Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа
Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.
Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
Выводы
Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
Выводы
Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.2Анализ речевого исследования
3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности
1 . Описание сюжетных картинок.
Знакомые сюжетные картинки
вопросы о времени года, основных персонажей, их действия.
а) когда это было?
б) кто это?
в) что они сделали? /делают/
Если ребенок сам описал картинку без дополнительных вопросов, записывается текст описания.
Примерная тематика сюжетных картинок.
а) забота детей о животных.
б) семья.
в) праздник.
г) забавы детей /зимой, летом, осенью, весной/.
д) в школе.
е) на стройке
2. Выполнение поручений
Дается инструкция ребенку, ребенок должен получить информацию через
3-е лицо.
«Спроси у Ольги Николаевны; как называется этот предмет /на картинке изображен незнакомый предмет «Глобус»/. Ребенок должен задать вопрос «Ольга Николаевна, как называется этот предмет или Ольга Николаевна скажите пожалуйста, как называется этот предмет?
Ребенок получает ответ и сообщает педагогу, как называется предмет. «Лидия Александровна, это глобус!» Ребенок должен понимать такие термины, как вопрос, ответ, слово, предложение. Если ребенок не понял инструкции, ему дается в устно-дактельной форме /или записать текст и предложения ребенку прочитать его/.
Речевой материал:
а) узнай кто есть в семье у Тани?
б) задай Оле вопрос.
в) спроси у Ольги Николаевны, как называется этот предмет.
г) спроси у Тани, есть ли у нее брат.
д) придумай любое слово.
е) скажи пластилин.
3. Письмо.
Ребенку предлагается картинка с простым сюжетом.
/девочка играет в мяч/.
Педагог просит сказать, что нарисовано. Ребенок должен
ответить на вопрос фразой в объеме 2-3 слов. Если ответ
правильный, ребенок записывает печатными буквами.
III. проверка - июнь.
Оборудование:
Тексты для чтения, сюжетные картинки.
1. Рассказ на заданную тему.
Ребенку предлагается рассказать о знакомых событиях, близких людях/5-7 предложений/. Указать действие лица, место событий.
Примерная тематика:
а) события в семье;
б) поездка в цирк /кино/;
в) рассказ о маме;
г) праздник-елка;
д) выходной день; е) сезонные изменения в природе.
2. Чтение и понимание текста.
Для чтения подбираются новые
тексты /словарь должен быть
а) о ком ты прочла?
б) Где это было?
в) что произошло с мальчиком?
г) почему он так поступил?
д) почему ты так думаешь? е) кто это он?
3 Описание сюжетной картинки. Дети строят свой рассказ по плану.
а) время года? а) время года?
б) почему? б) что делают дети?
в) погода. в) почему?
д) спроси у ... , что ты сейчас будешь делать?
е) покажи рисунок Наташе;
ж) сними с куклы платье и повесь на вешалку;
з) раскрась рисунок цветными карандашами;
и) возьми синий, и красный кубики. Красный поставь на
синий.
к) убери посуду в шкаф. Поставь посуду на полку
аккуратно.
л) сложи аккуратно книги на полке.
3. Для проверки овладения
подбираются картинки на следующие группы слов:
/люди, животные, посуда, мебель, одежда, транспорт,
фрукты, овощи и т.д./.
Ребенок должен сгруппировать картинки, назвать
нарисованные на них предметы и обобщающие слова, т.е.
знать видовые и рядовые понятия.
Проверка усвоения раздела «Развитие речи» 4 года обучения. Присутствовали:
На проверке присутствовало 7 детей:
1 - Баранов Дима
2 - Смолин Никита
3 - Габдрахманова Юля
4 - Куликов Сережа
5 - Пискунова Анжелика
6 - Устьянцева Аня
7 - Шарипов Марат
детям было предложено 3 задания:
*
1 - Рассказ на заданную тему
2 - чтение текста и ответы на вопросу по содержанию
3 - описание сюжетной картины
5 детей: Баранов Д., Габдрахманова
Ю., Куликов С., Смолин Н. и Шарипов.
М со всеми заданиями
Пискунова А. не читает, поручения не выполняет, подкладывает табличку к табличке.
ИТОГИ ПРОВЕРКИ:
уровень развития речи 5 человек соответствует программе обучения 4 года. Дети общаются со взрослыми в устной и в устно-дактильной форме. Отвечают на вопросы самостоятельно. Уровень развития речи 2 детей (Пискуновой А. и Устьянцевой А.) не соответствует программным требованиям 4 года обучения. Эти дети идут по программе 1 года обучения.
Система работы над расширением словарного запаса - составная часть работы по
формированию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Лексический состав языка - важнейший его компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством и орудием мышления. У маленького слышащего ребенка усвоение родного языка протекает в нормальных условиях общения с окружающими. И хотя этот процесс имеет свои закономерности и не лишен некоторых трудностей, тем не менее, для его успешного протекания нет особых препятствий. К школьному возрасту нормально развивающийся ребенок владеет лексическим запасом, который в основном обеспечивает потребности общения, дает возможность приступить к овладению грамотой, к усвоению основ наук.
Словарная работа является одним из
средств, призванных целенаправленно
и последовательно
В словарной работе, совершенствуя
способность к слухо-
Поэтому первой задачей словарной работы является изучение учителем словаря детей своей группы и постоянный контроль за правильностью понимания ими слов, выносимых для обработки на занятиях. Нередко создается видимость правильного понимания слов дошкольников даже в тех случаях, когда слово правильно употреблен в речи. Сами дети далеко не всегда правильно осознают знакомые слова, а незнакомые принимают за известные. Придумывание предложений с данным словом, нахождение в тексте по заданию учителя слов, которые детям непонятны, - эти приемы часто оказываются в работе со слабослышащими неэффективными.
Зная о возможных искажениях и смешениях слов у детей, учитель обязательно должен обеспечить правильность восприятия слов, понимание которых он проверяет (повторное произношение, усиление голова, запись слова, звукобуквенный анализ, частичное дактилирование).
Вторая задача состоит в планомерном расширении лексического запаса дошкольников. Данная задача реализуется на всех занятиях, однако ведущая роль в формировании лексического запаса самостоятельной речи слабослышащих детей принадлежит занятиям по развитию устной и письменной речи, так как именно на них происходит усвоение словаря в специально разработанной системе. На этих занятиях обеспечивается последовательное введение, усвоение и систематическое закрепление лексики, отработанной с учетом ее характера и особенностей развития мыслительной деятельности детей.
Важным источником пополнения лексического запаса дошкольников являются уроки чтения, самостоятельное внеклассное чтение детей. Что касается уроков грамматики, произношения, формирования грамматического строя, то они проводятся в основном на подготовленном в семантическом отношении материале. Однако на них не исключено и некоторое пополнение лексического запаса. Математика, природоведение и в дальнейшем другие предметы несут детям новый значительный по объему словарь. Самостоятельно приобретаемая лексика на всех занятиях уточняется, корригируется, активизируется в речи детей.
Задача расширения лексического запаса многогранна. В методическом плане ее надо рассматривать как состоящую из ряда последовательно решаемых задач: семантизация лексики, первичное пользование ею (сначала на уровне понимания), дальнейшее уточнение значений и последующее их расширение, формирование лексических обобщений через активную речевую практику: «Усвоить новое слово - это не только понять его смысл, но и сделать «своим», ввести его в активный словарь.
Как видим, решение задачи усвоения лексики, закрепления ее в речи теснейшим образом связано (благодаря овладению словом как обозначением понятия) с процессами познавательной деятельности. Поскольку эта сторона развития речи и мышления учащихся выдвигается в качестве одной из целей специально организованного обучения, задачу формирования мыслительных действий, операций, процессов у слабослышащих дошкольноков следует особо акцентировать в проведении словарной работы в целом и отдельных ее этапах. Включая детей в активную деятельность, руководя их наблюдениями за сходством и различиями в значениях и формах слов, помогая им установить дифференциальные признаки частей речи, направляя их внимание на общее и отличное в морфемной структуре слов, учитель подводит детей к практическому (в одних случаях интуитивному, в других - осознанному) овладению законами подобия, аналогии, оппозиции, тождества.
Виды упражнений для овладения лексикой на уроках развития
речи.
Существенным для развития речи и мышления фактором, обеспечивающим успех словарной работы, является характер деятельности учащихся при выполнении заданий. В частности, то, на какой основе она протекает: наглядно-ситуативной, словесной или смешанной (сравнение названия предметов, изображенных на картине, составление рассказа по картине и опорному словарю). Кроме того, и характер речевой деятельности и ее результативность различны при выполнении лексических упражнений, построенных на изолированных словах, контексте (словосочетания, предложения, беседа, связной текст) или смысловом задании в словесной форме (поручения, приказания).
Для общего обзора видов лексических
упражнений мы выбрали эти два
основания (или фактора): 1)на какие
условия опирается речевая
Многие упражнения, которые здесь
квалифицируются как
Упражнения, выполняемые на наглядно-ситуативной и смешанной основе, весьма разнообразны и могут быть сгруппированы по форме, в которой предлагаются задания, и потому, какими речевыми единицами завершается их выполнение.