Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.

Содержание работы

Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
Выводы
Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
Выводы
Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.2Анализ речевого исследования
3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Также дети должны уметь вербально определять:

  • громкие/тихие низкие звуки (грубые, хриплые, скрипучие, 
    глухие, толстые);
  • громкие/тихие высокие звуки (тонкие, звонкие, писк, свист, визг).
  • Развитие неречевого слуха также включает работу по активизации пространственного слуха. Можно рекомендовать различные игровые упражнения по формированию умений различать направление звучания, находить источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка. При выполнении заданий зрительный контроль исключается. Например:
  • «Покажи,  где  звук»

Дети делятся на две  команды и становятся спереди  и сзади (или справа и слева) от водящего, который стоит с завязанными глазами в центре комнаты. По сигналу логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

«Возьми  игрушку»

Дети становятся, образуя  круг. Один из детой, которому завязывают глаза, становится в центре круга. Остальным мру чаются различные звучащие игрушки. По знаку логопсдп кто либо из детей приводит в звучание свою игрушку. 1'<о<чм>к г завязанными глазами идет по направлению звука и дотриги-вается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются мостами.

«Иди  за  звуком»

Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей становятся в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей издает звук при помощи своей игрушки. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время данное звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т. д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.

«Где  котенок,  где  щенок?»

2-4 магнитофона устанавливаются  в разных точках помещения. Дети с закрытыми глазами последовательно прослушивают аудиозаписи голосов животных (например, кошки и собаки), показывают направления звучаний. После этого включаются одновременно два магнитофона, и дети обеими руками показывают, где слышатся голоса. Далее дети определяют принадлежность услышанных голосов и показывают, где «сидел» щенок и котенок.

Немаловажное значение для улучшения концентрации и распределения слухового внимания, увеличения объема слуховой памяти, развития слухо-двигательных координации имеет формирование слухо-двигательного ритма и темпа ребенка. Темпо-ритмические упражнения являются предпосылочными к формированию устной речи. Так, развитие корпорального и мануального праксиса стимулирует активность артикуляционных мышц, снимает их напряжение; способствует  I вырабатыванию точности, согласованности, переключаемости оральных движений. Соблюдение темпа и ритма общих движений позитивно влияет на удержание слого-ритмического контура слов, определение ударных слогов.

Упражнения вначале проводятся без музыкального сопровождения, а затем — под музыку. В процессе тренировок дети с незначительным снижением слуха учатся различать простые и усложненные ритмы, воспроизводя их с помощью отстукивания, хлопков, звучащих предметов или подчиняя свои движения ритму музыки (редкому, частому); определяют музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный), отражая их в движениях, играх. Используются методические приемы — показ и словесное объяснение (слухозрительное восприятие и только на слух).

Задания следует предъявлять  в определенной последовательности:

Восприятие, различение и  воспроизведение простых неречевых ритмов с помощью хлопков, отстукивания, звучания музыкальных игрушек (!-; -!; !—; -!-).

«Чей ритм?»

Логопед дает двум детям  по бубну и предлагает для прослушивания два ритма (например, —!; -!-). Одному ребенку предлагается воспроизвести и запомнить первый ритм, а другому — второй. После этого дети становятся на некотором расстоянии друг от друга спиной к логопеду. Логопед отбивает какой-нибудь из указанных ритмов, а дети должны узнать на слух, «чей» это ритм, и воспроизвести его.

«А   ну-ка  повтори!»

Дети делятся на две  команды. Логопед становится между командами и на барабане палочкой отбивает ритмы (—!; -!;!—). Команды поочерёдно воспроизводят указанный ритм. Аналогично отрабатываются чётко выраженные музыкальные ритмы (редкий, частый).

- различение и воспроизведение  усложнённых ритмов (!---; ---!; -!—и др.).

«Телефон»

Дети становятся друг за другом спиной к логопеду и закрывают  ладонями уши. Одного ребёнка логопед  поворачивает к себе лицом и отхлопывает ритм. Запомнив ритм, первый ребёнок поворачивает к себе лицом второго и отхлопывает ритм. Таким образом, ритм передаётся по цепочке. Последний ребёнок воспроизводит услышанный ритмический рисунок перед всеми детьми.

- определение музыкального темпа и синхронное выполнение движений.

«Быстро-медленно»

Дети становятся в круг и, слушая медленную или ритмическую музыку, в заданном музыкальном темпе  передают друг другу игрушку.

Под музыку выполняются разнообразные  игровые движения: «красим кисточкой потолок», «ключом открываем дверь» и др.

Также под музыкальное сопровождение  выполняется комплекс упражнений, направленный на сочетание общих – тонких движений и музыкального темпа, ритма.

Исходное положение – стоя или  сидя на краю стула.

- под плавную музыку  медленные  движения головой следует сочетать  со вдохом и выдохом:

  • Вправо, вдох – прямо, выдох;
  • вправо, вдох — вниз, выдох;
  • влево, вдох — прямо, выдох;
  • влево, вдох — вниз, выдох;
  • вперед, вдох — прямо, выдох;
  • назад, вдох — прямо, выдох.
  • - Движения плечами

Упражнения следует  выполнять двумя плечами, потом левым и правым поочередно:

  • вверх — вниз;
  • вперед — прямо;
  • назад — прямо;

• круговые движения вперед, назад.

- Движения руками:

  • медленно поднимать и опускать: две руки, левую, правую;
  • опустить руки вниз и плавно поднимать «ножницами» 
    вверх; вверху соединить их в «замок», затем расслабить руки и медленно опустить вниз.

- На фоне более ритмичной мелодии движения кистями рук:

  • кисти рук вращаются внизу, затем, не прекращая вращения, медленно поднимаются вверх, затем опускаются вниз;
  • «рисование» кругов по очереди каждым пальцем в одну и в другую стороны;
  • пальцы сжимаются в кулак и резко раскрываются (два кулачка, затем попеременно по одному);
  • кисти поднимаются вверх, затем опускаются вниз;
  • соединяются под музыку: кулак — ладонь;
  • «игра на пианино».

- На фоне еще более ритмичной мелодии работа над ритмом и координацией движений:

• хлопать ладонями по коленям, выдерживая музыкальный ритм;

  • хлопать ритмично по коленям – по плечам;
  • хлопать по коленям и в ладоши;
  • хлопки: колени – ладоши – плечи;
  • ногами (поочерёдно правой, левой) отстукивать ритм.

- Под медленную музыку повторно выполняются дыхательные упражнения, описанные выше.

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Третий этап — фонемный — наиболее объемный по содержанию и, соответственно, самый длительный. Он реализуется с середины октября по конец марта и ориентировочно включает 100-103 занятия.

. На данном этапе осуществляется  практическое усвоение фонетического,  фонематического и лексико-грамматического  компонентов языковой системы.

Овладение фонетической системой происходит в процессе развития психических функций слуховой модальности, фонетического слуха (узнавания и различения звуков речи по их акустическим и интонационным признакам) и формирования нормативного звукопроизношения, слухомоторного контроля.

Звуки речи, составляя слова, приобретают смыслоразличительное значение и выполняют функцию фонем. Фонемы, в свою очередь, образуют фонематическую систему, практическое усвоение которой предполагает владение умственными операциями по дифференциации фонем на основе ударности, квазиомонимии, фонематического анализа и синтеза, фонематических обобщений (представлений).

Одновременно с формированием  фонетико-фонематической базы языка  проводится работа, нацеленная на практическое усвоение лексико-морфологических  средств языка, синтаксического конструирования. Уделяется внимание развитию связной речи и психической регуляции речевой деятельности (языковому контролю, слухомоторному самоконтролю)

В это время медицинские мероприятия, в основном, сводятся к профилактике простудных заболеваний, провоцирующих воспалительные процессы в ушах и носоглотке, что негативно влияет на состояние слуха детей. Медсестре детского сада рекомендуется проводить различные оздоровительные мероприятия. Например, регулярно осматривать и осуществлять санацию лор-органов, точечный массаж биоактивных точек, научить детей выполнять общеукрепляющие комплексы, закаливать носоглотку путем промывания носа прохладной водой и полоскания горла и др.

Реализация психолого-педагогических мероприятий осуществляется на логопедических занятиях. На этом этапе речь детей формируется в постепенно усложняющихся условиях слухового восприятия.

Так, ознакомление с новым материалом происходит в условиях, максимально облегчающих слуховое восприятие, рассмотренных на предыдущих этапах (при отсутствии шума; уменьшении реверберации в помещении; размещении ребенка в кабинете с учетом его слуховых возможностей; бисенсорном восприятии речи; равномерной громкости речи педагога слегка замедленного темпа). Кроме этого рекомендуется использование различных слуховых приспособлений-тренажеров (слуховой трубы, «звукопровода») для усиления громкости звучания речевых звуков, так как речевые звуки, в сравнении с неречевыми, более сложны для восприятия (звучат тише, короче, меняются в комбинаторных сочетаниях).

Закрепление материала осуществляется в более сложных акустических условиях:

  • при исключении зрительной опоры;
  • при увеличении расстояния от ребенка до говорящего,

при восприятии речи нормального темпа  и громкости, воспроизведенной различными дикторами (разными женскими, мужскими, детскими голосами) через технические средства (магнитофон, диктофон); при использовании резонаторной маски Master Sound, усиливающей громкость звучания, но исключающей зрительный контроль собственной артикуляции.

Фонетическая система, по мнению В. И. Бельтюкова, Н. И. Жинкина, Л. В. Неймана, Л. А. Чистович, Н. X. Швачкинаи др. включает в себя речевые звуки, ударение и интонацию.

Исходя из того, что звуки речи различаются на основе артикуляторных и акустических признаков, работа по развитию фонетического слуха и формированию произношения проводится одновременно, что способствует формированию межанализаторных связей (слухоречедвигательных), развитию слухового внимания, слухо-двигательной памяти, слухового и кинестетического контроля.

Параллельно дети знакомятся с интонационными средствами языка: ритмом, темпом, мелодикой, тембром.

Фонетическая система развивается  в процессе реализации нескольких взаимосвязанных направлений работы: коррекции звукопроизношения, развитии фонетического слуха, развитии интонационного слуха.

Коррекция звукопроизношения осуществляется по общепринятой схеме работы над звуком с учетом характера нарушения артикуляционного праксиса (В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хват-цев, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина). Вначале уточняется артикуляция гласных и простых согласных звуков, а затем с помощью различных методов постановки звуков (имитации, опоры на сохранные звуки, механические) усваивается артикуляция отсутствующих и неправильно произносимых звуков. После этого они закрепляются в слогах, словах, фразах, автоматизируются в стихотворениях, коротких текстах и скороговорках.

Информация о работе Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе