Теоретические и методологические аспекты исследования креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение психолого-педагогических условий развития креативности младшего школьника.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить природу креативности и ее психологическое содержание.
2.Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты исследования креативности………………………………………………………………………..5
1.1Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке………………………………………………………………………………….5
1.2 Структура и содержание креативности………………………………………..8
1.3 Факторы актуализации креативности……………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….18
Глава 2 Организация и проведение экспериментального исследования, анализ его результатов……………………………………………………………………19
2.1 Экспериментальное исследование…………………………………………..19
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…………...31
Выводы по второй главе………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 340.29 Кб (Скачать файл)

  Культурно-свободный интеллекта тест (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) - тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.), т. н. «чистого» интеллекта. Опубликован Р. Кэттеллом в 1958 г. Имеется три варианта теста:

а) для детей 4-8 лет и  умственно отсталых взрослых;

б) для детей 8-12 лет и  взрослых, не имеющих высшего образования (две параллельные формы А и В);

в) для учащихся старших  классов, студентов и взрослых с  высшим образованием (две параллельные формы A и В).

Первый вариант теста  состоит из 8 субтестов, 4 из которых рассматриваются автором в качестве «свободных от влияния культуры»:

1) «подстановка»; 

2) «классификация»; 

3) «выбор называемых предметов»;

4) «лабиринты»; 

5) «картинки с недостающими  деталями»; 

6) «выполнение указаний»; 

7) «загадки»; 

8) «определение сходства». 

       Время решения всех заданий — 22 мин.

Второй и третий варианты К.-с. и. т. состоят из 4 субтестов и отличаются лишь уровнем трудности: «Серии» - распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур;

«Классификация» - определение общих черт, особенностей фигур; «Матрицы»- дополнения к комплектам фигур; «Условия» — перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу). Время, отводимое на решение всех заданий, - 12,5 мин. К.-с. и. т. представляет собой тест скорости, но может быть использован и без ограничения времени выполнения. Исходные оценки по второму и третьему вариантам теста с помощью таблиц преобразуются в процентили (см. Оценки шкальные) и IQ-показатель стандартный с а =16. Первый вариант обрабатывается только посредством относительного IQ (см. Интеллекта коэффициент)[11, c.54].

Р. Кэттелл исходит из того, что издание теста для измерения общих способностей, очищенных от «наслоений культуры», возможно прежде всего на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие.

По мнению Р. Кэттелла, данные, полученные с помощью К.-с. и. т. в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой. (Критику концепции «чистого» интеллекта см. в статье Тесты интеллекта.)

  Стандартизация К.-с. и. т. не завершена. Коэффициент надежности методом расщепления теста (см. Надежность частей теста) составляет 0,70-0,92. Валидность изучалась путем корреляции с результатами других тестов интеллекта. По данным Р. Кэттелла, показатель корреляции К.-с. и. т. со Станфорд-Бине умственного развития шкалой равен 0,56. Некоторые из субтестов первого варианта требуют исключительно индивидуального предъявления, другие варианты могут использоваться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В данном пособии предложен  вариант теста для детей 8–12 лет  и взрослых, не имеющих высшего  образования.

Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму.

Время выполнения каждого  субтеста ограничено:

 

 

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

1 часть

4 мин.

4 мин.

4 мин.

3 мин.

2 часть

3 мин.

3 мин.

3 мин.

3 мин.


 

Далее для краткости субтест будет обозначаться как - «тест».

В стимульном материале перед  каждой частью методики и перед каждым тестом сформулированы инструкции. Все  инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты  испытуемому.

При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и  отметить его в бланке ответов (прил. I), вычеркнув соответствующую букву. Перед началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время. По его истечении он останавливает испытуемого с просьбой отложить в сторону бланк для ответов.                         

Результаты тестирования сверяются с ключом (прил. II). Затем подсчитывается количество правильных ответов по каждому тесту и их общая сумма в первой и второй части методики. Суммы баллов обеих частей также складываются, полученный результат является сырым баллом, который переводится в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм (прил. III ).

Считается, что средняя  норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него – об отставании в умственном развитии.

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д.

  Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления — 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50. Г. Тест может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На основе данной методики К. Маховер была предложена проективная методика исследования личности.

В 1963 г. Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест». В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным способом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка результатов тестирования - качественная оценка рисунка в целом путем сопоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени сходства с эталоном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91-0,98), что позволяет считать оба варианта взаимозаменяемыми. Изображение испытуемым самого себя разрабатывалось Д. Харрисом как проективная методика исследования личности[12, c.54].

Ребенку выдается лист белой  бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная  писчая бумага, но предпочтительно  плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш - обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно  лучше» нарисовать человека («мужчину», laquo;дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования  проводится дополнительная беседа с  ребенком, в которой уточняются непонятые  детали и особенности изображения.

Тестирование — предпочтительно  индивидуальное. Для дошкольников –исключительно индивидуальное.

  Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии анализа рисунка  разработаны и сформулированы создателями  теста. При анализе конкретного  материала отдельные критерии могут  показаться недостаточно четкими. В  силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной  точности. Качество обработки тестового  материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета  результатов.

За соответствие рисунка  каждому из назначенных критериев  начисляется 1 балл. В результате масштабной апробации теста его создателями  разработаны подробные таблицы  перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке  американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, полученных сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недопустимо. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки.

Из таблиц Гудинаф–Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100%, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ = 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

В возрасте

7 лет – 100% – 22–23 балла; 70% – 9 баллов.

  8 лет – 100% – 26 баллов; 70% – 10 баллов.

В исследовании принимали  участие 30 школьников в возрасте 7-8 лет. Учащиеся средне общеобразовательного учреждения № 9.

По результатам экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) нами были выявлены следующие результаты.

По полученным данным была составлена диаграмма:


 

 

 

 

 

 

По рисунку 1 видно, что основная часть класса, а именно 57% учащихся, в сумме набрали по 11-13 баллов, что указывает на средний уровень развития интеллектуальных способностей.

33% учащихся в сумме  дали 15-18 правильных ответов, что  указывает на высокий уровень  развития интеллектуальных способностей. На высокий уровень общей осведомленности  и словарного запаса, на понимание  количественных и качественных  соотношений, на высокий уровень  развития логического мышления  и математических способностей.

У 3% испытуемых выполнение заданий  вызвало некоторые затруднения. В сумме ими дано 9-10 правильных ответов, что свидетельствует о  недостаточном уровне интеллектуального  развития детей данного возраста и об их недостаточной подготовке к школьному обучению.

У большей части испытуемых затруднения, в основном, вызывали задания  на выявление математических способностей, а также на выявления уровня развития логического мышления.

Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) выявил следующие результаты:

Сложив суммы баллов обеих частей мы получили результат являющийся сырым баллом, который перевели в стандартную оценку IQ при помощи таблицы возрастных норм.

Средняя норма IQ находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, ниже него – об отставании в умственном развитии.


 

 

 

 

 

 

По рисунке 2 видно, что 80% испытуемых набрали от 90 до 108 баллов, а следовательно имеют уровень IQ соответствующий показателям нормы.

20% учащихся показали низкий  уровень интеллекта, набрав в  сумме от 77 до 89 баллов, что может  свидетельствовать об отставании  в умственном развитии.

Показателей выше среднего уровня, свидетельствующих об одаренности, выявлено не было.

Выполняя диагностику  интеллекта при помощи теста Гудинаф-Харриса, испытуемым было предложено нарисовать мужчину.

 За соответствие рисунка каждому из назначенных критериев начисляется 1 балл. В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта.

Из таблиц 3 Гудинаф–Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100%, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме).

Наши испытуемые показали следующие результаты:

У 70% испытуемых количество правильных ответов составило от 10 до 19 баллов, что является показателем  нормы.   

20% испытуемых показали  высокие результаты, набрав 22-24 балла.                                                                             10% испытуемых в сумме набрали  7-8 баллов, что дает основание  для более детального изучения  интеллектуальной сферы ребенка  с целью выявления возможного  отставания в умственном развитии.

Однако следует подчеркнуть, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

Исследование проводилось  на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 Курганской области[13, c.54].

В исследовании принимали  участие ученики 2-го класса. Всего  обследовано 30 школьников в возрасте 7-8 лет.

Для диагностики были использованы следующие методики:

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты исследования креативности