Теоретические и методологические аспекты исследования креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5
1.1Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19
2.1 Экспериментальное исследование…………………………………………..19
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 340.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5

1.1Анализ проблемы креативности  в современной психолого-педагогической  науке………………………………………………………………………………….5

1.2 Структура  и содержание  креативности………………………………………..8

1.3 Факторы актуализации  креативности……………………………………….15

Выводы по первой главе………………………………………………………….18

Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19

2.1 Экспериментальное   исследование…………………………………………..19

2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31

Выводы по второй главе………………………………………………………….34

Заключение………………………………………………………………………..35

Список использованной литературы…………………………………………….38

Приложение………………………………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы исследования. Талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Как выяснилось, интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей не возможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями[1, c.45].

Однако многие основополагающие проблемы креативности, как то, ее природа, факторы влияющие на креативность, компоненты остаются мало освещенными.

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий  развития креативности младшего школьника.

Гипотеза исследования включала в себя следующие основные допущения:

Креативность имеет интегративный, комплексный характер и способно к развитию.

На развитие креативности младшего школьника оказывает влияние  определенная система психологических  факторов: внутренних и внешних, в  их глубокой взаимосвязи.

Процесс развития креативности младшего школьника может быть оптимизирован  в результате целенаправленного  психологического воздействия на ряд  психологических факторов с использованием программы, оптимизирующей процесс  развития креативности.

Объект исследования: креативность младшего школьника.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития креативности в  младшем школьном возрасте.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.

2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

3.Организовать экспериментальное исследование с целью выявления уровня креативности младших школьников.

4.Проинтерпретировать полученные результаты.

5.Провести обработку полученных данных с применением математико-статистических методов.

6.Разработать методы оптимизации развития креативности личности на основе выделенных психологических факторов.

Методы исследования:

В качестве основных и дополнительных методов использовались:

-теоретический анализ литературы по проблемам креативности;

-качественный анализ и содержательная интерпретация результатов;

-статистический анализ (корреляционный анализ).

Методологической основой  исследования явились: принцип детерминизма, принцип деятельностного подхода, концептуальные положения теории креативности.

Практическая значимость данного исследования заключается  в возможности использования  полученных результатов в работе практических психологов при проведении психологического исследования младших  школьников. Материалы работы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, в социально-культурной деятельности при организации мероприятий, разработке сценариев.

База исследования. Исследование проводилось на базе образовательных  учреждений г. Курган.

В экспериментальную группу были включены 30 учащихся. Возрастная категория – от 7 до 8 лет.

 

Глава 1 Теоретические и  методологические аспекты исследования креативности

 

1.1Анализ проблемы креативности  в современной психолого-педагогической  науке

 

Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как  личностная характеристика.

Л.С. Выготский рассматривает  личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших  критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается  воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности  к творчеству.

Л.С. Выготский исследуя психологию творчества, указывает на необходимость  проявления и развития способности  к созданию нового, все равно, будет  ли это созданное какой-нибудь вещью  внешнего мира или известным настроением  ума или чувства[2, c.87].

С.Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность «созидающую нечто  новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.».

Я. А. Пономарев отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных  знаний в той или иной области  деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также  востребовать личностные качества, без  которых невозможно подлинное творчество.

Я. А. Пономарев, применяя системный  подход к изучению творчества, сформулировал  важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей – закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме  поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. Системный фактор здесь – способность действовать «в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Основная особенность центрального звена психологического механизма творчества – единство интуитивного и логического. Функция интуитивного (бессознательного) – созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) – его выявление.

Со способностью к творчеству, по мнению Я. А. Пономарева, сопряжены  два личностных качества – интенсивность  поисковой мотивации и чувствительность к «побочным» продуктам деятельности. То есть суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только целесообразные результаты, проходя мимо новизны.

Таким образом, теория творчества Я. А. Пономарева позволяет выделить следующие важные качества, способствующие процессу творчества, а значит, и  становлению креативности человека.

Психологическая гибкость позволяет  легко взаимодействовать рациональному  и интуитивному аспектам психики  человека, что дает возможность реализации целостности психологического механизма  творчества.

Сила творческой мотивации  поддерживает упорство человека по поиску нового в достаточно неопределенной, то есть психологически фрустрирующей ситуации. Эта мотивация удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.

Широта и глубина осознания  человеком многообразных предметных, социокультурных и других контекстов позволяет ему опознать «побочные» инновационные продукты своего творческого  поиска.

Учеными выделяются следующие  основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:

-креативность,

-творческий потенциал,

-интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленская),

-надситуативная активность (В. А. Петровский).

Креативность – это  «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к  новому, умение видеть и ставить  проблемы и др.

Творческий потенциал  – это «не только способность  к созданию нового в науке или  искусстве, но и нестандартность  отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в  целом»[3, c.87].

В. А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Таким образом, творческая активность понимается В. А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью.

Д. Б. Богоявленская также  определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности.

В эмпирических исследованиях  проявления творческой активности   (Л. Б. Ермолаева-Томина) была выявлена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения.

При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую вариативность и неповторимость в сочетании индивидуальных личностных качеств, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с более высокой творческой активностью.

Оптимальным для развития творческого мышления являются, с  одной стороны, конкретность и полнота  восприятия, а с другой – видение  возможных трансформаций объекта  и внесение творческого начала в  сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось  выявить «генеральный» фактор, определяющий степень творческой активности[4, c.54].

Таким образом, проявление творческой активности человека не связано с  социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными  общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

 

1.2 Структура  и содержание  креативности

 

Креативность тесно связана  как с любопытством и исследовательским  поведением, так и с поиском  новых ощущений – желанием сделать  что-то новое и разнообразить  свою деятельность.

Одни авторы утверждают, что ее следует определять как  способность к решению задач (Cattell, 1971; Klahr & Simon, 1999). Другие авторы считают, что креативность – черта личности (MacKinnon, 1999). Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая – нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи (Guilford, 1967). Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать креативные идеи (Tyler, 1978).

Биологический компонент  креативности

Исследователи полагают, что  креативность связана с активностью  префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность  к целостному видению и к манипулированию  образами (Dozier, 1998). Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем возрасте дети любят прикреплять голову одного животного к туловищу другого или лапы одного к другому. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а, пытаясь выяснить, что получится, если по-новому скомпоновать известные предметы[5, c.54].

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования креативности