Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа
Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.
Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы
«Жизнь настолько напряжена, что у меня не хватает времени заниматься с ребёнком» - часто говорят родители. А ведь в сущности, какого-то специального времени для этого не надо. Достаточно и тех промежутков времени, когда вы дома. При этом совсем не обязательно, чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребёнком, играли, рассказывали. Играть с ребёнком нужно тогда, когда вы действительно настроены, общаться с ним. Время, проведённое с ребёнком только по родительскому долгу, мало принесёт радости обоим.
Литература
Г.Т.Холинтауска «Семья глазами ребенка» М.:1989
Г. Кравцов «Личность формируется в семье» // Дошкольное воспитание № 2 1991 г.
Приложение 19
Особенности общения в различных семьях и его влияние на социальную личность ребенка
Общение - это то средство, которое помогает устанавливать доброжелательные, правдивые и искренние отношения между родителями и детьми, развивать и обогащать положительные фамильные традиции и обычаи, воспитывать молодёжь на положительных примерах дедов и отцов, на опыте старших поколений. Отцу и матери важно уметь видеть моральное состояние сына или дочери по глазам, движениям, мимике, с тем, чтобы правильно и безошибочно общаться с ними и воздействовать на них.
Сухомлинский писал: «Искусство воспитания включает, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу». Однако родители не всегда уделяют нужное внимание общению как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на ребят. А ведь это влияние Должно осуществляться через внушение и разъяснения, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание.
И если использование перечисленных методов не даёт должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми родителями в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворённость и отчуждённость от старших в семье. Среди наиболее характерных причин неудовлетворённости общением с родителями на первом месте стоят такие, как отсутствие доброжелательности и душевной щедрости, доброты и чуткости, педагогического такта со стороны родителей. Вот как об этом пишут сами ребята: «Если бы все родители проявили чуткость и сердечность в общении снами, то, по-моему, мы стали бы лучше учиться и вести себя». (Наташа Н. 8 класс); «Родители должны разговаривать снами спокойно, без нервных вспышек, насмешек и окриков». (Виктор С. 7 класс); «Когда мама кричит, я не хочу слушаться её». (Артём Л. 4 года); «У меня сегодня было такое хорошее настроение потому-что мама и папа не ругали меня». (Алика Б. 5 лет).
Общение всегда строится на доброжелательном отношении родителей к детям. Замечено, что наиболее интенсивно происходит духовное и нравственное развитие тех ребят, родители которых создают благоприятный моральный микроклимат в семье, постоянно проявляют доброжелательность к детям. Такое отношение пробуждает у детей добрые чувства, поднимает настроение, помогает преодолевать трудности в учении и труде. Недоброжелательность в отношениях с детьми нередко приводит к спорам и конфликтам, к непослушанию.
В отношении с детьми учитываются их возрастные и индивидуальные способности и особенности. Так для детей дошкольного возраста (5-6 лет) отец и мать выступают в роли опытных судей. В то же время они для ребёнка - образец того, что и как надо делать, как вести себя в различных ситуациях. У дошкольников ярко выражена потребность во внимании к ним, в доброжелательности, во взаимопонимании и соучастии, в контакте и сопереживании.
Таня любила сидеть на перилах своей кроватки. Ей нравилось находиться на высоте.
- Смотри, Танечка, упадёшь, будет больно, - предупреждала мать.
Не упаду, я держусь крепко! - сказала девочка и вдруг соскользнула с перил, упала и ударилась спиной и головой об пол. Ей было очень больно. Мать тут же пришла на помощь, подняла девочку, поцеловала в голову и сказала:
Вот и всё, уже не больно! Таня больше не будет садиться на спинку, и падать с кровати?
- Не будет, - ответила девочка и обняла мать за шею.
Ещё один пример из семейной жизни. Лене должно исполниться 5 лет. Родители готовились отметить ее день рождения.
- Мы купим тебе большую-пребольшую куклу, - обещала мать.
- Она будет говорить и сама открывать и закрывать глазки, - восхищённо добавлял отец.
- Я буду петь ей песенки, и укладывать спать, - радовалась девочка.
Но проходили дни рождения Лены, а куклу всё не дарили. Сейчас девочке 12 лет, но когда приходит день рождения, как признаётся она, кажется, что родители вспомнят о своём обещании и подарят ей большую- пребольшую говорящую куклу...
У родителей должны быть выработаны такт, культура, этика общения. Слово родителей тончайший инструмент воздействия на душу ребёнка. Оно может залечить любую боль и стать причиной тяжёлых переживаний. Уже дошкольники способны различать в словах отца и матери искренность или фальшь. Они легко ранимы. Поэтому в общении с ними не должно быть насмешек, упрёков, иронии. Грубость, бестактность могут привести к появлению в характере детей упрямства, недоверчивости, замкнутости. Много семейных конфликтов происходит от неумения отца или матери говорить с детьми.
Таким образом, работа родителей по выработке навыков общения должна идти в основном в трёх направлениях: глубокого и тонкого понимания детей, умения по глазам и внешним признакам «читать» и понимать их внутренний мир и психическое состояние; в выработке умений точно и выразительно передавать детям свои мысли и чувства; своевременного реагирования детей на слова отца, матери, других членов семьи.
Литература
Г.Т.Холинтауска «Семья глазами ребенка» М.:1989
Г. Кравцов «Личность формируется в семье» // Дошкольное воспитание № 2 1991 г.
Приложение 20
Роль общения на формирование личности детей.
Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие,
в процесс которого реализуется, проявляется межличностные взаимоотношения. Исключительно
велика роль общения в формировании личности ребенка.
В процессе общения складываются определенные личные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Отношения дошкольников со взрослыми могут быть, например, приязненными и неприязненными, доверчивыми и недоверчивыми, заинтересованными или равнодушными, спокойными и неспокойными.
По мнению многих психологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми— особая потребность не биологического, а социального характера (А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др.). Общение же со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в раннем дошкольном возрасте.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых. Основные из них: НЕПОСРЕДСТВЕННО— ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ общение, ДЕЛОВОЕ, ВНЕСИТУАТИВНО—ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ВНЕСИТУАТИВНО—ЛИЧНОСТНОЕ.
Напомним, что первоначально возникает непосредственно-эмоциональная форма общения с близкими взрослыми. В основе ее лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательность к себе отношении со стороны окружающих его людей. Ласково разговаривает с ребенком мать, улыбается ему, поглаживает его — и он отвечает ей улыбкой, двигательным возбуждением, гулением. Потом ребенок уже и сам берет инициативу общения в свои руки - голосом, движениями пытаясь привлечь и удержать внимание взрослых.
В дальнейшем, уже со второй половины года, все отчетливее проявляется потребность ребенка не только в ласке, но и в сотрудничестве со взрослым ради быстрейшего достижения наилучшего результата в практической или игровой деятельности. Потребность этого рода ребенок удовлетворяет в значительной степени в процессе «делового общения».
Кроме деловых контактов со взрослыми (просьба о помощи, приглашение к совместной деятельности, обращение за разрешением, обращение за оценкой результатов деятельности и т.д.) дошкольник вступает с ними также во внеситуативное общение - познавательное и личностное.
При внеситуативном познавательном общении ребенок обсуждает со взрослым предметы и явления мира вещей. Сюда относятся сообщение новостей, познавательные вопросы, просьба почитать, рассказать о прочитанном, виденном, фантазии.
Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению со взрослыми ради получения новой информации или обсуждение с ними возможных причин разнообразных явлений окружающего мира.
При внеситуативно- личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения, попытки расспросить взрослого о нем самом).
В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию (ребенок стремиться к совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого).
Итак, на протяжении дошкольного возраста ребенок вступает в разного рода контакты со взрослыми людьми, содержание общения его с окружающими изменяется.
Именно общение, его содержание является одним из наиболее важным моментов, определяющих развитие отношение детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае же несоответствия (опережение или отставание) степень привязанности ребенка к взрослому снижается.
Проблемы взаимоотношений между детьми.
В два года ребёнок общению со сверстниками предпочитает общение со взрослым, который в новой обстановке становится опорой для малютки. Но в три года ребёнок уже тянется к сверстникам. Игра « рядом» преобразуется в игру «вместе». И насколько ребёнок успешен среди сверстников, зависит от взрослых.
Уважаемые мамочки и папочки! Не жучьте своих деток в присутствии посторонних. Воспитателей и сверстников. Слова «поросёнок», «грязнуля», «плохой»-недопустимы.
Словом « плохой» мы отрезаем путь к развитию ребёнка! Как же малыш может развиваться если он плохой? Если кто-нибудь и когда-нибудь говорит вашему ребёнку «плохой», если в группе сверстников у него статус «плохого», сколько бы ни было вашему ребёнку 3 или все 30- защищайте его, боритесь за него, не позволяйте его клеймить и уничтожать. Человек способен совершать плохие и хорошие поступки. Не отделяйте поступки от личности: «Ты плохо поступил! Но ты ведь хороший!» Встречаясь со сложностями во взаимоотношениях, ребёнок жалуется родителям : «Саша бил!» Когда малыш сообщает вам об этом, ему важно узнать вашу оценку, он проводит « поиск эталонов поведения». Поэтому на жалобу ребёнка надо реагировать с расчётом на его поведение в будущем. Не надо учить: «Дай сдачи!», лучше сказать: «Нельзя бить! Надо договариваться!». Можно и с обидчиком поговорить: «Зачем ты бьёшь моего Колю? Коля- хороший!» В этом возрасте слова взрослого дитятко сразу примет на веру и вряд ли будет и дальше обижать вашего сыночка или доченьку. Эти первые трудности межличностных взаимоотношений проявляются в садовой группе ярче, чем в яслях. Учите детей «договариваться» со сверстниками, с воспитательницей! Этим вы научите ребёнка дипломатии, смелости в общении, умению выразить мысль и действовать словом!
Тренинг “Подводное царство”
Приветствие “Осьминожки”
Дети садятся в круг на ковер. Пальцами изображают осьминожек, которые передвигаются по полу, встречаются и здороваются с другими осьминожками т.д.
Подвижная игра “Волны”
Ведущий обращается к детям: “Если вы были на море, то конечно, знаете, как приятно, когда волны ласково омывают вас. Давайте поиграем: каждый из вас по очереди будет “купающимся”, а остальные – “волнами”. “Купающийся” становится в центр круга, “волны” тихонько поглаживают его, приговаривая “Мы любим тебя, мы любим тебя”.
После игры, ведущий спрашивает: “Понравилось ли вам купаться в море?”, “Что вы чувствовали?” Затем раздает детям голубые ленточки и предлагает с их помощью показать “волны радости”, “волны спокойствия”, “волны гнева” и т.д.
Волшебная история
Ведущий достает красивую ракушку, дает детям потрогать ее, понюхать, послушать. Говорит: “У этой ракушки есть какая-то тайна. Может быть, она откроет мне ее (приставляет к уху). Послушайте, о чем мне рассказала ракушка. Далеко-далеко отсюда есть волшебный мир подводного царства. В нем живут удивительные рыбы, осьминоги, рачки. Морское дно украшают зеленые и бурые водоросли, красные и белые кораллы, разноцветные камешки и ракушки. Закройте глаза и представьте себе подводное царство, обитателей морских глубин… (звучит аудиозапись “Шум моря”). Через некоторое время ведущий спрашивает: “Что интересного вы там увидели?” Давайте нарисуем подводное царство.
Рисование “Подводное царство”
Дети рисуют пальцами, ладонями или используют техники выдувания из трубочки. Затем каждый ребенок рассказывает, что он изобразил.
Подвижная игра “Морские волны”
Дети свободно располагаются в комнате. По команде ведущего “Штиль” замирают, по команде “Волны” плавно двигаются, по команде “Шторм” бегают.
Прощание “Большой круг-маленький круг”
Дети сидят в кругу, держась за руки. По команде ведущего расширяют круг, затем сужают его, не разрывая рук. Упражнение повторяется несколько раз.
Приложение начало учебного года
Приложение начало учебного года
Приложение
Сранительный анализ на начало и конец учебного года
1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.