Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа
Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.
Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы
Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий «Кукольный театр», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью (2).
В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу — и общаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.
Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты их желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми (2).
Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
индивидуальные социально-
особенности его эмоционально-личностного развития;
интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
возрастные и полоролевые особенности.
Содержание театрализованных занятий включает:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации;
разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (9).
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
формированию выразительности речи
созданию атмосферы творчества;
социально-эмоциональному развитию детей.
Содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры (6)
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
2 .Опытно- экспериментальная
работа по формированию
Старший возраст характеризуется произвольностью поведения. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Так, взрослые расширяют представление о человеке, выводя ребёнка за пределы воспринимаемой ситуации. Становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается все делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию с взрослыми. Под руководством взрослого пытается даже проанализировать и объяснить свое поведение.
Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
Как показывают наблюдения, культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д. Б. Эльконин, «… образ себя через другого».
Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у родителей. Поэтому разработана целая система действий, реализующаяся в двух направлениях: в работе с детьми и с родителями (Приложение 1).
Для управления этими процессами определено три этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный (Приложение 2)
2.1 Выявление
сформированности общения у дет
Диагностика, выявляющая особенности взаимоотношений и уровня сформированности умений общения у детей.
-индивидуальные беседы с детьми;
-экспериментальная игра «Секрет» (Т.А.Репиной), выявляющая систему существующих между детьми избирательных отношений.
Каждый ребенок должен выбрать по «Секрету» троих детей из группы, чтобы никто не видел, и положить им в конверт открытку. Фамилии и имена детей заносятся в специальную таблицу, напротив каждой по имени ставиться порядковый номер. На каждого ребенка заготавливают по три открытки и конверт, на которых отмечается номер зафиксированный в таблице. Детям, входящим по одному в комнату, говорят: «Мы играем в игру «Секрет»». По секрету, чтобы никто не узнал, все дети будут дарить друг другу красивые картинки. Ты сожжешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Класть картинку в свой конверт нельзя». Как только ребенок разложил открытки по конвертам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил картинку?». После этого подсчитывается количество картинок полученных каждым ребенком, и число взаимных выборов (Приложение 3).
Полученные результаты на начало учебного года указывают на то, что уровень взаимоотношения между детьми находится на средне- низком уровне (35%). 19% детей находятся в неблагоприятных статусных категориях.
На основе наблюдений , проводимых в часы самостоятельной деятельности, можно отметить: только незначительная часть детей умеет самостоятельно налаживать содержательные и разнообразные контакты друг с другом и поддерживать их. У других взаимодействие фактически отсутствует, хотя дети находятся рядом. Возникающие порой контакты непреднамеренны, диктуются они чаще всего предметной средой. У третьих, напротив, доминирует выраженная ориентация на взрослого, на общение и взаимодействие с ним. А всё дело в том, что дети не открыли сверстника как равного участника деятельности, как интересного партнёра.
Может характер взаимодействия детей с ровесниками будет иным, если взрослый задаст соответствующее настроение? Мы создавали ситуации, привычные опыту детей. Оценка выполнения задания складывали из того, как принимается просьба (охотно, неохотно), какие используются конкретные обращения к сверстнику (заглядывает в лицо, прикасается к плечу или руке, передаёт просьбу посредством речи или жеста), как отвечает в свою очередь сверстник на обращения (охотно, недовольно, раздражённо, без внимания, грубо), какое настроение у исполнителя и у адресата.
Итак, на основе исследования мы можем говорить о конкретных фактах, характеризующих процесс становления общения между детьми. Лишь некоторые из них, в свободном общении и нерегламентированной деятельности , могут активно, содержательно и эмоционально контактировать друг с другом. Эти факты заслуживают серьёзного внимания к особенностям взаимоотношений, а также поиску эффективных средств их решения.
Диагностика,
-выявляющая
особенности семейного
-позволяющая
выявить уровень
-раскрывающая особенности общения родителей с детьми (приложение 14).
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Традиционно
используемые приёмы в
На заключительном
этапе игры могут опирается
на сюжеты, на персонажей известных
сказок(«Теремок», «Зайкина
Сказки
раскрывают перед нами
Не случайно
на контрольном этапе
Диагностика уровня умений межличностного общения у детей со сверстниками продолжается и на протяжении следующего этапа – формирующего (в процессе занятий).
Содержанием формирующего этапа является:
-занятия этического характера, в процессе которых дети осваивают умения межличностного общения; закрепление умений в повседневной жизни в ДОУ;
Ведущей формой работы с детьми являются занятия, которые проводятся во второй половине дня (продолжительность 35-40 мин.) (приложение 4, 5).
Каждое занятие ставит своей целью обучить:
-умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимимики, жестов) и понимать собеседника по жестам и мимике (приложение 6).
-умению устанавливать
контакт с помощью речевых
и неречевых средств (
-умению чётко,
выразительно высказывать в
-умению внимательно выслушать собеседника;
-умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать), (приложение 8).
-умение вести себя в конфликтной ситуации (приложение 9).
Начало занятия представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на:
-закрепление умений невербального общения: «Скульпторы», «Дружная семья», « Любимый сказочный герой»;
-развитие речевых умений : «Интонации»;
Игровые упражнения используются с целью двигательного раскрепощения детей, преодоления их пассивности.