Сущность девиантного поведения и методы его выявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить проблему профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста через вовлечение их на занятия в кукольный театр.
Гипотеза (на перспективу) - профилактика девиантного поведения детей младшего школьного возраста будет эффективным, если выявить причины отклоняющегося поведения, подобрать адекватный диагностический инструментарий для изучения состояния заявленной проблемы и вовлекать учащихся в систематические занятия в школьном кукольном театре.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Сущность девиантного поведения и методы его выявления 7
1.1. Проблема девиантного поведения детей 7
1.2. Причины детского девиантного поведения 8
1.3. Описание методик для выявления девиантного поведения младших школьников 13
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Профилактика девиантного поведения младших школьников с использованием театра кукол 36
2.1. Направления и формы использования театра кукол в профилактике девиантного поведения 36
2.2. Разработка программы для профилактики девиантного поведения младших школьников с помощью кукольного театра 39
2.3. Проведение констатирующего эксперимента с использованием методик 42
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 56
Приложения 2. 84

Файлы: 1 файл

Чугайнова А.В. профилактика девиантного поведения младших школьников посредством кукольного театра.doc

— 145.59 Кб (Скачать файл)

 

Представим результаты эксперимента графически.

Рис. 2.  Результаты теста на уровень агрессивности ребенка

Таким образом, по результатам тестирования можно сделать однозначный вывод о том, что участие младших школьников положительно сказывается на уровне агрессивности, отмечается значительно снижение данного показателя. Какое участие!!? НУЖНО НАПИСАТЬ НА КАКОМ УРОВНЕ АГРЕСИВНОСТИ ШКОЛЬНИКИ НАХОДЯТСЯ !

 

Для оценки эмоционально нравственного развития применялась методика И.Б.Дермановой «Закончи предложение». Тестирование школьники проходили до участия в кукольном театре и после.  О каком участии идет речь!?

Результат отношения у испытуемых к нравственным нормам представлен в таблице 2.3. и на рис. 3.

Таблица 2.3. Результат методики «Закончи предложение».

Показатель

Количество

%

нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится

7

43,75

нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое

7

43,75

ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое

2

12,5


 

 

Рис. 3. Методика «Закончи предложение»

По результатам анализа методики «Закончи предложение» отмечаем, что на 18% снизилось количество детей с неадекватными эмоциональными реакциями с пассивным неустойчивым отношением к нравственным нормам. На 6,25% снизилось количество детей с неустойчивым отношением к нравственным нормам, при этом надо отметить, что незначительное изменение этого показателя говорит  том, что в этой группе оказались дети, которые ранее характеризовались пассивным отношением к нравственным нормам. Существенно изменилось количество детей с активным и устойчивым отношением к нравственным нормам на 25%.

КАК ВСЁ ЭТО СНИЗИТЬСЯ, ЕСЛИ ТЫ ЕЩЕ НЕ ПРОВОДИЛА НАД ДЕТЬМИ ПРОФИЛАКТИКУ. ТЫ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИК ВЫЯВЛЯЕШЬ У ДЕТЕЙ АГРЕСИВНОТЬ,ТРЕВОЖНОСТЬ И Т.Д. НУЖНО РЕЗУЛЬТАТ МЕТОДИКИ И ВСЁ.(В ТАБЛИЦЕ ИЛИ В ГРАФИКЕ И ЕЩЕ НАПИСАТЬ ПАРУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТУ) БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ НАДО! Это у тебя не диплом а 2 курсовая! Изменить!

Цель методики «Кактус» – это  выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

В рисунке проявляются следующие качества испытуемых: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревога, женственность, экстравертированность, интравертированность, стремление к домашней защите, наличие чувств семейной общности, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества.

Обработка результатов:

На основании анализа результатов первичной диагностики можно  дать психологическое описание детей, представив их в виде характеристик.

• Л. Стас - наличие иголок, особенно их большое количество. Близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус  это означает  стремление к одиночеству.

• При анализе рисунка Нади  С. заметно проявление, эгоцентризма, стремление к лидерству. Так же у ребенка присутствует импульсивность  это показано в рисунке  отрывистые линии и сильный нажим.

• С. Лера. По анализу рисунка показало наличие у ребенка эгоцентризм, стремление к лидерству. Изображен только один кактус, это значит присутствует у ребенка Интровертированность –это означает сосредоточенность на самом себе, на своих внутренних переживаниях.

• Г. Лера. Рисунок крупный расположен в центре листа, это показывает что у ребенка эгоцентризм ,стремление к лидерству,  наличие сильной штриховки говорит о вероятной тревожности. И так же еще ребенком был использован темный цвет (темно зеленый), преобладание внутренней штриховки это проявление тревоги.

• И. Барно.  при анализе рисунка  можно говорить что у ребенка есть стремление к одиночеству . Борно сосредоточен  на самом себе, на своих внутренних переживаниях одним словом  Интровертированность. Еще надо заметить, что у ребенка  стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

• П. Лиза. Наличие сильной штриховки говорит о вероятной тревожности. Можно еще заметить проявление, эгоцентризма, стремление к лидерству.

• Б. Юра. Высокая степень агрессивности. Ярко выраженное  стремление к одиночеству.

• А. Настя . По анализу рисунка можно сказать, что у девочки есть  чувство семейной общности, стремление к домашней защите. У Насти взгляд на жизнь позитивный. В рисунке она использовала много ярких цветов.(оптимизм)

• Н. Юля.  По анализу рисунка  можно сказать, что ребенок импульсивный.  Демонстративное поведение так же у ребенка проявляется открытость. Были Использованы темные  цвета, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии  это все означает  присутствие  тревоги.

• И. Надя. Большое стремление к домашней защите, чувство семейной общности. Ребенок обладает  оптимизмом. Так же еще у ребенка есть стремление к лидерству.

• К. Денис. Проявляется Женственности. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности. Наличие синего горшка говорит о нехватке отцовского внимания. Возможно, что обида, чувство тревоги, нехватка внимания вызывает у ребенка защитную агрессию.

• У. Лёва. Стремление к одиночеству. Наличие сильной штриховки говорит о вероятной тревожности. Ярко проявляется Эгоцентризм.

• Б. Ваня. По рисунку можно сказать, что у ребенка проявляется скрытность и осторожность. Минимальное стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

• Д. Саша. заметно проявление минимальной агрессии. Маленький рисунок внизу листа- это означает, что у  ребенок  проявляется зависимость и неуверенность.  Так же по рисунку можно сказать, что у ребенка есть стремление к одиночеству.

• Н. Анна. Рисунок говорит о том ,что у ребенка  максимальное стремление к лидерству. Ребенку присущ оптимизм . Присутствует  стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

• Ч. Вероника. У ребенка проявляется стремление к лидерству .Наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, отражают высокую степень агрессивности. Изображение домашнего кактуса - это показывает стремление к домашней защите, чувство семейной  общности .

Сведем результаты эксперимента в таблицу 2.4.:

Таблица  2.4. Результат методики «Кактус»

Показатель

Количество

Агрессия

3

Импульсивность

4

Эгоцентризм, стремление к лидерству

6

Зависимость, неуверенность

1

Демонстративность, открытость

1

Скрытность, осторожность

1

Оптимизм

2

Тревога

3

Женственность

1

Экстровертированность

0

Интровертированность

2


 

Таким образом, по результатам методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы.

 

ВОТ ЭТА МЕТОДИКА ХОРОШО ОБРАБОТАНА! МОЛОДЕЦ! ОСТАЛЬНЫЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ ТАК ЖЕ! НИЧЕГО ЛИШНЕГО.

 

 

 

 

Представим результаты эксперимента графически на рисунке 2.4.

Рис. 2.4. Результат методики «Кактус»

Для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей использовалась Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: повышенный и высокий уровни тревожности проявили 10 учеников из 19, что составляет 52,6%.

Наибольшее количество учеников проявили повышенный и высокий уровни тревожности по 2 фактору – переживание социального стресса ( 11 учеников ( 68%) ),  по 7 фактору – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу ( 11 учеников ( 68%) ), по 3 фактору – фрустрация потребности в достижении успеха ( 9 учеников ( 58% ) ).  К концу года показатели имели также положительную тенденцию, т.е. отмечен было снижение по второму фактору на 7%, по 7 фактору - на 13%, по 3 фактору -  на 9%.

Наблюдения за девиантным поведением младшего школьника по методике Проскуровской О.Г. дало результаты, приведенные в таблице 2.5.

Таблица 2.5. Результаты методики наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Показатель

Количество

%

Высокая

6

31,25

Средняя

8

50

Низкая

3

18,75


 

 

Рис. 2.5. Результат методики наблюдения за девиантным поведением младшего школьника Проскуровской О.Г. 

ВСЁ ХОРОШО, НАДО ТОЛЬКО ЕЩЕ НАПИСАТЬ РЕЗУЛЬТАТ МЕТОДИКИ)

 

Выводы по 2 главе

Использование кукол в работе социального педагога имеете широкий спектр возможностей: от установления контакта и снятия эмоционального напряжения, до решения социально-психологических проблем, в том числе и сложностей во взаимодействии между родителями и детьми. Создание кукольного театра – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей через развитие способностей самовыражения и самопознания. Технология создания кукольного театра предполагает поэтапную работу, включающую подготовку, основной этап и фиксирование итогов деятельности. 

 

 

Заключение

Целью курсовой работы было изучить проблему профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста через вовлечение их на занятия в кукольный театр.

Для достижения поставленной цели были решены задачи:

  1. Рассмотрено девиантное поведение как социально-педагогическая проблема, препятствующая нормальному развитию и социализации ребенка.

  1. Раскрыты причины возникновения девиантного поведения младших школьников, такие как нахождение в конфликтной среде, порождающей убеждение о том, что все конфликты решаются «силой». потребность в движении, экспрессивность, образное восприятие, возрастное новообразование и ведущий вид деятельности – становятся подоплекой для развития девиантного поведения ребенка.

  1. Проанализировано содержание работы социального педагога по профилактике девиантного поведения. Содержание работы должно включать прогнозирование возможных отклонений, нормализацию социальных отношений, компенсацию пробелов в общем развитии, восстановление и поддержка деформированных положительных качеств, организация практической деятельности, накопление навыков нравственного поведения с использованием предложенных методик идентификации отклонения т нормативного поведения

  1. Проведен констатирующий эксперимент с использованием методик по выявлению элементов девиантного поведения. В результате эксперимента удалось установить, что применение разработанной программы положительно влияет на сознание школьника и значительно снижает вероятность девиантного поведения.

  1. Выявлены социально-педагогические возможности использования кукол в работе с детьми младшего школьного возраста.

 Театральная кукла  выступает помощником в решении многих социально-педагогических задач. С помощью куклы можно создавать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, снимать психологическое напряжение ребенка, активизировать творческие способности, создавать благоприятный климат в коллективе. Реализовать творческие способности детей можно как непосредственно в театрализованных кукольных представлениях, так и при создании этих кукол своими руками. Использование кукол в работе социального педагога имеете широкий спектр возможностей: от установления контакта и снятия эмоционального напряжения, до решения социально-психологических проблем, в том числе и сложностей во взаимодействии между родителями и сверстниками.

Информация о работе Сущность девиантного поведения и методы его выявления