Теоретические и методологические аспекты исследования креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5
1.1Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19
2.1 Экспериментальное исследование…………………………………………..19
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 340.29 Кб (Скачать файл)

Учитель должен сам овладеть моделью продуктивного познания и внедрять ее в своей деятельности, позднее ее можно внести в основу развития творческого потенциала учащегося. При этом учитель должен освоить  содержание и значение каждого звена, модели, потому, что за этим алгоритмом должно идти познание:

а) познание – знакомство с идеей, проблемой;

б) восприятие – сопоставление  нового со своим опытом, переработка  информации;

в) усвоение – сопоставление  собственного опыта с опытом окружающих, установление причинно-следственных связей, рассмотрение существующих средств, методов, желание усовершенствовать то, что  уже имеется;

г) влияние – выбор  средств, методов нового действия, реализация, сравнение результатов личностного  влияния.

Важным для учителя  является овладение умениями все  время учащегося ставить в  такие условия, чтобы он самостоятельно мог принимать решения. В центре внимания педагогов должен быть не средний учащийся, а каждый школьник как личность в своей уникальности. Обучение должно ориентироваться на учащегося, который сознательно относится ко всяким средствам познания.

Исследователи доказали, что  в определенных условиях люди, раньше никак не проявляющие свои творческие силы, внезапно обнаруживают их (Mumford & Gustafson, 1988). Например, если они знают, что от них ждут именно этого, у них повышаются показатели дивергентного мышления (Harrington, 1981; Torrence, 1965).

Накопленные материалы говорят  о повышении научной продуктивности в условиях, когда организационный  климат обеспечивает физическую поддержку  креативным действиям и поощряет их независимость (Andrews, 1975; Taylor, 1972). Это подтверждают и другие результаты исследований: поддержка и признание креативных начинаний, особенно на первых этапах реализации проекта, способствует инновациям (например, Lind & Mumford, 1987). Целый ряд данных показывает, что ликвидация факторов, препятствующих творческим проявлениям, например неоправданной приверженности привычкам и традиции, а также поощрение творческих заделов может превратить в креативную личность практически любого человека[8, c.54].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе 

 

В ходе изучения теоретических  источников мы пришли к следующим  выводам.

Существует, по крайней мере, три причины того, почему человек  занимается творчеством: удовлетворить  потребность в новой и разнообразной  стимуляции, улучшить способности передавать свои идеи и ценности, разрешать  проблемы. Множество определений  креативности, данных разными учеными, помогают понять ее суть.

Дебоно считает, что в ходе эволюции развивалась способность к вычленению предсказуемого и постоянного, результат чего – сопротивление формированию новых паттернов. Также и Ленгер утверждает, что многие действия становятся автоматическими (привычными), и мы перестаем осмысливать свое поведение. Как и Дебоно, она говорит об адаптивной способности совершать действия, не думая о них.

Ряд исследователей пришли к выводу, что люди, будучи потенциально творческими, подавляют свои действия, потому что они противоречат принятым или традиционным представлениям. Идея о потенциально творческом настрое  всех согласуется с тем фактом, что в определенных условиях не отличающиеся креативностью люди неожиданно демонстрируют  способность к творчеству.

К личностным особенностям, связанным с креативностью, относят  интеллектуальные и художественные способности, широта интересов, предпочтение сложности, энергичность, увлеченность работой и заинтересованность в  достижении высоких результатов (мотив  успеха), независимость суждений, автономия, уверенность в себе, толерантность  к неопределенности, готовность разрешить  конфликт, креативный Я-образ, открытость новому опыту и новым точкам зрения.

Можно утверждать, что, получая  удовольствие от творчества, человек  усваивает определенные ориентации по отношению к миру и к самому себе – представления и установки, которые развивают креативность.

Глава 2 Организация и  проведение экспериментального исследования, анализ его результатов

 

2.1 Экспериментальное   исследование

 

Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования

Исследование проводилось  на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 г. Курган.

В исследовании принимали  участие ученики 2-го класса. Всего  обследовано 30 школьников в возрасте 7-8 лет.

Для проведения экспериментальной  работы была сформирована одна экспериментальная  группа.

Для диагностики были использованы следующие методики:

1.методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предложенная Е.И.Щеблановой, И.С.Авериной, Е.Н.Задориной;

2.тест диагностики интеллекта  Гудинаф-Харриса;

3.культурно-свободный тест  на интеллект (СFIT) предложенный Р.Кэттелом.

Исследование проводилось  индивидуально с каждым испытуемым.

Задания МЭДИС представлены в виде рисунков. Испытуемый был ознакомлен с инструкцией, получил тестовую тетрадь (бланк с множеством картинок) (приложение 1),где ему было необходимо зачеркнуть овал под правильным, по его мнению, ответом[9, c.54].

Испытуемые призывались  быть аккуратными, т.к небрежность в выполнении задания приводит к недостоверности результатов.

Время выполнения теста не ограниченно. В среднем тест занимал 20-30 минут.

По прохождении теста  всеми испытуемыми проверялись  бланки ответов.

При выполнении теста Гудинаф-Харриса испытуемый получал бланк для рисунка (приложение 1) и карандаш. После чего ему предлагалось, как можно лучше нарисовать человека (мужчину).

По завершении им рисования, для более достоверной обработки результатов, уточняются непонятные детали и особенности изображения.

Выполнение задания занимало в среднем 20 минут.

Культурно-свободный тест на интеллект (СFIT) состоит из 2-х частей, каждая из которых имеет по 4 графических задания.

Время выполнения каждого  задания ограниченно (3-4 минуты).

При решении заданий из 5-ти предложенных вариантов ответов, обозначенных  буквенно, необходимо выбрать лишь один правильный и отметить его в предложенном бланке ответов (приложение 1).

В целом испытуемые отнеслись  к тестированию внимательно, ответственно, серьезно.

Полученные результаты были проанализированы.  

В итоге исследование прошло успешно и результативно.

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предложена Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Я. Задорйной и предназначена для выявления уровня интеллектуальных способностей детей 7-8-летнего возраста. МЭДИС представляет собой оригинальную авторскую разработку на основе всемирно известных зарубежных тестов интеллекта. Тест полностью адаптирован на детях 7-8-летнего возраста г. Курган.                          Задания МЭДИС Представлены в виде рисунков,- что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. Разнообразие заданий позволяет охватить многие стороны интеллектуальной деятельности в минимальные промежутки времени.

Тест дает хорошую ориентировочную  информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребенка.                                                                            

Для проведения тестирований необходимы:

-тестовая  тетрадь  формы  «В»  в  соответствии  с количеством тестируемых;                                                                                  

-методическое руководство;

-простой карандаш;

-0,5 стандартного (формат А 4) чистого листа бумаги.        

Общие указания по проведению методики:                                                    

  МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной без излишней напряженности. Во время проведения теста экспериментатор должен быть уверен, что ни один из испытуемых не смотрит в тестовую тетрадь соседа.

МЭДИС состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит по 5 заданий возрастающей сложности.       

1.субтест направлен на выявление общей осведомленности тестируемых, их словарного запаса.

2.субтест - на понимание  количественных и качественных  соотношений.                                                                                

3.субтест - исключение  лишнего - выявляет уровень логического  мышления.                                                                                            

4. субтест направлен на выявление математических способностей.  

Задания выполняются без  ограничения времени.   

Детям, работающим быстро, на выполнение каждого задания достаточно 15 секунд. Детям же, работающим медленно, может понадобиться 20-25 секунд.                                                                                                                        

 Скорость прочтения  заданий не должна оставаться  постоянной при переходе от  одного задания к другому в  различных тестовых частях. Так,  например, задания субтеста 1 можно прочитать быстрее, чем заданий субтеста 2 или 4.   При планировании тестирования необходимо учитывать не только время, которое необходимо для выполнения заданий соответствующей части методики, но и то время, которое требуется для раздачи тестовых материалов, объяснения способа выполнения теста и проработки с детьми тренировочных примеров, данных в начале каждого субтеста. Общее время выполнения теста составляет в среднем 20 минут.   До начала проведения методики экспериментатор должен ознакомиться с содержанием и инструкцией по ее применению. Ни в коем случае нельзя знакомить детей с содержанием тестовых заданий до проведения теста. В начале тестирования особое внимание следует обратить на способ фиксаций ответов в тестовой тетради. Необходимо объяснить детям, что в тетрадях, которые они получили, нарисовано множество картинок. Под каждой картинкой есть овал (объяснить значение слова ОВАЛ). Для ответа на поставленный вопрос дети должны зачеркнуть овал одной чертой (показать на доске) под той картинкой, на которой изображен правильный ответ.                                                                                      

Перед каждым субтестом дается два тренировочных задания. В то время, когда дети выполняют тренировочные задания, необходимо тщательно наблюдать за ними. При возникновении трудностей необходимо проделать тренировочное задание еще раз. Тестирование можно начинать лишь в том случае, если дети поняли, что они должны делать. Так же следует поступать и при переходе от одного субтеста к другому, т.е. сначала должны быть отработаны новые тренировочные задания и лишь при полном понимании инструкций можно приступать к самостоятельному выполнению заданий детьми[10, c.54].                                                          

Во время выполнения теста  детьми экспериментатор должен следить, чтобы дети работали на той странице и в том месте, где нужно, а  также, чтобы они четко зачеркивали  овалы одной чертой.  Если ребенок  спрашивает, правилен ли его ответ, экспериментатор должен сказать: «Зачеркни  овал под тем ответом, который  ты считаешь правильным». Инструкцию к  заданию, в случае необходимости, можно  повторить. Экспериментатор не должен отвечать на какие-либо вопросы сверх  инструкции и не должен говорить ребенку, правилен или нет его ответ.

К методике прилагается таблица  нормативных показателей интеллектуальных способностей  детей и таблица  с правильными ответами для дальнейшей обработки данных.

В целом, 11-13 правильно решенных задач соответствуют возрастной норме, т.е. нормальному уровню развития интеллектуальных способностей. Если ребенок выполняет правильно 14 и  более заданий, можно говорить об уровне развития выше среднего. Неумение выполнять инструкцию и/или затруднения  в выполнении более чем половины заданий могут свидетельствовать  о недостаточном уровне интеллектуального  развития детей данного возраста и об их недостаточной подготовке к школьному обучению.

Термин «К. с. т.» относится  к тестам, «справедливым» в отношении  любой конкретной культурной группы. И хотя технически невозможно разработать тест, полностью лишенный систематических ошибок, обусловленных культурными факторами, существует множество примеров таких тестов, которые, по мнению авторов, могут называться «культурно свободными» по природе.     

К. с. т. интеллекта Кэттелла по большей части не содержат картинок и словесных заданий; их можно проводить как индивидуально, так и в группе, хотя частые и иногда слишком длинные словесные инструкции могут затруднить проведение этого теста с большими группами. Исследования с помощью теста Кэттелла показали, что различные культурные подгруппы не получают одинаковых средних оценок. Эти результаты в совокупности с данными др. исследований говорят о том, что различия в средних оценках подгрупп вряд ли можно объяснить только наличием словесных заданий в тестах.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования креативности