Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по общению.doc

— 847.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Театрализованные  игры как средство формирования  общения у детей старшего дошкольного  возраста

 

 

 

Содержание

 

Введение

1 Теоретические  основы формирования общения  у детей старшего дошкольного  возраста  через театрально-игровую деятельность.

1.1 Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников  через театрально-игровую деятельность.

1.2 Театрализованная  игра как средство формирования  общения у детей дошкольного  возраста.            Роль игры в воспитании…

2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения  у детей дошкольного возраста .

2.1 Выявление  сформированности у детей общения  посредством театрализованных игр.

2.2 Использование  театрализованных игр  для формирования общения у детей дошкольного возраста.

Заключение

Список литературы

 

Введение .

 

Единственная  настоящая роскошь - это роскошь  человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери.

 

Человек как  существо социальное постоянно взаимодействует  с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.

В современном  обществе ощущается дефицит культуры отношений и взаимопонимания  людей, чувства коллективизма, чуткости и отзывчивости, уважения к людям  в сочетании с требовательностью  к ним. Это в свою очередь, оказывает огромное влияние на социальное и психическое здоровье человека, в особенности детей.

Ребёнок отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. В сфере межличностных  отношений наблюдается потребность  ребёнка в общении, адекватных эмоциональных контактах со взрослыми и сверстниками.

Чтобы общение  было успешным, надо научить детей  не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, жестов и слов, замечать состояние  других людей. Уже с первых лет жизни дети должны понимать, когда можно, например, побегать, а когда следует сдерживать свои желания. Умение поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяют такое важное качество ребёнка, как общительность. Оно поможет малышу войти в группу сверстников, стать полноценным членом коллектива.

Детский коллектив  – это своего рода школа, где каждый ребёнок имеет возможность упражняться  в умении устанавливать контакты с товарищами. В общении со сверстниками он поставлен перед необходимостью применять на практике то, чему учат его педагоги и родители.

Общение удовлетворяет  потребность ребёнка в компетентной оценке, помогает познать свои силы и способности. Поэтому, дошкольники  уже могут иметь своё мнение не только о сверстниках, но и о добре, справедливости, умении держать слово. При познавательном общении дети стремятся к получению новой для себя информации об окружающем мире, обсуждают предметы и явления мира и вещей; при личном – удовлетворяют свою потребность в эмоциональной поддержке, во взаимопонимании, сопереживании и освоении мира человеческих чувств. Дошкольник, достигший уровня личностного общения, впервые испытывает радость от общности мыслей и чувств.

Пробудить в  восприимчивой детской душе способность сопереживать, сорадоваться, сострадать – значит уже в дошкольном возрасте подготовить благодатную почву для развития гуманных чувств, обеспечить основы формирования общественной направленности личности.

Основной целью  представленного педагогического опыта является формирование позитивных способов общения со сверстниками через совместное художественное творчество.

 

Введение

Одним из малоисследованных  направлений можно считать использование  театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность является качественной характеристикой  речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности

Основным назначением  выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а так же педагогов – А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др. Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.

До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического  характера:

какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования  старшими дошкольниками;

каким образом  можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности;

на каком  содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность  речи.

Это позволяет  утверждать необходимость дальнейшего  исследования данной проблемы.

Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:

выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;

традиционность  и импровизационность;

возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.

В силу названных  особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.

Постановки  русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка

 

 

Актуальность  исследования заключается в недостаточной  разработанности данной проблемы и  в ее несомненной  значимости для  формирования общения у старших  дошкольников .

Цель исследования: изучить проблему формирования общения у старших дошкольников, посредством театрализованных игр.

Объект исследования: процесс формирования общения у  старших дошкольников.

Предмет исследования:использование  театрализованных игр как средство формирования общения  у старших  дошкольников.

Задачи:

изучить теоретические  основы формирования общения у старших  школьников

изучить методику формирования общения у детей  старшего дошкольного возраста

провести констатирующий эксперимент по формированию общения  у детей старшего дошкольного  возраста

Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение психолого-педагогической литературы; разработку и проведение констатирующего эксперимента; проведение количественного, качественного и  статистического анализа полученных данных.

 

База исследования: ГУО «Ясли-сад №296 г.Минска»

В констатирующем эксперименте учувствовали дети логопедической группы, 4-7 лет, 17 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста  через театрально-игровую деятельность.

 

1.1 Анализ  психолого-педагогической  литературы по проблеме формирования  общения у старших дошкольников  через театрально-игровую деятельность.

 В числе  важнейших психологических потребностей дошкольников – потребность в принадлежности к социальной группе, в принятии членами своей социальной группы, в общении. Для нормального развития ребёнка, его психического здоровья чрезвычайно важно удовлетворение этих потребностей. Ущемление же, их депривация негативно сказывается как на психическом, так и на психологическом здоровье воспитанников.

В дошкольном возрасте ребёнок наиболее сензитивен для  формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования положительных личностных качеств. Одобрение группы обеспечивает ребёнку возможность самовыражения и самоутверждения.

Для педагога построение хорошего общения является не только профессиональной, но и общечеловеческой задачей. Педагог должен помочь ребёнку выбирать тональность общения, учитывая конкретную ситуацию. «Умей сообразить и почувствовать, - советует В.А. Сухомлинский, - когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал»1.

В современной  отечественной психологии вопросами  общения занимались такие психологи, как Б.Г.Ананьева, Г.М. Андреева, И.С.Кон, А.Г.Здравомыслов, Б.Г.Волков. В Белоруссии проблемы изучения личности и межличностного взаимодействия разрабатываются на кафедре общей и детской психологии БГПУ имени М.Танка, такими педагогами как: Я.Л.Коломинский, В.А.Панько.

Неотъемлемой  частью процесса социального становления личности ребёнка является процесс формирования ценностных отношений. Понятие «ценностные отношения» выражает избирательность личности к объектам окружающей действительности.

Ценностные  отношения  личности формируются  как под воздействием социума, так и в процессе взаимодействия с другими людьми. Они регулируют систему мотивов личности.

А.Г.Здравомыслов утверждал, что потребности формируются  в процессе социализации личности, т.е. в ходе её жизнедеятельности  через общение с  другими людьми под воздействием объективных факторов социальной среды.

Поведение, в  котором устойчиво проявляются  отклонения от социальных норм, называется отклоняющимся (девиантным). И.С.Кон  рассматривал девиантное поведение  как систему поступков, отклоняющихся  от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, культуры. В связи с этим, как считает Е.Т.Соколова,  воспитательная работа с детьми должна строиться  с учётом трёх компонентов самосознания, образующих «Я-концепцию» человека: когнитивного,аффективного,

поведенческого.

Формирование  социальных ценностей и развитие личности осуществляется последовательно: вначале ребёнок получает знания о нормах, которые затем переходят  в эмоционально-чувственную сферу. На этом этапе ребёнок начинает осознавать, какими качествами должен обладать человек, чтобы получить признание и одобрение со стороны окружающих людей. Почувствовав и определив для себя фундаментальные понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», ребёнок реализует нормы и правила в поведении, включаясь в совместную деятельность с другими.

В эксперименте, разработанном профессором Я,Л.Коломинским  «Выбор в действии», существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У кого больше?»

Методика «Краски  в подарок на день рождения», разработанная на основе социометрического эксперимента В. А. Панько и М. Кашляк, используется для диагностики как структуры детской группы, так и характера взаимоотношений  между сверстниками.

«Детское общество»  оказывает многообразное влияние на психическое развитие ребёнка. Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому его члену «легко дышится» в ней.

Каждый человек  должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

И всему этому  надо учиться. Умение не приходит к  человеку само собой, оно приобретается  ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты  детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

 

1.2 Театрализованная  игра как средство формирования  общения у детей дошкольного  возраста.            Роль игры в воспитании…

 

 

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные  другие занятия (музыкальные, по изодеятельности  и др.), а также запланирована  специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром (1).

Информация о работе Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста