Сущность девиантного поведения и методы его выявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить проблему профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста через вовлечение их на занятия в кукольный театр.
Гипотеза (на перспективу) - профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста будет эффективным, если выявить причины отклоняющегося поведения, подобрать адекватный диагностический инструментарий для изучения состояния заявленной проблемы и вовлекать учащихся в систематические занятия в школьном кукольном театре.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность девиантного поведения и методы его выявления 7
1.1. Проблема девиантного поведения детей 7
1.2. Причины детского девиантного поведения 8
1.3. Описание методик для выявления девиантного поведения младших школьников 13
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Профилактика девиантного поведения младших школьников с использованием театра кукол 36
2.1. Направления и формы использования театра кукол в профилактике девиантного поведения 36
2.2. Разработка программы для профилактики девиантного поведения младших школьников с помощью кукольного театра 39
2.3. Проведение констатирующего эксперимента с использованием методик 42
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 56
Приложения 2. 84

Файлы: 1 файл

Чугайнова А.В. профилактика девиантного поведения младших школьников посредством кукольного театра.doc

— 145.59 Кб (Скачать файл)

Акцентируя внимание школьника на творчестве, социальный педагог помогает ребенку понять себя, выстроить эффективные и гармоничные отношения с окружающими, снизить эмоциональное  напряжение. Но самое главное, в процессе занятия творчеством происходит переориентирование поведения школьника с деструктивного на конструктивное. Все это способствует решению проблемы профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста.

 

 

Список использованных источников и  литературы

 

  1. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.
  2. Антонян Ю.М., Леонова О.В., Шостакович Б.В. Феномен зависимого преступника. М., 2007.
  3. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: Социологические проблемы / Под ред. К.Н. Хабибудина. СПб., 1999.
  4. Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). – Челябинск, 2004. – 92с. (с. 71-74)
  5. Карпенко Т.Н. Социальные проблемы слаборазвитых категорий населения на рынке труда (на примере г. Москвы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
  6. Кон И. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М., 1988.
  7. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 87-89)
  8. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
  9. Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114
  10. Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1980.
  11. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации российского обества // Социологические исследования. 1997. N 4.
  12. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.
  13. Социальное сиротство в современной России: Аналитический доклад / Под ред. А. Реан. М., 2002.
  14. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999.

 

Приложение 1

Пояснительная записка

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. НЕ ТО!

 

Цели: профилактика девиантного поведения младших школьников

 Задачи:

1) создать коллектив, способствовать расширению общего  художественного кругозора детей  и практическому знакомству их  с элементами сценической грамоты; особенностями национальной культуры;

2) помогать формированию  у школьников верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров;

3) способствовать  развитию творческих возможностей  детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной  отзывчивости на художественный  вымысел, культуры речи;

4) воспитывать у  школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать  и ценить красоту настоящей  дружбы и товарищества, требовательность  к себе и другим, стремление  к творческой отдаче полученных  знаний, общественную активность, любовь  и уважение к национальной  культуре. ИЗМЕНИТЬ!

 

 

Целевая аудитория: младшие школьники -  2 класс.

Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный  год.

Данная программа состоит из блоков: целевой, содержательный, аналитический диагностический

ВСПОМНИ СВОЮ ТЕМУ!!!  Программа не соответствует твоей теме! ПЕРЕДЕЛАТЬ! (20 занятий хватит больше не надо)

Тематический план

№ занятия

Тема занятия

Цель занятия

Форма

Количество часов

Занятие 1

Сентябрь 15

Театральное пространство. Ощущение театрального пространства. Сценическое действие. Этюд.

Научиться чувствовать сценическую площадку, выполнять несложные сценические этюды.

Игра

3 часа

Занятие 2

Театральное пространство. Ощущение театрального пространства. Сценическое действие. Этюд

Продолжение беседы с учащимися о театре. Виды театров: музыкальный, драматический, кукольный, мимики и жеста и др. Актёр и зритель.

Лекция

 

3 часа

Занятие 3

Театральное пространство. Ощущение театрального пространства. ценическое действие. Этюд.

Привить навыки публичного общения

Игра

3 часа

Занятие 4

Театральное пространство. Ощущение театрального пространства Сценическое действие. Этюд

Научиться чувствовать сценическую площадку, научиться выполнять несложные сценические этюды.

Игра

3 часа

Занятие 5

Театральное пространство. Ощущение театрального пространстваСценическое действие. Этюд

Научиться чувствовать сценическую площадку, научиться выполнять несложные сценические этюды.

Игра

3 часа

Занятие 6

Сценическое общение

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 7

Сценическое общение.

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 8

Сценическое общение

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 9

Сценическое общение.

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 10

Сценическое общение.

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 11

Сценическое общение

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 12

Сценическое общение

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 12-2

Сценическое общение.

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 13

Сценическое общение

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Занятие 14

Сценическое общение

Развитие коммуникативных навыков, координация действий с партнером.

Игра

3 часа

Ноябрь

Занятие 15

Наука о красоте.

 Воспитать у  учащихся чувство прекрасного, навыки, умение правильно и красиво  вести себя в обществе, в зрительном  зале и на сцене.

Игра

3 часа

Занятие 16

Наука о красоте

Воспитание чувства прекрасного у учащихся

Игра

3 часа

Занятие 17

Наука о красоте

Воспитание чувства прекрасного в детях

Игра

3 часа

Занятие 18

Наука о красоте

Воспитание в детях чувства прекрасного

Игра

3 часа

Занятие 19

Сцена и мизансцены. Актёр и зрительный зал.

Умение существовать на сцене. Чувство публичного одиночества.

Игра

3 часа

Занятие 20

Сцена и мизансцены. Актёр и зрительный зал.

Умение существовать на сцене. Чувство публичного одиночества.

Игра

3 часа

Декабрь: Занятие 21

Сцена и мизансцена. Актёр и зрительный зал.

: Умение существовать  на сцене. Публичное одиночество.

Игра

3 часа

Занятие 22

Сцена и мизансцена. Актёр и зрительный зал.

Умение существовать на сцене. Чувство публичного одиночества.

Игра

3 часа

Занятие 23

Сцена и мизансцена

Умение существовать на сцене. Чувство публичного одиночества.

Игра

3 часа

Занятие 24

Сцена и мизансцена

Умение существовать на сцене. Чувство публичного одиночества

Игра

3 часа

Занятие 25

Сцена и мизансцена.

Умение существовать на сцене. Чувство публичного одиночества.

Игра

3 часа

Занятие 26

Сцена и мизансцена.

Умение существовать на сцене. Чувство публичного одиночества.

Игра

3 часа

Занятие 27

Сцена и мизансцена

Умение существовать на сцене. Чувство публичного одиночества

Игра

3 часа

Занятие 28

Показ спектакля

 

Игра

3 часа

Январь: Занятие 29

Сценическое общение. Взаимосвязь. Атмосфера.

Развитие внимания и взаимодействия с партнёром

Игра

3 часа

Занятие 30

Сценическое общение. Взаимосвязь с партнёром. Атмосфера.

Развитие внимания и общения с партнёром.

Игра

3 часа

Занятие 31

Сценическое общение. Взаимосвязь с партнёром. Атмосфера.

Развитие внимания и взаимодействия с партнёром.

Игра

3 часа

Занятие 32

Сценическое общение. Взаимосвязь с партнёром. Атмосфера.

Развитие внимания и взаимодействия с партнёром.

Игра

3 часа

Занятие 33

Партнёр на сцене. Взаимосвязь. Атмосфера.

Развитие внимания и взаимодействия с партнёром.

Игра

3 часа

Занятие 34

Партнёр на сцене. Взаимосвязь. Атмосфера.

Развитие внимания и взаимодействия с партнёром.

Игра

3 часа

Февраль:

Занятие 35

Театр – синтез искусств

Умение сочетать на сцене навыки общения и движения с партнером

Игра

3 часа

Занятие 36

Театр – Синтез искусств

Умение сочетать на сцене навыки общения и движения с партнером

Игра

3 часа

Занятие 37

Театр – Синтез искусств

Умение сочетать на сцене навыки общения и движения с партнером

Игра

3 часа

Занятие 38

Театр – Синтез искусств.

Умение сочетать на сцене навыки общения и движения с партнером

Игра

3 часа

Занятие 39

Театр – Синтез искусств

Умение сочетать на сцене навыки общения и движения с партнером

Игра

3 часа

Занятие 40

Театр – Синтез искусств

Умение сочетать на сцене навыки общения и движения с партнером

Игра

3 часа

Занятие 41

Театр – Синтез искусств

Умение сочетать на сцене навыки общения и движения с партнером

Игра

3 часа

Занятие 42

Театр – Синтез искусств

Умение сочетать на сцене навыки общения и движения с партнером

Игра

3 часа

Март: Занятие 43

Ритм и композиция

Развить у учащихся чувство композиции, сценичности, организации в пространстве сцены. Умение кнтролировать эмоции

Игра

3 часа

Занятие 44

Ритм и композиция

Развить у учащихся чувство композиции, сценичности, организации в пространстве сцены. Умение кнтролировать эмоции

Игра

3 часа

Занятие 45

Ритм и композиция

Развить у учащихся чувство композиции, сценичности, организации в пространстве сцены. Умение кнтролировать эмоции

Игра

3 часа

Занятие 46

Ритм и композиция

Развить у учащихся чувство композиции, сценичности, организации в пространстве сцены. Умение кнтролировать эмоции

Игра

3 часа

Занятие 47

Ритм и композиция

Развить у учащихся чувство композиции, сценичности, организации в пространстве сцены. Умение кнтролировать эмоции

Игра

3 часа

Занятие 48

Ритм и композиция

Развить у учащихся чувство композиции, сценичности, организации в пространстве сцены. Умение кнтролировать эмоции

Игра

3 часа

Занятие 49

Ритм и композиция

Развить у учащихся чувство композиции, сценичности, организации в пространстве сцены. Умение кнтролировать эмоции

Игра

3 часа

Занятие 50

Ритм и композиция

Развить у учащихся чувство композиции, сценичности, организации в пространстве сцены. Умение кнтролировать эмоции

Игра

3 часа

Апрель: Занятие 51

Театр – как синтез искусств

Привить учащимся умение применять навыки и знания, полученные по сценическому движению и речи на сцене и театральному искусству на практике

Игра

3 часа

Занятие 52

Театр – как синтез искусств

Научить учащихся применять навыки и знания, полученные по сценическому движению и речи на сцене и театральному искусству.

Игра

3 часа

Занятие 53

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям некоторые навыки Эстетики, развить чувство партнёрства, общение .

Игра

3 часа

Занятие 54

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям некоторые навыки Эстетики, развить чувство партнёрства, общение .

Игра

3 часа

Занятие 55

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет

Привить детям некоторые навыки Эстетики, развить чувство партнёрства, общение .

Игра

3 часа

Занятие 56

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет

Привить детям некоторые навыки Эстетики, развить чувство партнёрства, общение .

Игра

3 часа

Занятие 57

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям некоторые навыки Эстетики, развить чувство партнёрства, общение .

Игра

3 часа

Занятие 58

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям навыки эстетики, развить чувство партнёрства, общение .

Игра

3 часа

Занятие 59

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям навыки эстетики, развить чувство партнёрства, общения .

Игра

3 часа

Май: Занятие 60

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям навыки эстетики, развить чувство партнёрства, общения .

Игра

3 часа

Занятие 61

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям навыки эстетики, развить чувство партнёрства, общения .

Игра

3 часа

Занятие 62

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям навыки эстетики, развить чувство партнёрства, общения .

Игра

3 часа

Занятие 63

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям навыки эстетики, развить чувство партнёрства, общения .

Организационный момент.

Игра

3 часа

Занятие 64

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям навыки эстетики, развить чувство партнёрства, общения .

Игра

3 часа

Занятие 65

Сценическое общение. Красота, гармония, этикет.

Привить детям навыки эстетики, развить чувство партнёрства, общения .

Игра

3 часа


 

 

 

 

Результат программы:   Исправить! И не результат программы, а ОЖИДАЕМЫЙ Результат!

К концу первого года обучения дети должны уметь:

выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека

передать пластическую форму живой природы, предмета и произведения искусства через пластику собственного тела;

наладить благоприятные взаимоотношения с окружающими

позитивное эмоциональное состояние в школе

повышение уровеня развития психических процессов

показать во взаимодействии с другими ребятами 1- 2 сказки из русского народного фольклора;

 знать 3-5 произведений  из русского фольклора (потешки, поговорки, считалки).  Подробная программа, приведена в приложении 1. 70% времени приходится на групповые занятия, а 30% на индивидуальные. Большое внимание уделяется развитию самостоятельной, творческой, личности ребенка, поэтому  значительное предпочтение в программе отдано: основам актерского мастерства, пластике, сценической речи.

Критерии программы:

- Полнота реализации программы

- Состав и качество  реализации содержания программы

- Отношение младших  дошкольников к занятиям

- Активность школьников  на театральных занятиях и  их посещаемость

 

Завтра жду ПЕРЕДЕЛАННУЮ работу!

Эффективность программы будет оцениваться следующими тестами и методиками:

- тестирования по методике «Школа зверей»;

- тест на уровень агрессивности  ребенка;

- методика И.Б.Дермановой «Закончи предложение»

- методика «Кактус»;

- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

- Наблюдения за девиантным поведением младшего школьника по методике Проскуровской О.Г.

 

 

Приложения 2.

 

Упражнения разминки по сценическому движению для детей, занимающихся 1-й год в театральном кружке

1. Упражнение на правильную  осанку.

«Поклон». «Русский земной поклон – с наклоном корпуса у девочек. Кивок – у мальчиков.

2. Упражнение на правильную  осанку.

Вдох животом. Небольшая задержка дыхания, поднимаем обе руки через стороны вверх с развёрнутыми ладонями. Голову также медленно поднимаем вверх. Разворачиваем ладони и, выдыхая со звуком «Ш», будто разгребая волны, опускаем руки через стороны вниз. Опускаем голову.

3. Упражнение на правильную  осанку. Вдох животом. Руки медленно  поднимаем через стороны вверх, ладони развёрнуты. На уровне  плеч руки сгибаем в локтях  у груди, поднимаем руки вверх, голова также поднимается вверх. Выдох со звуком «Ш». Ладони  разворачиваем и опускаем через  стороны вниз. Голову опускаем  вниз.

4. Руки на поясе. Фиксированные  наклоны туловища вправо-влево («часы»  или «маятник»).

5. Упражнение для плеч.

Вращение плеч назад. Поочерёдно и вместе.

6. Упражнение для головы. Вращение головы по кругу (медленно, прослушивая).

7. Фиксированные повороты  головы вправо-влево, с задержкой  в повороте на 3 секунды.

8. Упражнение для ладоней  «Птица».

Движение кистей крест-накрест, напоминающее полёт птицы.

9. Упражнение для пальцев  «Пластилин».

Поочерёдно сгибая и разгибая пальцы, «лепим пластилин» или «разминаем глину».

10. Упражнение для пальцев  «Резинка».

Работаем кистями и пальцами, будто пытаясь освободить ладони от резинок, надетых на них.

11. Упражнение для стоп.

Стоя на одной ноге, вращаем другую ступню по часовой и против часовой стрелки. Остальные мышцы тела неподвижны.

12. Упражнение для бёдер.

Руки на плечах. Вращение бёдер по часовой и против часовой стрелки. Рисуем бёдрами цифры от 1 до 9. Остальные части тела неподвижны.

13. Упражнение для коленей. Стоя, вращаем чуть согнутые колени  вправо-влево, остальные части тела  неподвижны.

14. Упражнение «Замок». Обе руки (ладони соединены за спиной. Наклон корпуса вниз, голова смотрит прямо.

15. «Замок». Закидывая одну  руку через плечо, дотягиваемся  ладонью до ладони другой руки.

16. Упражнение «Волна».

Стоя, руки раскинуты в стороны. От кончика пальцев ладоней одной руки через туловище до кончиков пальцев другой руки делаем волнообразное движение. Так, будто бы руки – это лента реки.

17. Упражнение «Арлекин»  или «Петрушка».

Стоя, руки раскинуты в стороны. Из стороны в сторону неожиданный поворот туловища (поочерёдно в каждую сторону) так, если бы мы были привязаны за кончики пальцев верёвочками, за которые нас дёргают поочерёдно вправо-влево. Сначала подаётся в сторону ладонь, за ней – весь корпус. В таком положении задерживаемся на несколько секунд. Затем возвращаемся в исходное положение. Тоже в другую сторону.

18. Выпады корпуса с  опорой на одну ногу, руки на  поясе.

19. Упражнение «Пламя».

Стоя, ладони перед собой, разомкнуты на уровне груди. От кончиков пальцев выполняем «дрожащее» движение, будто разгорающееся пламя. Затем «загораются», подражая волнообразному движению пламени, кисти руки, постепенно весь корпус, включая ноги. Ладони руки, движутся вверх. Поочерёдно вытягиваясь, как языки пламени. Также постепенно «угасает» «пламя».

20. Упражнение «Берёза».

Руки скрещены ниже живота одна поверх другой. Приподнимаясь на цыпочки, поворачиваем голову вправо, делаем несколько шагов в одну сторону, чуть припадая корпусом на опорную ногу. То же в другую сторону. Это упражнение делаем по 1, 2, 3, человек, добиваясь синхронности. Затем, выбрав ведущего, его можно выполнять с текстом, двигаясь хороводом по кругу.

21. Упражнение «Полуласточка».

Опираясь на одну ногу, поднимаем другую за спиной, полусогнутую, обхватив одной рукой. Другая рука вытянута в сторону, голова прямо.

22. Упражнение «Ласточка». Стоя на одной ноге, руки раскинуты, вытягиваем другую ногу вертикально, носок оттянут.

23. Упражнение «Стена».

Стоя, «ощупью» определяем пространство невидимой стены перед собой. Поочерёдно, ладонью каждой руки. С поворотом корпуса в разные стороны.

24. Упражнение «Шаг».

Работаем стопами обеих ног, поочерёдно отталкиваясь пяткой от пола, имитируя шаг. Движение на месте.

25. Упражнение «Камень».

Наклонившись, или полуприсев, поднимаем воображаемый камень, лежащий перед нами.

26. Упражнение «У станка».

Ноги в 3 позиции. Корпус откинут назад. Движение одной ноги вытянутым носком вперёд, в бок, назад.

27. Упражнение «У станка».

Ноги в 3 позиции. Корпус чуть наклонён вперёд. Движение одной ноги – вытянутым носком – вперёд, в бок, назад.

28. Упражнение «У станка».

Ноги в 3 позиции. Сгибая в колени, движение вытянутым носком одной ноги – вперёд, в бок, чуть прикасаясь к щиколотке.

29. Упражнение «У станка».

Ноги в 3 позиции. Движение носка одной ноги – в бок (полуприсев), назад, снова в бок (полуприсев).

30. Упражнение «У станка».

Одна нога лежит на станке. Наклоны корпуса к ноге, в бок, назад. Рука может «открываться».

31. Упражнение «У станка».

Одна нога лежит на станке. Другая, чуть сгибаясь в колене, присядает.

32. Упражнение «У станка».

Ноги в 3 позиции. Руки сомкнуты пальцами внизу живота. Подпрыгивая, упираясь на два носка, раскрываем обе руки, затем, подпрыгивая, опускаемся на пятки, на всю стопу, чуть присев. Руки снова собираем внизу живота, либо смыкаем в кольцо над головой.

33. Испанский поклон.

Опора на левую ногу, правая выставлена вперёд, на носок. Правая нога описывает полукруг, остаётся сзади, на неё теперь опора корпуса, полуприсев. Левая рука чуть впереди, правая – позади. У девочек в одной руке может быть веер. У мальчиков – шляпа. Её они могут снимать в этом упражнении вместе с поклоном.

34. Шаг вальса.

На три счёта. Ноги в третьей позиции. Правая нога делает шаг вперёд на носок, затем на всю стопу переходит опора, и вновь, приподнимаясь на носок приставляем левую ногу, поворачиваемся через одно плечо, переступая с ноги на ногу. Сначала опора переходит на левую ногу, затем вновь на правую.

35. Упражнение по пластике  Древнегреческого театра.

Элементы. Главное – широкий, открытый жест. 1) Стоя на прямых ногах, чуть опустить голову и поднять правую руку, чуть согнув её в локте, корпус чуть отклонён влево. Кисти запястья прикрывают лоб, глаза. Это положение обозначается фразой: «Я мыслю». 2) Стоя прямо, обе руки поднимаем через стороны вверх, ладони раскрыты, голова смотрит вверх, ладони не смыкаем. Они остаются на ширине плеч. Ноги также на ширине плеч. Положение обозначается фразой «Я молюсь». 3) Ноги на ширине плеч, одна рука опущена, другую отводим в сторону, параллельно плоскости пола. Это положение обозначается фразой: «Я говорю правду».

Информация о работе Сущность девиантного поведения и методы его выявления