Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 01:55, курсовая работа

Описание работы

Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другим людьми, вступая в самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, применения правил вежливости, сдержанности. Аккуратности, скромности. Вежливость выражается в системе отношений к другим людям.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы формирования общения у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования общения у старших дошкольников через театрально-игровую деятельность.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования общения у детей дошкольного возраста. Роль игры в воспитании…
2 .Опытно- экспериментальная работа по формированию общения у детей дошкольного возраста .
2.1 Выявление сформированности у детей общения посредством театрализованных игр.
2.2 Использование театрализованных игр для формирования общения у детей дошкольного возраста.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по общению.doc

— 847.00 Кб (Скачать файл)

А в кадушке  – то мочало, начинай опять сначала (пары меняются местами)

Танцевальная  терапия “Джаз тела”

Дети встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Взрослый показывает порядок движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, вместе – попеременно, вперед –  назад, вверх – вниз. Далее - движения рук в локтях, потом в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленями, далее ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова+плечи+локти+кисти+бедра+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

“Сочини свой танец”

Взрослый встает в центр круга. В такт музыки он выполняет несколько танцевальных движений. Дети копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в круг, сочиняет свой танец, и далее по кругу.

“Зеркало”

Один из партнеров  делает произвольные ритмичные движения, все остальные повторяют их.

“Карнавал животных”

Танцы зверей, птиц, насекомых, рыбок и т.д. Каждое приобретенное  в процессе упражнения и наблюдений новое движение означает вместе с  тем приобретение новой степени  внутренней свободы.

“Мое  имя”

Ритмизация  собственного имени.

“Танец пяти движений”

“Течение воды” - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие переходящие одно в другое движения.

“Переход через  чащу” - импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

“Сломанная  кукла” - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения.

“Полет бабочек” - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные нежные движения.

“Покой” - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской  прибой, звуки леса – стояние  без движений, “слушание своего тела”.

Примечание: после  упражнения поговорить с детьми, какие  движения им больше всего понравились, что легко получилось, а что с трудом.

“Огонь  и лед”

По команде  ведущего: “Огонь!” - стоящие в кругу  дети начинают двигаться всеми частями  тела.

По команде: “Лед!” - дети застывают в позе, которой их застала  команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя выполнение той и другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Этюды на выражение основных эмоций (для детей 5—6 лет)

Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточении Что там происходит?

Ситуация. Мальчики стоят в тесном кругу и что-то делают, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что гам происходит?» — подумала она, но близко подойти не решилась.

Выразительные движения и мимика: одна нога выдвинута вперед, на нее переносится вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль iv i. i готова повернута в сторону происходящего действия, взгляд пристальны и

Этюды на выражение удовольствия и радости Карлсон

Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

Мой дом у вас на крыше! Я каждому знаком! И мой пропеллер слышен Над вашим чердаком!

М. Танич

Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой, — какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

Выразительные движения: надуть щеки (Карлсон), улыбаться (мальчик).

Два клоуна

Ситуация. Под музыку В. Аднизанова «Мне очень весело» два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так Ш[ ц| мо, что они, сидя на полу, хохочут. Немного упокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглиру-11о 1сперь они бросают кольца друг другу.

II 1.1 разительные движения и мимика: голова откинута назад, рот штолко раскрыт, губы растянуты в улыбке, брови приподняты, глаза .    прищурены.

Я грозный боец

Ситуация. Мальчик чувствует себя смелым и храбрым. Пока звучит марш» Г. Шумана, он марширует по залу, воображая себя грозным

Дойном:

Вот летит мой конь, Я грозный боец,

Вот сабля моя, Я очень силен,

И открыть я огонь И, как взрослый храбрец,

Могу из ружья. В боях закален.

И. Карпов

Негаданная радость

( ситуация. В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала: «Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!» — мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы.

Выразительные движения имгшика: закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться или громко смеяться; потирать ладони одну о другую, причем, одна рука может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, 111) i л гать, пританцовывать.

Хорошее настроение

Ситуация. Мама посылает сына в булочную: «Купи печенье и конфет Мы с тобой выпьем чаю и пойдем в зоологический сад».

Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в мага-1ин. У него было очень хорошее настроение.

Выразительные движения и мимика: быстрая, легкая походка, иногда переходящая на подскоки; на лице улыбка.

Этюды на выражение усталости и печали Я так устал

Ситуация. Маленький мальчик несет на плече большую еловую шишку Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал. Я очень устал».

 

Музыкальное сопровождение: «Я так устал» (муз. Д. Тюрна). Выразительные движения: стоя, руки опущены вдоль тела, плечи опущены.

Золушка

Ситуация. Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку.

Музыкальное сопровождение: «Золушка и принц» (муз. М. Воловаца).

Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки рта, замедленная походка.

Остров плакс

Ситуация. Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

Муыкальное сопровождение: «Плакса» (муз. Д. Кабалевского).

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.

Этюды на выражение недовольства

Соленый чай

Ситуация. Бабушка потеряла очки, и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль. Внук захотел пить Он налил в чашку горячий чай и, не глядя, положил в него две ложечки сахара, перемешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен, ребенок

Грязь

Ситуация. Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к другу. Ему надо перейти дорогу, а там идут ремонтные работы и все раскопано. К тому же недавно прошел дождь, и теперь на дороге грязно и скользко. Мальчик идет осторожно, стараясь не испачкать ботинки.

Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступает на кончики пальцев, как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.

Этюды на выражение страха, тревоги и смятения

Страх

Ситуация. Мальчик боится оставаться один. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь: вдруг в другой комнате кто-то притаился?

Музыкальное сопровождение: «Тревожная колыбельная» (муз. Н. Мис-ковского).

Выразительные движения и мимика: голова откинута назад и втяну-i а в плечи; брови поднимаются вверх, глаза расширены, рот открыт.

Момент отчаянья

Ситуация. Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает куда идти.

Музыкальное сопровождение: «Момент отчаянья» (муз. Н. Лысенко).

Выразительные движения и мимика: голова наклонена вперед и втянута в плечи, одна рука с силой сжимает другую, брови приподняты вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов.

Этюды на выражение вины и раскаяния Чуня просит прощения

Ситуация. От хвастунишки-поросенка Чу ни ушли его друзья — ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовет друзей:

Где вы, верные друзья? Чуне помогите! За бахвальство и за смех Вы меня простите.

П. Соколов, Т. Дмитриева

Выразительные движения и мимика: 1-я и 2-я строчки — повороты головы в разные стороны, брови приподняты, руки вытянуты вперед; 3-я и 4-я строчки — голова опущена, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль туловища.

 

 

 

Приложение 12

Сранительный анализ на начало и конец учебного года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

                 Анкета для родителей

                                                 Умеете ли Вы общаться?

 

1. Есть ли в вашей речи слова-паразиты? (Да, нет)

2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет)

3. Как вы обращаетесь к супругу (ге) в присутствии вашего ребенка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшительно-ласкательной форме?

4. Как вы разговариваете с ребенком, располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда.)

5 Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза ребенку или отводите взгляд?

6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нормальным или тихим голосом?

7. Делаете ли вы замечание ребенку, если он(а) разговаривает громким голосом?

8. Как часто вы торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда.)

9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку?

10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения жестикуляцией – чрезмерной, в норме?

 

 

 

 

 

Приложение 14

              Анкета для родителей

                                      Умеете ли Вы общаться с  детьми?

  1. Какова ваша позиция в общении с ребенком (доминирующая, на равных)?
  2. Как чаще всего вы воздействуете на ребенка – в виде указаний, объяснений, внушений, убеждения, просьб?
  3. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда.)
  4. Оскорбляете ли вы ребенка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, нет.)
  5. Учитываете ли Вы эмоциональное настроение Вашего ребенка? (Всегда, иногда).
  6. Как часто Вы делаете замечания ребенку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда).
  7. Напоминаете ли Вы ребенку, если он забывает говорить речевые этикетные формулы?
  8. Всегда ли Вы понимаете настроение ребенка?
  9. Понимаете ли Вы ребенка в процессе общения по его жестам и мимике?
  10. Какие приемы и как часто используются в семье для развития ребенка умение общения?
  11. С какими трудностями Вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения?

12. Что мешает Вашему полноценному общению с ребенком?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

      Занятия для родителей

          Занятие №1

«Слышали ли Вы в детстве от родителей

                    «Я люблю тебя»?

 

 

Цель: Учить понимать чувства других. Развивать  способность слушать и слышать друг друга.

 

Материалы:  детские фотографии родителей

 

Ход занятия:

Воспитатель ведет разговор:

- В семье все зависят друг от друга. Наши родители передают нам свои привычки, манеру поведения, а часто даже свое мироощущения. Мы в свою очередь передали это нашим детям. Это нормально, это только подтверждает тот факт, что семья - особая система, мир, живущий и развивающийся по своим особым законам. И от того, насколько мы понимаем свою причастность к семейным проблемам, зависит успешность их решения. Ребенок очень чутко реагирует на любые внутрисемейные события, и откликом на ссоры, скандалы, даже на тщательно скрываемые недоговоренность, напряженность во взаимоотношениях любимых им людей могут стать самые различные нарушения в его поведении.

Вот поэтому мы и решили предложить вам подумать над тем, как ваше прошлое отражается на вашей теперешней жизни.

Вспомните дом, где проходило ваше детство, запахи, звуки, краски, ощущения вашего маленького тела. Что из детских воспоминаний дает вам силы, а что приносит боль?

Возьмите детские фотографии: что сейчас вы могли бы дать тому ребенку? Какой он, тот ребенок на фотографии?

- Посмотрите на того ребенка своими глазами. Чего он хотел, ждал от мира? Чего он не говорил своим родителям, но что думал и чувствовал? Какие из его чувств игнорировались, не принимались в семье? Какие запрещались? Прошу вас пометить их у себя на бумаге.

(Участники записывают). Педагог:

- Ваши невостребованные детские чувства и неудовлетворенные потребности очень важны, потому что они оказывают скрытое (но сильное) внимание на вашу жизнь в настоящем. Например, вы можете бессознательно предлагать вашему ребенку свою модель отношения к детскому саду, к педагогу, к сверстникам, но она может ему не подойти, а из любви и доверия к вам он будет пытаться ее использовать.

Подумайте о семье, в которой вы сами росли: были ли между членами семьи близкие отношений, или они строились на зависимости? Например, кто-то из членов семьи считает, что он имеет больше прав на чувства (его чувства важнее, он лучше знает, а они должны понимать, делать, соответствовать). В такой семье никому нет позволения меняться, так как роли уже распределены, традиции неколебимы и нет возможностей для непосредственного самовыражения.

Итак, что ближе вам, что вы для себя выбираете?

Информация о работе Театрализованные игры как средство формирования общения у детей старшего дошкольного возраста