Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по общению.doc

— 847.00 Кб (Скачать файл)

Обсуждение: что помогало в выполнении задания, что мешало.

3. Беседа «Формирование личности во взаимоотношениях «взрослый — ребенок».

Цель: осознание родительских установок, психологическое просвещение

Ведущий. Какими вы хотите видеть своих детей? — Что нужно делать, чтобы они стали такими? Что присутствует в ваших взаимоотношениях с детьми? В чем испытываете трудности? Что делаете для решения проблемы?

Одной из главных составляющих уверенной в себе личности является адекватно-положительная самооценка. Самооценка ребенка формируется под непосредственным воздействием оценочных суждений значимых взрослых.

Начиная со старшего дошкольного возраста (а именно в таком возрасте сейчас ваши дети), в формировании самооценки участвует и индивидуальный опыт ребенка, его знания о себе (которые также формируются в результате взаимодействия). Чем более гармоничным будет сочетание этих двух компонентов, тем более адекватная, положительная самооценка сформируется.

Надо заметить, что ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, сохраняются в течение всей жизни, и отказаться от них чрезвычайно трудно...

Как же решить такую сложную задачу? Как ни странно, но начинать нужно с безоценочного принятия ребенка, с понимания, с безусловной любви к нему. Нужно попытаться посмотреть на мир глазами своего ребенка. Постараться понять, что он чувствует, о чем думает в тот момент, когда, по-вашему, он невыносим.

4. Упражнение «Чувства».

Цель: развитие рефлексии, приобретение опыта гармоничного взаимоотношения с детьми.

Родители выбирают задания, обдумывают, затем обсуждают свои решения.

         5.Упражнение «Я- сообщения».

Цель: та же.

Родители выбирают задания, обдумывают, затем обсуждают свои ощущения и сообщения. После обсуждения представляется популярная литература по вопросам воспитания, решения проблем взаимодействия с ребенком.

6. Игра «Я ребенок».

Цель: актуализация «комплекса детства».

Родителям предлагают вспомнить, в какую игру они любили играть в детстве, и представить ее невербальным способом.

7. Рефлексия.

     Цель: рефлексия занятия, обобщение приобретенного опыта.

     Ведущий.    Наше занятие подходит к концу.

     В заключение я хотела бы хотела спросить: что заинтересовало вас больше

      всего?

      Что полезное вы унесете с собой с этого занятия?

Что бы хотели изменить во взаимоотношениях с ребенком сейчас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 17

Формирование  взаимоотношений в детском коллективе

Консультация  для родителей

Подготовка  ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить  свои отношения со сверстниками: сначала в детском саду, а потом в школе....Малыш пришел в детский сад. Для него это событие, которое меняет его образ жизни, ставит перед необходимостью общаться с новыми людьми — взрослыми и детьми. В детском саду ребенок получает возможность стать, .самостоятельным. Если дома он был лишен общества сверстников, то здесь находится среди таких, как он сам. '

В первые дни пребывания среди сверстников некоторые дети чувствуют себя одиноко (нет рядом магмы, папы, бабушки, а дети и воспитатель пока еще чужие), но спустя некоторое время они осваиваются, чувствуют себя более уверенно и спокойно. Содержательная жизнь и четкий распорядок дня, множество увлекательных игр и игрушек, интересные занятия и экскурсии, игровые -уголки и т. д., создают ощущение приятной новизны.  С первого дня пребывания ребенка в группе надо дать почувствовать ему все преимущества жизни в коллективе сверстников.    

Однако новый  образ жизни, условия, способы отношений  требуют от ребенка изменения  ранее сложившихся стереотипов, что не всегда проходит безболезненно. Если в семье он был предметом постоянного внимания, любви, ласки всех взрослых, то здесь к нему относятся как к одному из многих; если в семье ему старались уступить как младшему, то здесь приходится уступать самому; если в семье игрушки принадлежали только ему, то в детском саду нужно научиться делиться ими или пользоваться совместно. Задача каждого взрослого — сделать безболезненным процесс привыкания ребенка к условиям детского сада и как можно больше узнать о нем, о его привычках, особенностях общения с близкими. Воспитание «культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизм. Поэтому, формируя у малышей стремление к общению, воспитатель должен поощрять самые незначительные попытки играть друг с другом.

В интересной жизни, насыщенной событиями, общение детей  приобретает особую содержательность. Воспитатель должен постоянно организовывать детей для совместных дел. Они вместе трудятся, играют, обсуждают, советуются, помогают проявляют в ни мание и заботу о своем товарище — словом, заняты своими маленькими (но для них значительными) делами.

Очень важно  в процессе общения детей помогать им устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссор договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо; то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать ход игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость и заботливость (благодарить за оказанную помощь, извиниться в случае оплошности, попросит? разрешения, пройти пли подождать- посторониться, чтобы пропустить товарища) и т. д.

Постоянно находясь среди сверстников, ребенок привыкает к коллективной жизни. Общие дела, заботы доставляют ему удовольствие побуждают к общению.  

Старшие дошкольники проявляют более мотивированные и устойчивые симпатии друг к другу, между ними устанавливаются дружеские отношения: ребенок предпочитает разговаривать, делиться игрушкой, лакомством с понравившимся ему сверстником. Дети-друзья проявляют чуткость и отзывчивость, заботу и взаимопомощь, стремление преодолевать личное желание в пользу другого. «С ним играть интересно»; «Он добрый, смелый»; «Он сильный и никого не боится»; «Не жадный, разрешает играть своими игрушками!» — часто такие мотивы выдвигают старшие дошкольники, когда их спрашивают, почему они дружат с тем или иным ребенком.

Дружба у  детей часто возникает из желания подражать одному или иному сверстнику. «Быть таким же ловким и смелым, как Олег», «Уметь придумывать интересные игры, как Максим»; «Знать много стихов, как Лида».

 Воспитательное  значение дружеских отношений  велико. Общаясь, дети на практике  закрепляют и выверяют, что значит  поступать хорошо или плохо.  Выручить, помочь, посочувствовать, успокоить, проявить внимание, поделиться, поступиться своим интересом ради друга — хорошо. Схитрить, обидеть, утаить, отступить от правил, наябедничать, пожадничать.

Общий замысел, возникающий в процессе игр и  совместных дел, вызывает необходимость договариваться между собой, ориентироваться на партнера, прислушиваться к его мнению, вместе фантазировать и намечать план действий. Каждый учится вести себя соответственно складывающимся ситуациям, уважать своего товарища и стараться не ссориться.

Нужные черты  личности формируются успешно в  результате общения детей с разными  характерами. Медлительный, уравновешенный ребенок благотворно действует  на неугомонного, сдерживая его чрезмерную подвижность своей размеренностью, неторопливостью, а медлительный становится более активным благодаря энергии своего товарища. Сдержанный, спокойный ребенок хорошо влияет на легко возбудимого. Важно; чтобы ребенок вступал в самые разнообразные отношения, где он станет уступать другим и где ему будут уступать, где он будет и лидерствовать и выполнять второстепенные роли.

К концу дошкольного периода ребенок должен уметь вести себя по отношению, к другим детям, руководствуясь правилами: хочешь, чтобы с тобой дружили — старайся не ссориться; проявляй заботу о своем товарище, не оставляй его в беде; если к тебе в дом пришел товарищ,, прояви гостеприимство, будь учтив, не спорь, не жадничай, умей предложить игрушки, увлечь интересными играми и занятиями в обществе сверстников веди себя скромно, сдержанно, не будь навязчивым не претендуй на те игрушки, которые тебе не предназначены сумей вежливо обратиться к сверстникам с просьбой, не диктуй им своих условий.

 Доброжелательное отношение к сверстникам формируется тогда, когда сформирована направленность на другого ребенка, развита способность понимать его эмоциональные состояния. От того, насколько успешна осуществляется данный процесс в дошкольном возрасте, во многом зависит дальнейшее развитие личности. Поэтому, так важно, чтобы направленность на другого, а не себя, как можно раньше вошла в сознание ребенка. Именно эти чувства делают ребенка по-настоящему человечным, добрым, отзывчивым, бескорыстным.

 Дошкольники  очень чувствительны к тому, как  относятся к ним сверстники. Эти  переживания эмоционально значимы  для ребенка, они побуждают детей занимать , определенную позицию в отношениях с окружающими. Предположения о том, что ребенок, который побывал в затруднительном положении из-за отрицательного эмоционального отношения к себе, легче поймет другого,   ребенка, посочувствует ему (мнение, бытующее в практике), неверны. Пережитые из-за отрицательного к себе ' отношения сверстника неприятные чувства мешают формированию способности видеть другого, понимать состояния, испытываемые им. Эти данные должны учитываться практиками в работе. У детей возникает равнодушие к другому, безразличие к его затруднениям, неприязнь, иногда даже агрессия. Все это разъединяет детей, углубляет отчуждение между ними, нежелание общаться, контактировать со сверстниками.

Воспитателям  необходимо управлять детскими взаимоотношениями. Педагог должен видеть, уютно ли ребенку в кругу сверстников или это кажущееся благополучие с пониманием относиться к ребенку, к его внутреннему миру, который нужно, защищать, направлять, обогащать. Врываться в него грубо, бесцеремонно, пользуясь властью над детьми,— безнравственно. Ведь от взрослого зависит, чтобы детство было счастливым, наполненным радостью.

Отзывчивость  сверстников на затруднительное  положение пробуждает в ребенке чувства, которые возникают, как отклик на взаимопонимание другого.

Характер отношений  дошкольника со сверстниками в детском  саду распространяется затем и на окружающих людей, на родных, близких, друзей.

 Можно сказать,  что положительные чувства стимулируют  желание устранить неблагополучие, другого, проникнуться к нему заботой. Дети учатся понимать взрослого и сверстника, проникаться к ним заботой, вниманием, у них формируется сочувствие, доброжелательность, общительность, эмоциональная открытость. Радость, которую дошкольники приносят другим, побуждает к новым добрым поступкам. У них укрепляется желание видеть себя хорошим и быть таким. Именно переживание положительного отношения к себе облегчает детям усвоение правил взаимоотношений.

Итак, создание специальных ситуаций, в которых  ребенок должен самостоятельно совершить моральный выбор, и тех, в которых дети оказывают сверстнику помощь и поддержку, являются эффективным приёмом формирования взаимоотношений в детском коллективе

 

Литература  Г. П. Лаврентьева «Культура общения дошкольников» 1988г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 18

Роль  повседневного общения с родителями в формировании личности ребенка

Человек, как  личность, формируется на протяжении всей своей жизни, однако самые главные  личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном возрасте. От того, каким было детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. Известно, что ребёнок как личность существует и развивается в общении с другими, в первую очередь с близкими ему людьми. С этой позиции развитие личности предстаёт как развитие общения. Для маленького ребёнка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает всё на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноценным.

«Сколько времени  нужно уделять ребёнку?» - этот вопрос часто встречается в анкетах  для родителей. «Необходимо чаще быть с детьми» -пишут в многочисленных статьях.

Однако, если спросить ребёнка, сколько времени он провёл с мамой или папой,

Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями, и было ли это ему приятно. Ребёнку важно не количество проведённого с ним времени, а как оно проведено.

Иногда десять минут, проведённые в сердечной  беседе (в психологическом смысле слова),

Для ребёнка  значат гораздо больше, чем целый день, проведённый с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.

Часть времени  дошкольник, и младший школьник проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду, занимаясь рисованием, конструированием и т. д. Но кроме  всего этого ему необходимо общаться с вами.

Ребёнок до трёх лет очень чувствует ваше присутствие в том присутствие в том пространстве, где пребывает он сам. Иногда кажется, что ребёнку всё равно, чем занят родитель, лишь бы он был рядом. В этот период жизни взрослый, находясь рядом с ребёнком, создаёт у него необходимое чувство безопасности.

Ребёнку старшего возраста необходимо не просто близкое присутствие взрослого, но и искреннее общение с родителями как личности с личностью. Он хочет переживать чувства общности с ними, принадлежности к семье, стремиться к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребёнком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.

Информация о работе Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста