Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5
1.1Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19
2.1 Экспериментальное исследование…………………………………………..19
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические и методологические
аспекты исследования креативности………………………………………………
1.1Анализ проблемы
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение
экспериментального исследования, анализ
его результатов…………………………………………………
2.1 Экспериментальное
исследование…………………………………………..
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….38
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы исследования. Талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Как выяснилось, интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей не возможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями[1, c.45].
Однако многие основополагающие проблемы креативности, как то, ее природа, факторы влияющие на креативность, компоненты остаются мало освещенными.
Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
Гипотеза исследования включала в себя следующие основные допущения:
Креативность имеет
На развитие креативности младшего школьника оказывает влияние определенная система психологических факторов: внутренних и внешних, в их глубокой взаимосвязи.
Процесс развития креативности младшего школьника может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия на ряд психологических факторов с использованием программы, оптимизирующей процесс развития креативности.
Объект исследования: креативность младшего школьника.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития креативности в младшем школьном возрасте.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.
3.Организовать экспериментальное исследование с целью выявления уровня креативности младших школьников.
4.Проинтерпретировать полученные результаты.
5.Провести обработку полученных данных с применением математико-статистических методов.
6.Разработать методы оптимизации развития креативности личности на основе выделенных психологических факторов.
Методы исследования:
В качестве основных и дополнительных методов использовались:
-теоретический анализ литературы по проблемам креативности;
-качественный анализ и содержательная интерпретация результатов;
-статистический анализ (корреляционный анализ).
Методологической основой исследования явились: принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, концептуальные положения теории креативности.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе практических психологов при проведении психологического исследования младших школьников. Материалы работы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, в социально-культурной деятельности при организации мероприятий, разработке сценариев.
База исследования. Исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Курган.
В экспериментальную группу были включены 30 учащихся. Возрастная категория – от 7 до 8 лет.
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности
1.1Анализ проблемы
Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.
Л.С. Выготский рассматривает
личность как интегрированное
Л.С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства[2, c.87].
С.Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность «созидающую нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.».
Я. А. Пономарев отмечает,
что к полноценной творческой
деятельности способен лишь человек, обладающий
развитым внутренним планом действий,
что позволяет ему
Я. А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Системный фактор здесь – способность действовать «в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность центрального звена психологического механизма творчества – единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) – созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) – его выявление.
Со способностью к творчеству,
по мнению Я. А. Пономарева, сопряжены
два личностных качества – интенсивность
поисковой мотивации и
Таким образом, теория творчества Я. А. Пономарева позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и становлению креативности человека.
Психологическая гибкость позволяет
легко взаимодействовать
Сила творческой мотивации поддерживает упорство человека по поиску нового в достаточно неопределенной, то есть психологически фрустрирующей ситуации. Эта мотивация удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.
Широта и глубина осознания
человеком многообразных
Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:
-креативность,
-творческий потенциал,
-интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленская),
-надситуативная активность (В. А. Петровский).
Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
Творческий потенциал
– это «не только способность
к созданию нового в науке или
искусстве, но и нестандартность
отношения к себе, своему труду, общению,
взаимодействию с другими людьми,
решению самых различных
В. А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Таким образом, творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.
Д. Б. Богоявленская также
определяет креативность как ситуативно-
В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л. Б. Ермолаева-Томина) была выявлена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения.
При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую вариативность и неповторимость в сочетании индивидуальных личностных качеств, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с более высокой творческой активностью.
Оптимальным для развития
творческого мышления являются, с
одной стороны, конкретность и полнота
восприятия, а с другой – видение
возможных трансформаций
Таким образом, проявление творческой
активности человека не связано с
социальными условиями его
1.2 Структура и содержание креативности
Креативность тесно связана как с любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений – желанием сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность.
Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач (Cattell, 1971; Klahr & Simon, 1999). Другие авторы считают, что креативность – черта личности (MacKinnon, 1999). Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая – нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи (Guilford, 1967). Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать креативные идеи (Tyler, 1978).
Биологический компонент креативности
Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами (Dozier, 1998). Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы[5, c.54].
Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования креативности