
В настоящее время в школах не практикуются такие предметы, как «Этика семейной жизни», «Сексуальное образование». Половым воспитанием занимаются непосредственно в семьях. Программы полового просвещения есть не во всех центрах. На наш взгляд, существует острая необходимость работы с несовершеннолетними девушками из детских домов и семей группы риска по вопросам полового просвещения на базе региональных и муниципальных центров помощи семье и детям.
Центры помощи семье и детям имеют широкую базу данных о неблагополучных семьях, которую можно использовать в качестве выборки для проведения курсов по половому просвещению. Также необходимо наладить сотрудничество с детскими домами.
Проблемы, возникающие
в процессе работы с
Несмотря на то что проводится работа
в направлении
укрепления детско-родительских отношений
посредством индивидуальных и групповых
занятий с девушками, после выхода из отделения
«Маленькая мама» 20% несовершеннолетних
девушек отказываются от своих детей либо
по решению медико-психолого-
Поэтому существует необходимость разработки технологий по профилактике социального сиротства в работе с несовершеннолетними мамами.
Вторая проблема состоит в том, что существует опасность формирования у несовершеннолетних мам иждивенческого настроя. Специалисты «Журавушки», разрабатывая программу «Маленькая мама» для беременных девушек, не достигших совершеннолетия, столкнулись с рядом проблем: несовершеннолетние девушки не мотивированы на психологическую помощь, в основном стремятся получить материальную помощь (продукты питания, деньги). Кроме того, психологи считают, что девушки должны ориентироваться и на самопомощь, на актуализацию собственных ресурсов.
Государство материально обеспечивает юных мам из детских домов до их совершеннолетия. Не стоит забывать, что актуализация только материальных факторов может привести к негативным результатам, поэтому специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи ведут работу и по воспитанию у несовершеннолетних девушек самостоятельности, ориентации на собственные силы.
Третья, не менее важная задача для специалистов – научить воспитанницу за столь короткий срок социально-бытовым навыкам ведения домашнего хозяйства. По словам специалистов, у воспитанниц нет понимания того, что теперь нужно самой зарабатывать, кормить и одевать ребенка, нет навыков выстраивать отношения в семье, распределять бюджет, вести домашнее хозяйство. На базе центра воспитатели учат и хозяйственно-бытовым навыкам и умениям (уход за ребенком, уборка, приготовление пищи и т.д.).
Как показывает практика, каждый случай
требует индивидуального
Реабилитацией несовершеннолетних мам и адаптацией их к новым условиям в настоящее время занимаются в специализированных центров: оказывают социальную, педагогическую, юридическую и медицинскую помощь юной матери и ее ребенку. Для социальной реабилитации юных мам с ребенком, попавших в кризисную ситуацию, функционируют приюты на базе государственных центров.
Сегодня не во всех городах России существуют подобные проекты, в связи с чем не все социально незащищенные несовершеннолетние мамы могут получить квалифицированную помощь специалистов и материальную поддержку. Остра необходимость создания подобных проектов в каждом областном центре. Приоритетным направлением также должны стать раз-работка и внедрение программ полового просвещения подростков.
Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности