Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа
Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.
Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы
Обсуждение: что помогало в выполнении задания, что мешало.
3. Беседа «Формирование личности во взаимоотношениях «взрослый — ребенок».
Цель: осознание родительских установок, психологическое просвещение
Ведущий. Какими вы хотите видеть своих детей? — Что нужно делать, чтобы они стали такими? Что присутствует в ваших взаимоотношениях с детьми? В чем испытываете трудности? Что делаете для решения проблемы?
Одной из главных составляющих уверенной в себе личности является адекватно-положительная самооценка. Самооценка ребенка формируется под непосредственным воздействием оценочных суждений значимых взрослых.
Начиная со старшего дошкольного возраста (а именно в таком возрасте сейчас ваши дети), в формировании самооценки участвует и индивидуальный опыт ребенка, его знания о себе (которые также формируются в результате взаимодействия). Чем более гармоничным будет сочетание этих двух компонентов, тем более адекватная, положительная самооценка сформируется.
Надо заметить, что ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, сохраняются в течение всей жизни, и отказаться от них чрезвычайно трудно...
Как же решить такую сложную задачу? Как ни странно, но начинать нужно с безоценочного принятия ребенка, с понимания, с безусловной любви к нему. Нужно попытаться посмотреть на мир глазами своего ребенка. Постараться понять, что он чувствует, о чем думает в тот момент, когда, по-вашему, он невыносим.
4. Упражнение «Чувства».
Цель: развитие рефлексии, приобретение опыта гармоничного взаимоотношения с детьми.
Родители выбирают задания, обдумывают, затем обсуждают свои решения.
5.Упражнение «Я- сообщения».
Цель: та же.
Родители выбирают задания, обдумывают, затем обсуждают свои ощущения и сообщения. После обсуждения представляется популярная литература по вопросам воспитания, решения проблем взаимодействия с ребенком.
6. Игра «Я ребенок».
Цель: актуализация «комплекса детства».
Родителям предлагают вспомнить, в какую игру они любили играть в детстве, и представить ее невербальным способом.
7. Рефлексия.
Цель: рефлексия занятия, обобщение приобретенного опыта.
Ведущий. Наше занятие подходит к концу.
В заключение я хотела бы хотела спросить: что заинтересовало вас больше
всего?
Что полезное вы унесете с собой с этого занятия?
Что бы хотели изменить во взаимоотношениях с ребенком сейчас?
Приложение 17
Формирование
взаимоотношений в детском
Консультация для родителей
Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду, а потом в школе....Малыш пришел в детский сад. Для него это событие, которое меняет его образ жизни, ставит перед необходимостью общаться с новыми людьми — взрослыми и детьми. В детском саду ребенок получает возможность стать, .самостоятельным. Если дома он был лишен общества сверстников, то здесь находится среди таких, как он сам. '
В первые дни пребывания среди сверстников некоторые дети чувствуют себя одиноко (нет рядом магмы, папы, бабушки, а дети и воспитатель пока еще чужие), но спустя некоторое время они осваиваются, чувствуют себя более уверенно и спокойно. Содержательная жизнь и четкий распорядок дня, множество увлекательных игр и игрушек, интересные занятия и экскурсии, игровые -уголки и т. д., создают ощущение приятной новизны. С первого дня пребывания ребенка в группе надо дать почувствовать ему все преимущества жизни в коллективе сверстников.
Однако новый образ жизни, условия, способы отношений требуют от ребенка изменения ранее сложившихся стереотипов, что не всегда проходит безболезненно. Если в семье он был предметом постоянного внимания, любви, ласки всех взрослых, то здесь к нему относятся как к одному из многих; если в семье ему старались уступить как младшему, то здесь приходится уступать самому; если в семье игрушки принадлежали только ему, то в детском саду нужно научиться делиться ими или пользоваться совместно. Задача каждого взрослого — сделать безболезненным процесс привыкания ребенка к условиям детского сада и как можно больше узнать о нем, о его привычках, особенностях общения с близкими. Воспитание «культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизм. Поэтому, формируя у малышей стремление к общению, воспитатель должен поощрять самые незначительные попытки играть друг с другом.
В интересной жизни, насыщенной событиями, общение детей приобретает особую содержательность. Воспитатель должен постоянно организовывать детей для совместных дел. Они вместе трудятся, играют, обсуждают, советуются, помогают проявляют в ни мание и заботу о своем товарище — словом, заняты своими маленькими (но для них значительными) делами.
Очень важно в процессе общения детей помогать им устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо; то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать ход игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость и заботливость (благодарить за оказанную помощь, извиниться в случае оплошности, попросит? разрешения, пройти пли подождать- посторониться, чтобы пропустить товарища) и т. д.
Постоянно находясь среди сверстников, ребенок привыкает к коллективной жизни. Общие дела, заботы доставляют ему удовольствие побуждают к общению.
Старшие дошкольники проявляют более мотивированные и устойчивые симпатии друг к другу, между ними устанавливаются дружеские отношения: ребенок предпочитает разговаривать, делиться игрушкой, лакомством с понравившимся ему сверстником. Дети-друзья проявляют чуткость и отзывчивость, заботу и взаимопомощь, стремление преодолевать личное желание в пользу другого. «С ним играть интересно»; «Он добрый, смелый»; «Он сильный и никого не боится»; «Не жадный, разрешает играть своими игрушками!» — часто такие мотивы выдвигают старшие дошкольники, когда их спрашивают, почему они дружат с тем или иным ребенком.
Дружба у детей часто возникает из желания подражать одному или иному сверстнику. «Быть таким же ловким и смелым, как Олег», «Уметь придумывать интересные игры, как Максим»; «Знать много стихов, как Лида».
Воспитательное значение дружеских отношений велико. Общаясь, дети на практике закрепляют и выверяют, что значит поступать хорошо или плохо. Выручить, помочь, посочувствовать, успокоить, проявить внимание, поделиться, поступиться своим интересом ради друга — хорошо. Схитрить, обидеть, утаить, отступить от правил, наябедничать, пожадничать.
Общий замысел, возникающий в процессе игр и совместных дел, вызывает необходимость договариваться между собой, ориентироваться на партнера, прислушиваться к его мнению, вместе фантазировать и намечать план действий. Каждый учится вести себя соответственно складывающимся ситуациям, уважать своего товарища и стараться не ссориться.
Нужные черты личности формируются успешно в результате общения детей с разными характерами. Медлительный, уравновешенный ребенок благотворно действует на неугомонного, сдерживая его чрезмерную подвижность своей размеренностью, неторопливостью, а медлительный становится более активным благодаря энергии своего товарища. Сдержанный, спокойный ребенок хорошо влияет на легко возбудимого. Важно; чтобы ребенок вступал в самые разнообразные отношения, где он станет уступать другим и где ему будут уступать, где он будет и лидерствовать и выполнять второстепенные роли.
К концу дошкольного периода ребенок должен уметь вести себя по отношению, к другим детям, руководствуясь правилами: хочешь, чтобы с тобой дружили — старайся не ссориться; проявляй заботу о своем товарище, не оставляй его в беде; если к тебе в дом пришел товарищ,, прояви гостеприимство, будь учтив, не спорь, не жадничай, умей предложить игрушки, увлечь интересными играми и занятиями в обществе сверстников веди себя скромно, сдержанно, не будь навязчивым не претендуй на те игрушки, которые тебе не предназначены сумей вежливо обратиться к сверстникам с просьбой, не диктуй им своих условий.
Доброжелательное отношение к сверстникам формируется тогда, когда сформирована направленность на другого ребенка, развита способность понимать его эмоциональные состояния. От того, насколько успешна осуществляется данный процесс в дошкольном возрасте, во многом зависит дальнейшее развитие личности. Поэтому, так важно, чтобы направленность на другого, а не себя, как можно раньше вошла в сознание ребенка. Именно эти чувства делают ребенка по-настоящему человечным, добрым, отзывчивым, бескорыстным.
Дошкольники
очень чувствительны к тому, как
относятся к ним сверстники. Эти
переживания эмоционально
Воспитателям необходимо управлять детскими взаимоотношениями. Педагог должен видеть, уютно ли ребенку в кругу сверстников или это кажущееся благополучие с пониманием относиться к ребенку, к его внутреннему миру, который нужно, защищать, направлять, обогащать. Врываться в него грубо, бесцеремонно, пользуясь властью над детьми,— безнравственно. Ведь от взрослого зависит, чтобы детство было счастливым, наполненным радостью.
Отзывчивость сверстников на затруднительное положение пробуждает в ребенке чувства, которые возникают, как отклик на взаимопонимание другого.
Характер отношений дошкольника со сверстниками в детском саду распространяется затем и на окружающих людей, на родных, близких, друзей.
Можно сказать,
что положительные чувства
Итак, создание специальных ситуаций, в которых ребенок должен самостоятельно совершить моральный выбор, и тех, в которых дети оказывают сверстнику помощь и поддержку, являются эффективным приёмом формирования взаимоотношений в детском коллективе
Литература Г. П. Лаврентьева «Культура общения дошкольников» 1988г.
Приложение 18
Роль
повседневного общения с
Человек, как
личность, формируется на протяжении
всей своей жизни, однако самые главные
личностные свойства и способности,
психологический фундамент
«Сколько времени нужно уделять ребёнку?» - этот вопрос часто встречается в анкетах для родителей. «Необходимо чаще быть с детьми» -пишут в многочисленных статьях.
Однако, если спросить ребёнка, сколько времени он провёл с мамой или папой,
Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями, и было ли это ему приятно. Ребёнку важно не количество проведённого с ним времени, а как оно проведено.
Иногда десять минут, проведённые в сердечной беседе (в психологическом смысле слова),
Для ребёнка значат гораздо больше, чем целый день, проведённый с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.
Часть времени дошкольник, и младший школьник проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду, занимаясь рисованием, конструированием и т. д. Но кроме всего этого ему необходимо общаться с вами.
Ребёнок до трёх лет очень чувствует ваше присутствие в том присутствие в том пространстве, где пребывает он сам. Иногда кажется, что ребёнку всё равно, чем занят родитель, лишь бы он был рядом. В этот период жизни взрослый, находясь рядом с ребёнком, создаёт у него необходимое чувство безопасности.
Ребёнку старшего возраста необходимо не просто близкое присутствие взрослого, но и искреннее общение с родителями как личности с личностью. Он хочет переживать чувства общности с ними, принадлежности к семье, стремиться к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребёнком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.