Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа
Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.
Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы
“Веточки на яблоньке поникли от печали.
Яблочки на веточках висели и скучали.
Мальчики и девочки ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали!”
(Движения психолог придумывает сам).
Кинезиологическое упражнение “Думающая шляпа” (Потереть ладони друг о друга, “чтобы стало горячо”. Представить, что между ладонями маленький мячик. Покатать его. Развести ладони слегка в стороны, представляя, что это шляпа. Поднять её над головой и надеть. Сделать массаж ушной раковины, начиная вверху и заканчивая мочкой уха (на счёт 8 повторить три раза).
Основная часть. Дети сидят на стульчиках в кругу.
- Дети, вы знаете сказки? (Ответы детей). А каких представителей добрых сил из сказок вы знаете? (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч). Назовите злых персонажей. (Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный).
- Ребята, давайте поиграем в сказку.
Воспитатель берёт в руки сосуд, напоминающий амфору, и читает стихотворение:
“…Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд.
Он силой страшной обладал, и Джин мне крикнул вдруг:
Что хочешь, повелитель мой? Исполню приговор любой.
Лишь пожелай - я сотворю, изменим в миг судьбу твою!”.
- Ребята! И тут
мне стало страшно: Джин
С детьми оговорить, что желать можно что-то себе, близким людям, родным, друзьям.
Игра зависит от того, как взрослый начнёт общение, будут ли дети с желанием выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Взрослому следует исключить поучения или высказывания типа: “Верно” или “Я с тобой не согласен”.
После того, как дети проговорили три желания, побеседовать с ними о том, каковы были их желания, не будет ли плохо другим людям от этих желаний. Как будет чувствовать себя тот человек, кому было предназначено желание.
Физкультурная пауза. Игра “Буги-вуги”.
“Руку правую вперёд и немного потрясём, а потом её назад и немного потрясём. Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и в ладоши хлопаем, друзья. Буги-вуги! Окей! Руку левую вперёд… и т. д.”
- Дети, вы загадали
свои желания. Джин –
Игра “Волшебники”.
- Кандидату
в волшебники мы завяжем глаза
и предложим догадаться, кто из
детей будет подходить к нему,
ощупывая кисти рук этого
Воспитатель подводит к “кандидату в волшебники” ребёнка. Затем выбирают другого “кандидата в волшебники”. После завершения игры обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.
Заключительная часть.
- Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.
Упражнение на релаксацию “Волшебный сон”, выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.
Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: “Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается “Волшебный сон”. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. “Волшебный сон” закончится, когда я скажу: “Всем открыть глаза и встать”.
Внимание! Наступает “Волшебный сон”.
“Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).
Шея не напряжена и расслаблена… Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется (2 раза). Дышится легко…ровно… глубоко… (пауза).
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!”.
Приложение 6
|
Стеснительность |
Отвращение |
Страх |
Грусть |
Высокомерие |
Радость |
Злость |
Приложение 7
Упражнения на развитие эмоционально-коммуникативной сферы “Строители”
Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу …
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную тяжелую доску;
гвоздь;
молоток.
Примечание: Воспитатель следит за тем, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица “строителей” соответствовали тяжести и объему передаваемых предметов.
“Согласованные действия”
Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия:
пилка дров;
гребля в лодке;
перемотка ниток;
перетягивание каната;
передача хрустальной вазы;
парный танец.
“Ожерелье”
Дети встают в плотный круг. Они – бусинки красивого ожерелья. Тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись.
Воспитатель подходит к ожерелью и пытается “разорвать” его. Если ему это удастся, бусинки “рассплются” по полу и покатятся по нему. Воспитатель ловит их, по очереди, крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную ведущим, третью и т.д. пока не соберет все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.
“Ку-чи-чи”
дети свободно бегают по комнате под музыку;
на слова “Ку-чи-чи!” - хлопают друг друга по ладошкам в ритме музыки;
пожимают руки друг другу, “здороваются”;
дети снова танцуют и ищут себе новую пару.
“Хей, давай попрыгаем”
Хей, хей, давай попрыгаем (3 раза), попрыгаем вместе с тобой!
Хей, хей, давай похлопаем (3 раза), похлопаем вместе с тобой!
Хей, хей, давай потопаем (3 раза), потопаем вместе с тобой!
Приложение 8
Игровые упражнения на выражение различных эмоций
Разное настроение
Воспитатель читает стихотворение, дети по очереди мимикой изображают эмоциональное состояние его героя.
Капризуля, мальчик Марк, Не унять его никак. Улыбнется он на миг, Засияет солнце мне.
Померанцева
Музыкальное сопровождение: «Капризный мальчик Марк» (муз. Р. Ханензана).
Выразительные движения и мимика: 1—4 такты — капризное настроение: брови опущены вниз, сдвинуты, рот полуоткрыт, уголки рта опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями обоими плечами поочередно вперед и назад. 5—8 такты — хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.
Прогулка
Ситуация. Летний день. Дети гуляют (звучит этюд «Хорошее настроение»). Пошел дождь (звучит этюд «Золотые капельки»). Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза (звучит этюд «Гроза»). Гроза быстро прошла, дождь закончился. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам (звучит этюд «После дождя»).
Потерялся
Ситуация. Мальчик приехал с родителями в незнакомый ему город. Они только сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже остановился (звучит этюд «Удивление»), а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы нигде нет. Он бежит к выход}' в город (специально поставленные стулья), выходит и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет (звучит этюд «Момент отчаянья»). Родители тоже ищут мальчика. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу (звучит этюд «Хорошее настроение»).
Змей Горыныч
Ситуация. Сказочный город. В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Охраняет город стражник. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна вышивает. Ремесленники заняты своими делами: кузнец кует, маляр красит и т. д. Стражник обходит город. Налетает Змей Горыныч (звучит музыка П. Чайковского «Баба Яга»). Он смертельно ранит стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит в пещеру. Змей Горыныч летает перед входом в пещеру и сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, в котором Змей Горыныч унес царевну, и падает без сил. Иван-царевич берет меч, идет сражаться со Змеем Горынычем (звучит этюд «Битва»), трется и побеждает его. Как только Змей Горыныч падает, стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Они идут в город.
Три подружки
Ситуация. Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякушка. Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы строго-настрого наказали им не испачкаться и далеко друг от друга не уходить.
Но Мурка понеслась за птичкой (звучит этюд «Кузнечик»), зацепилась за пенек и разорвала платье. Хрюшка захотела полежать и понежиться в луже (звучит этюд «Лентяй»). Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке выбираться из лужи.
Вот идут они после прогулки, опустив головы, громко плача. Что же будет? Что скажут мамы (звучит этюд «Остров плакс»)? Мамы встретили малышей около дома и сильно удивились (звучит этюд «Удивление»), рассердились и хотят их наказать (звучит этюд «Провинившиеся»). Но когда они узнали, как Крякушка спасла Хрюшку, перестали браниться и даже похвалили ее.
Приложение 9
Медитативные упражнения “Прогулка на велосипеде”
Детям предлагается лечь или сесть поудобнее, расслабиться.
“Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках, шее. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь, радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно!”
“Я все смогу”
“Сегодня прекрасный день и у меня все прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение. Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь. Я уверен в себе. Я верю, что у меня все получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели. Я чувствую, что с каждым днем я становлюсь все умнее, красивее, трудолюбивее, увереннее в себе и в своих силах. Я готов к работе. Я все смогу!”
Релаксационные упражнения на снятие мышечных зажимов “Лимон”
Сжать левую кисть в кулак. “Выжимаем сок лимона”. Делать это с максимальным напряжением. Повторить. То же самое с правой рукой.
“Черепаха”
Потянуть плечи по направлению к ушам, а голову втянуть в плечи. Делать это с напряжением, а затем расслабить мышцы… Повторить.
“Солнышко”
Вытянуть руки вперед, поднять их над головой, стараясь достать потолка. Расслабить мышцы и вернуть руки в прежнее положение. Постарайтесь почувствовать напряжение, расслабление, чувство теплоты. Повторить.
“Жевательная резинка”
Сильно сожмите зубы, пусть мышцы шеи помогают вам в этом. Затем расслабьте. Пусть нижняя челюсть отвисает. Повторите снова.
“Муха на носу”
С напряжением сморщите нос. Представьте, что вы хотите согнать с носа муху. Держите это напряжение столько, сколько сможете. А теперь расслабьте. Когда вы делаете это, то ваши щеки, рот, лоб помогают вам. Когда вы расслабляете нос, то расслабляете все лицо. Наморщите лоб с напряжением, затем расслабьте. Сделайте ваше лицо гладким. Нигде нет морщин. Почувствуйте лицо расслабленным, прекрасным.
“Розовый слон”
Можно лечь на пол и представить, что вам на живот наступил большой слон. Он добрый! Напрягите мышцы живота, расслабьте. Повторить несколько раз. Заметьте разницу между расслаблением и напряжением.
“Болото”
Надавите пальцами стоп на пол с напряжением. А затем расслабьте. Повторите несколько раз.
Упражнение на телесную терапию (релаксационный парный массаж) “Мама била”
Мама била, била, била и все папе доложила (легонько постукивать ребром ладони)
Папа бил, бил, бил и все бабе доложил (постукивание сжатыми кулачками)
Баба била, била, била и все деду доложила (мнут костяшками пальцев, сжатых в кулак руками)
Дед бил, бил, бил и все братьям доложил (легко пощипывать)
Братья били, били, били и все сестрам доложили ( “барабанная дробь”)
Сестры били,
били. Били и в кадушку угодили
(“дождь” указательными
А в кадушке две лягушки, закрывай скорее …(ушки)
А в кадушке старичок, закрывай-ка…( язычок)
А в кадушке пес Барбос, закрывай скорее…(нос)
А в кадушке дикобраз, закрывай скорее…(глаз)