Фигура круга (особенно — ничем
не заполненного) символизирует и выражает
тенденцию к скрытности, замкнутость,
закрытость своего внутреннего мира, нежелание
давать сведения о себе окружающим, наконец,
нежелание подвергаться тестированию.
Такие рисунки обычно дают очень ограниченное
количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи
вмонтирования механических частей в
тело "животного" — постановка животного
на постамент, тракторные или танковые
гусеницы, треножник; прикрепление к голове
пропеллера, винта; вмонтирование в глаз
электролампы, в тело и конечности животного
—рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается
чаще у больных шизофренией и глубоких
шизоидов.
Творческие возможности.
Выражены обычно количеством
сочетающихся в фигуре элементов: банальность,
отсутствие творческого начала принимают
форму "готового", существующего
животного (люди, лошади, собаки, свиньи,
рыбы), к которому лишь приделывается "готовая"
существующая деталь, чтобы нарисованное
животное стало несуществующим — кошка
с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами
и т.п. Оригинальность выражается в форме
построения фигуры из элементов, а не целых
заготовок.
Название.
Может выражать рациональное
соединение смысловых частей (летающий
заяц, "бегекот", "мухожер" и
т.п.). Другой вариант — словообразование
с книжно-научным, иногда латинским суффиксом
или окончанием ("ратолетиус" и т.п.).
Первое — рациональность, конкретная
установка при ориентировке и адаптации;
второе — демонстративность, направленная
главным образом на демонстрацию собственного
разума, эрудиции, знаний. Встречаются
названия поверхностно-звуковые без всякого
осмысления ("лялие", "лиошана",
"гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное
отношение к окружающим, неумение учитывать
сигнал опасности, наличие аффективных
критериев в основе мышления, перевес
эстетических элементов в суждениях над
рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические
названия ("риночурка", "пузыренд"
и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном
отношении к окружающим. Инфантильные
названия имеют обычно повторяющиеся
элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус"
и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще
защитного порядка) выражена обычно удлиненными
названиями ("аберосинотиклирон",
"гулобарниклета-миешиния" и т.п.).
Методика измерения уровня
тревожности - Шкала Дж.Тейлор состоит
из 50 утверждений. Служит для оценки общего
уровня тревожности, опасения (страха).
Инструкция: прочтите внимательно
каждое из приведенных ниже утверждений
и поставьте "+" в случае, если утверждение
относится к Вам, "-", если вы не согласны.
В случае затруднений возможен ответ "не
знаю", тогда поставьте "?".
- Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
- Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
- У меня редко бывают запоры.
- У меня редко бывают головные
боли.
- Я редко устаю.
- Я почти всегда чувствую себя
вполне счастливым.
- Я уверен в себе.
- Практически я никогда не краснею.
- По сравнению с моими друзьями
я считаю себя вполне смелым человеком.
- Я краснею не чаще, чем другие.
- У меня редко бывают сердцебиение
и одышка.
- Обычно мои руки и ноги достаточно
теплые.
- Я застенчив не более, чем другие.
- Мне не хватает уверенности
в себе.
- Порой мне кажется, что я ни
на что не годен.
- У меня бывают периоды такого
беспокойства, что я не могу усидеть на
месте.
- Мой желудок сильно беспокоит
меня.
- У меня не хватает духа вынести
все предстоящие трудности.
- Я хотел бы быть таким же счастливым,
как другие.
- Мне кажется порой, что передо
мной нагромождены такие трудности, которые
мне не преодолеть.
- Мне нередко снятся кошмарные
сны.
- Я замечаю, что мои руки начинают
дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
- У меня чрезвычайно беспокойный
и прерывистый сон.
- Меня весьма тревожат возможные
неудачи.
- Мне приходилось испытывать
страх в тех случаях, когда я точно знал,
что мне ничего не угрожает.
- Мне трудно сосредоточиться
на работе или на каком-либо задании.
- Я работаю с большим напряжением.
- Я легко прихожу в замешательство.
- Почти все время я испытываю
тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь.
- Я склонен принимать все слишком
всерьез.
- Я часто плачу, у меня глаза
"на мокром месте".
- Меня нередко мучают приступы
рвоты и тошноты.
- Раз в месяц у меня бывает расстройство
стула (или чаще).
- Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
- Мне очень трудно сосредоточиться
на чем-либо.
- Мое материальное положение
в семье весьма беспокоит меня.
- Нередко я думаю о таких вещах,
о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
- У меня бывали периоды, когда
тревога лишала меня сна.
- Временами, когда я нахожусь
в замешательстве, у меня появляется сильная
потливость и это чрезвычайно смущает
меня.
- Даже в холодные дни я легко
потею.
- Временами я становлюсь таким
возбужденным, что мне трудно заснуть.
- Я - человек легко возбудимый.
- Временами я чувствую себя совершенно
бесполезным.
- Порой мне кажется, что моя нервная
система расшатана и я вот-вот выйду из себя.
- Я часто ловлю себя на том, что
меня что-то тревожит.
- Я гораздо чувствительнее, чем
большинство людей.
- Я почти все время испытываю
чувство голода.
- Иногда я расстраиваюсь из-за
пустяков.
- Жизнь для меня всегда связана
с необычным напряжением.
- Ожидание всегда нервирует
меня.
Обработка результатов
Каждый ответ, совпадающий с
ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном
ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются
следующим образом:
- от 0 до 6 баллов - низкая тревожность,
- от 6 до 20 баллов - средняя,
- выше 20 баллов - высокая.
Ключ: вопросы 1-12 ответ нет;
13-50 - ответ да.
Методика наблюдения за девиантным
поведением младшего школьника Проскуровской
О.Г. предполагает выявление уровеня девиантного
поведения младшего школьника.
Диагност наблюдает за поведением
во время уроков, поведением во внеурочное
время, во время посещения столовой,
поведением во время посещения театров,
выставок, экскурсий, поведением во время
перемены, во время игр и самостоятельно
заполняет карту наблюдения за младшим
школьником. Карта заполняется индивидуально
на каждого младшего школьника. Характеристика
уровней сформированности девиантного
поведения (высокий, средний, низкий) .
Обработка результатов
Высокий уровень: предполагает
оценку «3»
Признаками девиантного поведения
являются такие проявления в поведении
младшего школьника:
ходит во время уроков, встаёт
с места; не выполняет учебные задания
во время уроков; отвлекается, поворачивается,
разговаривает; недисциплинирован; раздражителен;
пассивен в деятельности; прогуливает
уроки без уважительной причины; резкая
смена настроения; агрессивен; нарушает
нормы и правила поведения в учреждении
на перемене и после уроков; провоцирует
конфликты; вспыльчив; является неформальным
отрицательным лидером; не выполняет общественные
поручения; агрессивно ведёт себя по отношению
к одноклассникам, (толкается, плюётся,
пинается, огрызается); не соблюдает правил
поведения в столовой; проявляет неадекватные
реакции (кидается едой, переворачивает
стулья, кричит); стремится привлечь к
себе внимание; пассивен; зависим от других;
неустойчивость поведения; грубит; неадекватно
реагирует на замечания учителя; проявляет
негативные реакции в отношении увиденного;
громко смеётся, разговаривает, кричит;
проявляет протестные реакции; поддаётся
влиянию; является асоциальным лидером;
без причины может накинуться, ударить
сверстника; придумывает или участвует
в агрессивных играх. Можно говорить о
высоком уровне девиантного поведения
младшего школьника.
Средний уровень: предполагает
оценку «2»
Признаками девиантного поведения
являются такие проявления в поведении
младшего школьника:
иногда проявляет недисциплинированность;
частично учебные задания во время уроков;
не всегда отвечает на устные вопросы,
реагирует агрессивно; иногда проявляет
раздражительность; иногда или редко пропускает
занятия без уважительной причины; редко
отмечается резкая смена настроения; иногда
не контролирует себя, редко вспыльчив;
может иногда нарушать нормы поведения;
иногда является неформальным отрицательным
лидером; редко принимает участие в
жизни класса
иногда агрессивно ведёт себя
по отношению к одноклассникам, взрослым
(толкается, плюётся, пинается, огрызается);
не часто, но нарушает правила поведения
в столовой; иногда привлекает к себе внимание
асоциальным поведением; может проявлять
раздражительность, в некоторых моментах
проявляет неустойчивость в поведении;
может неадекватно отреагировать на замечания
взрослого, одноклассника; иногда проявляет
протестные реакции; не часто проявляет
негативные реакции в отношении увиденного;
иногда привлекает к себе внимание асоциальным
поведением; может быть асоциальным
лидером; редко придумывает или участвует
в агрессивных играх. Отмечается средний
уровень девиантного поведения.
Низкий уровень: предполагает
оценку «1»
Признаками девиантного поведения
являются такие проявления в поведении
младшего школьника:
дисциплинирован; активно участвует
в процессе урока; доброжелателен; чётко
выполняет инструкции; всегда присутствует
на занятиях; усидчив; является лидером;
умеет себя контролировать; общается со
всеми одноклассниками; соблюдает нормы
поведения; независим от других; может
организовать группы по интересам;
является лидером; умеет критически мыслить,
принимать адекватные решения; неконфликтен;
участвует в общественной жизни класса;
охотно выполняет общественные поручения;
аккуратен; сдержан; соблюдает правила
поведения в столовой; активно участвует
в процессе знакомства с новым; интересуется
увиденным; соблюдает правила посещения
общественных мест(театров, выставок,
экскурсий); умеет логически мыслить,
принимать адекватные решения; самодисциплинорован;
соблюдает правила игр; может организовать
группы по интересам; является лидером.
Поведение младшего школьника в N(норме).
Уровень воспитанности
учащихся по методике Н.П.Капустина позволяет
оценить качества личности, которые надо
выработать в себе, чтобы достичь успеха.
Показатель |
Я оцениваю себя |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
- Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить
ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю
домашнее задание
- я стремлюсь получать
хорошие отметки |
|
|
|
- Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в
делах и сам обращаюсь за
помощью
- мне нравится самообслуживание
в школе и дома |
|
|
|
- Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу |
|
|
|
- Я и школа:
- я выполняю правила
для учащихся
- я выполняю правила
внутришкольной жизни
- я добр в отношениях
с людьми
- я участвую в делах
класса и школы
- я справедлив в отношениях
с людьми |
|
|
|
- Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру
поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять
время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому
качеству выводится одна среднеарифметическая
оценка.
4 – часто В результате
каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня
другая позиция
Затем 5 оценок складываются
и делятся на 5. Средний балл и является
условным определением уровня воспитанности.
Таким образом, использование
представленных методик позволит в полной
мере оценить наличие предпосылок
и элементов девиантного поведения младшего
шкльника.
Выводы по 1 главе
Работа социального педагога
по профилактике девиантного поведения
младших школьников должна включать прогнозирование
возможных отклонений, нормализацию социальных
отношений, компенсацию пробелов в общем
развитии, восстановление и поддержка
деформированных положительных качеств,
организация практической деятельности,
накопление навыков нравственного поведения
путем применения предложенных методик
и занятий.
Глава 2. Профилактика
девиантного поведения младших школьников
с использованием театра кукол
2.1. Направления и формы
использования театра кукол в
профилактике девиантного поведения
Использование куклы для снятия психологического
напряжения возникла из наблюдений за
детьми. Многим детям трудно раскрепоститься,
они боятся незнакомых людей, эмоционально
“зажаты”. Но как только ребёнок берёт
в руки куклу, он психологически прячется
за неё, выступает от её имени, становится
более открытым и смелым в контактах с
окружающими, начинает примерять на себя
разные модели социального поведения.
Прежде всего, кукла помогает педагогу
установить контакт со стеснительным
ребёнком. Маленькая кукла вызывает у
детей меньше страха, и с ней ребёнок, особенно
младшего школьного возраста, быстрее
идёт на контакт. Дети, которые избегают
прикосновений, скорее соглашаются дать
руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом.
Театральные куклы в большей степени
подталкивают детей на ведение диалогов,
служат стимулирующим фактором для развития
диалоговой речи. Ребёнок с удовольствием
берёт в руки героя кукольного театра
и от его лица рассказывает о своих собственных
переживаниях, мыслях. Оперируя куклами,
робкие дети взаимодействуют с другими
людьми, начинают постигать процесс общения
со сверстниками. Исполняя роль персонажей
с разными характерами, дети “примеряют”
на себя разные модели поведения – осторожность,
храбрость, решимость, агрессивность и
т.п. Это очень важно для того, чтобы став
взрослым, ребёнок мог вести себя по-разному
и в зависимости от ситуации проявлять
и терпимость, и настойчивость, и доброту.