Для ребёнка театральная кукла – это,
прежде всего, игрушка, но игрушка не совсем
обычная. С помощью такой игрушки дети
могут передавать как содержание сказки,
так и смоделировать простую жизненную
ситуацию. Активные дети всегда с удовольствием
играют роли, робкие дети нередко только
от лица куклы впервые решаются произнести
слова со сцены, психологически прячась
за куклу. Занятия с куклами позволяют
детям раскрепоститься, высказать свои
мысли, громко прочитать текст и т.д.
В руках педагога театральная кукла –
помощник в решении многих педагогических
задач. С помощью куклы можно создавать
игровую мотивацию продуктивной деятельности
детей, давать от лица куклы адекватную
оценку продукту деятельности ребёнка
без риска вызвать обиду или сопротивление.
В работе над кукольным спектаклем большое
внимание уделяется речи актёра. Интонация
– важная характеристика разговорной
речи. “Озвучивание” и “оживление” куклы
довольно сложная работа для детей, в музыкальном
кукольном спектакле она осложняется
тем, что кукла ещё и поёт. Поэтому при
постановке спектакля большое внимание
уделяется интонации, дикции, дыханию
актёров. В процессе подготовки спектакля
дети отгадывают загадки, учатся произносить
скороговорки для того, чтобы дикция во
время спектакля была чёткой, ровной, ясной,
речь была выразительной.
Профессиональное использование кукольного
театра оказывает большую помощь в повседневной
работе с детьми для развития их умственного,
нравственного, эстетического воспитания.
Создает детям хорошее настроение, обогащает
впечатлениями, вызывает у них эмоции,
способствует развитию патриотизма и
художественного воспитания. Счастливые
улыбки, горящие глаза и радостные лица
детей свидетельствуют о том, как дети
любят кукольный театр, ждут с нетерпением
открытия занавеса.
Очень важно воспитательное значение
кукольного театра – спектакли показывают
примеры дружбы, доброты, любви к Родине,
честности, правдивости, трудолюбия, смех,
слезы и образы современной жизни.
Таким образом, работа с куклой предполагает
заинтересованность у обучающихся, развитие
координации, развитие воображения. Кукольный
театр воздействует на детей целым комплексом
художественных средств. При показе спектакля
применяются и художественное слово, и
наглядный образ: кукла, живописно-декоративное
оформление, песня, музыкальное сопровождение.
На занятиях применяется ведущий принцип:
от простого к сложному, то есть сначала
дети читают текст, затем его пересказывают,
потом заучивают и, наконец, готовятся
к выступлению. Возраст обучающихся в
театре кукол “Золотой ключик” колеблется
от 7 до 12 лет.
Для создания системы работы с “проблемными”
детьми важным элементом, является метод
замечания их успехов, своевременная положительная
оценка результатов их деятельности. Необходимо
чутко ориентироваться на реальные возможности
ребят и никогда не требовать от них невозможного.
“Проблемные” дети в состоянии выполнить
одномоментно только одно задание, поэтому
любые указания даются предельно конкретно
и лишь одно поручение на четко определенное
время. При попытках эффективного разрешения
той или иной конкретной воспитательной
проблемы с “проблемными” детьми всегда
необходимо стремиться к диалогу, к поиску
взаимоприемлемого компромисса. Чтобы
понять ребенка, надо его обязательно
выслушать. Это не просто сделать. Особенно
опытному педагогу, уже поверившему в
свою непогрешимую опытность. А ребенку
всегда важно быть услышанным.
У “проблемных” детей обострено чувство
справедливости и равенства. Поэтому,
прежде чем предъявлять к ним педагогические
требования необходимо самому соответствовать
им. Ежедневно мне приходится проходить
своеобразное испытание на прочность,
прежде всего, на прочность нервной системы;
приходится не поддаваться на провокации
конфликты, демонстрировать умение “властвовать
над собой” и др [2;67].
Роль социального педагога
в данной технологии заключается в создании
условий для активной творческой деятельности
детей, организация и сопровождение процесса,
а непосредственными творцами и создателями
кукольного спектакля должны стать сами
дети. При успешной реализации данной
технологии у детей сформируется новый
опыт участия в создании кукольных театров,
что даст им возможность пережить чувства
радости от собственных творческих усилий.
[16;27]
Представленные подходы не
исключают, а дополняют друг друга, поэтому
могут использоваться одновременно. Обобщив
данные подходы, разработаем универсальную
технологию создания кукольного театра
для младших школьников.
Таким образом, реализуя такую
технологию, создание кукольного театра
будет носить не только эстетическую и
досуговую функцию, но и решать проблему
профилактики девиантного поведения детей
младшего школьного возраста.
2.2. Разработка программы
для профилактики девиантного
поведения младших школьников
с помощью кукольного театра
Особое значение театральное
творчество приобретает в связи с развитием
культуры и нравственной составляющей.
Оно не только помогает развить с помощью
игры наблюдательность, умение сосредоточить
внимание на конкретном объекте, обучить
особенностям сценического воображения,
но и открывает перед учащимися возможность
соприкоснуться с национальной культурой,
знакомит с творчеством драматургов и
писателей.
Каждый учитель - режиссер, создает
свою неповторимую программу, отражающую
успешный ход его работы и способную обогатить
общие представления об особенностях
театрального воспитания и образования.
Театр - это искусство синтетическое, объединяющее
искусство слова и действия с изобразительным
искусством, музыкой и т.д. Привлечение
школьников-кружковцев к многообразной
деятельности, обусловленной спецификой
театра, открывает большие возможности
для многостороннего развития их способностей.
В ходе занятий дети учатся не только творчески
мыслить, понимать эмоциональное состояние
другого человека, овладевать приемам
саморегуляции и т. д., но и грамотно взаимодействовать
в социальной среде, что является важным
моментом в адаптации ребенка к условиям
окружающей действительности.
Приемлемой формой контроля
приобретенных в ходе занятий навыков
и умений детьми, считаю выполнение ребенком
заданий, в соответствии с требованиями
руководителя театральной студии исходя
из возможностей ребенка (участие в спектакле,
открытом занятии).
Программа обучения является
модифицированной. В ее основе лежат программы:
Ф.З.Фанштейн «Программа детского самодеятельного
театра кукол», Ю.В.Калчеева «Авторская
программа курса «Творчество» для II-V классов
образовательной школы», А.И.Фоминцева
«Программа по основам театрального искусства
II-V классы», Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович
«Играем в кукольный театр. Программа
«Театр – творчество – дети». Модификация
заключается в выборе тем, которые
подходят для профилактики девиантного
поведения в школе.
Обширные отечественные и зарубежные
исследования доказали, что художественная
деятельность в дошкольном, начальном
и среднем образовании должна быть положена
в основу развития общих способностей,
так как в этом возрасте искусство уже
является адекватным языком самоактуализации,
в то время, когда другие виды предметной
деятельности еще не способны дать ребенку
доступных для этого средств. Искусство
входит в жизнь ребенка естественно и
точно так же, как родная речь, дает ему
средства познания, преобразования, выражения
своего отношения к миру, межличностного
общения
Современные социальные условия
требуют от человека определенных способностей
для адаптации в окружающем мире, а современная
среда стала сложно динамичной, высококонкурентной,
обладающей повышенной информационной
плотностью, разнокачественностью, высокой
интенсивностью и быстрой сменой сфер
межличностного общения. Театральная
модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить
себя в той или иной среде позволяют обучающемуся
приобрести полезные навыки для преодоления
конфликтных ситуаций и создания вокруг
себя комфортной среды. Анализ жизненных
ситуаций через этюдную работу, постижение
событийного ряда, логики жизни поможет
воспринимать зло не как отдельно существующий
объект, с которым нужно смириться, а как
следствие определенных обстоятельств
или поступков, которые можно и нужно преодолевать.
И уж ни в коем случае не сотворить его
самому.
Беседы о театре знакомят детей
в доступной им форме с особенностями
театрального искусства, его видами и
жанрами, с творчеством ряда деятелей
русского театра; раскрывает общественно-воспитательную
роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство
со сценическим действием целесообразно
начинать с игр-упражнений, импровизаций,
этюдов, близких жизненному опыту кружковцев,
находящих у них эмоциональный отклик,
требующих творческой активности, работы
фантазии. Необходимо проводить обсуждение
этюдов, воспитывать у кружковцев интерес
к работе друг друга, самокритичность,
формировать критерий оценки качества
работы.
Этюды-импровизации
учебного характера полезно проводить
не только на начальной стадии, но и позднее
- либо параллельно с работой над пьесой,
либо в самом процессе репетиции. Учебные
этюды-импровизации, непосредственно
не связанные с репетируемой пьесой, могут
служить и хорошей эмоциональной разрядкой,
способствовать поднятию творческой активности,
общего тонуса работы.
Работа над сценическим
воплощением пьесы строится на основе
ее углубленного анализа (выявление темы,
основного конфликта, идейных устремлений
и поступков героев, условий и обстоятельств
их жизни, жанровых особенностей пьесы,
стиля автора и т.д.). Она включает предварительный
разбор пьесы; работу, непосредственно
связанную со сценическим воплощением
отдельных эпизодов, картин ,и наконец,
всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии;
оформление спектакля и его показ зрителям.
Основное содержание
занятий театрального коллектива составляет
работа по сценическому воплощению пьесы.
Она строится на основе принципов реалистического
театрального искусства. Это необходимое
условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных
задач.
Необходимо помочь
школьникам действовать в сценических
условиях подлинно, логично, целенаправленно,
увлеченно раскрывать содержание доступных
им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии
друг с другом. Подлинное сценическое
действие требует постоянного обращения
к жизни, сопоставления и оценки происходящего
в сценических условиях с аналогичными
явлениями жизни. Важно развивать у учеников
интерес к таким сопоставлениям, помогать
им осознавать, что критерием правдивости,
подлинности поведения на сцене является
жизнь.
Особое внимание следует
обращать на умение действовать словом,
так как прежде всего через слово раскрываются
мысли, чувства, отношения, стремления
персонажей пьесы.
Формы и методы работы.
Занятия включают наряду с работой над
пьесой проведение бесед об искусстве,
в том числе и о традициях, методах и формах
национального сценического мастерства.
Совместные просмотры и обсуждение спектаклей,
фильмов, посещение выставок, театра.
ЭТО НЕ ПО ТВОЕЙ ТЕМЕ!!!!
2.3.
Проведение констатирующего эксперимента
с использованием методик
На протяжении учебного
года школьники посещали занятия
театрального кружка. При этом тестирование
на элементы девиантного поведения проводились
до и после посещения кружка. ЧТО ЗА БРЕД!
База исследования: Школа №
140. г.Пермь
В исследование принимали участие
дети 2 «Г» класса, 16 человек.
Для выявления школьной тревожности
нами был проведен тест по методике «Школа
зверей». Результаты теста до
использования методики профилактики
девиантного поведения младших школьников
по средством кукольного театра и после.
Результаты эксперимента сведены в таблицу
2.1.
Таблица 2.1. Результаты тестирования
по методике «Школа зверей»
Показатель |
Благоприятное |
% |
Не благоприятное |
% |
Наличие учебной деятельности |
5 |
31,25 |
11 |
68,75 |
Взаимоотношения с
окружающими |
5 |
31,25 |
11 |
68,75 |
Эмоциональное состояние
в школе |
12
|
75 |
4 |
25 |
Уровень развития психических
процессов |
средний |
Изобразим графически результаты
проведенного эксперимента.
Рис. 1. Результаты тестирования
по методике «Школа зверей»
Таким образом, можно отметить
положительную тенденцию по всем параметрам.
Рассмотрим результаты теста
на уровень агрессивности ребенка. При
определении агрессивности будем исходить
их шкалы высокая агрессивность – 15-20
баллов, средняя агрессивность – 7-14 баллов,
низкая агрессивность – 1-6 баллов. Результаты
эксперимента обобщим в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Результаты теста
на уровень агрессивности ребенка
Показатель |
Количество |
% |
Высокая |
5 |
31,25 |
Средняя |
8 |
50 |
Низкая |
3 |
18,75 |