Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

         Специалисты «Журавушки» также сталкиваются с вопросом жизнеустройства несовершеннолетних мам. Как правило, семья юной матери-одиночки асоциальна, и иногда девушке с ребенком негде жить после выписки из роддома. В связи с этим проводится работа по налаживанию внутрисемейных отношений, по минимизации причин неблагополучия в семье.

        Согласно данным социологических исследований, юные мамы психологически не готовы к материнству. Подростковая беременность является фактором риска с точки зрения формирования материнского поведения, привязанности матери к ребенку. У несовершеннолетних девушек, как правило, специалисты наблюдают исходное отсутствие мотивов материнства в случаях незапланированной беременности.

       По словам специалистов, социальный портрет несовершеннолетней мамы выглядит следующим образом: девушка с повышенным уровнем тревожности, ориентирована на постороннюю помощь, не имеет средств к существованию, материнская интуиция развита слабо. Несовершеннолетним мамам присущи следующие черты: инфантильность, незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная самокритичность.

Опрошенные девушки сообщили, что  не испытывают сильной привязанности  к своему ребенку

       Учитывая тот факт, что воспитанницы отделения «Маленькая мама» – девушки из детских домов, мы можем констатировать, что перед специалистами стоит непростая задача – научить преодолевать самостоятельно трудные жизненные ситуации, связанные с рождением и воспитанием ребенка.

       В «Журавушке» также работают в направлении укрепления родительско-детских отношений, ориентации на ответственное материнство. Как правило, юные мамы, обратившиеся в центр за помощью, – девочки с педагогической запущенностью, с инфантильной позицией. Материнство у такой мамы неосознанное, как утверждают психологи центра. В связи с этим проводится работа по профилактике отказа от ребенка, мотивации психологической помощи.

        Работа центров строится таким образом, чтобы разрешить основные социальные проблемы воспитанниц либо максимально снизить их негативные последствия.

        Профилактика несовершеннолетнего материнства. Вторую задачу исследования можно обозначить как выявление мотивационных установок воспитанниц в сфере сексуальных отношений.

         В ходе исследования выяснилось, что для юных мам характерно раннее начало половой жизни. Средний возраст  вступления в половую жизнь 13–14 лет. Как правило, для девушек это осознанный поступок. Воспитанницы центра не считают, что сексуальный дебют – значимое событие в жизни. Специалисты также подтверждают тот факт, что девушки в вопросах репродуктивного здоровья, сексуальной жизни, планирования деторождения поступают безответственно, не задумываясь о последствиях. Их знания в области контрацепции, ИППП недостаточны и порой недостоверны.

        В результате интервьюирования девушек удалось выделить основные причины беременности подростков. Условно их можно разделить на следующие категории:

– желание создать семью, иметь  ребенка;

– незапланированная беременность;

– стремление доказать свою самостоятельность, «взрослость».

         По словам специалистов, воспитанницы детских домов были лишены любви, внимания, поэтому им присущи инфантильность, незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная критичность по отношению к себе.

        Психологи утверждают, что в неблагополучных семьях, а также в детских домах из-за недостатка внимания и любви девушки пытаются уже в юном возрасте родить ребенка, таким образом пытаясь заменить родительскую любовь привязанностью к своему ребенку. В ходе опроса подтвердился тот факт, что воспитанницы «Маленькой мамы» были лишены любви, внимания. Как показал опрос, девушки хотели родить ребенка, и они были уверены, что им окажут помощь.

        Одна из основных целей полового воспитания – формирование позитивных стандартов у подрастающих поколений: формирование ценности здорового образа жизни, самоценности детей, сознательного отношения к родительству, позитивных брачно-семейных установок, культуры гендерных отношений.

         Сегодня в ГУ «Кризисный центр помощи женщинам» не работают в направлении сексуального образования. В областном центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» действует программа профилактики подростковой беременности «Твое будущее в твоих руках». Заявленная специалистами цель данной программы: сформировать у подростков осознанное отношение к себе и своей жизни. Данная программа направлена на распространение в молодежной среде культуры осознанного материнства и формирование позиции ответственного родительства, на осознанное полоролевое поведение.

        Заданной цели специалисты добиваются методом групповой и индивидуальной работы с подростками. Индивидуальную работу проводят с подростками, имеющими опыт половой жизни. Девушек обучают методам контрацепции, консультируют по наиболее важным вопросам, связанным с сексуальной жизнью.

       Второе направление работы по профилактике подросткового материнства – групповая работа со старшеклассниками. Программа рассчитана на подростков 14–16 лет. Руководство школ подает заявку на программу «Твое будущее – в твоих руках». Специалисты центра работают с классом в течение одной четверти. В процессе работы в группе дети с помощью ролевых игр, специальных занятий, бесед, небольших мини-семинаров пытаются получить необходимую информацию. Вопросы контрацепции, сексуальной жизни не входят в данную программу. Задача этих программ: формирование осознанного отношения к себе и к интимной жизни. Основные темы, которые затрагиваются на занятиях: построение отношений с противоположным полом, что включает в себя такие понятия, как «любовь», «влюбленность».

       В настоящее время в школах не практикуются такие предметы, как «Этика семейной жизни», «Сексуальное образование». Половым воспитанием занимаются непосредственно в семьях. Программы полового просвещения есть не во всех центрах. На наш взгляд, существует острая необходимость работы с несовершеннолетними девушками из детских домов и семей группы риска по вопросам полового просвещения на базе региональных и муниципальных центров помощи семье и детям.

         Центры помощи семье и детям имеют широкую базу данных о неблагополучных семьях, которую можно использовать в качестве выборки для проведения курсов по половому просвещению. Также необходимо наладить сотрудничество с детскими домами.

       Отметим проблемы, возникающие в процессе работы с несовершеннолетними мамами. По словам специалистов, существуют определенные сложности при работе с несовершеннолетними девушками. Несмотря на то что проводится работа в направлении укрепления детско-родительских отношений посредством индивидуальных и групповых занятий с девушками, после выхода из отделения «Маленькая мама» 20% несовершеннолетних девушек отказываются от своих детей либо по решению медико-психолого-педагогического консилиума принимается решение определить новорожденных в Дом ребенка. В центре «Журавушка» сегодня фиксируется высокий процент отказа юных мам от ребенка. Поэтому существует необходимость разработки технологий по профилактике социального сиротства в работе с несовершеннолетними мамами.

        Вторая проблема состоит в том, что существует опасность формирования у несовершенно-летних мам иждивенческого настроя. Специалисты «Журавушки», разрабатывая программу «Маленькая мама» для беременных девушек, не достигших совершеннолетия, столкнулись с рядом проблем: несовершеннолетние девушки не мотивированы на психологическую помощь, в основном стремятся получить материальную помощь (продукты питания, деньги). Кроме того, психологи считают, что девушки должны ориентироваться и на самопомощь, на актуализацию собственных ресурсов.

Государство материально обеспечивает юных мам из детских домов до их совершеннолетия. Не стоит забывать, что актуализация только материальных факторов может привести к негативным результатам, поэтому специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи ведут работу и по воспитанию у несовершеннолетних девушек самостоятельности, ориентации на собственные силы.

        Третья, не менее важная задача для специалистов – научить воспитанницу за столь короткий срок социально-бытовым навыкам ведения домашнего хозяйства. По словам специалистов, у воспитанниц нет понимания того, что теперь нужно самой зарабатывать, кормить и одевать ребенка, нет навыков выстраивать отношения в семье, распределять бюджет, вести домашнее хозяйство. На базе центра воспитатели учат и хозяйственно-бытовым навыкам и умениям (уход за ребенком, уборка, приготовление пищи и т.д.).

         Как показывает практика, каждый случай требует индивидуального подхода, чтобы помочь юной маме разрешить трудную жизненную ситуацию за счет реализации ее внутренних ресурсов. Основная задача специалистов – создать условия для получения молодой мамой специальности и дальнейшего ее трудоустройства, а также для продолжения обучения в школе.

          Реабилитацией несовершеннолетних мам и адаптацией их к новым условиям в настоящее время занимаются в специализированных центрах: оказывают социальную, педагогическую, юридическую и медицинскую помощь юной матери и ее ребенку. Для социальной реабилитации юных мам с ребенком, попавших в кризисную ситуацию, функционируют приюты на базе государственных центров.

          Сегодня не во всех городах России существуют подобные проекты, в связи с чем не все социально незащищенные несовершеннолетние мамы могут получить квалифицированную помощь специалистов и материальную поддержку. Остра необходимость создания подобных проектов в каждом областном центре. Приоритетным направлением также должны стать разработка и внедрение программ полового просвещения подростков.

Комплексная социальная помощь несовершеннолетней маме поможет предотвратить отказ  от ребенка и решить ее проблемы с жизнеустройством.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Предупреждение подростковой беременности, и её       последствий как социально-педагогическая практика

 

             2.1.  Диагностика уровня информированности и установок

поведения подростков в  сфере межполовых отношений

 

Изменение образа жизни современной  молодежи – «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, терпимое отношение к добрачным половым связям – все это приобретает особую социальную значимость из-за возрастающего числа очень ранних беременностей [25, с. 89].

Сверхраннее материнство приводит к возникновению у юных матерей  социально обусловленных психических нарушений, патологическому формированию личности, раннему алкоголизму, наркомании. К сожалению, беременность несовершеннолетних становится все более распространенным социальным явлением. Это в известной мере является последствием отсутствия государственной программы сексуального просвещения в школе. В результате подростки получают необходимую информацию от родителей, сверстников, врачей, случайных знакомых [26, с. 202].

Значение родителей как информационного  канала по вопросам сексуальных отношений невелико. Исследования показывают, что более 2/3 родителей никогда не говорили со своими детьми на эти темы или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами. Большинство родителей не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам полового воспитания и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занимались в школе. 81 % взрослых высказывались за введение сексуального просвещения в школах для 14 – 16–летних подростков и только 10 % было против [20, с. 33].

Опрошенные педагоги, настоятельно поддерживая важность сексуального просвещения, также как и родители, не готовы взять на себя эту функцию, и считают, что этим должны заниматься медики. В то же время педагоги подчеркивают необходимость преобладания в программе сексуального просвещения «проблем духовности, нравственности, а не контрацепции» и обязательность подготовки квалифицированных преподавателей нового предмета.

Общество сверстников, как источник информации сексуального характера, играет решающую роль в формировании нормативных установок в сфере сексуального поведения. Поскольку секс в подростковом возрасте – рискованное и запретное действо, сексуальный опыт получает обычно завышенную оценку окружающих и толкает подростка к сексуальным экспериментам. При этом установки и взгляды многих подростков значительно радикальней их собственного поведения. Зачастую лишь запреты общества заставляют подростков акцентировать собственную сексуальность [33, с. 46].

Вопросы личной гигиены, сексуальности  и контрацепции должны быть включены в программу преподавания в школе с 10 лет и даже раньше – таким было мнение большинства подростков, участвующих в исследовании. Сегодня, пока в школе не существует предмета, связанного с сексуальных просвещением, эту функцию выполняют центры и кабинеты планирования семьи, которых создано достаточное количество для взрослых и крайне мало для подростков.

Во время практики мы проводили  анкетирование среди учащихся десятых  классов в МОУ 2-Гавриловской СОШ. Было опрошено 30 человек.

Анкета включала следующие вопросы:

1.  Как Вы относитесь к раннему  началу половой жизни?

2.  Какой возраст Вы считаете  оптимальным для начала половой  жизни у девушек, у юношей?

3.  Какие способы предохранения  от беременности Вы знаете?

4.  Какие болезни, передающиеся половым путем, Вы знаете?

5.  Каковы их последствия?

6.  Как Вы относитесь к абортам?

7.  Общаетесь ли Вы со своими  родителями по поводу сексуальных  отношений? Как часто?

8.  Откровенны ли Вы со своими  родителями в вопросах половой  жизни?

9.  Нуждаетесь ли Вы  в компетентной информации о половой жизни?

10.  Из каких источников Вы  черпаете информацию о половой  жизни?

11. Считаете ли Вы, что необходима  специальная подготовка молодых  людей средствами полового образования  и полового воспитания?

12. Какие Вы видите возможные причины отсрочки половой близости?

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности