Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Воспитательные причины связанны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем и дошкольном возрасте. Часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагоприятные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводят к снижению уровня развития ребёнка и неподготовленности к обучению.

Содержание работы

Теоретические основы изучения речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Речь и её функции. Основные этапы речевого развития
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.3 Основные направления деятельности педагогов по формированию речевого развития ребёнка для обучения в школе
Выводы
Теоретические основы своеобразия речевого развития слабослышащих детей
2.1Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
2.2Особенности речевого развития слабослышащих детей дошкольного возраста
2.3Деятельность педагогов ДОУ по формированию речи слабослышащих детей к процессу обучения в школе
Выводы
Практическое изучение речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.1Организация и база исследования речевой готовности слабослышащих дошкольников к обучению в школе
3.2Анализ речевого исследования
3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

1 . Описание сюжетных картинок. Знакомые сюжетные картинки ребенок  должен составить до 8 предложений.  Если он затрудняется, задаются

вопросы о времени года, основных персонажей, их действия.

а) когда это было?

б) кто это?

в) что они сделали? /делают/

Если ребенок сам описал картинку без дополнительных вопросов, записывается текст описания.

Примерная тематика сюжетных картинок.

а) забота детей о животных. 

б) семья.

в) праздник.

г) забавы детей /зимой, летом, осенью, весной/.

д) в школе.

е) на стройке 

2. Выполнение поручений 

Дается инструкция ребенку, ребенок  должен получить информацию через 

3-е лицо.

«Спроси у Ольги Николаевны; как называется этот предмет /на картинке изображен незнакомый предмет «Глобус»/. Ребенок должен задать вопрос «Ольга Николаевна, как называется этот предмет или Ольга Николаевна скажите пожалуйста, как называется этот предмет?

Ребенок получает ответ и сообщает педагогу, как называется предмет. «Лидия Александровна, это глобус!» Ребенок должен понимать такие термины, как вопрос, ответ, слово, предложение. Если ребенок не понял инструкции, ему дается в устно-дактельной форме /или записать текст и предложения ребенку прочитать его/.

 Речевой материал:

а) узнай кто есть в семье у  Тани?

б) задай Оле вопрос.

в) спроси у Ольги Николаевны, как  называется этот предмет.

г) спроси у Тани, есть ли у нее  брат.

д) придумай любое слово.

 е) скажи пластилин.

3. Письмо.

Ребенку предлагается картинка с простым  сюжетом.

/девочка играет в мяч/.

Педагог просит сказать, что нарисовано. Ребенок должен

ответить на вопрос фразой в объеме 2-3 слов. Если ответ

правильный, ребенок записывает печатными  буквами.

III.   проверка - июнь.

Оборудование:

Тексты для чтения, сюжетные картинки.

1.  Рассказ на заданную тему.

Ребенку предлагается рассказать о  знакомых событиях, близких людях/5-7 предложений/. Указать действие лица, место событий.

Примерная тематика:

а) события в семье;

б) поездка в цирк /кино/;

в) рассказ о маме;

г) праздник-елка;

д) выходной день; е) сезонные изменения  в природе.

2.  Чтение и понимание текста. Для чтения подбираются новые  тексты /словарь должен быть доступным/. Ребенок 2 раза читает и отвечает на вопросы:

а) о ком ты прочла?

б) Где  это было?

в) что произошло с мальчиком?

г) почему он так поступил?

д) почему ты так думаешь? е) кто  это он?

3 Описание сюжетной картинки. Дети  строят свой рассказ по плану.

а) время года?               а) время года?

б) почему?  б) что делают дети?

в) погода.  в) почему?

д) спроси у ... , что ты сейчас будешь делать?

е) покажи рисунок Наташе;

ж) сними с куклы платье и повесь на вешалку;

з) раскрась рисунок цветными карандашами;

и) возьми синий, и красный кубики. Красный поставь на

синий.

к) убери посуду в шкаф. Поставь  посуду на полку

аккуратно.

л) сложи аккуратно книги на полке.

3. Для проверки овладения лексическими  обобщениями

подбираются картинки на следующие  группы слов:

/люди, животные, посуда, мебель, одежда, транспорт,

фрукты, овощи и т.д./.

Ребенок должен сгруппировать картинки, назвать

нарисованные на них предметы и  обобщающие слова, т.е.

знать видовые и рядовые понятия.

Проверка усвоения раздела «Развитие  речи» 4 года обучения. Присутствовали:

  1. зам. директора по Д/О
  2. зам. директора по коррекционной работе
  3. учителя дефектологи.

На проверке присутствовало 7 детей:

1 - Баранов Дима

2 - Смолин Никита

3 - Габдрахманова Юля

4 - Куликов Сережа

5 - Пискунова Анжелика

6 - Устьянцева Аня

7 - Шарипов Марат

детям было предложено 3 задания:

*

1 - Рассказ на заданную  тему

2 - чтение текста и  ответы на вопросу по содержанию

3 - описание сюжетной  картины

5 детей: Баранов Д., Габдрахманова  Ю., Куликов С., Смолин Н. и Шарипов.  М со всеми заданиями справились. Программа 4 года обучения усвоена.  Дети описывают сюжетные картинки, отвечают на вопросы, умеют  отчитываться о проделанной работе, составляют рассказ путем подкладывания табличек к иллюстрации, прочитанный текст понимают, самостоятельно находят ответы в тексте. Устьянцева А. поручения выполняет по табличкам «Убери...», «Возьми...» более сложные поручения не выполняет. Читает под контролем педагога, требуется разъяснения педагога. Соотносит парные картинки, таблички, работает на невербальном уровне.

Пискунова А. не читает, поручения  не выполняет, подкладывает табличку к табличке.

ИТОГИ ПРОВЕРКИ:

уровень развития речи 5 человек соответствует программе обучения 4 года. Дети общаются со взрослыми в устной и в устно-дактильной форме. Отвечают на вопросы самостоятельно. Уровень развития речи 2 детей (Пискуновой А. и Устьянцевой А.) не соответствует программным  требованиям 4 года обучения. Эти дети идут по программе 1 года обучения.

 

 

  • 3.3Основные направления деятельности педагогов по формированию речевой готовности
  •  

    Система работы над расширением  словарного запаса - составная часть  работы по

    формированию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста

    Лексический состав языка - важнейший  его компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством  и орудием мышления. У маленького слышащего ребенка усвоение родного  языка протекает в нормальных условиях общения с окружающими. И хотя этот процесс имеет свои закономерности и не лишен некоторых трудностей, тем не менее, для его успешного протекания нет особых препятствий. К школьному возрасту нормально развивающийся ребенок владеет лексическим запасом, который в основном обеспечивает потребности общения, дает возможность приступить к овладению грамотой, к усвоению основ наук.

    Словарная работа является одним из средств, призванных целенаправленно  и последовательно способствовать преодолению аномального развития слабослышащих детей . Такую роль словарная работа выполняет постольку, поскольку овладение словом - процесс, затрагивающий все важнейшие психические функции детей (восприятие, представления, мышление, речь, память, эмоции ), требующий волевых усилий, сосредоточенности и внимания. Осваивая лексику, дети включаются в разные виды практической и интеллектуальной деятельности. Овладевая словарем, они познают предметы и явления действительности, анализируя и сравнивая их, учатся абстрагировать свойства и качества этих предметов и явлений, вычленять присуще им признаки действия. Формирующиеся с помощью обобщения постепенно закрепляются за ними как за их носителями.

    В словарной работе, совершенствуя  способность к слухо-зрительному  восприятию речи, развиваются и укрепляются навыки произношения, чтения и письма.

    Поэтому первой задачей словарной  работы является изучение учителем словаря  детей своей группы и постоянный контроль за правильностью понимания  ими слов, выносимых для обработки  на занятиях. Нередко создается видимость правильного понимания слов дошкольников даже в тех случаях, когда слово правильно употреблен в речи. Сами дети далеко не всегда правильно осознают знакомые слова, а незнакомые принимают за известные. Придумывание предложений с данным словом, нахождение в тексте по заданию учителя слов, которые детям непонятны, - эти приемы часто оказываются в работе со слабослышащими неэффективными.

    Зная о возможных искажениях и смешениях слов у детей, учитель  обязательно должен обеспечить правильность восприятия слов, понимание которых он проверяет (повторное произношение, усиление голова, запись слова, звукобуквенный анализ, частичное дактилирование).

    Вторая задача состоит в планомерном  расширении лексического запаса дошкольников. Данная задача реализуется на всех занятиях, однако ведущая роль в формировании лексического запаса самостоятельной речи слабослышащих детей принадлежит занятиям по развитию устной и письменной речи, так как именно на них происходит усвоение словаря в специально разработанной системе. На этих занятиях обеспечивается последовательное введение, усвоение и систематическое закрепление лексики, отработанной с учетом ее характера и особенностей развития мыслительной деятельности детей.

    Важным источником пополнения лексического запаса дошкольников являются уроки чтения, самостоятельное внеклассное чтение детей. Что касается уроков грамматики, произношения, формирования грамматического строя, то они проводятся в основном на подготовленном в семантическом отношении материале. Однако на них не исключено и некоторое пополнение лексического запаса. Математика, природоведение и в дальнейшем другие предметы несут детям новый значительный по объему словарь. Самостоятельно приобретаемая лексика на всех занятиях уточняется, корригируется, активизируется в речи детей.

    Задача расширения лексического запаса многогранна. В методическом плане  ее надо рассматривать как состоящую  из ряда последовательно решаемых задач: семантизация лексики, первичное пользование  ею (сначала на уровне понимания), дальнейшее уточнение значений и последующее их расширение, формирование лексических обобщений через активную речевую практику: «Усвоить новое слово - это не только понять его смысл, но и сделать «своим», ввести его в активный словарь.

    Как видим, решение задачи усвоения лексики, закрепления ее в речи теснейшим образом связано (благодаря овладению словом как обозначением понятия) с процессами познавательной деятельности. Поскольку эта сторона развития речи и мышления учащихся выдвигается в качестве одной из целей специально организованного обучения, задачу формирования мыслительных действий, операций, процессов у слабослышащих дошкольноков следует особо акцентировать в проведении словарной работы в целом и отдельных ее этапах. Включая детей в активную деятельность, руководя их наблюдениями за сходством и различиями в значениях и формах слов, помогая им установить дифференциальные признаки частей речи, направляя их внимание на общее и отличное в морфемной структуре слов, учитель подводит детей к практическому (в одних случаях интуитивному, в других - осознанному) овладению законами подобия, аналогии, оппозиции, тождества.

     

    Виды упражнений для  овладения лексикой на уроках развития

    речи.

    Существенным для развития речи и мышления фактором, обеспечивающим успех словарной работы, является характер деятельности учащихся при выполнении заданий. В частности, то, на какой основе она протекает: наглядно-ситуативной, словесной или смешанной (сравнение названия предметов, изображенных на картине, составление рассказа по картине и опорному словарю). Кроме того, и характер речевой деятельности и ее результативность различны при выполнении лексических упражнений, построенных на изолированных словах, контексте (словосочетания, предложения, беседа, связной текст) или смысловом задании в словесной форме (поручения, приказания).

    Для общего обзора видов лексических  упражнений мы выбрали эти два  основания (или фактора): 1)на какие  условия опирается речевая деятельность и 2) какими единицами оперируют учащиеся при выполнении упражнения. По существу, оба эти основания объединяются формой задания (что и как предстоит ученику делать в данном упражнении).

    Многие упражнения, которые здесь  квалифицируются как лексические, при изменении их целевой установки, с подстановкой акцентов на других речевых навыках (формирование грамматического строя, обучение живому общению, рассказыванию и др.) могли бы соответственно рассматриваться и как грамматические, и как лексические, и как упражнения в развитии разговорной или связной речи. И это понятно, так как словарь - органический компонент языковой (речевой) системы, а его усвоение - одна из сторон развития речи и мышления. В описании видов упражнений учитывается, что одни из них являются языковыми (формирующими у детей частные операции и действия с лексическим материалом), другие - речевыми, включающими учащихся в общение. Выполняются упражнения устно и письменно, коллективно, с помощью учителя и самостоятельно, на уроках и во время подготовки домашних заданий. По мере речевого развития в работу включается более сложные по характеру задания, увеличивается доля упражнений, проводимых на основе текста.

    Упражнения, выполняемые на наглядно-ситуативной  и смешанной основе, весьма разнообразны и могут быть сгруппированы по форме, в которой предлагаются задания, и потому, какими речевыми единицами завершается их выполнение.

    1. Называние натуральных объектов или их графических и объемных изображений (предметов, их свойств, демонстрируемых действий и их признаков). Учитель демонстрирует, например, предметы - учебные вещи, дети их называют устно или прикладывают к ним таблички с написанными на них словами. Учитель предлагает назвать размер, цвет демонстрируемых предметов. Перед детьми демонстрируется (имитируется действие, которое они должны назвать (повесил, положил, поставил). Все эти упражнения могут выполняться иначе: учитель называет предмет, ребёнок его показывает.
    2. Выполнение или передача поручений, просьб, приказаний, в которые включены изучаемые слова ("Вырежь треугольник. Приклей квадрат. Перелей воду в банку»; «Положи красный карандаш в пенал. Возьми зеленый карандаш».)

    Информация о работе Своеобразие речевого развития слабослышащих детей на этапе подготовки к обучению в школе