Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа
Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.
Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
Выводы
Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
Выводы
Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.2Анализ речевого исследования
3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет коррекционной педагогики
Курсовая работа
На тему: «Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе»
Челябинск, 2008
Содержание
Введение
Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и своеобразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.
Причины неподготовленности к обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.
Органические причины – это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка: снижению темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленость здоровья.
Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.
Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда используются возможности для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием взрослыми сущности подготовки к школе.
Как показали исследования отечественных дефектологов, поражение слуха представляет собой не изолированное выпадение анализатора, а нарушение всего хода развития ребёнка, что, безусловно, сказывается на подготовке детей к школьному обучению. Вопрос готовности с нарушениями слуха к школе в специальной литературе изучался в трёх направлениях:
Преемственность в принципах, содержании и методах обучения детей. Разработка проблемы дошкольного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья долгие годы осуществлялась параллельно с поисками путей совершенствования процесса обучения в школе и с ориентировкой на неё. Научная разработка вопросов организации дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха как первоначального и вполне самостоятельного звена в единой системе непрерывного специального образования была начата в 60-е годы (Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова, А.Г. Басова и др.)
На первом этапе происходит распространение основных принципов системы обучения глухих школьников на практику обучения и воспитания глухих детей в специальных детских садах. Это свидетельствовало о стремлении исследователей закрепить то положительное, что имело место в изучении речевого развития неслышащих детей школьного возраста, уяснить общие закономерности формирования речи при нарушенном слухе, вычленить основные факторы развития в дошкольном возрасте.
Так, исследования Р.М. Боскис давали возможность решать проблему дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Работы Б.Д. Корсунской показали значимость для дошкольного периода, как и для школьного, коммуникативной направленности формирования речи, применения в обучении вспомогательных средств (дактилологии), поэтапного формирования произносительных навыков с привлечением остаточного слуха. А.Г. Басова провела экспериментальное обучение, в котором убедительно показала, что при сопутствующих условиях неслышащие дети могут достигнуть больших успехов.
На вором этапе на основе исследований в области детской психологии, педагогики, психолингвистики, нейрофизиологии, аудиологии начинается научное обследование и создание системы собственно дошкольного воспитания и обучения детей с недостатками слуха.
Изучение уровня речевой готовности к школе. Анализ речевого развития глухих детей и слабослышащих детей предполагает выяснение объёма словарного запаса, владения навыками связной речи. Характеристике особенностей речевого развития детей с нарушениями слуха посвящён ряд исследований. Однако в большинстве своём они фиксировали данные, полученные в учебном процессе.
Изучение особенностей развития некоторых сторон познавательной деятельности детей с недостатками слуха дошкольного и младшего школьного возраста. Теоретические положения Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребёнка, разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали разработке нового подхода к рассмотрению особенностей познавательной деятельности детей с недостатками слуха (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, А.П. Гозова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьёв, Ж. И. Шиф и др.). суть его состоит в том, что и нормальный ребёнок с ограниченными возможностями развиваются по единым законам. Исследования особенностей психического развития дошкольников с нарушениями слуха, определение возможностей своевременного коррекционного воздействия на дефект осуществляются с позиций фундаментальных положений Л.С. Выготского о системном подходе к анализу психики, о «зонах актуального развития и ближайшего развития» ребёнка, о том, что обучение должно вести за собой развитие.
Исходя из выше сказанного целью нашей работы является теоретически изучить и практически выявить основные особенности речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе.
В соответствии с целью, нами были поставлены следующие задачи:
Объектом изучения нашего исследования является: речевое развитие слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе.
В качестве предмета мы рассматриваем основные особенности речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе.
Глава 1. Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1. Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
Речь — неотъемлемая часть социального
бытия людей, необходимое условие
существования человеческого
Речь — средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю; Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь, психологически наиболее простая и. естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительными чертами
эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
ситуативность, т. е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые в свою очередь подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.
При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.
Внутренняя форма речи (речь «про себя»)— это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.