Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по общению.doc

— 847.00 Кб (Скачать файл)

В основной части  занятий использовали следующие  приёмы

  1. Игровые упражнения, направленные на:

-развитие умения  общаться без слов: « Через стекло»;

-развитие умения соблюдать дистанцию в общении: « Стоящие и сидящие»;

-развитие умения  понимать настроение окружающих: « Что можно сделать для  друга?»;

-регулирование  своего поведения: «Выдержанный  человек».

  1. Беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам.
  2. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц.
  3. Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально прожить её. Ситуации направлены на:

-закрепление  умения устанавливать контакт  с собеседником (зрительный контакт);

-передачу характера  изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;

-выражение  сочувствия и сопереживания взрослым.

5.    Приём  ТРИЗ:

- «Цепочка слов»:  « Вежливость- это …», « Радость- это…», « Печаль-это…»;

- « Сказки- перевёртыши»: сочинение сказки, в содержании  которой положительные герои  меняются местами с отрицательными;

-« Салат из  сказок»: рассказ детьми сказки  из нескольких предложений.

           6. Вспомогательный приём- слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека (удивление, радости, горя, гнева) в соответствии с характером музыки.

В заключительной части занятий используются игровые  упражнения и этюды, (приложение10) направленные на:

-мышечное расслабление: « Шалтай -Болтай», «Фея сна», « Факиры»;

- двигательное  раскрепощение: « Походки», « Зеркало»;

-воспитание  гуманных отношений между детьми: « Подарок».

Для родителей  были разработаны занятия, в которых  отражаются позитивные навыки общения  родителей с дошкольникам (приложение 15).

2) семинары - практикумы ( приложение 16 ).

Консультации

Цели: 

-Изучение разных  стилей общения родителей с  детьми.

-Особенности  поведения родителей по отношению  к собственным детям в процессе  общения (приложение 17, 18, 19, 20).

На  этом мы закончили

 

Контрольный этап

 

     Контроль  осуществляется с использованием  всех диагностических материалов. Данные фиксируются, сравниваются  с первоначальными данными диагностики. (приложение) Анализ результатов  помогает сформировать дальнейшую  работу с детьми и родителями. (приложение).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

приложение  2

этапы работы



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Приложение начало учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Занятие “Цветные карандаши”

Цель: Учить понимать необходимость уважительных и доброжелательных отношений. Закреплять понятия: добрый, доброжелательный, дарить радость, хорошее настроение.

Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.

Ход занятия

I “Вхождение” (Дети входят в группу под песню “Добрые волшебники”)

Педагог: “Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!”

Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)

Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно  идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.

А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки  на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.

Наконец, вышли  на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: “Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.

Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали  этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного  устали и хотите отдохнуть. Давайте  немного полежим на лесной полянке  с закрытыми глазами!

Упражнение  “Волшебный сон” (Звучит релаксационная музыка)

Педагог тихим  голосом читает, подходя и ласково  дотрагиваясь до каждого ребёнка:

“Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы  спокойно отдыхаем, сном волшебным  засыпаем….

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши  ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают

ея  не напряжена и расслаблена…

Дышится легко, ровно, глубоко….

Пауза. . .

Мы  спокойно отдыхали, сном волшебным  засыпали

Хорошо  нам отдыхать, но проа уже вставать.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и  встать!

Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов)

Карандаш: “Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д.

Ребята, в Школе  Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого  ребёнка, способствуя его чудесному “превращению” – помогает надеть шапочки и накидки.

Карандаш: “Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом?

(дети предлагают  разные варианты рисунков). А я  предлагаю Вам нарисовать красным  карандашом красные цветы. Какие  красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)

Покажем нашим  гостям как расцветают цветы на солнечной  полянке. Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить, покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок.

Этюд  “Цветы на поляне”

Карандаш: “Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: “Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный.

Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?

II. Карандаш: “Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей)

Угадайте, а  что нарисовал я? Какое животное?

Послушайте  сказку о приключениях лисички в  лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые  испытала в этот день лисичка в  лесу.

Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.

Села лисичка  под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)

Ребята, а как  можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти  к ней и со словами “уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!”, своим способом развеселить её. (погладить  по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д. )

III. Карандаш: “А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей).

Я слышал, как  Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много  солнышек. Поиграем в игру “Я - солнышко, ты – солнышко”, для этого нужно  разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:

Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)

У меня – нос, у тебя – нос!

У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)

У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот)

Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)

IV. Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.

Загадка: “Ни  окон, ни дверей, полна горница людей” (огурец)

Проводится речевая игра “Огуречик”

“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон  Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик

Приходи на тот конечик

Там мышка живёт

Тебя  в гости очень ждёт. .

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой  и решил никуда не ходить.

VI. Карандаш: “Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? ” (Ответы детей).

Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.

Коммуникативная игра “Клубочек”.

Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание.

Карандаш высказывает  надежду, что желание детей обязательно сбудется.

VII. Карандаш: “Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? ” (ответы детей)

Проводится  музыкальная игра “Колокольчик”.

На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.

Карандаш: “ Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто  не смог так изобразить различные  предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).

Песня “Радуга”.

Карандаш. Ребята, мне пора возвращаться в школу, где меня ждут мои ученики. Я расколдую вас, чтобы вы могли возвратиться в детский сад. (Касается всех карандашом, помогает снять детям шапочки и накидки)

Педагог: Ребята, чтобы нам было весело идти назад, поиграем в игру “Маленькие ножки”.

Маленькие ножки шагали по дорожке. (Шли, шуршали, топали, прыгали, скакали и т. д. )

Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые. Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Приложение 5

 

                                                              Конспект занятия

по  развитию навыков общения и эмоциональных состояния детей старшего дошкольного возраста

 

Программное содержание:

Учить детей  адресовывать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам.

Актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность.

Развивать произвольность поведения, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

Воспитывать дружелюбие, товарищество.

 

 

Приветствие. Дети стоят в кругу.

Воспитатель:

“Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный  ветерок!

Здравствуй, маленький  дубок!

Мы живём  в родном краю – 

Всех я вас  приветствую!” 

(Воспитатель здоровается с каждым ребёнком. Дети отвечают на приветствие).

Разминка.

Пальчиковая игра “Дружба”.

“Дружат в нашей  группе девочки и мальчики

Мы с тобой  подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять”.

Речедвигательное  упражнение “Яблочки”.

Информация о работе Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста