Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Среди способов предохранения от беременности подростки выделили презервативы, гормональные таблетки, спирали, прерванный половой  акт. Таким образом, мы видим, что  школьники недостаточно владеют информацией о способах предохранения, их знания в этой области отрывочны, не систематизированы и зачастую неверны. Подростки не знают, что им нельзя принимать такие средства контрацепции, как взрослым женщинам, что Всемирной организацией здравоохранения были разработаны требования к препаратам и рекомендации по длительному применению гормональной контрацепции у подростков:

-         высокая надежность;

-         хорошая обратимость, т. е. быстрое восстановление способности к зачатию после прекращения применения контрацептива;

-         максимальная безопасность для здоровья;

-         хорошая переносимость;

-         доступность препарата, его невысокая стоимость.

Аборты учащиеся не считают проблемой. Они не задумываются ни о физических, ни о психологических последствиях. В общем, подростки относятся к абортам отрицательно, но считают, что это личное дело каждой девушки. Они утверждают, что пошли бы на аборт, если бы в этом возникла необходимость.

В Городском Центре планирования семьи и репродукции мы проводили с подростками обсуждение статей «Малолетние матери» из Российской газеты и «Несовершенно взрослые» из Новой газеты.

В первой статье рассказывается о  Новокузнецком Клубе маленьких  мам, созданном при городском  Центре помощи семье и подростку. Его сотрудники помогают девочкам, слишком рано – в возрасте от 13 до 17 лет – родившим детей.

 «Принято считать, что в  основном бросают детей алкоголички,  наркоманки, бомжи. Однако, как уверяют  психологи, эта часть среди  матерей - «отказниц» не самая  большая. Зато часто отказываются от своих детей именно юные роженицы.

Каждый год в Новокузнецке фиксируется  около 30 подростковых родов. И половина из малолетних мам оставляют детей  не попечение государства. Причины  разные: или материальное положение  не позволяет забрать ребенка из роддома, а бывает, и просто его некуда принести. Нет жилья, нет поддержки со стороны бабушек, которым по 32 – 34 года…

Здесь убеждены, что несовершеннолетних мам надо не осуждать, а всячески поддерживать и помогать им. Чтобы  их дети не росли сиротами, а сами мамы не входили бы в разряд повторных отказниц. Ведь, бросив одного ребенка, женщины в последующем нередко отказывались от воспитания и второго, и третьего. Случается, что в отказницах матери  числятся по пять – шесть раз» [28, с. 6].

В статье «Несовершенно взрослые» рассказывается о приюте для маленьких мам в Москве.

«Приют в Колпачном переулке Москвы – это несколько квартир  в обычном жилом доме, объединенных в одну секцию. В одной половине живут подростки, оказавшиеся без  жилья и близких родственников, в другом – мамы с детьми, которым тоже некуда податься. На всех московских молодых мам, у которых жизненный тупик совпал с рождением ребенка, в столице всего 6 мест.

В России не существует социальной категории  «малолетняя мать». Не ведется статистический учет несовершеннолетних матерей (в демографических отчетах есть графа «женщины, родившие в возрасте до 20 лет»). Подавляющее большинство «маленьких мам» рожают детей вне брака. 

Ежемесячное пособие этим категориям женщин в Европе составляет около 600 евро, в России – 200 рублей.

Рассматривать в ближайшем будущем  перспективу увеличения детских  пособий хотя бы до прожиточного совокупного  минимума для матери с ребенком –  утопия. Создание временных приютов  для них – более реальная перспектива.

Масштаб проблемы между тем  вполне обозначается статистически: ежегодно в Москве фиксируется 10 тысяч беременностей несовершеннолетних. Рождается в десять раз меньше. В этой разнице цифр тот демографический потенциал, который не принято рассматривать как таковой. А если посчитать по всей стране?

Между тем, решить проблему можно было бы перепрофилированием части домов ребенка в дома матери и ребенка. И содержание такого учреждения обошлось бы  государству дешевле. Но это системная и долгая история. А пока самый распространенный вид государственной «поддержки» несовершеннолетнего материнства – право на отказ от ребенка в роддоме. Самое иезуитское из возможных» [32,с. 1].

На подростков эти статьи произвели  сильное впечатление. Они не предполагали, что проблема подростковой беременности так распространена и так много девушек становятся мамами в подростковом возрасте. Но  больше никаких высказываний от них получить не удалось.

Девушки  записались на лекцию о  способах предохранения от беременности и договорились о встрече со специалистами Городского Центра планирования семьи и репродукции.

Таким образом, в настоящее время, в нашей стране, образовался ряд  проблем касающихся подростковой беременности. Ведущую роль, из числа названных  выше проблем подростковой беременности, занимают, с одной стороны, неосведомлённость несовершеннолетних девушек о негативных последствиях начала ранней половой жизни и с другой стороны, малая поддержка государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      По результатам  проведённых нами исследований  можно выявить следующие особенности сексуального развития и поведения современных подростков - более либеральные сексуальные установки, чем ещё двадцать лет назад, в молодёжной среде сексуальные отношения до брака стали нормой. Значительная часть подростков терпимо относиться к внебрачным половым отношениям, случайному сексу или сексуальным отношениям помимо постоянного партнёрства, гомосексуальным отношениям.

      Параметры начала половой жизни у подростков значительно снизились. Специфичным для России является разница между средним возрастом сексуального дебюта у юношей и девушек.

      Разница в возрасте между респондентом и первым сексуальным партнёром является важным фактором как с точки зрения формирования будущего сексуального поведения респондента, так и с точки зрения развития отношений между партнёрами. По этой характеристике наблюдаются весьма существенные различия между полами. Почти у 50% юношей и только у 18% девушек первый половой партнёр был старше на 6 и более лет [14, с. 174].

      Элемент спонтанности и случайности отличает начало половой жизни у многих молодых людей. Значительная часть подростков приобретает первый сексуальный опыт с малознакомыми партнёрами, которых они встретили недавно.

      Около 67% подростков обоих полов использовали контрацепцию во время первого полового акта и соответственно 33%  - не использовали. При этом 43% подростков применяли современные средства контрацепции           ( преимущественно презервативы ). Иррациональность в контрацептивном поведении молодёжи, обусловленная недостаточной информированностью, проявляется, например, в том, что многие девушки, применяющие пилюли, указывают на одновременное использование и других средств контрацепции

      Можно отметить, что достаточно высокий процент подростков – почти треть – обращаются в получении специальных знаний о сексе к печатным изданиям (книгам, журналам, газетам). Значимыми источниками также являются и фильмы и телепередачи. Таким образом, информационное поле доступно для тех, «кто хочет знать». Наряду с этим, следует отметить активное внедрение и распространение в информационном поле современного школьника эротической и порнопродукции различного рода. Большинство школьников, так или иначе, оказывается с ней знакомо, а довольно значительная часть регулярно к ней обращается.

      Исследования показывают, что имеется весьма существенное расхождение в оценке возможных и реальных контактов школьников со своими родителями по поводу половых отношений. В принципе, школьник оценивает весьма позитивно саму возможность откровенного общения со своими родителями на эту тему, но реально общаются с ними лишь немногие.

      Проведённый анализ показывает, что между родителями и детьми имеются существенные расхождения относительно морально-этических принципов, касающихся сексуального поведения. Подавляющее большинство школьников не только фиксирует наличие этих различий, но и весьма значительная часть из них не считает для себя авторитетной позицию родителей по данному вопросу. Основное различие касается охранительных установок родителей относительно полового поведения и распространённости  либеральных  взглядов на сексуальные отношения в подростковой среде.

Формирование сексуальности  подростков происходит при участии  ряда важных взаимодействующих между  собой факторов. Среди них половое созревание; познание своего тела, его чувственных порывов и потребностей; половая самоидентификация; накопление знаний о характере любовных и сексуальных взаимоотношений между людьми; выработка собственной системы ценностей. Подросток учится интерпретировать свои сексуальные фантазии, противостоять влиянию сверстников и адекватно реагировать на отношение родителей к пробуждающейся в нем сексуальности.

Со временем характер полового поведения подростков претерпел существенные изменения. С одной стороны, произошло сближение форм полового поведения у подростков разного пола, хотя юноши по-прежнему чаще вовлекаются в половые отношения, чем девушки. К тому же, на протяжении трех последних десятилетий значительно снизился возраст вступления девочек-подростков в первый половой контакт. Хотя не все подростки имеют сексуальный опыт, а 30% утративших девственность испытывают разочарование по поводу происшедшего, большинство молодых людей к 18-19-летнему возрасту в той или иной степени вовлекаются в сексуальную активность.

Незапланированная беременность у подростков вызывает серьезное  беспокойство общественности и органов  здравоохранения России, поскольку  ежегодно регистрируется более миллиона таких случаев. Ранняя беременность сопряжена с повышенным риском для  здоровья (особенно у подростков младшего возраста) и чревата отрицательными социально-экономическими последствиями как для родителей, так и для ребенка. Тем не менее, есть основания полагать, что подростки-отцы вовсе не безответственные любители острых ощущений, какими их обычно рисуют; многие из них не бросают ребенка, оказывают ему материальную поддержку и участвуют в воспитании.

До сих пор не предложено простого способа решения проблемы непредвиденной беременности у подростков (равно как и связанной с  ней проблемы высокой заболеваемости в этом возрасте болезнями, передаваемыми половым путем). Тем не менее, разработаны новые типы школьных программ полового воспитания, оказавшиеся более эффективными по сравнению со старыми, делавшими упор на доведение до подростков необходимого объема информации. Целесообразность нового, более практичного подхода подтвердится, если с его помощью удастся убедить юношей и девушек шире использовать противозачаточные средства, если будет преодолено отрицательное отношение общественности к реализации таких программ и если у подростков появится мотивация уклоняться от сексуальных контактов до более зрелого возраста. Следует, однако, иметь в виду, что внедрение этих программ, начиная с десятых-одиннадцатых классов, по нашему мнению заведомо обрекает их на неудачу, поскольку половое воспитание подростков должно начинаться до того, как они достигнут юношеского возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аккузина О.П., Ефимова А.Ф., Ивченкова Н.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии.2001.№ 3.С.4956.
  2. Брутман В.И., Родионов И.М. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии.1997.№ 6.С.38-48.
  3. Брутман В.И.,Иовчук Н.М., Лебединская О.П. Юным матерям //Социальная работа.1993.№ 2.С.17-18.
  4. Вадугин В.О. О чем должны знать молодые люди, до того как потерять невинность //Воспитание школьников.1998.№ 3.С.34-35.
  5. Гурко, Т.А. Опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // Социологические исследования.2002.№ 11.С. 83-92.
  6. Денисенко М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи //Социологические исследования.2001.№ 2.С.85.
  7.     Евпанова В.Н. Тревожные факты // Воспитание школьников.1994.№ 3.С.57-58.
  8.     Журавлева И.В. Самосохранительное поведение подростков и заболевания, передающиеся половым путем //Социологические  исследования.2000.№ 5.С.66-74.
  9.    Зайцев Г.   Формирование мотивационной сферы сексуальности подростков// Педагогика. 2002.№ 3.С. 40-45.
  10. Иванченко А. П. репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения // Социологические исследования. 2004.№ 7.С. 133–142.
  11. Каган В.Е.   Воспитателю о сексологии . М.: Педагогика,1991. 256 с.
  12. Кашакова С.О. Психоэмоциональные и личностные особенности у девушек-подростков,ожидающих ребенка//Вопросы психологии.2000.№ 5.С.36-37.
  13. Колпакова М.Д. Диалоги с несовершеннолетними матерями //Воспитание школьников.2001№ 3.С.41-44.
  14. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века.Дубна: Феникс+, 2001. 274 с.
  15. Корец М.   Родить на переменк. Труд.2004.24 янв.С. 6.
  16. Край Г.   Психология развития.СПб.: Питер, 2000. 992 с.
  17. Мацкявиченс М. Секс у школьников: бравада или уже мораль// Независимая газета.2005.2 дек. С. 10.
  18. Мусофирова О.   Дети рожают детей // Комсом. правда.2004.1 июля.С. 12-13.
  19. Орлов Ю.М.   Половое  развитие и воспитание: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.239 с.
  20. Псавко Б.К. Встретились двое… // Воспитание школьников.1996.№ 6.С. 31-35.
  21. Реан А.А.  Психология подростка: полное руководство//СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.376 с.
  22. Резер Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального просвещения // Социологиеческие исследования.-2003.№ 1.С. 102-108.
  23. Резникова Т.П. Контрацептивное поведение молодежи //Социологические исследования.2003.№ 1.С. 92-101.
  24. Самарец Н. Половое воспитание и просвещение детей и подростков в США // Педагогика.2000. № 9.С. 97-102.
  25. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков //Социологические исследования.2001.№ 2.С. 87-92.
  26. Собкин В.С.,Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска.М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1998. 304 с.
  27. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 416 с.
  28. Фомина Т. Малолетние мамы: в Кузбассе создан клуб помощи девочкам, родившим детей в 13 – 17 лет //Рос. газ.2008.26 июня. С. 6.
  29. Фромм А.   Азбука для родителей // М.: Знание.1994.286 с.
  30. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе.  СПб.: Питер, 1998, 287 с.
  31. Ходанов М.  Сексуальная революция в Российской школе. Не пора ли остановиться? // Нар. образование.2007.№ 9.С. 247 – 251.
  32. Чернова Н. Несовершенно взрослые //Новая газета.2008.№ 46.С. 1.
  33. Шугаев И. Избранник один на всю жизнь: подготовка к семейной жизни, аборт, нежелание иметь детей // Воспитание школьников.2006.№ 8. С. 44-53.
  34. Янк К. Опасность ранних сексуальных отношений для психологического развития и будущее жизни в браке// Вопросы психологии.2006.№ 4.С. 160-163.

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности