Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.

Содержание работы

Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
Выводы
Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
Выводы
Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.2Анализ речевого исследования
3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Челябинский государственный  педагогический университет»

Факультет коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила: студентка  445 группы

                                                               Сонина Ольга Михайловна

                                                            Научный руководитель: Лапшина Л.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2008

 

 

 

Содержание

 

  1. Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
  2. 1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
  3. 1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
  4.  1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
  5. Выводы 
  6. Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
  7. 2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
  8.  2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
  9.  2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
  10. Выводы
  11. Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
  12. 3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
  13.  3.2Анализ речевого исследования
  14.  3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с  этим словом. Поступление в школу  – это начало нового этапа в  жизни ребенка, вхождение его  в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и своеобразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников  мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.

Причины неподготовленности к обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.

Органические причины  – это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка: снижению темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленость здоровья.

Воспитательные причины  связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.

Однако и в достаточно благополучных  семьях не всегда используются возможности для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием взрослыми сущности подготовки к школе.

Как показали исследования отечественных  дефектологов, поражение слуха представляет собой не изолированное выпадение анализатора, а нарушение всего хода развития ребёнка, что, безусловно, сказывается на подготовке детей к школьному обучению. Вопрос готовности с нарушениями слуха к школе в специальной литературе изучался в трёх направлениях:

  • Преемственность в принципах, содержании и методах обучения детей;
  • Изучение уровня речевой готовности к школе;
  • Изучение особенностей развития некоторых сторон познавательной деятельности детей с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность в принципах, содержании и методах обучения детей. Разработка проблемы дошкольного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья долгие годы осуществлялась параллельно с поисками путей совершенствования процесса обучения в школе и  с ориентировкой на неё. Научная разработка вопросов организации дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха как первоначального и вполне самостоятельного звена в единой системе непрерывного специального образования была начата в 60-е годы (Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова, А.Г. Басова и др.)

На первом этапе происходит распространение  основных принципов системы обучения глухих школьников на практику обучения и воспитания глухих детей в специальных  детских садах. Это свидетельствовало о стремлении исследователей закрепить то положительное, что имело место в изучении речевого развития неслышащих детей школьного возраста, уяснить общие закономерности формирования речи при нарушенном слухе, вычленить основные факторы развития в дошкольном возрасте.

Так, исследования Р.М. Боскис давали возможность решать проблему дифференцированного  обучения детей с нарушениями  слуха дошкольного возраста. Работы Б.Д. Корсунской показали значимость для  дошкольного периода, как и для  школьного, коммуникативной направленности формирования речи, применения в обучении вспомогательных  средств (дактилологии), поэтапного формирования произносительных навыков с привлечением остаточного слуха. А.Г. Басова провела экспериментальное обучение, в котором убедительно показала, что при сопутствующих условиях неслышащие дети могут достигнуть больших успехов.

На вором этапе на основе исследований в области детской психологии, педагогики, психолингвистики, нейрофизиологии, аудиологии начинается научное обследование и создание системы собственно дошкольного воспитания и обучения детей с недостатками слуха.

Изучение уровня речевой  готовности к школе. Анализ речевого развития глухих детей и слабослышащих детей предполагает выяснение объёма словарного запаса, владения навыками связной речи. Характеристике особенностей речевого развития детей с нарушениями слуха посвящён ряд исследований. Однако в большинстве своём они фиксировали данные, полученные в учебном процессе.

Изучение особенностей развития некоторых сторон познавательной деятельности детей с недостатками слуха дошкольного и младшего школьного возраста. Теоретические положения Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребёнка, разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали разработке нового подхода к рассмотрению особенностей познавательной деятельности детей с недостатками слуха (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, А.П. Гозова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьёв, Ж. И. Шиф и др.). суть его состоит в том, что и нормальный ребёнок с ограниченными возможностями развиваются по единым законам. Исследования особенностей психического развития дошкольников с нарушениями слуха, определение возможностей своевременного коррекционного воздействия на дефект осуществляются с позиций фундаментальных положений Л.С. Выготского о системном подходе к анализу психики, о «зонах актуального развития и ближайшего развития» ребёнка, о том, что обучение должно вести за собой развитие.

Исходя из выше сказанного целью  нашей работы является теоретически изучить и практически выявить основные особенности речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе.

В соответствии с целью, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме своеобразия речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе
  2. Охарактеризовать основные особенности речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе
  3. Выявит основные особенности речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе
  4. Разработать содержание основных направлений деятельности педагогов ДОУ.

  Объектом изучения нашего исследования является: речевое развитие слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе.

В качестве предмета мы рассматриваем основные особенности речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения речевого развития детей  дошкольного возраста

 

1.1.  Речь  и её функции. Основные этапы речевого развития

Речь — неотъемлемая часть социального  бытия людей, необходимое условие  существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их.

 Речь — средство воздействия  на сознание, выработки мировоззрения,  норм поведения, формирования  вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Человек, будучи по своей природе  существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и  т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

В психологии различают две формы  речи: внешнюю и внутреннюю; Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь, психологически наиболее простая и. естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика — ответ, возражение, замечание  на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.

Отличительными чертами диалога  являются:

эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;

ситуативность, т. е. предмет или  тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.

Диалог поддерживается собеседниками  с помощью уточняющих вопросов, изменения  ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.

Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом  системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической  по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.

Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые в свою очередь подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.

При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем  диалогическая.

Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она  обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем  развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя форма речи (речь «про себя»)— это беззвучная речь, которая  возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей  структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Информация о работе Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе