Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по общению.doc

— 847.00 Кб (Скачать файл)

Желательно, чтобы все  организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий «Кукольный театр», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью (2).

В работе студий могут  принимать участие воспитатели  и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу — и общаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.

Именно в общем спектакле  или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты их желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми (2).

Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

индивидуальные социально-психологические  особенности ребенка;

особенности его эмоционально-личностного развития;

интересы, склонности, предпочтения и потребности;

любознательность, исследовательский  интерес и творческие способности;

возрастные и полоролевые  особенности.

Содержание театрализованных занятий включает:

просмотр кукольных  спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации;

разыгрывание разнообразных  сказок и инсценировок;

упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (9).

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

формированию выразительности  речи

созданию атмосферы  творчества;

социально-эмоциональному развитию детей.

Содержанием таких занятий  является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры (6)

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а  так же развития эмпатии, т.е. способности  распознавать эмоциональное состояние  человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .Опытно- экспериментальная  работа по формированию общения   у детей дошкольного возраста .

Старший возраст  характеризуется произвольностью поведения. Детей начинают интересовать человеческие отношения и нормы поведения. Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.

Так, взрослые расширяют  представление о человеке, выводя ребёнка за пределы воспринимаемой ситуации. Становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается все делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию с взрослыми. Под руководством взрослого пытается даже проанализировать и объяснить свое поведение.

Контакты  со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Как показывают наблюдения, культура поведения ребенка  во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей. В лице взрослого ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д. Б. Эльконин, «… образ себя через другого».

Прививая детям  умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у родителей. Поэтому разработана целая система действий, реализующаяся в двух направлениях: в работе с детьми и с родителями (Приложение 1).

  • Работа с детьми преследует цель – обучить умениям межличностного общения со сверстниками и с окружающими.
  • Работа с взрослыми сводится к подготовке их к собственному общению с детьми.

Для управления этими процессами определено три  этапа работы: диагностический, формирующий, контрольный (Приложение 2) 

2.1 Выявление  сформированности общения у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика, выявляющая особенности взаимоотношений и уровня сформированности умений общения у детей.

-индивидуальные  беседы с детьми;

-экспериментальная игра «Секрет» (Т.А.Репиной), выявляющая систему существующих между детьми избирательных отношений.

Каждый ребенок  должен выбрать по «Секрету» троих  детей из группы, чтобы никто не видел, и положить им в конверт  открытку. Фамилии и имена детей  заносятся в специальную таблицу, напротив каждой по имени ставиться порядковый номер. На каждого ребенка заготавливают по три открытки и конверт, на которых отмечается номер зафиксированный в таблице. Детям, входящим по одному в комнату, говорят: «Мы играем в игру «Секрет»». По секрету, чтобы никто не узнал, все дети будут дарить друг другу красивые картинки. Ты сожжешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Класть картинку в свой конверт нельзя». Как только ребенок разложил открытки по конвертам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил картинку?». После этого подсчитывается количество картинок полученных каждым ребенком, и число взаимных выборов (Приложение 3).

Полученные  результаты на начало учебного года указывают  на то, что уровень взаимоотношения  между детьми находится на средне- низком уровне (35%). 19% детей находятся в неблагоприятных статусных категориях.

            На основе наблюдений , проводимых в часы самостоятельной деятельности, можно отметить: только незначительная часть детей умеет самостоятельно налаживать содержательные и разнообразные контакты друг с другом и поддерживать их. У других взаимодействие фактически отсутствует, хотя дети находятся рядом. Возникающие порой контакты непреднамеренны, диктуются они чаще всего предметной средой.  У третьих, напротив, доминирует выраженная ориентация на взрослого, на общение и взаимодействие с ним. А всё дело в том, что дети не открыли сверстника как равного участника деятельности, как интересного партнёра.

   Может  характер взаимодействия детей  с ровесниками будет иным, если  взрослый задаст соответствующее настроение? Мы создавали ситуации, привычные опыту детей. Оценка выполнения задания складывали из того, как принимается просьба (охотно, неохотно), какие используются конкретные обращения к сверстнику (заглядывает в лицо, прикасается к плечу или руке, передаёт просьбу посредством речи или жеста), как отвечает в свою очередь сверстник на обращения (охотно, недовольно, раздражённо, без внимания, грубо), какое настроение у исполнителя и у адресата.

   Итак, на  основе исследования мы можем говорить о конкретных фактах, характеризующих процесс становления общения между детьми. Лишь некоторые из них, в свободном общении и нерегламентированной деятельности , могут активно, содержательно и эмоционально контактировать друг с другом. Эти факты заслуживают серьёзного внимания  к особенностям взаимоотношений, а также поиску эффективных средств их решения.

Диагностика,

-выявляющая  особенности семейного воспитания, включает анкеты для родителей:

-позволяющая  выявить уровень коммуникативных  умений родителей (приложение 13);

-раскрывающая  особенности общения родителей  с детьми (приложение 14).

 

2.2 Использование  театрализованных игр  для   формирования общения у детей  дошкольного возраста.

   Традиционно  используемые приёмы в воспитательном  процессе, -разъяснения, требования, показ образов и эталонов поведения- будут действенны в том случае, если они по существу затронули сферу переживаний, побуждений самого ребёнка. А что более всего привлекательно ребёнку? Игра, игры, специально разработанные. Основной смысл таких игр - развёртывать социально направленные действия, требующие воображения и эмоциональных переживаний.

  • Сюжетно- ролевые игры направлены на развитие ролевого диалога детей. Диалог строится как совместная деятельность, когда партнёры принимают на себя равноправные роли.
  • Игры-драматизации, цель которых – психологическое сближение ребёнка с другими героями и персонажами. Игры, исполняемые роли предполагают перевоплощение в самые разные образы на основе эмоционального отклика и развёртывания игровых действий в соответствии с характером образа. На этом этапе желательно добиваться освоения выразительных образных характеристик, которые можно положить в основу развития дальнейших игр и игровых ситуаций. Больше  внимания уделять отдельным элементам, характеристике игрового персонажа ( приложение фото).
  • Игры в животных. Эмоциональное поведение возникает благодаря образно- выразительным средствам описания ( стихотворения, считалки, загадки) и подражаниям действий. Мы используем сюжеты таких игр, как « Где мы были, мы не скажем», « Гуси белые, гуси серые» (игры описаны в сборниках Е.А. Тимoфеевой, А.К. Бондаренко).
  • Маски животных, яркие и привлекательные. Используют как средство, с помощью которого можно держать партнёра  в поле внимания (приложение фото).
  • Игры- драматизации с музыкальным сопровождением. Изобразительными или танцевальными  движениями передаётся смысл ситуации. К примеру, любое явление природы, растения, животные можно ввести в содержание игры, на которое дети обязательно откликнуться эмоционально (приложение ).

   На заключительном  этапе игры могут опирается  на сюжеты, на персонажей известных  сказок(«Теремок», «Зайкина избушка», « Волк и семеро козлят»).Важно  выявить , изменится ли отношение  ребёнка к отрицательному персонажу,  если поведение этого персонажа в игре меняется. На примере педагог может выявить, меняется ли отрицательное отношение этого ребёнка к какому-либо сверстнику.

   Сказки  раскрывают перед нами богатейший  материал, где, например, наряду с  образом хитрой и злой лисы ( « Зайкина избушка», « Лиса и дрозд») встречаем лису добрую, заботливую( «Снегурушка и Лиса»).Даже злая Баба Яга в наши дни в сказках Е.Шварца и О. Пройслера потеснена несколько непривычным представлением. Такая неоднозначность и многоплановость литературного образа, своего рода предостережение против  изначально жёсткой ориентации детей  на окружающий мир.

   Не случайно  на контрольном этапе проводятся  игры по сюжетам сказок с  изменением характера известного  детям персонажа.

     Диагностика уровня умений межличностного общения у детей со сверстниками продолжается и на протяжении следующего этапа – формирующего (в процессе занятий).

Содержанием формирующего этапа является:

 -занятия этического характера, в процессе которых дети осваивают умения межличностного общения;  закрепление умений в повседневной жизни в ДОУ;          

Ведущей формой работы с детьми являются занятия, которые  проводятся во второй половине дня (продолжительность 35-40 мин.) (приложение 4, 5).

Каждое занятие  ставит своей целью обучить:

           -умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимимики, жестов) и понимать собеседника по жестам и мимике (приложение 6).

-умению устанавливать  контакт с помощью речевых  и неречевых средств (обращение  по имени, контакт глаз, комплимент);

-умению чётко,  выразительно высказывать в речи  своё коммуникативное намерение  (приложение 7);

   -умению внимательно выслушать собеседника;

-умению понимать  эмоциональное настроение другого (сопереживать), (приложение 8).

-умение вести  себя в конфликтной ситуации (приложение 9).

Начало занятия  представляет собой игру или игровое  упражнение, направленное на:

-закрепление умений невербального общения: «Скульпторы», «Дружная семья», « Любимый сказочный герой»;

-развитие речевых  умений : «Интонации»;

Игровые упражнения используются с целью двигательного раскрепощения детей, преодоления их пассивности.

Информация о работе Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста