Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть социально-педагогические аспекты проблемы подростковой беременности и наметить пути и формы превентивной работы с девочками-подростками.
Задачи исследования:
- выявить особенности сексуального развития и поведения современных подростков;
- определить негативные последствия подростковой беременности в аспекте социально – педагогической виктимологии;
- наметить пути и формы социально-педагогической деятельности по предупреждению подростковой беременности;

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Виктимный сценарий - девушки становятся жертвой насилия, поскольку заранее к этому предрасположены: росли в социально неблагополучных семьях, часто без отцов и с социально неуспешной матерью, самооценка занижена. По имеющимся данным, такой сценарий чаще актуализируется после принятия алкоголя или наркотиков.

Только в двух из 14 случаев насилия  девушки никогда не знали мужчину - случайное насилие. В остальных - они были знакомы хотя бы в течение  одного вечера, а часто и более  длительное время.

 Понятно, что подобные случаи  оставляют психологическую травму и не способствуют   формированию здоровой женской сексуальности. Однако ряд факторов, среди которых  и незнание своих прав, и дистанцированные отношения с родителями, и  отсутствие в ближайшем окружении взрослых, которым можно было бы доверить свои проблемы, не позволяет предать эти опыты огласке и тем более установить их в судебном порядке.

   Пассивный сценарий — девушка уступает партнеру для того, чтобы не потерять его или  не испортить отношения. Она может считать, что "влюблена". По сути, часто эксплуатируется просто желание нравиться, повысить свою самооценку. Даже, если он и не совсем "мечта ее жизни", норма, которой придерживаются ее сверстники, диктует необходимость "иметь парня" - любой ценой.

    "По обоюдному  согласию". Сексуальные   отношения являются продолжением какого-то периода отношений. Если мужчина оказывается старшим по возрасту, то такие отношения часто продолжаются в обмен на материальные вознаграждения с его стороны

     Инновационный  сценарий. Девушка сознательно инициирует сексуальные отношения. Она думает, что время уже пришло, т.е. все равно это случится. Она рационально сама определяет партнера для таких отношений и сама проявляет инициативу [5,с. 85].

     По данным пилотажного  опроса, проведенного сотрудниками ЦСО РАО по программе «Репродуктивные установки девушек 18-24 лет в зависимости от национальности» (включавших анкетирование и интервью), средний возраст вступления в первые половые связи среди девочек весьма заметно зависит от национально-культурных традиций. Так, например, девушки-москвички русской национальности вступают в первые половые связи в более раннем возрасте, чем девушки-москвички еврейской национальности. Данный аспект, касающийся влияния национально-культурных традиций на половое поведение подростков, лишь намечен и требует специальных углубленных исследований [26, с. 94].

Как видим, разные источники приводят порой прямо противоположные  данные, причем статистически значимо  отличающиеся друг от друга. В этой связи достаточно сложно представить реальную и достоверную картину вступления в первые половые связи.

Однако, несмотря на то, что данные, полученные при опросах самих  школьников, весьма противоречивы, несомненно одно: возраст первых половых контактов  значительно снизился. Так, родители нынешних старшеклассников в среднем отмечают, что сами они вступали в первые половые связи уже после совершеннолетия. Отцы указывают возраст 20,2 года, матери – 20,8 лет [14, с. 84].

Понятно, что при указании родителями реального возраста своего вступления в первые половые связи срабатывают установки, связанные с социально-ролевой родительской позицией, и возраст может оказаться несколько завышенным, однако, омоложение первых половых контактов несомненно. Подтверждением этому может служить мнение родителей сегодняшних школьников о том, с какого возраста допустимо вести половую жизнь. Так, например, считают, что для девочек это допустимо с 16-ти лет и раньше 18,1% отцов и 6,4% матерей; с 17-ти лет, соответственно: 12,4% и 7,7%.; с 18-лет, соответственно: 13,6% и 48,6%. Это показывает, что нормы начала половых отношений для детей среди самих родителей существенно демократизировались по сравнению с теми возрастными нормами, которых они придерживались при начале собственной сексуальной жизни. В частности, наблюдается весьма значительное изменение нормы допустимости начала половой жизни с 18-ти лет.

Нужно отметить следующие моменты:

1. Практически, школьники не  фиксируют каких-либо особых возрастных  различий относительно норм вступления  в половые отношения для юношей и девушек.

2. Юноши более демократичны по  сравнению с девушками относительно  возрастных норм начала половой  жизни для своих сверстников  и сверстниц.

В целом, следует заметить, что подростковая среда достаточно либеральна в отношении  возможностей вступления в половые контакты. Например, безоговорочно поддерживают точку зрения о том, что девушка не должна заниматься сексом до замужества лишь 13,9% мальчиков и 22,2% девочек. Характерно, что этих же норм школьники придерживаются и в отношении самих себя (11,4% среди мальчиков и 22,8% среди девочек). Аналогично подростки оценивают и позицию своих друзей: только 14,7% юношей отмечают, что друзья склонны поддерживать их стремление не вступать в половые связи до женитьбы (среди девушек подобную позицию своих подруг отмечают 24,4%). В то же время школьники отмечают, что «даже если не возникнет беременности, сексуальная близость до женитьбы может создать уйму проблем для неженатых подростков». Этого взгляда склонны придерживаться 51,7% мальчиков и 61,4% девочек. Важно иметь в виду, что ключевым моментом, оправдывающим вступление в половые связи до брака, является чувство любви. По мнению 71,2% юношей и 53,1% девушек, «если подростки любят друг друга, то нет ничего плохого в том, что они занимаются сексом до вступления в брак» [1, с. 54].

Особый интерес представляют самооценки школьников по поводу их привлекательности  у представителей противоположного пола. Так, 13,9% мальчиков считают, что  они, безусловно, пользуются успехом  у девочек. Среди девочек, однозначно считающих, что они пользуются успехом у мальчиков, -12,3%. Таким образом, практически каждый 8-ой позитивно оценивает свою привлекательность. В то же время каждый 4-ый мальчик (26,5%) и каждая 7-ая девочка (15,0%) признают, что им не позволяют вступить в сексуальный контакт собственная застенчивость и нерешительность. Вообще, надо заметить, что для каждого четвертого мальчика-подростка и для половины девочек характерно признание того, что они психологически не чувствуют себя готовыми вступить в сексуальные отношения.

Приведенные данные важны в первую очередь в связи с тем, что  они позволяют зафиксировать  значимость собственной самооценки как механизма, регулирующего вступление в половые отношения. Самооценка оказывается значимым фактором, накладывающим  барьеры и ограничения на вступление в половую связь. Важно иметь в виду, что, в целом, для девочек именно психологический барьер «неготовности» является более выраженным фактором, регулирующим их половое поведение, чем для мальчиков.

Оценивая отношения к половым  контактам своих друзей, лишь 13,7% мальчиков отметили, что их друзья отрицательно отнеслись бы к сексуальной близости своих сверстников. У девочек этот процент значительно выше-35,6%. Таким образом, можно отметить, что подростковая среда мальчиков значительно более либеральна в отношении полового поведения, нежели подростковая среда девочек [30, с. 105].

Достаточно высокий процент  юношей (17,4%) считают допустимым для  себя участие в групповом сексе. Среди девочек таких в два  раза меньше (7%).

Доминирующим фактором, обуславливающим сексуальную близость среди подростков, по мнению самих школьников, является любовь. И в то же время, настораживает то, что практически каждый 4-ый юноша (28,8%) и каждая 7-ая девушка (15%) считают допустимым для себя «заниматься сексом за деньги». Поскольку формулировка вопроса  предполагала отношение учащихся не вообще к проституции как к социальному явлению, а именно оценку возможностей своего собственного (личного) поведения в сексе («за деньги»), то полученные данные позволяют сделать вывод о деформации моральных норм значительного числа учащихся общеобразовательных школ. В то же время, каждый 5-ый старшеклассник (21,3%) относил проституцию к разряду наиболее опасных преступлений. Следует отметить, что с возрастом оценка проституции как опасного преступления резко снижается: в 13-14 – 39,8%, а в 17-18 лет-19,4% [26, с. 97].

Наконец, обратимся к имеющейся  статистике общей демографической  ситуации в России. Статистические данные фиксируют последовательное снижение рождаемости. Эту динамику следует сопоставить с динамикой численности абортов. Можно констатировать следующее: как мы видим, существенно снизилась рождаемость в России, и, параллельно с этим, заметно падает число абортов. Трудно представить себе, что снизилась половая активность жителей России, поэтому вывод однозначен - россияне переходят от абортов, как преимущественной формы регуляции рождаемости, к использованию контрацептивов. Исходя из этого, можно говорить о складывающейся совершенно новой культурной форме регуляции рождаемости, отличной от той, которую наблюдали ранее и о новой культуре половых отношений. Эта новая культура, безусловно, перестраивает характер полового поведения и в подростковом возрасте [23, с. 98].

Итак, многочисленные данные свидетельствуют  об одной общей тенденции, которая состоит в том, что в последние годы существенно снижается возраст вступления в первые половые связи. Наиболее ярко тенденция омоложения первых сексуальных контактов прослеживается среди девочек. Материалы показывают, что этот процесс идет с различной степенью интенсивности в разных социально-экономических группах. При этом обнаруживается фундаментальная культурологическая тенденция трансляции норм раннего начала из более низких социальных групп в более высокие. Наряду с этим исследования показывают, что подростки разных национальных групп придерживаются различных возрастных норм вступления в половые отношения.

Вступление в первые половые  отношения подростков достаточно жестко связано с агрессивным поведением представителей противоположного пола. Практически каждая вторая девочка-подросток указывает на вступление в первый половой контакт по принуждению [7, с. 58].

Представленные материалы, полученные в ходе различных социологических  исследований, показывают существенную деформацию моральных норм, регулирующих половые отношения в подростковой среде. Среди подростков резко снижается моральная норма сохранения девственности до вступления в брак. Наряду с этим, среди подростков распространены такие искаженные представления, как возможность вступления в половые отношения с совершенно незнакомым человеком, снятие морального табу относительно возможностей сексуальной близости за деньги.

Следует отметить распространенность либерального взгляда среди подростков на возможность раннего начала половых  отношений  в своей среде – лишь небольшой процент школьников отмечает, что их друзья осудили бы ранние половые связи.

Сопоставление снижения рождаемости  и динамики абортов позволяет  сделать вывод не только о новой  форме регуляции рождаемости (использование  контрацептивов), но и о складывающейся новой культуре половых отношений, снимающей барьеры, связанные со страхом беременности, которая транслируется в молодежную субкультуру и перестраивает характер полового поведения в подростковом возрасте.

Материалы исследований показывают, что наиболее действенным фактором, удерживающим подростка от вступления в половые отношения, является его собственная оценка своей психологической неготовности к началу половой жизни[17, с. 10].

Все выше перечисленное свидетельствует  о необходимости разработки культурологически осмысленной программы по формированию гуманистических морально-нравственных установок в подростковой среде.

 

 

1.2.Социально-педагогическая  профилактика подростковой беременности.

         В ответ на возрастающие проблемы, связанные с подростковым сексом, подростковой беременностью, ЗППП во многих странах были приняты программы полового воспитания в школах.

Наибольший ущерб подросткам наносят  сами сексуальные отношения, нежели болезни или нежелательная беременность. Именно эти аспекты часто упускаются из поля зрения большинством программ полового воспитания. Многие специалисты по возрастной психологии сходятся во мнении, что подростки эмоционально и психологически не готовы к сексу. Жан Пиаже и Лоуренс Колберг на основе тщательного исследования отмечали, что подростки тяготеют к мышлению конкретными понятиями в сфере настоящего. Это означает, что они часто не придают значения последствиям своих действий в будущем. Пиаже пишет о подростках, что в общем они неспособны откладывать удовольствия, потворствуют своим желаниям, и их отношения чаще всего кратковременны. Колберг пришел к выводу, что подросткам необходимо рассказывать о канонах поведения, принятых в обществе, иначе их неспособность принимать взвешенные решения повредит долгосрочным целям [10, с. 135].

Любовь подростков почти всегда временна, ей недостает долгосрочных обязательств. Однако лишь немногие программы  полового воспитания включают в себя обсуждение эмоциональных и психологических  последствий секса без обязательств. Предательство, разбитое сердце, сожаление, вина, стыд, потеря самоуважения и страх перед обязательствами в будущем - вот некоторые из разрушительных результатов преждевременных половых отношений, в которые вступили подростки, серьезно не задумываясь. 

Психологические травмы от добрачных связей:

Информация о работе Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности