Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа
Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.
Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
Выводы
Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
Выводы
Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.2Анализ речевого исследования
3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности
Для воспроизведения неречевых звучаний через магнитофон можно использовать различные аудиокассеты: «Звуки окружающего мира или из чего родилась музыка», «Голоса животных и птиц», «Голоса птиц», «Звуки леса», «Звуки моря»; диктофонные записи шумов, не включенных в вышеперечисленные сборники (шум транспорта, городской улицы днем и вечером, домашних бытовых приборов т. д.); аудиокассеты с записями классических и современных музыкальных произведений без вокального сопровождения.
Развитие неречевого слуха осуществляется последовательно с помощью упражнений, направленных, во-первых, на активизацию слуховых ощущений и слухового внимания; во-вторых, на дифференциацию слуховых ощущений; и в-третьих, на формирование невербального слухового восприятия.
Слуховые ощущения и внимание детей активизируются путем вырабатывания двигательной (кивок головы, поднимание вверх руки, сигнала и т. п.), а также вербальной (слышу — не слышу, да — нет) реакций на слышимый звук (стук, звон, шуршание и др.) Зрительное восприятие звучащих объектов должно быть исключено. Задания желательно предъявлять в игровой форме, включать элементы соревновательности. Можно рекомендовать следующие приемы работы:
- выполнение условных движений (поворот головы, хлопки, подпрыгивание, откладывание фишки т. д.) на услышанный неречевой звук;
«Сторож»
Один из детей («сторож») становится спиной к стулу, на котором лежит условный символ (например, флажок). Другой ребенок тихо подходит к стулу, чтобы взять лежащую на нем игрушку. По условному акустическому сигналу логопеда (например, удара в бубен) каждый ребенок старается первым схватить игрушку.
- реакция с помощью речевых сигналов на появление акустического стимула (например, с помощью слов да, слышу, есть и др.).
После того как ребенок научится быстро реагировать на звуковой раздражитель, следует переходить к дифференциации слуховых ощущений, т.е. обнаружению одинаковых и разных акустических сигналов. Это отрабатывается с помощью отрицательных и утвердительных невербальных или вербальных ответов в следующих упражнениях:
- определение из трех звучащих предметов двух одинаковых/различных неречевых звуков (на материале контрастных звучаний, например, барабана и колокольчика, погремушки и свистка т.п.);
- выделение одинаковых и различных неречевых звуков (на материале сходных звучаний, например, баночек с различной крупой); самостоятельное нахождение одинаковых звучаний из множества звучащих предметов.
Указанные задания тренируют у детей слуховое внимание и слуховую память.
Неречевое слуховое восприятие развивается у детей в процессе различения неречевых звучаний по их характеру, по акустическим свойствам, по объемности, направленности и т. д.
Первоначально дети учатся узнавать и дифференцировать неречевые звуки по характеру звучания (шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки). Сначала различаются акустически резко контрастные неречевые звуки, воспроизведенные с помощью знакомых натуральных предметов. Затем постепенно переходят к восприятию аудиозаписей этих звучаний. Дети запоминают названия звучащих предметов, соотнося их непосредственно с предметами и их изображениями на картинках. После этого дошкольники знакомятся с менее контрастными звуками.
При выполнении заданий детьми различных возрастных групп количество вербальных ответов увеличивается от средней к подготовительной группе.
Умения различать неречевые звуки по характеру звучания формируются в играх и игровых приемах. Например:
- Определение звучавшего предмета.
«Угадай, что звучит»
Логопед воспроизводит звучание одним из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его озвучить, проверив себя.
«Повтори за мной»
Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одним из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется только на слух.
- Соотнесение характера звучаний с дифференцированными движениями.
«Самый внимательный»
По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.
- Запоминание и воспроизведение ряда звучаний.
«Узнай по звуку»
Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь») внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель т. п.). Предлагается прослушивание от 2 до 5 звучаний. Затем дети по команде логопеда («день») отрывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.
«Что сначала, что потом»
Дети отворачиваются и
прослушивают несколько звучаний. Затем один ребенок подходит к столу
логопеда, отбирает картинки с изображением
звучавших предметов или при
родных явлений и выкладывает их, соблюдая
последовательность звучаний. Остальные
дети контролируют правильность выполнения
задания и в случае необходимости исправляют ошибки.
Далее слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте).
При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо-далеко, громко-близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку неречевых и речевых реакций на громкие и тихие звуки. Например:
«Волк и зайцы»
Один ребенок выбирается «волком», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети («зайцы») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках спокойно играют, при усилении громкости настораживаются (останавливаются), при громких звуках разбегаются.
«Найди игрушку»
Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна, барабана и т. д.).
«Близко — далеко»
Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных или птиц. Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки, лай собаки, писк птенцов и др.).
«Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, нарисовать, что они услышали.
Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение долгих и коротких сигналов с помощью невербальных реакций и вербальных ответов. Например:
«Покажи звук»
Детям раздаются по две карточки, на одной из них изображена короткая полоска, на другой'— длинная полоса (или короткая и длинная ленты). Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку (ленту), соответствующую длительности звука.
«Нарисуй звук»
Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.
«Долгий звук — короткий звук»
Ребенок воспроизводит звучания на музыкальных инструментах, но прежде чем играть предупреждает, коротко или долго будет длиться звучание.
Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «звучит низко». Так, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т. п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой; высокими и низкими предметами; голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.
«Высоко — низко»
Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.
«Найди меня»
Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик т. д.). По словесной команде логопеда («Высокий звук» или
«Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.
«Сравни звуки»
На доске выставляется ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Логопед просит детей внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.
«Собака и щенок»
Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания голосов с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звучания голоса, должны определить, кто первым пришел, а кто следующим — щенок или собака.
Далее важно научить детей определять количество звучаний и звучащих предметов без зрительной опоры. Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов подсчитывается детьми с помощью символов, (палочек, фишек т. п.). Это осуществляется в процессе подсчета:
Задания предъявляются в игровой форме. Например:
«Один — два»
Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала — встает другой. После этого дети садятся спи-пой к логопеду и встают по условленному сигналу.
«Ворона»
Логопед сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «подарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится количество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в предложениях составляемых детьми.
«Сколько звуков?»
Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их количество.
«Сколько предметов?»
Логопед одновременно воспроизводит звучания несколькими (2-3) предметами, имеющими контрастные звучания (например, свистком и погремушкой; бубном, пищалкой и свистком). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют количество звучащих предметов.
При прослушивании музыкальных отрывков дети определяют звучание одного инструмента (соло) и многих (оркестр).
После того, как дети научатся различать отдельные характеристики неречевых звуков (громкость, высоту, длительность), проводятся упражнения, направленные на дифференциацию тембра, т.е. эмоционально-выразительных характеристик сложных звуков, воспринимаемых целостно. В процессе прослушивания аудиозаписей звуков окружающей природы, фрагментов музыкальных произведений и др. дети учатся адекватно эмоционально реагировать на звучания и с помощью речи передавать многообразные оттенки слуховых образов. Например, слушая грохот грома, мяуканье кошки, громкий стук, пенье птиц, рычанье медведя, дети эмоционально реагируют на различные звучания, выражая свое отношение с помощью движений и мимики (страх, радость, печаль, хитрость и т. д.). При прослушивании музыкальных фрагментов (можно использовать сборник «Классическая музыка для детей», 1998) дети показывают, как «танцуют» на поляне различные животные, отражая характер музыки. Например, под веселые, звонкие звуки «Лезгинки» М. Глинки — скачут зайчики; под веселый, загадочный «Неаполитанский танец» П. Чайковского — бежит, виляя хвостиком, хитрая лисичка; под тяжелые аккорды «Серенады» Ф. Шуберта — топает медведь; под тонкие, звенящие звуки «Полета шмеля» Н. Римского-Корсакова — летают, кружатся птички, пчелы.