Сущность девиантного поведения и методы его выявления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:53, курсовая работа
Описание работы
Цель работы – изучить проблему профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста через вовлечение их на занятия в кукольный театр. Гипотеза (на перспективу) - профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста будет эффективным, если выявить причины отклоняющегося поведения, подобрать адекватный диагностический инструментарий для изучения состояния заявленной проблемы и вовлекать учащихся в систематические занятия в школьном кукольном театре.
Содержание работы
Введение 2 Глава 1. Сущность девиантного поведения и методы его выявления 7 1.1. Проблема девиантного поведения детей 7 1.2. Причины детского девиантного поведения 8 1.3. Описание методик для выявления девиантного поведения младших школьников 13 Выводы по 1 главе 34 Глава 2. Профилактика девиантного поведения младших школьников с использованием театра кукол 36 2.1. Направления и формы использования театра кукол в профилактике девиантного поведения 36 2.2. Разработка программы для профилактики девиантного поведения младших школьников с помощью кукольного театра 39 2.3. Проведение констатирующего эксперимента с использованием методик 42 Выводы по 2 главе 50 Заключение 52 Список использованных источников и литературы 54 Приложение 1 56 Приложения 2. 84
Описание: методика является
проективной, т.к. не имеет стимульного
материала и не является стандартизированной.
Методика используется при обследовании
детей и взрослых в качестве ориентировочной
методики, данные которой помогают выдвинуть
гипотезу об особенностях личности. Все
признаки интерпритируются символично.
Инструкция: "Придумайте
и нарисуйте животное, которое не существует,
его не существовало раньше ни в кино,
ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных
играх и назови несуществующим названием".
Психолог отмечает все реакции:
- вербальные;
- невербальные;
- стирания и к чему
они приводят;
- порядок рисования объектов,
наличие пауз.
По окончанию рисования ему
предлагают придумать название и ответить
на вопросы: (уточнение рисунка, беседа:
где живет, с кем, чем питается, какое оно
по характеру, настроение у него, что любит,
а что нет, есть ли друзья, враги, как с
ними борется, чего боится).
Представь себе, что оно встретило
волшебника, который может исполнить три
желания и что оно загадает.
Анализ данных проводится путем
интерпритации рисунка и особенности
рассказа.
Признаки агрессии на рисунке:
- острые импульсивные
линии, сильный нажим;
- общий характер агрессивный,
нападающий;
- наличие агрессивных
приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины
и т.д.)
Иногда животное снабжено агрессивными
приспособлениями, но характер использования
будет указывать не на агрессию, а на страх
агрессии. Распознать это поможет интерпритация
беседы. Если ребенок говорит, что это
нужно чтобы защищаться, обороны и т.д.,
то можно говорить о страхе агрессии.
Признаки агрессии в рассказе:
- злой характер;
- питается животными, людьми;
- очевидные указания на
агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает),
причем, если признаки агрессии
не наблюдаются в поведении, а
в рисунке, рассказе они не
выявлены – это агрессия подавляемая;
- удаленное место жительства;
- одиночество животного.
Интерпретация.
Общие замечания.
Метод интерпретации рисуночных
тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего
животного построен на теории психомоторной
связи. Для регистрации состояния психики
используется исследование моторики (в
частности, моторики рисующей доминантной
правой руки, зафиксированной в виде графического
следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову,
всякое представление, возникающее в психике,
любая тенденция, связанная с этим представлением,
заканчивается движением (буквально: "Всякая
мысль заканчивается движением").
Если реальное движение по какой-то
причине не осуществляется, то в соответствующих
группах мышц суммируется определенное
напряжение энергии, необходимой для осуществления
ответного движения (на представление
- мысль). Так, например, образы и мысли-представления,
вызывающие страх, стимулируют напряжение
в группах ножной мускулатуры и в мышцах
рук, что оказалось бы необходимым в случае
ответа на страх бегством или защитой
с помощью рук — ударить, заслониться.
Тенденция движения имеет направление
в пространстве: удаление, приближение,
наклон, выпрямление, подъем, падение.
При выполнении рисунка лист бумаги (либо
полотно картины) представляет собой модель
пространства и, кроме состояния мышц,
фиксирует отношение к пространству, т.е.
возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь,
связано с эмоциональной окраской переживания
и временным периодом: настоящим, прошлым,
будущим. Связано оно также с действенностью
или идеально-мыслительным планом работы
психики. Пространство, расположенное
сзади и слева от субъекта, связано с прошлым
периодом и бездеятельностью (отсутствием
активной связи между мыслью-представлением,
планированием и его осуществлением).
Правая сторона, пространство спереди
и вверху связаны с будущим периодом и
действенностью. На листе (модели пространства)
левая сторона и низ связаны с отрицательно
окрашенными и депрессивными эмоциями,
с неуверенностью и пассивностью. Правая
сторона (соответствующая доминантной
правой руке) — с положительно окрашенными
эмоциями, энергией, активностью, конкретностью
действия.
Положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен
по средней линии вертикально поставленного
листа. Лист бумаги лучше всего взять белый
или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться
карандашом средней мягкости; ручкой и
фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему
краю листа (чем ближе, тем более выражено)
трактуется как высокая самооценка, как
недовольство своим положением в социуме,
недостаточностью признания со стороны
окружающих, как претензия на продвижение
и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней
части — обратная тенденция: неуверенность
в себе, низкая самооценка, подавленность,
нерешительность, незаинтересованность
в своем положении в социуме, в признании,
отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть
фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо — устойчивая
тенденция к деятельности, действенности:
почти все, что обдумывается, планируется,
осуществляется или, по крайней мере, начинает
осуществляться (если даже и не доводится
до конца). Испытуемый активно переходит
к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция
к рефлексии, к размышлениям. Это не человек
действия: лишь незначительная часть замыслов
реализуется или хотя бы начинает реализоваться.
Нередко также боязнь перед активным действием
и нерешительность (вариант: отсутствие
тенденции к действию или боязнь активности
— следует решить дополнительно).
Положение "анфас", т.е.
голова направлена на рисующего (на себя),
трактуется как эгоцентризм. На голове
расположены детали, соответствующие
органам чувств—уши, рот, глаза. Значение
детали "уши" — прямое: заинтересованность
в информации, значимость мнения окружающих
о себе.
Дополнительно по другим показателям
и их сочетанию определяется, предпринимает
ли испытуемый что-либо для завоевания
положительной оценки или только продуцирует
на оценки окружающих соответствующие
эмоциональные реакции (радость, гордость,
обида, огорчение), не изменяя своего поведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком
при отсутствии прорисовки губ трактуется
как большая речевая активность (болтливость),
в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность;
иногда и то, и другое вместе. Открытый
рот без прорисовки языка и губ, особенно
— зачерченный, трактуется как легкость
возникновения опасений и страхов, недоверия.
Рот с зубами — вербальная агрессия, в
большинстве случаев — защитная (огрызается,
задирается, грубит в ответ на обращение
к нему отрицательного свойства, осуждение,
порицание). Для детей и подростков характерен
рисунок зачерченного рта округлой формы
(боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам.
Это символ присущего человеку переживания
страха: подчеркивается резкой прорисовкой
радужки. Обратить внимание на наличие
или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные
манеры поведения; для мужчин: женственные
черты характера с прорисовкой зрачка
и радужки совпадают редко. Ресницы—также
заинтересованность в восхищении окружающих
внешней красотой и манерой одеваться,
придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно
фигуры в целом) размер головы говорит
о том, что испытуемый ценит рациональное
начало (возможно, и эрудицию) в себе и
окружающих.
На голове также иногда располагаются
дополнительные детали: рога — защита,
агрессия. Определить по сочетанию с другими
признаками — когтями, щетиной, иглами
— характер этой агрессии: спонтанная
или защитно-ответная. Перья—тенденция
к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически — чувственность,
подчеркивание своего пола и иногда ориентировка
на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры.
К ней относятся (ноги, лапы,
иногда — постамент). Рассматривается
основательность этой части по отношению
к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность,
рациональность принятия решения, пути
к выводам, формирование суждения, опора
на существенные положения и значимую
информацию;
б) поверхностность суждений,
легкомыслие в выводах и неосновательность
суждений, иногда импульсивность принятия
решения (особенно при отсутствии или
почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер
соединения ног с корпусом: точно, тщательно
или небрежно, слабо соединены или не соединены
вовсе — это характер контроля за рассуждениями,
выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность
формы лап, любых элементов опорной части
— конформность суждений и установок
в принятии решений, их стандартность,
банальность. Разнообразие в форме и положении
этих деталей — своеобразие установок
и суждений, самостоятельность и небанальность;
иногда даже творческое начало (соответственно
необычности формы) или инакомыслие (ближе
к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем
фигуры.
Они могут быть функциональными
или украшающими: крылья, дополнительные
ноги, щупальца, детали панциря, перья,
бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные
детали — энергия охвата разных областей
человеческой деятельности, уверенность
в себе, "самораспространение" с неделикатным
и неразборчивым притеснением окружающих,
либо любознательность, желание соучаствовать
как можно в большем числе дел окружающих,
завоевание себе места под солнцем, увлеченность
своей деятельностью, смелость предприятий
(соответственно значению Детали-символа
— крылья или щупальца и т.д.). Украшающие
детали — демонстративность, склонность
обращать на себя внимание окружающих,
манерность (например, лошадь или ее несуществующее
подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты.
Выражают отношение к собственным
действиям, решениям, выводам, к своей
вербальной продукции — судя по тому,
повернуты ли эти хвосты вправо (на листе)
или влево. Хвосты повернуты вправо —
отношение к своим действиям и поведению.
Влево — отношение к своим мыслям, решениям;
к упущенным возможностям, к собственной
нерешительности. Положительная или отрицательная
окраска этого отношения выражена направлением
хвостов вверх (уверенно, положительно,
бодро) или падающим движением вниз (недовольство
собой, сомнение в собственной правоте,
сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние
и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие
из нескольких, иногда повторяющихся,
звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно
длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры.
Анализируются по наличию или
отсутствию выступов (типа щитов, панцирей,
игл), прорисовки и затемнения линии контура.
Это защита от окружающих, агрессивная
— если она выполнена в острых углах; со
страхом и тревогой — если имеет место
затемнение, "запачкивание" контурной
линии; с опасением, подозрительностью
— если выставлены щиты, "заслоны",
линия удвоена. Направленность такой защиты
— соответственно пространственному
расположению: верхний контур фигуры —
против вышестоящих, против лиц, имеющих
возможность наложить запрет, ограничение,
осуществить принуждение, т.е. против старших
по возрасту, родителей, учителей, начальников,
руководителей; нижний контур — защита
против насмешек, непризнания, отсутствия
авторитета у нижестоящих подчиненных,
младших, боязнь осуждения; боковые контуры
— недифференцированная опасливость
и готовность к самозащите любого порядка
и в разных ситуациях; то же самое — элементы
"защиты", расположенные не по контуру,
а внутри контура, на самом корпусе животного.
Справа — больше в процессе деятельности
(реальной), слева — больше защита своих
мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия.
Оценивается количество изображенных
деталей — только ли необходимое количество,
чтобы дать представление о придуманном
несуществующем животном (тело, голова,
конечности или тело, хвост, крылья и т.п.):
с заполненным контуром, без штриховки
и дополнительных линий и частей, просто
примитивный контур, — или имеет место
щедрое изображение не только необходимых,
но усложняющих конструкцию дополнительных
деталей. Соответственно, чем больше составных
частей и элементов (помимо самых необходимых),
тем выше энергия. В обратном случае —экономия
энергии, астеничность организма, хроническое
соматическое заболевание (то же самое
подтверждается характером линии — слабая
паутинообразная линия, "возит карандашом
по бумаге", не нажимая на него). Обратный
же характер линий — жирная с нажимом
— не является полярным: это не энергия,
а тревожность. Следует обратить внимание
на резко продавленные линии, видимые
даже на обратной стороне листа (судорожный,
высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая
тревожность. Обратить внимание также
на то, какая деталь, какой символ выполнен
таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Линии.
Оценка характера линии (дубляж
линии, небрежность, неаккуратность соединений,
"островки" из находящих друг на друга
линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание",
отклонение от вертикальной оси, стереотипности
линий и т.д.). Оценка осуществляется так
же, как и при анализе пиктограммы. То же
— фрагментарность линий и форм, незаконченность,
оборванность рисунка.
Типы животных.
Тематически животные делятся
на угрожаемых, угрожающих и нейтральных
(подобия льва, бегемота, волка или птицы,
улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки).
Это отношение к собственной персоне и
к своему "Я", представление о собственном
положении в мире, как бы идентификация
себя по значимости (с зайцем, букашкой,
слоном, собакой и т.д.). В данном случае
рисуемое животное — представитель самого
рисующего.
Уподобление рисуемого животного
человеку, начиная с постановки животного
в положение прямохождения на две лапы,
вместо четырех или более, и заканчивая
одеванием животного в человеческую одежду
(штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая
похожесть морды на лицо, ног и лап на руки,
свидетельствует об инфантильности, эмоциональной
незрелости, соответственно степени выраженности
"очеловечивания" животного. Механизм
сходен аллегорическому значению животных
и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Агрессивность.
Степень агрессивности выражена
количеством, расположением и характером
углов в рисунке, независимо от их связи
с той или иной деталью изображения. Особенно
весомы в этом отношении прямые символы
агрессии — когти, зубы, клювы. Следует
обратить внимание также на акцентировку
сексуальных признаков — вымени, сосков,
груди при человекоподобной фигуре и др.
Это отношение к полу, вплоть до фиксации
на проблеме секса.