Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа
Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.
Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
Выводы
Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
Выводы
Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.2Анализ речевого исследования
3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности
- декламация стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение;
- последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя детьми (трое детей садятся рядом в «цепочку», двум крайним логопед раздает по одной картинке с изображением предмета или простого сюжета; по сигналу логопеда они шепотом одновременно произносят на ухо сидящему в центре ребенку название предмета или составленную фразу; слушающий, в свою очередь, должен последовательно воспроизвести сказанное товарищами);
• ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя детьми (трое детей становятся на расстоянии 3-4 м друг от друга; двое из них, по команде логопеда, одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок должен последовательно ответить (не вербально)
• вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов (дети прослушивают с закрытыми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, «рисуя* их в воздухе; по окончании прослушивания рассказывают, что они «нарисовали»; затем дети могут нарисовать на бумаге «увиденную картинку»;
• составление рассказов по слуховым образам как итоговая работа по лексико-грамматической тематике.
Выводы
Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждение проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни.
Педагоги группы – логопед, психолог, воспитатели должны работать в тесном содружестве, стремится к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:
совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;
обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни;
совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
разработка общих рекомендаций для родителей.
Глава 3. Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1 Организация
и база исследования речевой
готовности слабослышащих
Предлагаемая методика направлена на выявление объема словарного запаса, оценки понимания обращенной речи, определение уровня развития связной речи. Методика использовалась при диагностике готовности к школе как слабослышащих, так и слышащих детей. Комплексные задания, предлагаемые дошкольникам, позволяли решить одновременно несколько диагностических задач.
Задание 1. Выявление объема словарного запаса и оценка понимания обращенной речи. Изучается уровень владения детьми словарным запасом в соответствии с программными требованиями. С учетом результатов, полученных в ранее проведенных исследованиях, нами были подобраны вопросы, позволяющие проанализировать наиболее часто встречающиеся у слабослышащих дошкольников затруднения. В содержание вопросов включаются темы, отмечаемые как наиболее трудные для усвоения слабослышащими дошкольниками. Проверяются знания обобщающих понятий, а также понятий, обозначающих профессии людей, родственные отношения, признаки предметов и явления природы. Использование различных лексико-грамматических конструкций в построении вопросов позволяет также оценить уровень понимания обращенной речи.
Условно все вопросы делятся на четыре группы.
1. Вопросы, требующие понимания
родо-видовых отношений. Груша,
Какие профессия ты знаешь? Москва, Санкт-Петербург, Киев - что это? Какие виды транспорта ты знаешь? Назови диких (домашних) животных.
2. Вопросы для выяснения знаний о профессиях людей.
Кто строит дом? Кто водит троллейбус? Кто работает в школе? Кто лечит больных? Что делает повар? Что делает художник? Какая профессия у папы (мамы)? Где работает папа (мама)?
3. Вопросы, выявляющие степень овладения знаниями о признаках предметов и явлений природы, понимание причинно-следственных связей.
Днем светло, а ночью - ...?
Река - широкая, а ручей - ...?
Самолет летит быстро, а бабочка - ...?
Какая сегодня погода? Как ты догадался?
Что нужно взять в школу (на прогулку)? Почему?
4. Вопросы, выявляющие понимание
отношений родства. У тебя
Твоя сестра (брат) старше тебя?
Как зовут твоего (твою) дедушку (бабушку)?
Сколько лет внуку твоей бабушки?
Как зовут дочь (сына) твоей бабушки?
Задание 2. Определение уровня развития связной речи. Выполняя задание, ребенок должен воспроизвести последовательность событий в серии сюжетных картинок. Оценивается не только уровень развития связной речи, но и умение логически мыслить. Серия «Мальчик и собака» состоит из 4 картинок (рис. 3), каждая из которых представляет собой законченную ситуацию.
Инструкция к заданию
«Посмотри на картинки. Положи по порядку первую, вторую, третью, четвертую картинки. Расскажи, что тут нарисовано».
Обследование речевой
I. Проверка навыков разговорной речи включает два задания: выполнение поручений и ответы на вопросы.
II. Проверка словарного запаса - включает также два задания: оценка активного словаря с фиксацией произносительных особенностей и проверка пассивного словаря (см. Приложение 1).
III. Проверка уровня владения детьми грамматическим строем языка и навыками связной речи содержит три задания: составление предложений по картинкам, сообщение о своих действиях и составление связного рассказа по сюжетной картинке.
Все виды заданий проводятся с детьми индивидуально. При отборе речевого материала необходимо учитывать следующее.
Речевой материал должен соответствовать программному. При
этом важно включать в словарный список слова:
♦ для проверки конкретных имен существительных, называющих предметы; имен прилагательных, обозначающих признаки этих, предметов; глаголов, обозначающих действия; * отражающие представления детей об обыденной жизни и ближайшем окружении, и часто употребляющиеся на занятиях в различных видах детской деятельности, при проведении режимных моментов и в повседневной жизни;
« адекватность понимания которых можно проверить, используя иллюстративный материал.
1. Проверка навыков разговорной речи
Задание 1. Выполнение
поручений с отчетом о
В протоколе (форма № 1) отмечается, как дети выполняют задания. В графе «отчеты» записываются ответы детей после выполнения поручения.
Задание 2. Ответы на вопросы. Каждому ребенку предлагается по шесть вопросов.
1. Как тебя зовут?
2. Как зовут твою маму?
3. Сколько тебе лет?
4. Где ты живешь?
5. Какое сейчас время года?
6. Какая сегодня погода?
Ответы детей оцениваются и записываются в протокол (форма № 2) дословно.
II. Проверка словарного запаса
Задание 1. Оценка активного словаря. С целью проверки активного словаря используется картинный словарь, включающий 69 слов - названий предметов, признаков предметов и действий (см. рис. 4). В состав проверяемого словаря включается 55 существительных, 8 прилагательных и 6 глаголов.
Для проверки активного словаря детям показывают картинки с изображением, соответствующим данному слову - названию, признаку или действию. В зависимости от содержания картинок детям предлагаются следующие вопросы: Кто? Что это? Что делает? Какая? Какой? и т. д. На эти вопросы ребенок должен ответить в словесной форме. В протоколах фиксируется качество ответов каждого ребенка на вопросы. Ответ оценивается с помощью следующей шкалы:
Отвечает устной речью.........................
Отвечает в устно-дактильной форме
..............................
Отвечает при помощи жестов ..............................
Отсутствие ответа ..............................
Кроме количественной оценки ответа, в протоколе фиксируется и его качество, т. е. ошибки в произношении слов и лексические ошибки.
Задание 2. Проверка пассивного словаря. После проверки активного словаря проверяется пассивный словарь. При этом используется тот же картинный словарь. Таким образом, удается определить соотношение между активными и пассивным словарем детей. По мнению С.А. Зыкова, у глухих детей развитие импрессивной (понимаемой речи), опережает овладение экспрессивной (воспроизводимой, активной) речью и является условием формирования последней. Несколько иную картину наблюдала М.К. Шеремет у необученных слабослышащих дошкольников.
При проверке пассивного словаря дети должны по слову педагога показать соответствующую картинку. Например: Где мяч? Где кукла? Или: Покажи мяч, покажи куклу и т.д. Вопросы задаются в устной форме.
В протоколе (форма № 3) отмечается правильное (знаком +) и неправильное (знаком – ) выполнение задания. Также отмечается количество правильно указанных картин каждым ребенком.
III. Проверка уровня овладения детьми грамматическим строением языка и навыками связной речи
Задание 1, Составление предложений по картинкам. Детям предлагается составить предложения по сюжетным картинкам, в описание которых входят знакомые им слова (рис. 4).
Дети должны рассказать, кто изображен на картинках и что делает. Если ребенок не может самостоятельно составить предложение, предусматривается помощь - предлагаются вопросы: Кто? Что делает? В протоколе (форма № 4) записываются дословные ответы детей.
Задание 2. Сообщение о своих действиях. Чтобы, получить от детей сообщение о своих действиях, необходимо задавать следующий вопрос: Расскажи, что ты делсиг(а) сегодня утром? С помощью этого задания проверяется правильность и последовательность построения рассказа ребенка. Кроме того, обращается внимание и на грамматическое оформление высказывания ребенка. В протоколе (форма № 5) фиксируется рассказ ребенка.
Форма протокола № 5 Составление рассказа о событиях дня
Задание 3. Составление связного рассказа па сюжетной картинке, Детям предлагается составить рассказ по картинке. Тема выбранной картинки «Семья» (рис. 5). Словарный состав рассказа следующий: восемь существительных, три глагола, один союз «и», два предлога «на» и «с». При составлении рассказа дети могут использовать прилагательные, а также высказывать оценочные суждения, тина: «Семья хорошая, дружная», «Дети играют весело», «Красивая картина», «Папа с дочкой Олей читают интересную книгу» и т. д.
Объем описания - минимум 4 предложения. В случае затруднений в описании основного содержания (кто, что изображено на картинке и что делает) детям задаются вопросы: Кто? Что делает? В протоколе (форма № 6) записывается рассказ ребенка дословно.
Составление связного рассказа по картинке «Семья»
Рассказ ребенка:______________________
3.2. Анализ
результатов исследования
Справка по усвоению раздела «Развитие речи» 4 года обучения. Январь 2008 года.
Цель: усвоение детьми раздела «Развитие речи» дошкольного отделения.
Проверка усвоения раздела «Развитие речи» 4 года обучения.
IV год обучения.
I. проверка - сентябрь
Словарь, фразы, поручения за III год обучения.
II. проверка - январь.
Оборудование:
Сюжетные картинки.