Сущность девиантного поведения и методы его выявления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:53, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – изучить проблему профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста через вовлечение их на занятия в кукольный театр. Гипотеза (на перспективу) - профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста будет эффективным, если выявить причины отклоняющегося поведения, подобрать адекватный диагностический инструментарий для изучения состояния заявленной проблемы и вовлекать учащихся в систематические занятия в школьном кукольном театре.
Содержание работы
Введение 2 Глава 1. Сущность девиантного поведения и методы его выявления 7 1.1. Проблема девиантного поведения детей 7 1.2. Причины детского девиантного поведения 8 1.3. Описание методик для выявления девиантного поведения младших школьников 13 Выводы по 1 главе 34 Глава 2. Профилактика девиантного поведения младших школьников с использованием театра кукол 36 2.1. Направления и формы использования театра кукол в профилактике девиантного поведения 36 2.2. Разработка программы для профилактики девиантного поведения младших школьников с помощью кукольного театра 39 2.3. Проведение констатирующего эксперимента с использованием методик 42 Выводы по 2 главе 50 Заключение 52 Список использованных источников и литературы 54 Приложение 1 56 Приложения 2. 84
Успешное развитие детей является
непременным условием прогрессивного
характера смены поколений. В последнее
время остро обозначилась проблема включенности
несовершеннолетних в сферу образования.
Так, по данным МВД России, в 2012 г. среди
несовершеннолетних, доставленных в полицию,
более 50 тыс. оказались абсолютно безграмотными.
По данным Министерства обороны России,
около 15% призывников из сельской местности
имеют крайне низкие навыки чтения и письма.
Важность проблемы образования обусловлена
еще и тем, что прослеживается прямая зависимость
между насильственным отношением к ребенку
со стороны близких родственников и уровнем
образования несовершеннолетнего. В свою
очередь, результатами многочисленных
криминологических исследований установлено,
что высокий образовательный уровень
родителей всегда проявляется как антикриминогенный
фактор. Так, самый низкий уровень образования
отмечается у лиц, совершающих насильственные
(убийства, умышленные причинения тяжкого
вреда здоровью); корыстно-насильственные
(разбои, грабежи) преступления[13; 26]. Причем
последующее восполнение ими пробелов
в образовании далеко не всегда может
сопровождаться позитивной корректировкой
личностных качеств и отнесение собственной
жизненной практики на процесс создания
благоприятных условий для ребенка.
В современных реалиях функционирования
российского общества борьба с преступностью
и иными негативными явлениями в молодежной
среде не может сводиться только к совершенствованию
запретов и применению уголовной репрессии.
Увлечение данными методами способно
только обострить проблему, но не решить
ее. В условиях принудительной изоляции,
большой концентрации наиболее социально
запущенных подростков, совершивших преступления,
как правило, с еще большей интенсивностью
усугубляются различные личностные деформации,
что делает их более стойкими, а в ряде
случаев и необратимыми.
Современная государственная
политика в отношении детей ориентирует
вести противодействие антиобщественному
поведению несовершеннолетних путем профилактического
воздействия не только на подростков,
но и в значительной мере через оздоровление
ближайшего окружения, семейной и иной
микросреды. Ее смысл в том, чтобы создать
принципиально новое положение, когда
не должно быть заброшенных, запущенных
детей ни в детских домах, ни в школах-интернатах,
ни в специальных школах, ни в учреждениях
для детей-инвалидов, ни на улице, ни в
семье.
Демократизация основных общественных
институтов предполагает смещение акцента
в работе по предупреждению безнадзорности
и беспризорности подростков, а также
их преступности от правоохранительных
органов к иным государственным и общественным
структурам и учреждениям, осуществляющим
социальное обслуживание детей и подростков,
профилактику правонарушений несовершеннолетних,
"социального сиротства", безнадзорности,
защиту прав и законных интересов каждого
ребенка. Например, для устройства детей
и подростков, лишившихся родительского
попечения, должна быть сформирована сеть
семейных детских домов, созданы специальные
центры для оказания им необходимой помощи.
Действующее семейное законодательство
к тому же предусматривает возможность
помещения таких детей на определенный
срок и в приемные семьи.
Одним из важнейших аспектов
реализации социальных программ по защите
детей является изыскание возможных источников
финансирования, поскольку выделяемых
на эти цели бюджетных средств явно недостаточно.
Именно поэтому нет существенных подвижек
в решении рассматриваемых проблем.
Именно общественному движению
должна принадлежать заслуга в развитии
исправительных заведений, формировании
основных правил и требований, необходимых
для их функционирования и решения задач
превентивного характера.
1.3. Описание методик для
выявления девиантного поведения
младших школьников
Методика «Школа зверей» направлена
на выявление школьной тревожности. Для
многих детей адаптация к школе является
сложным испытанием. Ребенок сталкивается
с рядом проблем, которые не в силах решить
сам. В результате у него могут возникнуть
школьные неврозы. Ранняя диагностика,
коррекция и профилактика школьных неврозов
остаются актуальной и чрезвычайно важной
проблемой.
Неопределенность стимульного
материала, атмосфера доброжелательности
и отсутствие оценочных суждений позволяют
ребенку раскрыться наиболее глубоко.
К тому же рисование для младших школьников
привычно и интересно. Анализ изображенного
дает возможность сделать некоторые предположения
о тех трудностях, которые возникли у детей
в процессе учебной деятельности. Однако
эта методика может применяться не только
на этапе адаптации к школе, но и в более
старшем возрасте – при работе с выявлением
трудностей учащихся на различных уроках,
в учебной деятельности и в общении с одноклассниками
и учителями. Может проводиться как в групповой,
так и в индивидуальной форме.
При диагностике этого явления
психолог прежде всего сталкивается с
различными формами неадекватной психологической
защиты. Поскольку психологическая защита
формируется на неосознанном уровне, то
исследование ее механизмов может проводиться
с помощью проективных методик. Одна из
них — «Школа зверей». Она дает возможность
выявить школьные неврозы на начальной
стадии развития, выяснить причины и способы
коррекции. Неопределенность стимульного
материала, атмосфера доброжелательности
и отсутствие оценочных суждений позволяют
ребенку раскрыться наиболее глубоко.
К тому же рисование для младших школьников
привычно и интересно. Анализ изображенного
дает возможность сделать некоторые предположения
о тех трудностях, которые возникли у детей
в процессе учебной деятельности.
Однако эта методика может применяться
не только на этапе адаптации к школе,
но и в более старшем возрасте — при работе
с выявлением трудностей учащихся на различных
уроках, в учебной деятельности и в общении
с одноклассниками и учителями.
Может проводиться как в групповой,
так и в индивидуальной форме. Оборудование:
бумага, цветные карандаши.
Инструкция. Сейчас мы с вами
совершим удивительное путешествие в
волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь,
закройте глаза. Представьте, что мы оказались
на солнечной лесной полянке. Послушайте,
как шумят листья над головой, мягкая трава
касается ваших ног. На полянке вы видите
«Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие
звери учатся в этой школе? А какой зверь
в ней учитель? Чем занимаются ученики?
А каким животным вы видите себя? Что вы
при этом чувствуете? Проживите эти чувства
в себе. Вы можете находиться еще некоторое
время в этой «Школе зверей», пока я буду
считать до 10, а затем откройте глаза.
Вы побывали в «Школе зверей».
А теперь возьмите карандаши и бумагу
и попробуйте нарисовать то, что видели.
Посмотрите внимательно на свой рисунок
и найдите то животное, которым могли бы
быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или
букву «я».
Интерпретация
1. Положение рисунка на
листе.
Положение рисунка ближе к верхнему
краю листа трактуется как высокая самооценка,
как недовольство своим положением в коллективе,
недостаточность признания со стороны
окружающих.
Положение рисунка в нижней
части — неуверенность в себе, низкая
самооценка.
Если рисунок расположен на
средней линии, то у ребенка все в норме.
2. Контуры фигур.
Контуры фигур анализируются
по наличию или отсутствию выступов (типа
щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению
линий — все это защита от окружающих.
Агрессивная — если выполнена в острых
углах; со страхом или тревогой — если
имеет место затемнение контурной линии;
с опасением, подозрительностью — если
поставлены щиты, заслоны.
3. Нажим.
При оценке линий необходимо
обратить внимание на нажим. Стабильность
нажима говорит об устойчивости, слабый
нажим — о проявлении тревожности, очень
сильный — о напряженности. О тревожности
может свидетельствовать разорванность
линий, наличие обводов, следы стирания.
4. Наличие деталей, соответствующих
органам чувств, — глаза, уши, рот.
Отсутствие глаз свидетельствует
о неприятии информации, изображение ушей
(тем более больших и детально прорисованных)
говорит о заинтересованности в информации,
особенно касающейся мнения окружающих
о себе. Открытый, заштрихованный рот —
о легкости возникновения страхов. Зубы
— признак вербальной агрессии.
5. Анализ качества и
взаимодействия персонажей показывает
особенности коммуникативных отношений.
Большое количество вступающих
в различные отношения друг с другом (играют,
изображены в учебной деятельности и т.д.)
и отсутствие разделяющих линий между
ними говорит о благоприятных взаимоотношениях
с одноклассниками. В противном случае
можно говорить о трудностях в построении
контактов с другими учениками.
6. Характер отношений
между животным-учителем и животным,
изображающим ребенка.
Необходимо проследить, нет
ли противопоставления между ними? Как
расположены фигуры учителя и ученика
по отношению друг к другу?
7. Изображение учебной
деятельности.
В случае отсутствия изображения
учебной деятельности можно предположить,
что школа привлекает ребенка внеучебными
сторонами. Если же нет учеников, учителя,
учебной или игровой деятельности, рисунок
не изображает школу зверей или людей,
то можно сделать предположение, что у
ребенка не сформировалась позиция ученика,
он не осознает своих задач как школьника.
8. Цветовая гамма.
Яркие, жизнерадостные тона
говорят о благополучном эмоциональном
состоянии ребенка в школе. Мрачные тона
могут свидетельствовать о неблагополучии
и угнетенном состоянии.
Лаврентьева Г.П., Титаренко
Т.М., предложили методику тестирования
на уровень агрессивности ребенка. Предлагается
опросник из 20 вопросов, где каждый положительный
ответ на каждое из предложенных утверждений
оценивается в 1 балл.
Временами кажется, что в него
вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда
чем-то недоволен.
Когда кто-то причиняет ему
зло, он обязательно старается отплатить
тем же.
Иногда ему без всякой причины
хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием
ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на
чем-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется,
что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание
сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычные распоряжения
стремится сделать все наоборот.
Часто не по возрасту ворчлив.
Воспринимает себя как самостоятельного
и решительного.
Любит быть первым, командовать,
подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное
раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в
драку.
Старается общаться с младшими
и физически более слабыми.
У него нередки приступы мрачной
раздражительности.
Не считается со сверстниками,
не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Показатели:
Высокая агрессивность – 15-20
баллов.
Средняя агрессивность – 7-14
баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Критерии агрессивности (схема
наблюдения за ребенком) Часто теряет
контроль над собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять
правила.
Часто специально раздражает
людей.
Часто винит других в своих
ошибках.
Часто сердится и отказывается
сделать что-либо.
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро
реагирует на различные действия окружающих
(детей и взрослых), которые нередко раздражают
его.
Методика «Закончи предложение»
И.Б.Дермановой предназначена для выявления
у испытуемых отношения к нравственным
нормам. Школьникам на бланке теста необходимо
закончить предложение одним или несколькими
словами.
Тестовый материал
Если я знаю, что поступил неправильно,
то…
Когда я затрудняюсь сам принять
правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но
необязательным, и необходимым, но скучным
занятием, я обычно…
Когда в моем присутствии обижают
человека, я…
Когда ложь становится единственным
средством сохранения хорошего отношения
ко мне, я…
Если бы я был на месте учителя,
я…
Обработка и интерпретация
результатов теста
Для обработки результатов
можно воспользоваться следующей ориентировочной
шкалой:
0 баллов – ребенок
не имеет четких нравственных
ориентиров. Отношение к нравственным
нормам неустойчивое. Неправильно
объясняет поступки (они не соответствуют
тем качествам, которые он называет),
эмоциональные реакции неадекватны
или отсутствуют.
1 балл – нравственные
ориентиры существуют, но соответствовать
им ребенок не стремится или
считает это недостижимой мечтой.
Адекватно оценивает поступки, однако
отношение к нравственным нормам неустойчивое,
пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные
ориентиры существуют, оценки поступков
и эмоциональные реакции адекватны,
но отношение к нравственным
нормам еще недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает
свой выбор нравственными установками;
эмоциональные реакции адекватны,
отношение к нравственным нормам
активное и устойчивое.
Методика “Несуществующее
животное”
Цель: диагностика личностных
особенностей, эмоционального состояния
ребенка