Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по общению.doc

— 847.00 Кб (Скачать файл)

- Вспомните отношения в семье, где вы росли. Подумайте, что в вашей собственной семье, где сейчас растет ваш ребенок, происходит таким же образом, как и во времена вашего детства в родительской семье, а что вы привнесли. Получали ли вы, будучи ребенком, достаточно внимания и поддержки от родителей и даете ли вы это своему ребенку? Принимаете ли вы ребенка таким, какой он есть, или хотите изменить его?

Предлагаю вам ответить на предложенные задания (Приложения в анкете 2 , которые позволят вам глубже увидеть ваши отношения с ребенком и к ребенку.)

(Родители заполняют анкету).

Педагог:

- Все вопросы, которые мы обсуждаем, важны потому, что начало обучения в школе - серьезное испытание для ребенка, проверка на прочность и гибкость того опыта, который он получил в семье за первые 6 лет своей жизни. Как бы ни был умен ваш ребенок, от того, как сложатся его отношения с учителями, сверстниками, насколько быстро и хорошо он сможет приспособиться к школьным требования, будут зависеть его школьные успехи и душевное благополучие.

Какие-то вещи вам трудно заметить, потому что вы сами находитесь внутри того опыта, который передаете своему ребенку, внутри ситуации. Но тем не менее наблюдать, быть в курсе всех дел и переживаний ребенка необходимо. По данным исследования, мы выявили, что у большого количества детей наблюдается тревожность. У одних детей она проявляется по отношению к сверстникам, у других - только по отношению к взрослым.

Тревожность по отношению к сверстникам может выражаться в таких формах поведения:

  • «играет героя», особенно когда ему делают замечания;
  • не может удержаться, чтобы не «играть роль» перед окружающими;
  • склонен «прикидываться дурачком»;
  • слишком смел, рискует без надобности;

- заботится о том. чтобы всегда, находиться в согласии с большинством;

  • навязывается другим, им легко управлять;
  • любит быть в центре внимания;
  • играет почти всегда с детьми старше себя;
  • хвастает перед другими детьми;
  • паясничает;
  • шумно ведет себя, когда воспитателя нет рядом;
  • подражает хулиганским выходкам других. Обычно за тревожностью стоят 2 возможные причины:

1. Ребенок испытывает недостаток эмоциональной поддержки;

2. Ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется 
недостоверной информацией, например: «тебя заберет милиционер»).

Подумайте и прочувствуйте, чего конкретно может не хватать именно вашему малышу, сделайте предположения и начните их проверять, наблюдая за его реакцией: если вы угадали, он откликнется и повеселеет.

Тревожность по отношению к взрослым состоит в беспокойстве и неуверенности - интересуются ли им взрослые, любят ли его, в попытках обратить на себя внимание и преувеличенном желании добиться любви взрослых. Все это может выражаться в том, что ребенок:

  • очень охотно выполняет свои обязанности;
  • проявляет чрезмерное желание здороваться со взрослыми;
  • слишком разговорчив, докучает своей болтовней;
  • очень охотно приносит цветы и другие подарки воспитателю;
  • чрезмерно дружелюбен по отношению к взрослым;
  • постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны взрослых;
  • добивается симпатии воспитателя, приходит к нему с различными жалобами на товарищей, мелкими просьбами и делами;

- полностью устраняется, если его усилия не увенчиваются успехом;

- чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии;

  • рассказывает фантастические, вымышленные истории;
  • пытается «монополизировать» взрослых.

Следует отметить, что эта эмоциональная зависимость от других людей сохранится и тогда, когда ребенок вырастет.

Чтобы помочь такому ребенку, необходимо создать теплую атмосферу взаимоотношения и доверительности, причем не только в отношении к самому ребенку, но и к другим членам семьи. Ребенок должен верить и чувствовать: любви достойны все, вне зависимости от того, взрослый это человек или ребенок, сильный или больной старик.

Можно дать и еще один общий совет тем, чей ребенок обладает чертами тревожности: повысьте его самооценку. Позиция «я – хороший», «ты –хороший» сама по себе уже является мощным противоядием от любого вида тревожности. Чтобы помочь ребенку занять такую позицию или сохранить ее, когда он пойдет в школу, попробуйте придерживаться следующих правил:

1. Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит 
домой плохие оценки.

  1. Выслушивайте все. Ребенку крайне важно видеть ваши глаза, чувствовать вашу реакцию.
  2. Помните, что ребенок, возможно, переживает сейчас кризис и нуждается в вашей поддержке.

 

  1. Верьте, что он хочет хорошо учиться. Даже если это и не совсем так, ваша вера должна передаться ему.
  2. Будьте с ним вместе. Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.

Занятие №2

                                                                             «Моя семья»

 

Цель: Знакомство с детьми и родителями. Узнать их межличностные характеристики. Выявить особенности проведения досуга в семье.

Материалы: клубок ниток. Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте взрослые и дети! Сегодня мы с вами познакомимся поближе. Для этого я предлагаю поиграть в игру «Клубочек». Игра «Клубочек».

.Цель: знакомство педагога с семьями.

Взрослые и дети садятся в круг, педагог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры, тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем клубочек возвращается ведущему. Педагог обращает внимание на то, что нитки связывают всех  в одно целое.

По завершении игры «Клубочек» педагог предлагает поговорить о том, как в семье проводят  выходной день. Семьям предлагается ответить на вопросы:

  • Что ты делаете  в выходной день?
  • Чем занимаются родители   и дети в выходной день?
  • С кем  обычно играют дети дома?
  • Как Вы хотите, чтобы прошёл Ваш следующий выходной день? Педагог   приглашает   поиграть   в   игру  « Праздник в семье Бегемотовых».

Материалы: игрушки «киндер-сюрприз»; детская игрушечная посуда и

т.п.

Ход игры:

Педагог объявляет о том, что в семье Бегемотовых праздник - день рожденья мамы-бегемотихи. Каждая семья сама определяет для себя героя игры. С небольшой помощью педагога организовывают праздники. После игры педагог совместно с семьями беседует о том, какой получился праздник.

Игра « Весёлая лужайка».

Материалы: краски, бумага.

Ход игры:

Педагог просит детей нарисовать праздник так, как он им представляется.

По окончанию игры, проходит выставка рисунков.

Занятие№3

                        «Мои родители».

 

Цель: Выяснить особенности семейного воспитания.

Материалы: бумага, карандаши цветные, ластик.

Ход занятия:

1. Тест «Рисунок семьи».

Цель: исследование межличностных отношений родителей с детьми.

Время выполнения: 15-30 минут. Инструкция: «Нарисуй свою семью».

2. Беседа «Что значит – любить детей?» 
Предлагаемые вопросы:

  • Почему важно в семье любить друг друга?
  • Как выразить свою любовь к детям?
  • Как научиться не огорчать близких?
  • Как научиться понимать настроение детей?

3. Игра «Чудо-рисунок».

Педагог предлагает родителям нарисовать свою руку на бумаге. Затем вырезать ее и разрисовать как кому нравится. Эту руку дети подарят детям.

 

                           Занятие №4

     «Страна друзей»

 

Цель: Развитие навыков совместной деятельности; развитие навыков общения.

Материалы: игрушка медвежонок и любые другие игрушки.

Ход занятия:

1. Игра «Дружба начинается с улыбки».

Педагог садит детей и взрослых в круг. Взрослые берутся за руки детей, смотрят  в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.

2. Игра «Найди друга».

Упражнение выполняют все семьи. Одной половине игроков завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (своего ребёнка или родителей). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду. Затем игроки меняются местами.

3. Игра «Сочини историю. Жили-были...»

Педагог предлагает семьям сочинить историю о том, как медвежонку было одиноко, и он пошел искать друзей. Как он это делал?

Дети, взяв себе по игрушке, разыгрывают придуманную историю.

4. Беседа «Как правильно дружить».

В ходе беседы педагог предлагает  придумать правила дружбы:

  • помогать другу
  • делиться с другом
  • играть дружно
  • не смеяться над ошибками друга и т.д.

 

Занятие№5

                                «Наше настроение»

 

Цель: Знакомство с эмоциями, осознание своего эмоционального состояния, развитие навыков общения.

Материалы:   краски,   бумага,   муз.   произведения   Чайковского, бумажный мешок. Ход занятия:

1. Беседа «Что такое настроение?»

- Как можно улучшить настроение?

2. Игра "Волшебный мешок".

Всем предлагается все свои отрицательные эмоции сложить в мешок. Этот мешок выбрасывается.

3. Игра «Глаза в глаза».

Взрослые и дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Смотрите только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча предать разные эмоции. «Я грустный, помоги мне», «Мне весело, давай поиграем», «Я не хочу с тобой дружить!» Затем происходит обсуждение своих ощущений.

4. Игра «Как ты себя чувствуешь?»

Педагог предлагает картинки с изображением различных оттенков настроений. Ребенок выбирает ту которая в наибольший степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы.

После педагог предлагает нарисовать, детям рисунок, который бы мог называться «Хорошее настроение». Рисунки дети дарят родителям.

 

 

 

Занятие №6

 

Цель: Оптимизация взаимоотношений с родителями: закрепить положительные отношения ко всем членам семьи.

Материалы: магнитофон, фотографии, игрушка.

Ход занятия:

1. Игра «Домашний альбом».

Педагог берет игрушку (Гномик) и говорит о том, что пришел к ним в гости Гном и очень хочет вместе со всеми посмотреть фотографии, которые Вы принесли . Дети рассказывают о том, кто изображен на фотографии, какое у них настроение.

2. Игра «Дочки-матери».

| В игре разыгрывается любая данная ситуация. Дети играют роли родителей ,а   родители- детей. Педагог помогает ребенку осознать, как бывает трудно папе или маме со своими детьми.

К размышлению можно предложить следующие ситуации:

  • Вечер в семье;
  • как помирить поссорившихся членов семьи?
  • и т.д.

3. Игра «Цветик- семицветик ».

Дети рисуют цветик- семицветик и вырезают его из бумаги. Каждый ребенок загадывает желание и оторвав лепесток дает его своим родителям. Оставшиеся лепестки можно раздать друзьям.

4. Игра «Старый добрый жук».

Педагог говорит о том, что все люди должны стараться быть добрыми, веселыми и очень красивыми.  Предлагает стать в круг и станцевать польку-хоровод со старым и добрым жуком.

Звучит музыка, все вместе с педагогом танцуют и поют:

Станьте, дети,

Станьте в круг } 3 раза

Я твой друг,

И ты мой друг,

Старый добрый жук.

 

Приложение 16

Семинар-практикум «Ступеньки взаимопонимания»

Цель: гармонизация семейных отношений.

Задачи: осознание родительских установок; развитие интереса к своему ребенку; формирование позитивного родительского опыта, снятие эмоционального напряжения.

Материал: большой лист бумаги, краски, оргстекло (по количеству присутствующих), схема формирования личности во взаимодействиях «взрослый — ребенок», индивидуальные задания к упражнениям «Чувства», «Я-сообщения» , клубочек шерстяных ниток, магнитофон, спокойная музыка

 

Ход семинара-практикума

1. Знакомство. Игра «Имя».

Цель: знакомство, настрой на взаимодействие. Передавая клубочек, участники называют свое имя и какое-то качество на начальную букву имени.

2.  Арт- техника «Групповая монотипия».

Цель: самовыражение, снятие нервно-психического напряжения.

Родителям предлагается выполнить рисунок на оргстекле и сделать его отпечаток на большом листе бумаги. Затем ставится задача: объединить все рисунки в одну картину. Родители обсуждают возможные варианты и выполняют задание.

Информация о работе Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста