Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа
Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.
Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы
- Вспомните отношения в семье, где вы росли. Подумайте, что в вашей собственной семье, где сейчас растет ваш ребенок, происходит таким же образом, как и во времена вашего детства в родительской семье, а что вы привнесли. Получали ли вы, будучи ребенком, достаточно внимания и поддержки от родителей и даете ли вы это своему ребенку? Принимаете ли вы ребенка таким, какой он есть, или хотите изменить его?
Предлагаю вам ответить на предложенные задания (Приложения в анкете 2 , которые позволят вам глубже увидеть ваши отношения с ребенком и к ребенку.)
(Родители заполняют анкету).
Педагог:
- Все вопросы, которые мы обсуждаем, важны потому, что начало обучения в школе - серьезное испытание для ребенка, проверка на прочность и гибкость того опыта, который он получил в семье за первые 6 лет своей жизни. Как бы ни был умен ваш ребенок, от того, как сложатся его отношения с учителями, сверстниками, насколько быстро и хорошо он сможет приспособиться к школьным требования, будут зависеть его школьные успехи и душевное благополучие.
Какие-то вещи вам трудно заметить, потому что вы сами находитесь внутри того опыта, который передаете своему ребенку, внутри ситуации. Но тем не менее наблюдать, быть в курсе всех дел и переживаний ребенка необходимо. По данным исследования, мы выявили, что у большого количества детей наблюдается тревожность. У одних детей она проявляется по отношению к сверстникам, у других - только по отношению к взрослым.
Тревожность по отношению к сверстникам может выражаться в таких формах поведения:
- заботится о том. чтобы всегда, находиться в согласии с большинством;
1. Ребенок испытывает недостаток эмоциональной поддержки;
2. Ребенок
испытывает недостаток информации (или
пользуется
недостоверной информацией, например:
«тебя заберет милиционер»).
Подумайте и прочувствуйте, чего конкретно может не хватать именно вашему малышу, сделайте предположения и начните их проверять, наблюдая за его реакцией: если вы угадали, он откликнется и повеселеет.
Тревожность по отношению к взрослым состоит в беспокойстве и неуверенности - интересуются ли им взрослые, любят ли его, в попытках обратить на себя внимание и преувеличенном желании добиться любви взрослых. Все это может выражаться в том, что ребенок:
- полностью устраняется, если его усилия не увенчиваются успехом;
- чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии;
Следует отметить, что эта эмоциональная зависимость от других людей сохранится и тогда, когда ребенок вырастет.
Чтобы помочь такому ребенку, необходимо создать теплую атмосферу взаимоотношения и доверительности, причем не только в отношении к самому ребенку, но и к другим членам семьи. Ребенок должен верить и чувствовать: любви достойны все, вне зависимости от того, взрослый это человек или ребенок, сильный или больной старик.
Можно дать и еще один общий совет тем, чей ребенок обладает чертами тревожности: повысьте его самооценку. Позиция «я – хороший», «ты –хороший» сама по себе уже является мощным противоядием от любого вида тревожности. Чтобы помочь ребенку занять такую позицию или сохранить ее, когда он пойдет в школу, попробуйте придерживаться следующих правил:
1. Никогда
не говорите ребенку, что он плохой, потому
что приносит
домой плохие оценки.
Занятие №2
Цель: Знакомство с детьми и родителями. Узнать их межличностные характеристики. Выявить особенности проведения досуга в семье.
Материалы: клубок ниток. Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте взрослые и дети! Сегодня мы с вами познакомимся поближе. Для этого я предлагаю поиграть в игру «Клубочек». Игра «Клубочек».
.Цель: знакомство педагога с семьями.
Взрослые и дети садятся в круг, педагог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры, тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем клубочек возвращается ведущему. Педагог обращает внимание на то, что нитки связывают всех в одно целое.
По завершении игры «Клубочек» педагог предлагает поговорить о том, как в семье проводят выходной день. Семьям предлагается ответить на вопросы:
Материалы: игрушки «киндер-сюрприз»; детская игрушечная посуда и
т.п.
Ход игры:
Педагог объявляет о том, что в семье Бегемотовых праздник - день рожденья мамы-бегемотихи. Каждая семья сама определяет для себя героя игры. С небольшой помощью педагога организовывают праздники. После игры педагог совместно с семьями беседует о том, какой получился праздник.
Игра « Весёлая лужайка».
Материалы: краски, бумага.
Ход игры:
Педагог просит детей нарисовать праздник так, как он им представляется.
По окончанию игры, проходит выставка рисунков.
Занятие№3
«Мои родители».
Цель: Выяснить особенности семейного воспитания.
Материалы: бумага, карандаши цветные, ластик.
Ход занятия:
1. Тест «Рисунок семьи».
Цель: исследование межличностных отношений родителей с детьми.
Время выполнения: 15-30 минут. Инструкция: «Нарисуй свою семью».
2. Беседа «Что значит – любить детей?»
Предлагаемые вопросы:
3. Игра «Чудо-рисунок».
Педагог предлагает родителям нарисовать свою руку на бумаге. Затем вырезать ее и разрисовать как кому нравится. Эту руку дети подарят детям.
Занятие №4
«Страна друзей»
Цель: Развитие навыков совместной деятельности; развитие навыков общения.
Материалы: игрушка медвежонок и любые другие игрушки.
Ход занятия:
1. Игра «Дружба начинается с улыбки».
Педагог садит детей и взрослых в круг. Взрослые берутся за руки детей, смотрят в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.
2. Игра «Найди друга».
Упражнение выполняют все семьи. Одной половине игроков завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (своего ребёнка или родителей). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду. Затем игроки меняются местами.
3. Игра «Сочини историю. Жили-были...»
Педагог предлагает семьям сочинить историю о том, как медвежонку было одиноко, и он пошел искать друзей. Как он это делал?
Дети, взяв себе по игрушке, разыгрывают придуманную историю.
4. Беседа «Как правильно дружить».
В ходе беседы педагог предлагает придумать правила дружбы:
Занятие№5
«Наше настроение»
Цель: Знакомство с эмоциями, осознание своего эмоционального состояния, развитие навыков общения.
Материалы: краски, бумага, муз. произведения Чайковского, бумажный мешок. Ход занятия:
1. Беседа «Что такое настроение?»
- Как можно улучшить настроение?
2. Игра "Волшебный мешок".
Всем предлагается все свои отрицательные эмоции сложить в мешок. Этот мешок выбрасывается.
3. Игра «Глаза в глаза».
Взрослые и дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Смотрите только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча предать разные эмоции. «Я грустный, помоги мне», «Мне весело, давай поиграем», «Я не хочу с тобой дружить!» Затем происходит обсуждение своих ощущений.
4. Игра «Как ты себя чувствуешь?»
Педагог предлагает картинки с изображением различных оттенков настроений. Ребенок выбирает ту которая в наибольший степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы.
После педагог предлагает нарисовать, детям рисунок, который бы мог называться «Хорошее настроение». Рисунки дети дарят родителям.
Занятие №6
Цель: Оптимизация взаимоотношений с родителями: закрепить положительные отношения ко всем членам семьи.
Материалы: магнитофон, фотографии, игрушка.
Ход занятия:
1. Игра «Домашний альбом».
Педагог берет игрушку (Гномик) и говорит о том, что пришел к ним в гости Гном и очень хочет вместе со всеми посмотреть фотографии, которые Вы принесли . Дети рассказывают о том, кто изображен на фотографии, какое у них настроение.
2. Игра «Дочки-матери».
| В игре разыгрывается любая данная ситуация. Дети играют роли родителей ,а родители- детей. Педагог помогает ребенку осознать, как бывает трудно папе или маме со своими детьми.
К размышлению можно предложить следующие ситуации:
3. Игра «Цветик- семицветик ».
Дети рисуют цветик- семицветик и вырезают его из бумаги. Каждый ребенок загадывает желание и оторвав лепесток дает его своим родителям. Оставшиеся лепестки можно раздать друзьям.
4. Игра «Старый добрый жук».
Педагог говорит о том, что все люди должны стараться быть добрыми, веселыми и очень красивыми. Предлагает стать в круг и станцевать польку-хоровод со старым и добрым жуком.
Звучит музыка, все вместе с педагогом танцуют и поют:
Станьте, дети,
Станьте в круг } 3 раза
Я твой друг,
И ты мой друг,
Старый добрый жук.
Приложение 16
Семинар-практикум «Ступеньки взаимопонимания»
Цель: гармонизация семейных отношений.
Задачи: осознание родительских установок; развитие интереса к своему ребенку; формирование позитивного родительского опыта, снятие эмоционального напряжения.
Материал: большой лист бумаги, краски, оргстекло (по количеству присутствующих), схема формирования личности во взаимодействиях «взрослый — ребенок», индивидуальные задания к упражнениям «Чувства», «Я-сообщения» , клубочек шерстяных ниток, магнитофон, спокойная музыка
Ход семинара-практикума
1. Знакомство. Игра «Имя».
Цель: знакомство, настрой на взаимодействие. Передавая клубочек, участники называют свое имя и какое-то качество на начальную букву имени.
2. Арт- техника «Групповая монотипия».
Цель: самовыражение, снятие нервно-психического напряжения.
Родителям предлагается выполнить рисунок на оргстекле и сделать его отпечаток на большом листе бумаги. Затем ставится задача: объединить все рисунки в одну картину. Родители обсуждают возможные варианты и выполняют задание.